Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы теневой экономики (по данным российской и зарубежной прессы)


Проблемы теневой экономики
(по данным российской и зарубежной прессы)

     
     Россия переживает сложный период своей истории, характеризуемый небывалым по масштабам процессом коренного реформирования политической и экономической системы. Достигнуты вполне реальные результаты экономического реформирования: практически сформированы рыночная инфраструктура и рыночные механизмы стимулирования производства, изжито в экономической жизни такое явление, как товарный дефицит, постоянно обеспечивается положительное сальдо внешней торговли.
     
     Вместе с тем формирование рыночного хозяйства вызвало к жизни ряд негативных явлений и процессов. Одним из них является развитие до крайне больших масштабов теневой экономической деятельности, влияние которой на экономику страны постоянно усиливается.
     
     Теневая экономика включает весьма многообразные виды экономической деятельности, оказывающие совершенно различное воздействие на экономику страны и на ее экономическую безопасность.
     
     Главными и наиболее типичными видами теневой экономической деятельности являются следующие три блока:
     
     - законная деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать.
     
     - законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть теневой экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды;
     
     - нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.
     

     Госкомстат России учитывает в своих расчетах только два первых вида теневой экономики, то есть деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть теневой экономики можно называть неформальной экономикой.
     
     Параметры неформальной экономики были определены при расчете системы национальных счетов (СНС) за 1995 год. Параметры неформальной экономики на тот момент выглядели следующим образом:
     

Досчеты в ВВП, относящиеся к неформальной экономике

     


 

Удельный вес части, относящейся к неформальному сектору в показателе (%)

Удельный вес досчета в ВВП (%)

Содержание показателя

Расчет ВВП производственным методом

Всего


 

22


 

Промышленность

11

4

Досчет на скрываемое производство

Строительство

8

1

Досчеты на неучтенный круг,
на строительство дач и гаражей

Сельское хозяйство

46

4

Индивидуальное производство населения

Торговля, включая внешнюю

63

10

Продажи на вещевых и смешанных рынках

Транспорт и связь

9

1

Досчеты на неучтенный круг

Другие отрасли


 

2

Рыночные услуги населению, операции
с недвижимым имуществом, жилищное хозяйство и др.

Расчет ВВП методом доходов

Всего


 

20


 

Смешанный доход

100

9

Доход индивидуальных предпринимателей и неформальных предприятий

Скрытый доход

100

11

Скрытая оплата труда и другие скрытые доходы, получаемые домашними хозяйствами

     
     Структура отраслевого распределения нарушений налогового законодательства в крупных и особо крупных размерах по отраслям за 1995-1997 годы (1997 год - I полугодие) представлена ниже:     


Отрасль

Нарушения
(в процентах)

Всего

100

Металлургия

0,8

Машиностроение и металлообработка

2,4

Транспорт

3,6

Топливо -энергетический комплекс

3,6

Банки и кредитные учреждения

4,1

Пищевая промышленность ( включая производство алкогольной продукции )

4,9

Строительство

11,6

Торговля

36,4

Прочие

32,6

          
     Используемая при оперативных (месячных) расчетах информационная база не позволяет с достаточной степенью точности определить параметры неформальной экономики. По косвенным данным можно предположить, что удельный вес неформального сектора с 1995 года несколько возрос и достиг 23-25 % ВВП, причем наиболее заметно этот показатель рос во второй половине прошлого года. В последние месяцы сколько-нибудь существенного роста доли неформального сектора не наблюдается. В развитых странах эта часть теневой экономики обычно оценивается в 10-15 %, хотя разные методы дают большой разброс в величине этого параметра.
     
     Вместе с тем можно назвать достаточно большое число операций с финансовыми и нефинансовыми активами, которые не увеличивают ВВП, но являются по своей сути экономическими. Это - криминальные действия, не связанные с производством любых товаров и услуг, но ведущие к перераспределению национального богатства. Как правило, эти действия не являются добровольными со стороны одного из участников операции. К этой группе операций относятся воровство, грабежи, мошенничество. Эти операции не учитываются Госкомстатом России при расчете объема макроэкономических показателей, так как не влияют на величину ВВП. Но нет оснований не включать их в состав теневой экономики. Эту часть теневой экономики следует называть незаконной экономикой.
     
     По мнению некоторых авторов публикаций на эту тему, теневая экономика составляет порядка 40-45 % к ВВП.
     

