Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в исчислении налога на прибыль предприятий и организаций


Новое в исчислении налога на прибыль предприятий и организаций

     
 

В.В. Нарежный,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Изменения в налогообложении прибыли обусловлены      принятием в составе пакета законопроектов, направленных на стабилизацию социально - экономического положения в стране, Федерального закона от 31.07.98 N 141-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" (далее по тексту - Федеральный закон N 141-ФЗ) и Федерального закона от 31.07.98 N 143-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”"*1 (далее по тексту - Федеральный закон № 143-ФЗ).
     
     -----     
     *1 См. “Налоговый вестник”. 1998, № 9. С. 176, 177.
     
     В данной статье не анализируются новшества в налогообложении ценных бумаг, вводимые п. 1 ст. 2 Федерального закона N 141-ФЗ, поскольку это тема отдельного рассмотрения.
     
     Пункт 2 ст. 1 Федерального закона N 141-ФЗ вносит существенные изменения в п. 5 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятии и организации”.
     
     Сняты ограничения на реализацию продукции по ценам ниже фактической себестоимости. Ранее по предприятиям, осуществлявшим реализацию ниже фактической себестоимости, для целей налогообложения принималась рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации. Однако если рыночная цена была ниже фактической себестоимости, предприятие должно было уплачивать налоги, включая в расчет налогооблагаемой прибыли выручку от реализации, исчисленную исходя из фактической себестоимости продукции (работ, услуг). Иными словами, предприятие должно было уплачивать налоги, осуществив реализацию по рыночной цене, которая была ниже фактической стоимости, с суммы разницы между фактической себестоимостью и фактической ценой реализации.
     
     В результате вопрос о том, равнялась ли фактическая цена реализации рыночной цене, был не столь важен. Теперь для предприятий, осуществляющих реализацию ниже себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации. В свете этого положения проблема доказательства того факта, что цена реализации является рыночной ценой, приобретает особую важность. Большое значение получает в связи с этим Федеральный закон от 29.07.98 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. Однако все это не означает, что если рыночная цена окажется ниже фактической цены реализации продукции (работ, услуг), она будет принята для целей налогообложения. В этом случае принимается фактическая цена реализации.
     
     В соответствии со вторым абзацем п. 5 новой редакции Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций” при определении и признании рыночной цены продукции (работ, услуг) используются официальные источники о рыночных ценах на продукцию (работы, услуги) и биржевых котировках, информационная база органов государственной власти и органов местного самоуправления и информация, предоставляемая налоговым органам налогоплательщиками. При этом под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки.
     

     Таким образом, если по товарам, реализуемым через биржи, и широко распространенным видам продукции (работ, услуг), сведения о ценах на которые публикуются в официальных бюллетенях органов статистики, все более или менее ясно, то в отношении других, прежде всего уникальных товаров, не имеющих аналогов, вопрос остался открытым, поскольку в задачу оценщика в соответствии с вышеуказанным Законом входит только оценка продукции (работ, услуг), но не установление аналогов того или иного вида имущества.
     
     Вместе с тем не совсем ясно: кто и каким образом будет определять аналог той или иной продукции (работ, услуг), поскольку совершенно очевидно, что у налогоплательщика и налоговых инспекций могут быть диаметрально противоположные мнения на этот счет.
     
     Полностью исключено из новой редакции Закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций” вызывавшее большое количество споров и разбирательств вплоть до уровня Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации положение о необходимости применения цен, исчисленных исходя из максимальных цен реализации этой продукции в случае, если предприятие в течение 30 дней до реализации этой продукции по ценам, не превышающим фактическую себестоимость, реализовывало такую или аналогичную продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости.
     
     При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно теперь может быть принята для целей налогообложения выручка, исчисленная исходя из цены ее последней реализации в случае, если в месяц, предшествовавший данной операции, реализация такой или аналогичной продукции отсутствовала, в том числе при реализации ниже фактической себестоимости. Также при обмене вновь освоенной или приобретенной продукции принимается фактическая рыночная цена на аналогичную продукцию. Указанные выше сложности с определением аналога продукции (работ, услуг) в полной мере применимы и к ситуации, когда происходит обмен.
     
     Учитывая, что без изменений осталось положение об определении для целей налогообложения выручки от реализации при осуществлении обмена продукцией (работами, услугами) исходя из средней цены реализации такой или аналогичной продукции, рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка, остается актуальным вопрос о том, как производить расчет средней цены реализации продукции за месяц: включать туда реализацию только в данном регионе или же необходимо анализировать реализацию по всем регионам. Поскольку в отличие от понятия “рыночная цена”, которое понимается как рыночная цена, сложившаяся в определенном регионе, понятие “средняя цена” применительно к данному закону региональными рамками не ограничивается, очевидно, при отсутствии дальнейших разъяснений необходимо принимать во внимание, что при анализе реализации продукции в течение предшествующего месяца необходимо учитывать весь объем реализации данного вида продукции. При этом базисные условия поставки не учитываются.
     
     Федеральный закон N 143-ФЗ, вносящий изменения в Закон РФ “О налоге на прибыль предприятий и организации”, меняет порядок налогообложения организаций, осуществляющих деятельность в области игорного бизнеса. Внесение этих изменений обусловлено принятием Федерального закона от 31.07.98 N 142-ФЗ “О налоге на игорный бизнес” (далее по тексту - Федеральный Закон N 142-ФЗ).
     

     Ранее предприятия этой сферы деятельности уплачивали налог на доходы от казино, игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса (предпринимательская деятельность с использованием игровых автоматов и иных средств и оборудования с вещевым или денежным выигрышем) по ставке 90 %. Доходы от аренды и иные виды доходов облагались по ставке 70 %.
     
     Низкая эффективность существовавшей системы налогообложения предприятий сферы игорного бизнеса (чрезмерно высокая ставка налога по основному виду деятельности, слабая разработанность системы контроля за формированием расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и выручки от реализации продукции, необходимость производить расходы на оплату труда из прибыли, остающейся после уплаты налога на доход) обусловила массовые уклонения от уплаты налогов предприятиями этой сферы.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 143-ФЗ организации, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса, уплачивают налог на прибыль, полученную от иных видов деятельности. Такие организации должны в соответствии с п. 4 ст. 6 при наличии иных видов деятельности вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности.
     
     Поскольку п. 2 ст. 1 Федерального закона N 143-ФЗ установлено, что суммы доходов казино, игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, определяемые как разница между выручкой от реализации этих услуг и расходами (включая расходы на оплату труда на эти услуги), в целях налогообложения уменьшают налогооблагаемую прибыль, предприятия должны осуществлять раздельный учет расходов и по видам деятельности.
     
     Доходы от иных видов деятельности с момента вступления в действие вышеуказанных изменений облагаются по общим правилам и по общей ставке налога на прибыль.