Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы и перспективы погашения налоговой задолженности


Проблемы и перспективы погашения налоговой задолженности *


     -----
     *  Продолжение. Начало см. “Налоговый вестник”. 1998, № 9. C. 149

     

А.В. Смирнов,
советник налоговой службы 1 ранга,
Госналогслужба России

О.А. Смирнова

     В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” реструктуризации подлежит задолженность юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, имеющаяся у них по состоянию на 1 января 1998 года, путем предоставления юридическим лицам отсрочки и (или) рассрочки по уплате указанной задолженности по налогам и сборам до четырех лет, по пеням и штрафам - до десяти лет.
     
     Отсрочки и (или) рассрочки по уплате задолженности представляют собой изменение срока погашения организацией задолженности при наличии оснований, предусмотренных законодательством, и даются юридическим лицам при предоставлении учредителями, участниками или собственниками имущества юридического лица на условиях, установленных Правительством РФ, обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности юридического лица перед федеральным бюджетом, либо под залог имущества юридического лица, а также при условии своевременной и полной уплаты текущих платежей в течение всего срока отсрочки и (или) рассрочки.
     
     Данные условия законодательно закреплены в Правилах проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395.
     
     Согласно п. 2 названного постановления Правительства РФ решение о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном настоящим Постановлением, принимается Госналогслужбой России при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Данное положение значительно упрощает проведение реструктуризации, поскольку вся информация о предприятиях - недоимщиках находится прежде всего у налоговых органов и законные инструменты воздействия на недоимщиков - там же.
     
     Более того, Госналогслужба России вправе делегировать принятие решения о реструктуризации задолженности организации в порядке, предусмотренном указанным постановлением Правительства РФ, налоговому органу по месту ее регистрации в случае, если сумма задолженности такой организации по обязательным платежам в федеральный бюджет не превышает 20 млн. рублей.
     

     Необходимость участия Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению в виде дачи соответствующего заключения объясняется тем, что задолженность организаций, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), может быть реструктуризирована только при заключении этой организацией в установленном порядке мирового соглашения с ее конкурсными кредиторами на условиях, не дающих указанным кредиторам преимуществ по сравнению с условиями реструктуризации, предусмотренными Правилами проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395.
     
     В соответствии со ст. 120 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение, по своей сути являющееся списанием или отсрочкой задолженности.
     
     Согласно ст. 1, 2, 3,11, 30 данного Федерального закона госналогинспекции не относятся к конкурсным кредиторам и не могут участвовать в заключении мирового соглашения по вопросам, связанным с погашением задолженности по налогам и сборам или штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой налога или его отменой, а в отношении физических лиц также и смертью. Иные основания прекращения обязанности по уплате налогов и сборов, например, в результате заключения мирового соглашения, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Таким образом, мировое соглашение не может быть заключено по делам, возбужденным по иску государственной налоговой инспекции, являющейся единственным кредитором.
     
     По указанным причинам суммы задолженности по налогам и сборам или штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства Российской Федерации, не могут быть включены в условия мирового соглашения и в случае участия других кредиторов, то есть в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) по нескольким искам.
     

     В случае утверждения арбитражным судом мирового соглашения, условия которого касаются погашения недоимки по налогам, сборам и другим обязательным платежам, такое решение должно быть обжаловано в установленном законом порядке.
     
     В соответствии со ст. 127 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” мировое соглашение, содержащее условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов, может быть признано арбитражным судом недействительным.
     
     Предложения организаций - недоимщиков, решивших реструктуризировать свою задолженность, рассматриваются госналогинспекциями только при представлении ими заключенного в установленном порядке мирового соглашения.
     
     При определении размера задолженности, подлежащей реструктуризации, следует иметь в виду, что:
     
     1. Задолженность по уплате пени пересчитывается исходя из ставки в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
     
     В случае если при реструктуризации задолженности по обязательным платежам начисленные пени не были пересчитаны, организация имеет право после проведения такого пересчета на изменение условий реструктуризации задолженности по обязательным платежам.
     
     2. В задолженность по обязательным платежам не включаются:
     
     а) задолженность по пеням и штрафам предприятий и организаций-исполнителей государственного оборонного заказа 1994-1997 годов;
     
     б) задолженность предприятий и организаций-исполнителей государственного оборонного заказа по платежам в федеральный бюджет в сумме недополученных из федерального бюджета средств в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа;
     
     в) действующие отсрочки (рассрочки) платежей в федеральный бюджет, в том числе в виде инвестиционного налогового кредита, предоставленные организациям ранее.
     
     Дело в том, что согласно ст. 24 Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” с предприятий и организаций - исполнителей государственного оборонного заказа 1994-1997 годов, имеющих задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам, начисленным за несоблюдение сроков уплаты указанных обязательных платежей, образовавшуюся по состоянию на 1 января 1998 года в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа (работ), включая работы по поддержанию мобилизационных мощностей, произведенные в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), начисленные пени и штрафы списываются в доле, эквивалентной удельному весу ежегодных установленных объемов указанного заказа в общем объеме производства продукции (работ) соответствующих лет. Списание производится госналогинспекциями и государственными внебюджетными фондами при подтверждении государственными заказчиками наличия задолженности по государственному оборонному заказу (работам).
     