     Применительно к неформальной экономике стоит задача “ее вывода из тени” путем создания экономических условий, делающих более выгодным и надежным заниматься официально зарегистрированной экономической деятельностью.
     
     Применительно к незаконной деятельности необходимо, во-первых, ликвидировать экономические условия, позволяющие и стимулирующие незаконную деятельность, и, во-вторых, выявить ее правоохранительными органами и пресечь.
     
     Условия для теневой экономики формируются общим состоянием экономики. Инфляция, нарушение хозяйственных связей, кризис платежеспособности, возможность получать доходы от спекулятивных операций на финансовых рынках привели к созданию условий для развития теневой, в том числе криминальной экономики.
     
     Большое внимание проблемам теневой экономики уделяется и в зарубежных странах. При этом применяется множество различных методов количественной оценки масштабов теневой экономики (выборочные обследования, результаты проверок налоговых и других органов на основе расхождений в официальной статистике между данными по производству и по потреблению, на основе разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным другими способами, монетарные методы, реконструирующие размеры теневой экономики по следам, которая та оставляет в денежной и ряде других сфер).
     
     В результате применения различных методов были получены и публиковались следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии - от 4 до 9 %, по Бельгии - от 2 до 20 %, по Франции - от 6 до 9 %, по ФРГ - от 3 до 15 %, по Великобритании - от 2 до 8 %, по США - от 4 до 30 %.
     
     В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие.
     
     1. Хозяйствующие субъекты имеют свободный доступ к наличным деньгам в условиях отсутствия контроля за использованием денежных средств клиента.
     
     2. До настоящего времени отсутствуют меры финансовой и административной ответственности за нарушения предприятиями, организациями и учреждениями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, включая ответственность:
     

     за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими юридическими лицами сверх установленного в Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в двустороннем порядке;
     
     за несоблюдение согласованных с кредитной организацией условий расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег, а также их использования без согласования с обслуживающим банком;
     
     за препятствование предприятиями проведению проверок кредитными организациями соблюдения установленных условий работы с денежной наличностью;
     
     за ненадлежащее оформление и ведение первичных бухгалтерских документов по учету кассовых операций и (или) их отсутствие.
     
     3. Предприятия и организации имеют возможность открывать множество счетов в банках (расчетные, текущие, бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие), что создает дополнительную возможность нарушения очередности платежей.
     
     4. Существуют широкие возможности эмиссии денежных суррогатов, в частности долговых обязательств.
     
     5. Отсутствуют законодательные акты, создающие правовую основу для функционирования экономически эффективных механизмов залога земли и объектов недвижимости, принимаемых в обеспечение банковских кредитов.
     
     6. Недостаточно разработаны правовые механизмы организации и проведения расчетов в условиях электронных платежных систем.
     
     7. Отсутствует единая база данных о юридических и физических лицах, причастных к совершению экономических преступлений или правонарушений.
     
     8. В значительной степени не регламентировано обращение капиталов внутри финансово-промышленных групп.
     
     Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.
     
     Более 2/3 всех выявленных за последнее время органами ВЭК России нарушений валютного законодательства являются следствием неудовлетворительного или недобросовестного осуществления коммерческими банками функций агентов валютного контроля. Причем почти треть всех выявленных нарушений действующего законодательства приходится на неполноту и искажения банковского учета и отчетности по валютным операциям, а одна пятая обусловлена осуществлением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений (лицензий) Банка России.
     

     Следует отметить, что Банк России, последовательно реализуя свои законодательно установленные функции, такие как банковский надзор, валютное регулирование, валютный надзор и др., активно противодействует развитию теневой экономики в финансовой и банковской сфере.
     
     Банк России принимает непосредственное участие в работе над рядом законопроектов в этой сфере. Так, были подготовлены и направлены в Государственную Думу предложения, регламентирующие деятельность банков и кредитных организаций. Одновременно Банк России начал проводить работу, направленную на предупреждение проникновения преступных капиталов в банковскую систему страны. В частности были подготовлены “Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации”. В указанном документе особое внимание уделено основным принципам, определяющим работу банка при установлении с клиентом договорных отношений и расчетно-кассовом обслуживании. В нем также определен перечень подозрительных и требующих повышенного внимания со стороны банка операций, в том числе операций с денежными средствами в наличной форме.
     
