Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 № 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами” (краткий комментарий)


Инструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46
“О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”
(краткий комментарий)

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга,
Госналогслужба России
     

     Иструкция Госналогслужбы России от 12.08.98 N 46 “О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами”, зарегистрированная в Минюсте России 01.09.98 N 1599 (далее по тексту - Инструкция) *1, издана на основании нескольких законодательных актов и постановлений Правительства РФ и, в первую очередь, во исполнение Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами”, постановления Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам”, а также отдельных положений Водного кодекса Российской Федерации.     
     
     -----
     *1 Данная Инструкция будет опубликована в “Налоговом вестнике” № 11


     Таким образом, Инструкция включает значительное число правовых норм, содержащихся именно в этих нормативных актах.
     
     В частности, порядок определения плательщиков, объектов платы, распределения платежей между бюджетами разного уровня основывается на нормах Закона “О плате за пользование водными объектами”, а применение различных терминов и понятий в сфере пользования этими ресурсами увязано в основном с Водным кодексом Российской Федерации.
     
     Кроме того, в Инструкцию включены положения из других нормативных актов, так или иначе связанных с осуществлением контроля государственных органов за состоянием водных объектов, установлением лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), контроля за достоверностью исходных данных расчетов платы, в том числе условий, устанавливающих размер и порядок внесения платы, и т.п.
     
     Указанные нормы введены в Инструкцию на основании постановлений Правительства РФ от 14.03.97 N 307 “Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов”; от 03.04.97 N 383 “Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии”; от 16.06.97 N 716 “Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов”.
     
     В Инструкцию включены следующие разделы:
     
     I. Плательщики.
     
     II. Объект платы.
     
     III. Платежная база.
     
     IV. Ставки платы.
     
     V. Льготы по плате.
     
     VI. Порядок определения суммы платы, ее отнесение и сроки уплаты.
     
     VII. Порядок зачисления платы.
     
     VIII. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов.
     
     В Разделе I определено, что плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно осущест-вляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     
     Далее указывается, какие организации должны вносить платежи при заборе воды из поверхностных водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод; при сбросе сточных вод; при пользовании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод.
     

     Следует иметь в виду, что перечень организаций, указанный в этом разделе, не является исчерпывающим.
     
     В этом же разделе указана категория пользователей водными объектами, которые не являются плательщиками. К ним отнесены пользователи обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), не включенными в реестр водных объектов, осуществляющие пользование, не подлежащее лицензированию. По таким обособленным водным объектам должна производиться только плата за землю.
     
     Кроме того, здесь же изложен порядок платы за водные объекты, находящиеся в особом пользовании по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов России.
     
     В Разделе II определены объекты платы за пользование поверхностными водными объектами, внутренними морскими водами, территориальным морем Российской Федерации, с применением сооружений, технических средств или устройств (в зависимости от цели пользования).
     
     К указанным целям отнесены: осуществление забора воды для ее использования в производственном, технологическом процессе и для собственных нужд, хозяйственно-питьевых и бытовых нужд; удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде; использование акватории водных объектов для лесосплава (осуществляемого без применения судовой тяги), для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, для проведения буровых, изыскательских, строительных, ремонтных и иных работ; осуществление сброса сточных вод, попадающих в водные объекты, от результата производственной и иной деятельности: дренажных, шахтных, карьерных вод (при концентрации вредных веществ в них выше, чем в водоприемнике); хозяйственно-бытовых стоков; сточных вод после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, для полива орошаемых земель.
     
     В этом же разделе дан исчерпывающий перечень видов пользования водными объектами, не являющими объектом платы.
     
     К ним, в частности, отнесены забор воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; для орошения земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственными организациями, крестьянскими, фермерскими хозяйствами); для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; для санитарных, экологических и судоходных пропусков; размещения плавательных средств, сооружений, установок и оборудования для охраны вод и водных биологических ресурсов; проведения государственного мониторинга водных объектов и некоторые другие виды пользования.
     
     В Разделе III дано определение платежной базы также в зависимости от вида пользования водными объектами. Это может быть непосредственно объем воды, забранной из водного объекта; объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды; площадь акватории используемых водных объектов; объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.
     

     В Разделе IV определен порядок применения ставок платы, утвержденных Федеральным законом от 06.05.98 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами” и постановлением Правительства РФ от 22.07.98 N 818 “Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам”. В этом разделе указано, что на региональном уровне ставки платы должны устанавливаться законодательными (представительными) органами субъектов России по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов.
     
     При этом ставки, утвержденные указанным выше постановлением Правительства РФ, приведены в приложении № 1 к этой Инструкции.
     
     Кроме того, в этом разделе Инструкции определены случаи, когда уже установленные ставки платы для плательщика увеличиваются в пять раз. К указанным случаям относятся забор воды (кроме забора для водоснабжения населения) и сброс сточных вод сверх установленных лимитов, а также пользование водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения).
     
     В Разделе V определено, что законодательные (представительные) органы субъектов Федерации могут устанавливать льготы по плате для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта.
     
     В Разделе VI подробно расписан порядок определения суммы платы при заборе воды и (или) сбросе сточных вод в пределах установленных лимитов (по плательщикам, осуществляемым тот или иной вид пользования, например, для осуществления эксплуатации объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения); при заборе воды и (или) сбросе сточных вод сверх установленных лимитов; при пользовании водными объектами без изъятия водных ресурсов (например, при лесосплаве, добыче полезных ископаемых) и других случаях.
     
     В целом данный раздел Инструкции является самым объемным (содержит 13 пунктов и подпунктов), так как в нем изложены не только методы определения суммы платы, исходя из различных видов пользования, но и правила представления в налоговые органы необходимых документов о качестве сбрасываемых вод по сравнению с качеством воды в водоприемнике; указан механизм установления лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения); определены сроки внесения плательщиком платы для предпринимателей, малых предприятий и остальных плательщиков; изложены правила оформления налоговой декларации (ее форма приведена в приложении № 2 к Инструкции), порядок ведения карточек лицевых счетов налоговыми органами и другое.
     
     В Разделе VII излагается порядок зачисления платы в бюджеты разного уровня. Предусмотрено, что в федеральный бюджет поступает 40 процентов, а в бюджет субъекта Федерации (на территории которого находятся водные объекты) - 60 процентов указанной платы.
     

     Здесь же предусмотрен механизм взимания и распределения платы при пользовании водными объектами, расположенными на территории двух или более субъектов Федерации. Кроме того, указано, что законодательные (представительные) органы субъектов России вправе принимать решения о зачислении в местные бюджеты всей суммы платы или ее части, поступающей в их бюджеты.
     
     В следующем номере предполагается опубликовать более обширный комментарий специалистов Госналогслужбы России к данной Инструкции, включая, в частности, анализ определенных отличий в правовых нормах, установленных разными законодательными актами, но регулирующих одни и те же вопросы (например, Водным кодексом РФ и Законом “О плате за пользование водными объектами”), и соответственно, обоснованность включения той или иной нормы этих законов в Инструкцию. Будет подробно рассмотрен порядок расчета сумм платежей по видам пользования водными объектами и сам механизм их взимания, указаны особенности в оформлении лицензий на право пользования водными объектами, иных документов, необходимых для получения льгот по этим платежам, а также отражены другие вопросы, связанные с введением в действие указанной Инструкции.