Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика применения договора энергоснабжения


Практика применения договора энергоснабжения

     
     Д.А. Логунов,
аудитор Городского отделения МКПЦН
     
     Договор энергоснабжения является разновидностью договора      купли - продажи. В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) он выделен в отдельный вид договора, регулируемый параграфом 6 главы 30 ГК РФ.
     
     В соответствии с данным договором энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Нередко возникает вопрос о том, что следует понимать под понятием “энергоснабжающая организация”. Существует мнение, что под данное определение подпадают лишь производители энергии. В то же время представляется вполне обоснованным отнесение к энергоснабжающим организациям и тех структур, которые осуществляют передачу энергии потребителю. Законодатель дал определение понятия “энергоснабжающая организация” в Федеральном законе от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации”. К ним относятся “коммерческие организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии”.
     
     Следует отметить, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
     
     Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, соблюдая режим подачи, согласованный сторонами. Количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии определяется в соответствии с данными учета о фактическом потреблении.
     
     Данные положения имеют крайне важное значение, так как договор энергоснабжения считается незаключенным, если в нем отсутствует условие о количестве ежемесячно или ежеквартально поставляемой энергии.
     

     В этом случае хозяйствующий субъект не сможет предъявить требования к энергоснабжающей организации о взыскании предусмотренного сторонами в договоре штрафа за неподачу энергии. Иск будет не основателен в силу следующих причин. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
     
     В соответствии с договором купли-продажи, отдельным видом которого согласно п. 5 ст. 454 ГК РФ является договор энергоснабжения, условие о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном в договоре энергоснабжения.
     
     Если договор не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным (п. 2 ст. 465 ГК РФ).
     
     Если договор, на основании которого производился отпуск тепловой энергии, сведений о количестве ежемесячно и ежеквартально поставляемой энергии не содержал, он может быть признан незаключенным в судебном порядке.
     
     Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи не в обусловленном договором количестве (п. 2 ст. 541 ГК РФ). При этом ст. 14 Федерального закона от 03.04.96 N 28-ФЗ “Об энергосбережении” определила, что потребители энергетических ресурсов - юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в объеме, предусмотренном договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесенных указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению.
     
     Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Размер такой суммы определяется как действительная стоимость этого имущества на момент его приобретения. Потребитель должен также возместить убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость незамедлительно после того, как узнал о несостоятельности обогащения.
     
     Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
     

     Нередко между поставщиками и потребителями энергии возникают спорные ситуации, связанные с неоплатой полученной энергии. Нередко субъекты не платят за принятую энергию, мотивируя неплатежи сложным финансовым положением. В этом случае в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.09.92 N 1091 “О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса” энергоснабжающая организация вправе произвести взыскание задолженности за отпущенную тепловую энергию в безакцептном порядке.
     
     В аудиторской практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда юридическое лицо потребляет энергию, не производя оплату и не имея с поставщиком договорных отношений. Следует иметь в виду, что отсутствие  договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии.
     
     Так, энергоснабжающая организация обратилась к потребителю с требованием об оплате стоимости отпущенной энергии. Потребитель возражал против выдвигаемых требований, ссылаясь на то, что он не является потребителем тепловой энергии, о чем свидетельствует отсутствие у него договорных отношений с энергоснабжающей организацией. Потребитель является балансодержателем ряда объектов, которые потребляли тепловую энергию через установки ответчика, непосредственно присоединенные к сетям энергоснабжающей организации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 539 ГК РФ договор на снабжение теплоэнергией может быть заключен только с потребителем, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации. Если энергоснабжающая организация располагает доказательствами факта потребления тепловой энергии объектами, находящимися на балансе потребителя, требования поставщика энергии следует признать обоснованными.
     
     При изложенных обстоятельствах отсутствие письменного договора с владельцем тепловых сетей не освобождает хозяйствующий субъект от обязанности возместить стоимость энергии, потребленной указанными объектами.
     
     Встречаются ситуации, когда отказавшийся заключать договор потребитель, не желает удовлетворить требование энергоснабжающей организации об оплате, обосновывая свою позицию тем, что после отказа в оплате снабжение объектов потребителя энергией не прекратилось. По их мнению, раз энергоснабжающую организацию не устраивает такой порядок вещей, когда оплата отпускаемой энергии не производится, она должна прекратить энергоснабжение. Если же после отказа в оплате стоимости энергии организация не прекращает заведомо неоплачиваемую подачу энергии к объектам, данные действия являются односторонней инициативой и не должны оплачиваться потребителем. На этом основании дальнейшие требования и предъявление судебных исков неосновательны.
     

     Следует отметить, что указанную выше позицию не всегда можно признать обоснованной, в связи с тем, что Правительство РФ установило круг лиц, которым поставки энергии не подлежат ограничению или прекращению.
     
     В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17.06.98 N 601 “О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов” (с изменениями от 27.07.98), которым был утвержден Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению. В данный перечень включены:
     
     -  воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России;
     
     - объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
     
     - исправительно - трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы;
     
     - федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами;
     
     - объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ;
     
     - ВГТРК и иные предприятия, входящие в единый производственно-технологический комплекс государственных электронных средств массовой информации.
     
     Следует обратить особое внимание на некоторые изменения, произошедшие в Перечне. Безусловно, новый Перечень стал более узким по сравнению со старым, введенным постановлением Правительства РФ от 28.01.97 N 74 “Об утверждении перечня стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат ограничению или прекращению” (с изменениями от 27.07.98 )
     
     Во-первых, из Перечня исчез целый ряд ранее защищенных законодательством категорий:
     
     - объекты ГТК России;
     
     - системы, обеспечивающие противопожарную безопасность и сигнализацию;
     
     - объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
     
     Во-вторых, некоторые пункты Перечня стали более узкими. Так, в настоящее время под действие данного постановления подпадают только объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов, выполняющие государственный оборонный заказ лишь с непрерывным технологическим процессом.
     

     Кроме того, постановлением Правительства РФ от 27.07.98 N 844 данный Перечень дополнился последним абзацем.
     
     В случае если энергоснабжающая организация обратится в арбитражный суд с иском о взыскании с юридического лица, включенного в вышеназванный перечень, суммы, составляющей стоимость потребленной энергии, и процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ, то она получит отказ.
     
     В соответствии с п. 5. постановления Правительства РФ от 08.04.94 N 307 “О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за своевременное проведение расчетов за топливно - энергетические ресурсы” при заключении договоров поставки рекомендовано предусматривать право продавцов топливно - энергетических ресурсов на безакцептное списание средств со счетов покупателей за поставленные (отпущенные) им топливно - энергетические ресурсы.
     
     Следует также обратить внимание на факт отмены пунктов 1-4 постановления Правительства РФ от 08.04.94 N 307 “О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за своевременное проведение расчетов за топливно-энергетические ресурсы”.
     
     Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 N 1 (в ред. от 17.07.98 N 789) был утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
     
     Следует отметить, что указанный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
     
     Согласно п. 3 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов. Таким образом, с выходом в свет постановления Правительства РФ от 17.07.98 N 789 срок, после которого происходит предупреждение потребителя о возможности применения соответствующих мер, оказался сокращен вдвое.
     
     При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя за сутки до введения ограничения.
     

     Ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов производится:
     
     организацией - потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов;
     
     энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.
     
     Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и принятия организацией-потребителем соответствующих мер.
     
     Согласно п. 4, если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организация - потребитель не погасит образовавшуюся задолженность, энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе полностью прекратить подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что срок погашения задолженности, по истечение которого подача энергии может быть прекращена, был снижен с 10 до 5 дней. Указанные изменения были внесены постановлением Правительства РФ от 17.07.98 N 789.
     
     В указанный срок организация - потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
     
     Изменения коснулись также срока, в течение которого энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Постановлением N 789 этот срок был сокращен с трех до одних суток.
     

     Следует принять во внимание, что подача топливно - энергетических ресурсов возобновляется не с момента погашения задолженности, а по соглашению сторон.
     
     При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе потребовать заключения нового договора, который может предусматривать на срок до одного квартала сокращение периода платежа, а также выставление организацией - потребителем аккредитива или предоставление иных гарантий платежа (абзац введен постановлением Правительства РФ от 17.07.98 N 789). После возобновления подачи топливно-энергетических ресурсов энергоснабжающая или газоснабжающая организация не обязана поставлять организации-потребителю недоданное в результате введения ограничения или прекращения подачи количество топливно-энергетических ресурсов, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
     
     Следует особо отметить, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах.
     
     Пункт 7 Порядка содержит подтверждение того, что не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством РФ.
     
     Необходимо иметь в виду, что отпуск электрической и тепловой энергии энергоснабжающей организацией, находящейся в муниципальной собственности, производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления. Несоблюдение данного положения влияет у получателя на определение размера платежей за энергию, а значит, себестоимость продукции (работ, услуг), а у поставщика - на величину выручки.
     
     Так, если потребитель получает от муниципального предприятия отпущенную в соответствии с договором тепловую энергию и факт потребления энергии подтвержден актом сверки расчетов, подписанным представителями сторон, он не может требовать применения тарифа, установленного региональной энергетической комиссией.
     
     Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” к органам государственного регулирования тарифов отнесены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - региональные энергетические комиссии.
     

     Согласно ст. 5 указанного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.
     
     Поскольку энергоснабжающая организация находится в муниципальной собственности, оплата должна производиться исходя из тарифов, утвержденных органом местного самоуправления.
     
     К сожалению, как показывает практика, нередко встречаются ситуации, когда происходят сбои энергоснабжения, которые приводят к значительному ущербу (пришли в негодность разморозившиеся в холодильнике продукты питания, замерзли овощи и фрукты в теплице). Помимо прямых, могут возникнуть косвенные убытки (работа в цехе была остановлена из-за отсутствия электроэнергии, и потребитель энергии не имел возможности закончить работу в срок, в связи с чем не смог осуществить запланированную поставку и не получил предполагаемую прибыль). В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Пункт 1 ст. 547 ГК РФ установил, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
     
     Требование о предупреждении должно быть выполнено независимо от прочих обстоятельств, в том числе неисполнения положений договора энергоснабжения.
     
     Так, имел место случай, когда энергоснабжающая организация отказала в удовлетворении требований потребителя, сославшись на то, что перерыв в подаче электроэнергии был связан с невыполнением потребителем предписания государственного энергетического надзора об устранении недостатков в электроустановках.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче энергии допускается по соглашению сторон. В одностороннем порядке энергоснабжающая организация вправе прервать подачу энергии в случае, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента может привести к аварии или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
     

     Энергоснабжающая организация может осуществить указанные действия после направления абоненту предупреждения.
     
     Перерыв в подаче энергии допускается без предупреждения потребителя только в случае, если необходимо принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации (п. 3 ст. 546 ГК РФ).
     
     Поскольку перерыв в подаче энергии не был связан с принятием мер по предотвращению или ликвидации аварии, энергоснабжающая организация  была не вправе прерывать подачу энергии без предупреждения абонента.
     
     В таких случаях действия энергоснабжающей организации рассматриваются как ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения и влекут за собой ответственность, установленную ст. 547 ГК РФ.
     

Регулирование отношений по энергоснабжению в рамкахдоговора аренды

     
     Как показывает практика аудиторских проверок, практически повсеместно арендодатель, передав помещение (склад, офис, торговый зал и так далее) в аренду, выставляет арендатору счета на оплату коммунальных услуг, в том числе на теплоэнергию и электроэнергию. Соответственно, возникает следуюший вопрос: как отразить эти расходы в учете у арендодателя и арендатора?
     
     Наиболее типичной является ситуация, когда договор аренды предусматривает возмещение арендодателю расходов, связанных с обеспечением энергией помещения, переданного в аренду.
     

1. Необходимость отражения передачи энергии как реализации

     
     Для арендодателя перевод счетов энергоснабжающей организации арендатору будет фактически являться перепродажей энергии. Отдельному отражению в учете должны подлежать операции приобретения энергии и отдельно - операции по ее купле-продаже другому юридическому лицу, которая должна быть отражена как реализация с последующим начислением всех налогов с реализации.
     
     Для верного отражения оборотов по реализации энергии арендодатель должен вести учет принимаемой и передаваемой энергии, чтобы иметь возможность разделить в учете количество переданной энергии и потребленной для собственных нужд.
     
     В бухгалтерском учете следует отразить следующие хозяйственные операции:
     

     Д-т 46 К-т 41 - отражена передача энергии арендатору;
     
     Д-т 46 К-т 68 - начислен НДС;
     
     Д-т 46 (80) К-т 80 (46) - отражена прибыль (убыток) от передачи энергии;
     
     Д-т 26 (44) К-т 68 - начислен налог на пользователей автодорог;
     
     Д-т 80 К-т 68 - начислен налог на содержание жилфонда.
     
     В случае обнаружения ошибки при проведении документальной проверки налоговыми органами к хозяйствующему субъекту могут быть применены финансовые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (в редакции последующих изменений и дополнений), а именно:
     
     - взыскание всей заниженной суммы прибыли и налога на добавленную стоимость и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы;
     
     - штраф в размере 10 процентов доначисленных сумм налога за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;
     
     - взыскания пени в случае задержки уплаты налога в размере 1/300 учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями.
     
     В соответствии с п. 9 данного Указа все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг). Письмом Госналогслужбы России 04.04.97 N ВЗ-8-03/148 и Минфина России от 03.04.97 N 04-03-11 “О порядке ведения счетов - фактур в энергетике” были учтены особенности учета и расчетов на электро-, теплоэнергию, реализуемую энергоснабжающими организациями потребителям. Считаем возможным применять следующий порядок использования счетов - фактур и книг продаж.
     
     Нумерацию бланков счетов-фактур производит энергоснабжающая организация (АОэнерго), которая осуществляет контроль за правильностью их учета и использования.
     

     Счета - фактуры за отпущенную непосредственно потребителям электрическую и тепловую энергию выписываются энергосбытовыми или другими структурными подразделениями энергоснабжающих организаций, выполняющими функции сбыта электро-, теплоэнергии в соответствии с установленными договорами сроками за тот отчетный налоговый период, к которому относится реализация, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, и не реже одного раза в месяц. В указанных счетах-фактурах суммы штрафов, предъявляемые потребителям в соответствии с действующими правилами и договорами, не отражаются, а оформляются отдельным счетом-фактурой в порядке, изложенном в письме Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 N ВЗ-6-03/890, № 109. (Минюст России отказал в регистрации письма Госналогслужбы России и Минфина России от 25.12.96 N ВЗ-6-03/890 и 109. Согласно п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу.)
     
     Поэтому журналы регистрации счетов-фактур и книги продаж ведутся этими же энергосбытовыми или другими структурными подразделениями энергоснабжающих организаций с использованием в необходимых случаях компьютеров, пишущей машинки или от руки. Указанные отделения (иные структурные подразделения) представляют книги продаж ежемесячно за отчетный налоговый период энергоснабжающей организации (АОэнерго) для составления расчетов (деклараций) по налогу на добавленную стоимость.
     
     При расчетах за потребляемую электро-, теплоэнергию с населением (физическими лицами, не являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость) допускается применение действующих бланков отчетности и форм первичных учетных документов (квитанции с оттиском кассовых аппаратов банка, приходный кассовый ордер и другие) с последующим отражением в книге продаж итоговой суммы согласно соответствующим выпискам банка и другим документам, подтверждающим оплату.
     
     Счет-фактура выписывается на основании показаний приборов учета электроэнергии (счетчиков), и поэтому наличие подписи лица, ответственного за отпуск продукции, а также покупателя (потребителя) на втором экземпляре (копии) счета-фактуры, остающегося у поставщика электро-, теплоэнергии, не обязательно.
     

2. Реализация не выше себестоимости

     
     Продажа энергии арендатору производится, как правило, путем перевы-ставления счетов от энергоснабжающих организаций, то есть по цене ее приобретения. Следует принять во внимание, что помимо прямых затрат при расчете финансового результата от данной хозяйственной операции должны быть также учтены косвенные затраты, составляющие общехозяйственные расходы, учитываемые на одноименном балансовом счете 26 (заработная плата и взносы в социальные фонды, арендные платежи, оплата услуг связи, канцелярские расходы и многое другое) или 44 “Издержки обращения”. В результате будет сформирован отрицательный финансовый результат.
     
     Положения, касающиеся реализации ниже себестоимости, нашли отражение в инструкциях Госналогслужбы России по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и налогу на пользователей автодорог.
     
     Согласно п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость”, а также п. 17 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” в случае, если организация (предприятие) не могла реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.
     
     Отдельно следует отметить, что в случае реализации продукции по ценам ниже себестоимости (стоимости приобретения) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров, относится на прибыль, остающуюся в распоряжении организаций (предприятий) после уплаты налога на прибыль, и зачету в счет предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит.
     

3. Необходимость получения разрешенияна передачу энергии от энергоснабжающей организации

     

     В соответствии со ст. 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, при отсутствии такого разрешения данная деятельность является незаконной.
     
     Согласно разъяснению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (письмо от 19.01.93 N С-13/ОП-19ВЯ-21), если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществляется без указанного разрешения, такая деятельность должна рассматриваться как незаконная.
     
     В соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 01.11.93 N 119, НП-4-04/172н “О лицензировании отдельных видов деятельности” в случае выявления фактов осуществления предприятиями предпринимательской деятельности без соответствующей  лицензии налоговые органы должны, руководствуясь подпуктом “б” п. 1 ст. 14 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и гражданским законодательством, обращаться в суд или арбитражный суд с исками о признании недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности и о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, о ликвидации предприятия, а при необходимости - возбуждать ходатайства о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью.
     
     Одновременно Минфин России и Госналогслужба Росси сообщили, что расходы по лицензированию за право осуществления отдельных видов деятельности подлежат отражению предприятиями в бухгалтерском учете по дебету счета 04 “Нематериальные  активы”. В соответствии с постановлением Правительства РФ от  05.08.92 N  552 износ нематериальных активов включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Если срок лицензии составляет менее года, ее стоимость должна быть списана через балансовый счет 31 “Расходы будущих периодов” равными долями в течение срока действия лицензии.
     
     С введением в действие части первой ГК РФ при предъявлении таких исков следует руководствоваться ст. 169 Кодекса. Согласно указанной статье сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.
     
     Следует принять во внимание, что при наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного. При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.
     

     Ситуация, когда договор не содержит положений о расчетах за энергоснабжение арендуемых площадей, в данной статье не рассматривается, так как такой вариант представляется абсолютно не перспективным. Положение дополнительно осложняется отсутствием основания для отнесения таких платежей на себестоимость продукции (работ, услуг). Данные расходы следует производить за счет собственных средств экономического субъекта. Арендодатель, перевыставляющий получаемые от энергоснабжающей организации счета, должен также увеличить выручку на сумму компенсируемых расходов. Кроме того, вопрос отсутствия разрешения на передачу энергии остается нерешенным.
     
     Если же при отсутствии указаний на возмещение затрат по энергоснабжению в договоре аренды арендодатель выставляет арендатору отдельные счета на оплату коммунальных услуг (в том числе по оплате потребленной арендатором энергии) на основании лишь факта потребления энергии и, как показывает практика, требует их оплаты арендатором в ультимативном порядке, угрожая разрывом договора аренды, у арендатора нет ни одного шанса на то, что в случае осуществления документальной проверки налоговыми органами данные суммы будут оставлены в составе себестоимости. С таким вариантом трудно согласиться, поскольку данная ситуация влечет неблагоприятные последствия для обеих сторон арендных отношений, причем придать ей цивильный вид (то есть как либо закамуфлировать) не представляется возможным.
     

4. Оформление компенсации расходовна энергию ввиду запрета на несанкционированную передачу энергии

     
     Имеется несколько вариантов решения рассматриваемой проблемы, и руководству предприятия предстоит самому определять, какой из них является оптимальным.
     
     Во-первых, это получение арендодателем согласия энергоснабжающей организации на передачу энергии, которое практически всегда отсутствует. В этом случае арендодатель получает законные основания для передачи энергии арендатору, а арендатор приобретает возможность отнести такие затраты на себестоимость при условии, что договор между сторонами арендных отношений предусматривает такое возмещение расходов.
     
     Если такой вариант сочтется руководством предприятия неприемлемым, то можно посоветовать другой выход из рассматриваемой ситуации. Следует установить в договоре размер арендной платы исходя из стоимости самой аренды и предварительно рассчитанного среднего или максимального (по решению сторон договора) размера расходов на обеспечение арендованного объекта энергией. При этом не следует корректировать сумму договора ежемесячно в соответствии с размером выставляемых за потребление энергии счетов. Безусловно, в таком случае одна из сторон договора будет нести убытки на сумму разницы между установленной ценой и фактическими расходами на энергию и аренду. Необходимо отметить, что такие расходы будут крайне невелики, а сделка будет законной.
     

     У данного варианта имеются свои преимущества:
     
     - требование об установлении суммы арендных платежей в твердой сумме в договоре аренды соблюдено;
     
     - размер платы не меняется, поскольку дополнительные соглашения к договору не принимаются;
     
     - к арендатору, полностью и своевременно оплатившему счета арендодателя, не могут быть предъявлены требования налоговыми органами;
     
     - налоговое законодательство не нарушается.
     
     Существенный недостаток рассмотренного варианта заключается в том, что суммы отклонений на практике могут достигать достаточно больших величин и бухгалтеру будет крайне затруднительно объяснить своему руководителю, почему они должны терять тысячи рублей “ни за что”.
     
     Если такая схема не устроит заинтересованные стороны, рекомендуется включить затраты на энергоснабжение в общую стоимость аренды. При этом указывать, что такие расходы включены в стоимость арендного договора, а выделять их стоимость отдельно не следует.
     
     Так, например, если реальная стоимость аренды составляет 1000 рублей, договаривающиеся стороны зачастую указывают в договоре аренды, что “размер арендных платежей составляет не менее 1000 рублей ежемесячно, точный размер суммы определяется по истечении каждого месяца (квартала) отдельным соглашением”. Указанное положение может быть выражено иначе, но факт периодического (ежемесячного, ежеквартального) изменения цены договора сохраняется. Оплата производится на основании выставляемого счета, счета - фактуры, составленного на сумму, скорректированную с учетом понесенных затрат на энергоснабжение. Например, расходы арендодателя по энергоснабжению арендуемого объекта составили 80 рублей, он выставляет общий счет на 1080 рублей с указанием “плата за аренду помещения”, не указывая, что в состав счета включены затраты на потребленную арендатором энергию. Такое положение вступает в несоответствие с п. 2 ст. 614 ГК РФ, требующего определение арендной платы в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно.
     
     Если же стороны договора аренды включат в договор условие об установлении цены аренды ежемесячно (ежеквартально) и будут каждый раз при наступлении очередного срока уплаты арендных платежей устанавливать их в размере суммы фактической платы за пользование объектом аренды и расходов на оплату энергии, потребленной арендатором, то положения будут нарушать нормы п. 3 ст. 614 ГК РФ, установившие, что размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.