     В целях защиты интересов инвесторов, банков и их клиентов и в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом “О рынке ценных бумаг” Банк России приказом от 28.08.97 N 02-372 утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках”. Его действие распространяется на коммерческие банки и небанковские кредитные организации - профессиональные участники финансовых рынков.
     
     Вместе с тем возникает необходимость в принятии ряда других законодательных актов, препятствующих развитию теневой экономики в финансовой и банковской сфере.
     
     Теневая экономика активно внедряется в сферу внешнеэкономической деятельности.
     
     В стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого) обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и интеллектуальных ресурсов.
     
     Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы. Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.
     
     Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.
     

     Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках,  иностранных партнеров, совместных или оффшорных компаний.
     
     Так, по данным Российского торгпредства в США при общем объеме экспорта за 1994-1995 года в 1,4 млрд долларов потери валютной выручки от необоснованного занижения ценовых, количественных и качественных параметров внешнеторговых контрактов составляли 230 млн долларов, или 16,4 %. По оценке ВЭК России ежегодный ущерб, причиняемый государству от занижения контрактных цен экспортируемых из Российской Федерации одних только лесоматериалов, нефти и нефтепродуктов, достигает 1,2-1,6 млрд долларов.
     
     Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных характеристик ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компенсации для России.
     
     За последнее время в сфере ТЭК органами валютного контроля проведено 23 проверки соблюдения установленных законодательством сроков поступления валютных средств. Общий объем контрактной стоимости поставляемых на экспорт нефтепродуктов, оборудования для их переработки и других ресурсов составил 283,8 млн долларов. Причем невозврат валютной выручки в установленные сроки превысил 70 млн долларов. Сумма предъявленных штрафных санкций составила 2,3 млрд рублей и 1,7 млн долларов, в том числе взыскано в пользу бюджета 707,4 млн рублей и 1,4 млн долларов. Наиболее значительное непоступление валютных средств в предусмотренные законодательством сроки по данным ГТК России имеет место по поставкам природного газа, чугуна, проката, лома и отходов черных металлов, цветным и редкоземельным металлам, нефтепродуктам и сырой нефти, включая газовый конденсат.
     
     Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых “челноков”.
     

     На долю неорганизованой торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран СНГ составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских “челноков”. Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.
     
     Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья.
     
     Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые “толлинговые” операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин. Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж. Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.
     
     Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации.
     
     О масштабах незаконных действий участников внешнеэкономической деятельности свидетельствует хотя бы тот факт, что если за 1995 год таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 87,8 тысяч административных и уголовных дел, то в 1996 году этот показатель составил 164 тысячи дел (увеличение - 88 %). Общая сумма наложенных взысканий, конфискованных товаров и ценностей в 1996 году составила 5,1 трлн руб.
     
     По расчетным данным при экспорте товаров наибольший экономический ущерб государству причинялся за счет перепатриации валютной выручки и равнялся 20 % стоимости охваченных контролем экспортных сделок, что в стоимостном выражении составляет до 3 млрд долларов США. Неохваченные валютным контролем внешнеэкономические сделки имеют латентность совершенных правонарушений порядка 16 % (стоимостное выражение - до 4,5 млрд долларов США).
     

     Оценка объемов импорта при рассмотрении его удельных составляющих до и после отмены большинства льгот показывает, что ожидаемым эффектом такой отмены должно было стать сокращение объемов ввоза товаров на 10 %. При этом, однако, внутреннее потребление не сократилось и скачка цен на потребительские импортные товары не произошло, что свидетельствует о перемещении значительной части импорта в теневой сектор. Соответствующие досчеты на латентность правонарушений при импорте показывают, что стоимостное выражение теневой составляющей при импорте достигает в 1996 году 8 млрд долларов США.
     
     Из приведенных данных видно, что стоимостное выражение теневой составляющей в сфере ВЭД оценивается в 15,5 млрд долларов США.
     
     Следует отметить, что за последние три года, особенно после введения с 1 января 1994 года таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров с таможенной территории России, положение дел в этой области заметно улучшилось. Величина необоснованных непоступлений валютной выручки сократилась примерно с 40 % в 1992-1993 годах до 9 % в 1995 году и до 7 % - в 1996 году. Однако абсолютные масштабы теневой экономики в сфере ВЭД, как было указано выше, все еще достаточно велики, что требует осуществления дополнительных мер по ее сокращению.
     
     На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах.
     
     Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники (“однодневки”) с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.
     
     Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода.
     

     Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения. Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги. Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.
     
     Другой, не менее опасной для социально-экономического развития страны проблемой является фиксируемая правоохранительными органами тенденция криминализации системы пенсионного обеспечения. Финансовые злоупотребления в этой сфере стали носить массовый характер, прежде всего в виде незаконного обналичивания денежных средств и практически повсеместного ухода негосударственных пенсионных фондов от налогообложения. Просматривается опасность создания новых мощных финансовых пирамид. Для мировой практики - проблема, в общем, не нова, а способы ее разрешения за счет введения специализированного депозитарного обслуживания и создания управляющей компании достаточно хорошо известны.
     
     Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с “чистым криминалом” - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по “легализации” части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.
     
     Основными причинами ухода малых предприятий в “теневую экономику” являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота).
     
     Субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономике, могут быть разделены на три группы:
     

     1 группа - сугубо криминальные малые предприятия, изначально создаваемые с преступными целями (мошенничество, отмывание денег, незаконная предпринимательская деятельность). Они формируют своеобразный каркас теневой экономики в сфере малого предпринимательства и обладают достаточно мощными ресурсами, силой и влиянием.
     
     2 группа - теневики-хозяйственники, в значительной степени находящиеся в тени, поскольку выход в легальную экономику обернется для них существенной потерей доходов либо закрытием своего дела. Они во многом дополняют каркас, созданный группой 1, однако в перспективе это возможная основа среднего класса.
     
     3 группа - предприниматели без образования юридического лица и наемные работники - своего рода “солдаты” теневой экономики. Значительную часть этой группы составляют лица, для которых нерегистрируемая деятельность является вынужденной.
     
     Особые опасения вызывает криминальная деятельность в экономике. Сегодня имеются все предпосылки для углубления таких процессов, как слияние общеуголовной и экономической преступности, совершенствование организованности и профессионализма лиц, совершающих преступления, использование в преступной деятельности современных технических средств, особенно компьютеров, интеграция организованных преступных групп и служащих органов государственного управления.
     
     С 1993 года количество ежегодно выявляемых органами внутренних дел преступлений экономической направленности возросло в полтора раза (с 107 172 в 1993 году до 157 339 в 1996 году) при среднегодовом приросте в 12,5 %. Вместе с тем, учитывая высокую латентность указанных криминальных проявлений (по таким видам, как взяточничество, контрабанда, незаконное предпринимательство и др. она достигает 90 %), их реальные масштабы по оценкам специалистов как минимум в несколько раз выше. Каждое четвертое регистрируемое в экономике преступление относится к категории тяжких, причем наблюдается тенденция постоянного увеличения их доли.
     
     За последние годы особо активно преступная деятельность проявляется в ряде сфер. Одной из них является производство и реализация алкогольной продукции. Несмотря на принятые меры, положение в этой сфере не улучшается.
     
     Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется сокращением объемов собственного производства ликеро-водочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды.
     

     По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или “теневая” часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.
     
     Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 “Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции” предоставил право органам налоговой полиции наряду с органами МВД России, Госналог-службы России, Росалкогольмонополии, Минздрава России, Госкомстандарта России и ВЭС России осуществлять контроль за оборотом и право изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте, что позволило существенно повлиять на изменение сложившейся ситуации. Прежде всего стало возможным проведение широкомасштабных проверок торговых организаций, изъятие алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.08.96 N 946 “О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья” территориальными органами налоговой полиции в настоящее время в Российской Федерации организовано более 300 налоговых постов. За прошедший период налоговыми постами многих регионов проведена инвентаризация производственных и складских средств, определены объемы фактического производства и объемы отгруженного спирта. В целях организации контроля за операциями по производству и обороту спирта организован учет вывоза продукции.
     
     Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.
     
     Массовый контроль за поступлением и реализацией крупных партий алкогольной продукции, создание специальных постов и другие подобные меры носят в большей степени профилактический характер и вынуждают руководителей предприятий отражать в бухгалтерской отчетности сделки, попадающие в поле зрения налоговой полиции. Правонарушения выявляются, как правило, при оперативном сопровождении подобных мероприятий.
     
     В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.
     