     Задолженность же этих организаций по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет списывается в соответствии с частью восьмой ст. 24 названного Федерального закона в сумме недополученных средств из федерального бюджета в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа (работ), включая работы по поддержанию мобилизационных мощностей, с одновременным списанием задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям-исполнителям государственного оборонного заказа (работ) на указанную сумму.
     

     В части сумм задолженности по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет, а также штрафам и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства Российской Федерации, по которым были предоставлены отсрочки (рассрочки) платежей в федеральный бюджет, в том числе в виде инвестиционного налогового кредита, предоставленного организациям ранее, следует учитывать, что принимаются во внимание только отсрочки (рассрочки), действующие на 30 марта 1998 года, день официального опубликования полной редакции Федерального закона от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год”.
     
     При исключении из суммы реструктуризируемой задолженности сумм, по которым был предоставлен инвестиционный налоговый кредит, следует иметь в виду, что инвестиционный налоговый кредит представляет из себя отсрочку налогового платежа на кредитной возвратной основе.
     
     В отличие от отсрочек и рассрочек налоговых платежей, предоставляемых финансовыми органами в соответствии с Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и представлявшихся согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней”, инвестиционный налоговый кредит предоставляется органами государственной власти или налоговыми органами по согласованию с финансовыми органами только предприятиям, только при наличии конкретных условий, указанных в Законе РФ от 20.12.91 N 2071-1 “Об инвестиционном налоговом кредите”, и является целевой отсрочкой. Кроме того, кредитное соглашение, заключаемое для получения инвестиционного налогового кредита, может предусматривать установление кредитных процентов, что исключено при предоставлении отсрочек и рассрочек финансовыми органами.
     
     В соответствии с Законом РФ от 20.12.91 N 2071-1 “Об инвестиционном налоговом кредите” инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен в следующих формах.
     
     1. Уменьшение суммы налогового платежа на 10 и более процентов от цен закупленного и введенного в действие оборудования, используемого непосредственно и полностью для замены ранее импортированного оборудования, проведения научно - исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе для продажи результатов этих работ, защиты окружающей среды от загрязнения отходами; закупленного и введенного в действие вышеуказанного оборудования со сроком службы более восьми лет (в рамках проводимой предприятием амортизационной политики); закупленных и введенных в действие автоматических линий и автоматизированных участков, управляемых ЭВМ; оборудования для создания рабочих мест инвалидов.
     
     Госналогинспекции имеют право увеличить этот процент в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, но так, чтобы это не повлекло уменьшения суммы налога на доход (прибыль), фактически полученного в календарном году, более чем на 50 %.
     

     При соблюдении таких условий инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен предприятиям со среднесписочной численностью работающих:
     
     - в промышленности и строительстве - до 200 человек;
     
     - в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
     
     - в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;
     
     - в отраслях непроизводственной сферы и розничной торговли - до 15 человек.
     
     Для определения наличия у предприятия права на налоговый кредит в среднесписочную численность включаются работники, состоящие в штате предприятия, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате предприятия (выполняющие работы по договору подряда и другим подобным договорам).
     
     Ценой оборудования в данном случае считается цена приобретения, а при товарообменных операциях - рыночная (биржевая) цена на это (или аналогичное) оборудование, действовавшая на момент исполнения сделки.
     
     Уменьшение сумм производится путем уменьшения авансовых платежей, рассчитанных в соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N  2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” на календарный год.
     
     2. Компенсация платежей по процентам, начисляемым на сумму кредита, предоставленного банковским или кредитным учреждением.
     
     Для получения инвестиционного налогового кредита в такой форме необходимо, чтобы:
     
     а) предприятие было приватизированным;
     
     б) банковский кредит предоставлялся товариществу, образованному членами трудового коллектива для выкупа всего или части имущества этого предприятия;
     
     в) в указанное товарищество входило более половины от общего числа работников этого предприятия.
     
     При соблюдении таких условий инвестиционный налоговый кредит предоставляется путем уменьшения суммы налоговых платежей, рассчитанных в соответствии с Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” на сумму, исчисленную по процентам за полученный кредит. Исчисленная сумма не должна уменьшать сумму налогового платежа более чем на 50 %.
     
     Сумма, исчисленная по процентам за банковский кредит, распределяется по квартальным налоговым платежам в равных долях, но не более 1/20 этой суммы на один квартал.
     

     3. Целевая налоговая льгота.
     
     Целевая налоговая льгота предоставляется налогоплательщикам в порядке и на условиях, установленных Законом РФ от 20.12.91 N 2071-1 “Об инвестиционном налоговом кредите” и, таким образом, является одним из способов предоставления инвестиционного налогового кредита.
     
     Кроме того, налогоплательщик, претендующий на такую льготу, должен выполнять особо важные заказы по социально-экономическому развитию или предоставлять особо важные услуги населению региона.
     
     Инвестиционный налоговый кредит в виде целевой налоговой льготы предоставляется в пределах налоговых сумм, зачисляемых в местные бюджеты, путем предоставления предприятию налоговых льгот, предусмотренных ст. 10 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     Для получения инвестиционного налогового кредита организация заключает кредитное соглашение (примерная форма приложена к инструкции Госналогслужбы России от 28.04.92 N 12 “Об инвестиционном налоговом кредите”) с госналогинспекцией или с местным органом исполнительной власти по месту своей регистрации. Если организация получает налоговый кредит путем предоставления ей целевой налоговой льготы, кредитное соглашение обязательно утверждается при рассмотрении местного бюджета.
     
     На сумму кредита устанавливается процент не более сложного процента инфляции, признаваемого в качестве официального индекса инфляции Правительством РФ, исчисляемого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.96 N 315 “Об утверждении порядка исчисления индекса инфляции, применяемого для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли” и в хозяйственной деятельности обычно используемого при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения *1.
     
     -----
     *1 Согласно сообщению Государственного комитета РФ по статистике, опубликованному в “Российской газете” от 22.04.98 N 78, в I квартале 1998 года индекс инфляции составил 102,5%

     
     Предприятие начинает возвращать сумму кредита не ранее чем через два года после даты подписания соглашения (приватизированные предприятия - не ранее чем через пять лет) и полностью погашает не ранее чем через пять лет. Конкретный срок устанавливается кредитным соглашением.
     
     Контроль за полнотой, правильностью и своевременностью возврата кредита осуществляется госналогинспекцией по месту регистрации организации, получившей инвестиционный налоговый кредит.
     

     В случае просрочки погашения кредита предприятие выплачивает сверх остатка задолженности пеню в размере 0,2 % за каждый день просрочки, начиная с установленного срока погашения, а в случае нарушения предприятием налогового соглашения о предоставлении целевой налоговой льготы, вся сумма, причитавшаяся к уплате в бюджет при отсутствии такого соглашения, а также 25 % от этой суммы в виде штрафа взыскиваются с него в соответствующий местный бюджет. Данное решение принимается органом исполнительной власти, заключившим соглашение.
     
     Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, не вправе требовать отсрочки начала возврата кредита более чем на три года с даты заключения соглашения.
     
     Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе предоставлять предприятиям инвестиционный налоговый кредит в иных случаях и на иных условиях, не предусмотренных Законом РФ от 20.12.91 № 2071-1 “Об инвестиционном налоговом кредите”.
     
     Согласно п. 14 Правил проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом”, организация самостоятельно принимает решение о необходимости реструктуризировать свою задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафам и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства Российской Федерации. Указанным постановлением Правительства РФ и другими актами законодательства Российской Федерации не предусмотрена какая-либо прямая ответственность организаций и их должностных лиц или руководителей за уклонение от реструктуризации налоговой задолженности.
     
     В то же время не следует забывать, что в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом” ФСДН России поручено предпринять необходимые действия по возбуждению в арбитражном суде дел о несостоятельности (банкротстве) в отношении организаций, не погасивших, либо не реструктуризировавших до 1 января 1999 года задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет, имеющуюся у них по состоянию на 1 января 1998 года.
     
     Таким образом, реструктуризация задолженности проводится добровольно - принудительно.
     

     Единственным требованием к юридическим лицам, решившим реструктуризировать свою задолженность по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет, является способность предоставить обеспечение, достаточное для покрытия задолженности. В соответствии с п. 3 Правил проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395, предъявление иных требований при принятии решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам не допускается.
     
     Предоставляемое обеспечение должно быть достаточным для покрытия всей имеющейся задолженности по обязательным платежам. Учитывая, что частью десятой ст. 24 Федерального закона от 26.03.98 года N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять аналогичные решения по вопросу реструктуризации задолженности по налогам и другим обязательным платежам в части средств, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, может возникнуть ситуация, когда организация - недоимщик решит реструктуризировать свою задолженность на местном (субъектном) уровне одновременно с реструктуризацией федеральной задолженности.
     
     В соответствии с п. 9 Правил проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом одновременная реструктуризация задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней может быть осуществлена при наличии достаточного обеспечения суммарной задолженности этой организации перед соответствующими бюджетами.
     
     Оценка обеспечения производится независимым оценщиком. Право выбора исключительно госналогинспекции или организации-недоимщику, решившей реструктуризировать свою задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, не предоставлено. Поэтому представляется логичным наличие согласия обеих сторон с кандидатурой оценщика.
     
     Держателем обеспечения является Российский фонд федерального имущества.
     

     Согласно п. 8 Правил проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом в качестве обеспечения, предоставляемого при реструктуризации задолженности по обязательным платежам, могут выступать:
     
     передаваемое в залог имущество организации (ее учредителей, участников или собственников);
     
     банковские гарантии, предоставляемые в установленном порядке.
     

( Продолжение следует )