Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенные сборы в системе таможенных платежей


Таможенные сборы в системе таможенных платежей

     

А.Н. Козырин
профессор, доктор юрид. наук

     
     К  таможенным платежам относятся таможенные сборы,      представляющие собой своеобразную плату за “услуги” таможенных органов - таможенное оформление, таможенное сопровождение и хранение товаров на таможенных складах и складах временного хранения, учрежденных таможенными органами.
     
     Сбор за таможенное оформление товаров (включая товары не для коммерческих целей, перемещаемые в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом) и транспортных средств взимается в соответствии со ст. 114 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ).
     
     Таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия данного режима в соответствии с требованиями и положениями таможенного законодательства. Эта процедура и является основанием для взимания сбора за таможенное оформление.
     
     За оформление товаров не для коммерческих целей сборы взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,1 % таможенной стоимости оформляемых товаров и транспортных средств, а за оформление товаров, предназначеных для коммерческих целей, сбор складывается из двух составляющих:
     
     в российских рублях - 0,1 % таможенной стоимости товаров и транспортных средств;
     
     в иностранной валюте - 0,05 % таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
     
     Валютную составляющую таможенного сбора можно уплачивать только в иностранной валюте, котируемой Центральным банком РФ (далее - ЦБ РФ).
     
     По желанию плательщика рублевую составляющую таможенного сбора можно уплачивать как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, котируемой ЦБ РФ.
     
     Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате сбора за таможенное оформление производится по курсу ЦБ РФ, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
     
     Сборы за таможенное оформление уплачиваются до принятия таможенной декларации или одновременно с ее принятием. Отсрочка или рассрочка по таким сборам не предоставляется.
     
     Уплаченные таможенные сборы, как правило, не возвращаются. Исключение составляют случаи, когда:
     

     - таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, в том числе и при предварительных операциях, не проводили;
     
     - произошло двойное обложение товаров таможенными платежами;
     
     - излишняя уплата таможенных платежей или их взыскание вызваны изменением курса валюты уплаты или взыскания.
     
     Сборы за оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов взимаются в двойном размере. Таможенное оформление товаров и транспортных средств за пределами региона деятельности того таможенного органа, где находится получатель (отправитель) товаров или его структурное подразделение, являющееся получателем (отправителем) товаров, производится так же, как оформление товаров и транспортных средств в местах, не определенных для таможенного оформления, если иное не предусмотрено законодательством.
     
     Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации предусматривается возможность уплатить совокупный таможенный платеж, представляющий собой взимаемую без деления на источники сумму, эквивалентную сумме таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также таможенных сборов и иных причитающихся к уплате таможенных платежей. Следует заметить, что единые ставки таможенных платежей не включают таможенные сборы за таможенное оформление товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов.
     
     Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются при изменении таможенного режима в размерах, установленных для вновь избранного таможенного режима.
     
     При помещении товаров под режимы выпуска для свободного обращения, реимпорта, магазина беспошлинной торговли, таможенного склада, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза (вывоза), переработки вне таможенной территории, экспорта, реэкспорта, уничтожения товаров сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в размере 0,1 % таможенной стоимости и в иностранной валюте в размере 0,05 % таможенной стоимости товаров. При временном ввозе (вывозе) сборы за таможенное оформление товаров, помещаемых под этот таможенный режим, уплачивают как при помещении товаров под указанный режим, так и при оформлении товаров при завершении действия режима временного ввоза (вывоза).
     
     При помещении товаров и транспортных средств, перемещаемых в качестве товара, под таможенный режим транзита сборы за таможенное оформление взимаются в российских рублях в размере 0,1 % таможенной стоимости. За таможенное оформление транзитных товаров, перемещаемых государственными железными дорогами через российскую таможенную территорию, таможенные сборы взимаются в сумме, эквивалентной 14 долл. США, с каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной. Если указанный размер таможенного сбора превышает 0,1 % общей таможенной стоимости партии товаров, перемещаемых по одной железнодорожной накладной, сборы за таможенное оформление взимаются в размере 0,1 % указанной стоимости.
     

     В таком же размере взимаются сборы за таможенное оформление товаров, ввозимых на российскую таможенную территорию или вывозимых с нее в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии правительственных и международных организаций, включая оказание технического содействия.
     
     Таможенный сбор в размере 0,15 % таможенной стоимости взимается при оформлении:
     
     - импортных операций в счет кредитов, гарантированных Правительством РФ (в этом случае в таможенный орган представляется соответствующее подтверждение Министерства внешних экономических связей и торговли (ныне - Министерство промышленности и торговли РФ) или ГТК РФ);
     
     - товаров, пересекающих российскую таможенную границу по контрактам, заключенным в клиринговых или замкнутых валютах,
     
     - памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации;
     
     - перемещаемой через российскую таможенную границу наличной иностранной валюты (в этом случае базой расчета сбора за таможенное оформление будет номинальная стоимость валюты, заявленная в таможенной декларации);
     
     - товаров, ввозимых в качестве дара; товаров, происходящих и ввозимых из стран СНГ;
     
     - товаров, ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального бюджета;
     
     - товаров, ввозимых в счет кредитов в иностранной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений и погашаемых из федерального бюджета;
     
     - товаров, ввозимых в счет погашения зарубежными странами задолженности по кредитам, предоставленным Союзом ССР и РСФСР.
     
     Размер сбора, уплачиваемого за таможенное оформление ценных бумаг в иностранной валюте, не ставится в зависимость от номинальной стоимости ценной бумаги. Он уплачивается с партии ценных бумаг, заявленных в одной таможенной декларации, в размере трех минимальных месячных оплат труда.
     
     Особый порядок установлен для расчета сборов за таможенное оформление воздушных, морских и речных судов, перемещаемых через российскую таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза (вывоза) и переработки, если операцией по переработке является ремонт таких судов. Если таможенная стоимость судна не превышает 1 млн долл. США, сбор за таможенное оформление составляет 100 ЭКЮ. Если она находится в пределах от 1 до 5 млн долл., то размер сбора составит 150 ЭКЮ; свыше 5 млн долл. США - 200 ЭКЮ. Если названные размеры таможенных сборов превышают 0,15 % таможенной стоимости судна, то их взимают в общеустановленном порядке.
     
     От уплаты сборов за таможенное оформление освобождаются:
     

     - гуманитарная помощь;
     
     - товары, заявляемые под таможенный режим отказа в пользу государства;
     
     - при представлении общей таможенной декларации на комплектный объект;
     
     - товары, ввозимые на российскую таможенную территорию для официального пользования дипломатических представительств иностранных государств и вывозимые с российской таможенной территории для обеспечения функционирования дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации;
     
     - культурные ценности, временно вывозимые и обратно ввозимые государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами и находящиеся в их фондах на постоянном хранении;
     
     - ввозимая или вывозимая ЦБ РФ наличная российская валюта, кроме памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов;
     
     - товары, таможенная стоимость которых меньше суммы, эквивалентной 100 ЭКЮ включительно, и с которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также не применяются меры экономической политики;
     
     - порожние вагоны и контейнеры, а также перевозочные приспособления, принадлежащие российским железным дорогам, используемые в международных перевозках;
     
     - товары, перевозимые транзитом через территорию Российской Федерации в Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и из этих стран;
     
     - товары, помещаемые под таможенный режим транзита, когда таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для воздушных и водных перевозок).
     
     Государственный таможенный комитет РФ (далее - ГТК РФ) наделен правом уменьшать указанные размеры таможенного сбора за таможенное оформление, освобождать от его уплаты, а в исключительных случаях - изменять валюту, в которой должен быть уплачен дополнительный валютный сбор.
     
     За хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы, взимаются специальные таможенные сборы (ст. 115 ТК РФ). Таким образом, законодательство устанавливает два основания взимания таможенного сбора за хранение:
     
     помещение товаров и транспортных средств на склад временного хранения на этапе их таможенного оформления;
     

     помещение товаров и транспортных средств на таможенный склад в случае выбора декларантом режима таможенного склада.
     
     Понятие временного хранения внешнеторговых грузов - одна из новелл российского таможенного законодательства. В развитие ТК РФ (ст. 145-156) было принято Положение о временном хранении (складах временного хранения), утвержденное приказом ГТК РФ от 07.10.93 N 388 (в ред. приказа ГТК РФ от 12.12.95 N 751). В соответствии с ним товары и транспортные средства с момента представления таможенному органу и до их выпуска либо предоставления лицу в соответствии с избранным таможенным режимом находятся на временном хранении под таможенным контролем.
     
     Временное хранение как стадия таможенного оформления может не применяться только в случае завершения таможенного оформления товаров и транспортных средств в течение трех часов после их представления таможенному органу при условии их нахождения под постоянным таможенным надзором и их учета владельцем ближайшего склада временного хранения.
     
     Временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях, на открытых площадках и иных местах - складах временного хранения.
     
     Склады временного хранения могут учреждать:
     
     таможенные органы;
     
     учреждения и организации, имеющие статус юридического лица, находящиеся в Российской Федерации, созданные в соответствии с российским законодательством и обладающие лицензией на учреждение склада временного хранения.
     
     В последнем случае взаимоотношения владельца склада с лицами, помещающими товары и транспортные средства на склад (в том числе и оплата услуг по хранению), строятся на договорной основе (ст. 150 ТК РФ).
     
     Склад временного хранения, учреждаемый таможенным органом, является структурным подразделением таможенного органа, в зоне деятельности которого находятся помещения, предназначенные для склада. За хранение товаров и транспортных средств на таком складе и взимается таможенный сбор за хранение.
     
     Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики (лицензирования, квотирования) в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных действующим таможенным законодательством (ст. 41 ТК РФ).
     
     Таможенный склад (как и склад временного хранения) может быть учрежден таможенными органами и российскими лицами. Таможенный сбор за хранение уплачивается в случае помещения товаров и транспортных средств на таможенные склады, учрежденные таможенными органами. Правила создания таможенных складов таможенными органами Российской Федерации и использования таких складов утверждены приказом ГТК РФ от 22.02.94 N 72 (в ред. приказов ГТК РФ от 05.07.94 N 34 и от 18.12.95 N 751).
     

     Размер таможенных сборов устанавливается ГТК РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг (ст. 115 ТК РФ). При расчете таможенных сборов за хранение неполные сутки считаются за полные, вес округляется до полных величин по правилам округления.
     
     За хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, таможенные сборы составляют:
     
     за хранение товаров - сумма, эквивалентная 0,04 ЭКЮ за килограмм в сутки;
     
     за хранение транспортных средств - сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.
     
     Региональные таможенные управления могут устанавливать дифференцированные размеры сборов за хранение для конкретных складов исходя из их местонахождения, сложившейся конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских площадей и иных экономических факторов. Дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение не могут превышать вышеприведенные нормативы.
     
     Дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение не могут использоваться в случаях, связанных с ликвидацией таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов и складов временного хранения.
     
     За хранение товаров на таможенном складе, владельцем которого является таможенный орган, таможенные сборы взимаются в сумме, эквивалентной 0,02 ЭКЮ за килограмм-брутто в сутки, а за хранение товаров в специально приспособленных помещениях (с использованием особого оборудования, созданием заданного температурного режима и т.п.) - 0,03 ЭКЮ за килограмм-брутто в сутки.
     
     Как и в случае со складом временного хранения, могут устанавливаться дифференцированные размеры сборов за хранение товаров на конкретных таможенных складах исходя из их местонахождения, заполняемости складских площадей и других экономических факторов. Дифференцированные размеры таможенных сборов за хранение не могут превышать вышеприведенные нормативы.
     
     Решение об установлении дифференцированных размеров таможенных сборов за хранение на таможенном складе принимает региональное таможенное управление, учредившее этот склад, по представлению таможни, в регионе деятельности которой находятся помещения, предназначенные для склада.
     
     Сборы за хранение на таможенном складе уплачивают до выдачи складского свидетельства или одновременно с его выдачей. Если товары вывозятся с таможенного склада ранее срока, определенного лицом, поместившим товары на таможенный склад, сборы за хранение перерасчету не подлежат.
     

     Таможенные сборы за сопровождение таможенными служащими товаров и транспортных средств на этапе таможенного оформления гарантируют высокую степень их сохранности и соблюдения таможенного законодательства. Однако  эта мера  непосредственного  таможенного  контроля требует значительных транспортных расходов и привлечения дополнительных таможенных кадров. Поэтому к ней обычно прибегают, когда таможенный контроль не удается обеспечить другим путем.
     
     Приказом ГТК РФ от 27.12.94 N 698 “О таможенном сопровождении товаров” установлено, что таможенный орган принимает решение о таможенном сопровождении, когда:
     
     - перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем, не может быть осуществлена таможенным перевозчиком;
     
     - пограничным таможенным органом принято решение о производстве досмотра товаров на приграничных складах временного хранения;
     
     - соблюдение таможенного законодательства не может быть обеспечено иными мерами.
     
     За таможенное сопровождение взимаются сборы, размеры которых определяет ГТК РФ по согласованию с Минфином РФ (ст. 116 ТК РФ). Эти сборы уплачивают таможенному органу, принявшему решение об осуществлении сопровождения. Ответственность за их уплату возлагается на перевозчика.
     
     Величина таможенного сбора за таможенное сопровождение каждого авто- и железнодорожного транспортного средства, используемого для перевозок товаров либо следующего в качестве товара своим ходом, зависит от расстояния сопровождения: 20 минимальных размеров оплат труда (МРОТ) - при расстоянии до 50 км: 30 МРОТ - от 50 до 199 км; 40 МРОТ - от 100 до 200 км; 60 МРОТ - свыше 200 км.
     
     При таможенном сопровождении каждого морского, речного или воздушного судна, используемого для перевозки товаров, уплачивается таможенный сбор в размере 20 МРОТ вне зависимости от расстояния сопровождения (приказ ГТК РФ от 08.04.96 N 216).