     В то же время на рынке получило обращение большое количество поддельных марок, что сводит на нет усилия по контролю за количеством выпускаемой алкогольной продукции. Действия дельцов теневого бизнеса в сфере оборота алкогольной продукции становятся более изощренными. Согласно имеющейся информации на высоком полиграфическом уровне налажено подпольное изготовление акцизных марок в странах Балтии (Эстония, Литва) и в Финляндии, откуда марки доставляются производителям нелегальной алкогольной продукции в Москве и Санкт-Петербурге.
     
     Также весьма сильно криминализированным оказался процесс приватизации. Этому способствовали следующие факторы:
     
     - поспешность и неподготовленность большинства залоговых и других аукционов;
     
     - необеспеченность при проведении ряда аукционов необходимой конкурент-ности, в результате чего аукционы превращались в заранее обусловленный передел собственности;
     
     - занижение стоимости пакетов акций.
     
     По некоторым данным большинство экономических преступлений в этой области совершается с участием коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления.
     
     Прежде всего к такого рода экономическим преступлениям относятся: злоупотребление служебным положением и предоставленными полномочиями со стороны должностных лиц, умышленное занижение стоимости приватизируемых объектов, хищение финансовых средств, вырученных от продажи акций, укрытие полученных доходов от государственного налогообложения, должностные подлоги в ходе умышленного искажения фактических результатов, взяточничество в процессе приватизации жилого фонда и др.
     
     Имеют место правонарушения и со стороны покупателей акций. Это, прежде всего, невыполнение инвестиционных обязательств, представление фиктивных документов и др.
     
     В ходе реализации законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ по земельной реформе произошло расширение компетенции руководства районного и поселкового звена в вопросах землевладения, права собственности на землю и др. должностные лица в ряде случаев используют эти полномочия в своих корыстных интересах. Основными видами преступлений в вопросах землевладения, землепользования и распоряжения являются злоупотребление служебным положением и дача-получение взятки.
     
     К перечню условий и предметов преступных действий по земельным вопросам относятся:
     

     - получение юридическими и физическими лицами права на выделение земельного участка;
     
     - получение свидетельства на право собственности на землю, его регистрация;
     
     - получение права на пожизненно наследуемое владение или бессрочное пользование, аренду и выкуп участков в собственность;
     
     - расширение границ участков, наделов сверх предельных норм;
     
     - решение о выделении участков Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству вне компетенции своих ведомств, границ;
     
     - решение вопроса об изъятии земельного участка в соответствии с законодательством и другие.
     
     Все указанные решения, получение соответствующих документов, практические действия должностных лиц районов и поселков сопряжены с возможностью получения взяток как за неправомерное решение, так и за ускорение решения.
     
     Правонарушения затронули и такую сравнительно новую для России сферу деятельности, как страховое дело. К наиболее распространенным нарушениям законодательства здесь относятся осуществление нелицензированной деятельности, неправильное оформление договора страхования, неправильное установление страховых сумм, задержки принятия решения о возможности страховой выплаты. Особо опасными являются такие правонарушения как незаконные выплаты, выплаты по фальшивым свидетельствам, инсценирование страхового случая, завышение страховых сумм, финансовые операции, связанные с ложным банкротством.
     
     Особое место в перечне правонарушений на страховом рынке в последнее время приобретают махинации, связанные с деятельностью совместных предприятий или брокерских страховых компаний. По имеющимся данным лишь за текущий год через страховые и брокерские фирмы из России в иностранные банки переведено более 300 млн долларов США. По оценкам экспертов Росстрахнадзора до 90 % общей выручки брокерских и перестраховочных компаний остается за рубежом.
     
     Теневая экономика является питательной средой для развития коррупции.
     
     Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели.
     
     Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под “крышей” коммерческих организаций “перекачивают” государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.
     

     Учитывая это, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.
     
     По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики.
     
     При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета. Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов. Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней.
     
     Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.
     
     В 1995-1997 годах освобождены от занимаемых должностей ряд ответственных работников Генпрокуратуры, ФСНП, МВД, ГТК, Госналогслужбы, Минздрава, МВЭС, Минсотрудничества, Центробанка, бывших Минздравмедпрома и Роскомдрагмета, некоторых других ведомств. Всего за этот период возбуждены уголовные дела в отношении 1442 коррумпированных лиц, осуждено 474. По признакам коррупции проверялось в 1995 году 1948 лиц, возбуждено 766 уголовных дел, осуждено - 211; в 1996 году проверялось 2291 лицо, возбуждено 767 уголовных дел, осуждено - 263.
     
     В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латино - американскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету.