Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении санкций за нарушения налогового законодательства


О применении санкций за нарушения налогового законодательства

     

(Ответы на вопросы)

     

И.Н. Гаврилова,
советник налоговой службы II ранга,
Госналогслужба России

     

     Может ли налогоплацельщик быть привлечен к ответственности в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за неустранение выявленных в ходе документальной проверки нарушений налогового законодательства?

     
     В соответствии со ст. 11 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо его отменой. Эта обязанность может считаться исполненной при поступлении соответствующих сумм в бюджет.
     
     В том случае, когда налогоплательщик уплатил в бюджет суммы доначисленных по акту проверки налогов и финансовых санкций за нарушение налогового законодательства, но при этом не внес исправления в отчетность текущего года, отсутствуют основания для применения к нему штрафных санкций, установленных подпунктом “а” п. 1 ст. 13 названного выше Закона, поскольку обязанность по уплате налогов налогоплательщиком исполнена.
     
     Согласно упомянутой выше статье Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик обязан вносить исправления в бухгалтерскую отчетность на сумму сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов.
     
     Невнесение этих исправлений в бухгалтерскую отчетность свидетельствует о невыполнении налогоплательщиком требований государственных налоговых органов, за что в соответствии с п. 12 ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” установлена административная ответственность виновных в этом должностных лиц предприятия - налогоплательщика.
     
     В соответствии с п. 19 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, ответственность за составление бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель предприятия.
     

     Применяется ли к налогоплательщику за несвоевременную уплату в бюджет авансовых взносов налога на прибыль ответственность, предусмотренная подпунктом “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”?

     

     В соответствии со ст. 2 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
     
     Обязанность предприятий и организаций уплачивать авансовые взносы по налогу на прибыль установлена ст. 8 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Уплата в установленные сроки авансовых взносов по налогу на прибыль является обязательной.
     
     Согласно подпункту “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” основанием для применения пени как вида ответственности за нарушение налогового законодательства является задержка уплаты налога.
     
     Авансовые взносы можно рассматривать как предусмотренный законом способ внесения в бюджет определенных видов налогов, обеспечивающий их равномерное поступление в течение отчетного периода.
     
     Поэтому авансовые взносы по налогам, как разъяснено п. 6 письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31.05.94 N С1-7/ОП-370 об обзоре практики разрешения Арбитражными Судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушение налогового законодательства, подпадают под действие упомянутой выше нормы, устанавливающей ответственность за просрочку внесения в бюджет налога, и в случае неперечисления в бюджет авансовых взносов по налогам с налогоплательщика взыскивается пеня.
     

     Правомерно ли взимание с налогоплательщика дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога и скорректированных на учетную ставку Банка России, за пользование банковским кредитом, наряду с начислением пени за неуплату в бюджет авансовых взносов налога на прибыль?

     
     Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет по фактически полученной прибыли, корректируется с учетом процента за пользование банковским кредитом.
     
     Согласно п. 5.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций” разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России. Разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога определяется на основании расчета налога от фактической прибыли и фактически поступивших авансовых платежей в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли.
     
     Взимание пени за несвоевременную уплату авансовых взносов налога на прибыль не освобождает налогоплательщика от исчисления дополнительных платежей в бюджет, исчисленных исходя из сумм доплат налога на прибыль и авансовых взносов налога и скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом. При этом пени и иные санкции на указанные дополнительные платежи в бюджет не начисляются.
     

     Погашение задолженности по дополнительным платежам осуществляется в установленные сроки в порядке, предусмотренном для обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
     

     В каких случаях к налогоплательщику может быть применена установленная подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” ответственность за неучет объектов налогообложения и ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” 10-процентный штраф применяется в случае отсутствия учета объектов налогообложения и ведения учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка при условии, что последствием каждого из перечисленных нарушений является сокрытие или занижение налогооблагаемого дохода, то есть указанная ответственность применяется не за факт отсутствия учета (неправильного ведения учета), а только в том случае, если это повлекло за собой сокрытие или занижение дохода.
     
     Иные последствия отсутствия учета объектов налогообложения и ведения этого учета с нарушением установленного порядка (например, сокрытие или занижение не дохода, а иного объекта налогообложения) не могут служить основанием для взыскания штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм налога.
     
     Применение данной санкции зависит от того, установлен ли налоговым органом при проверке факт сокрытия или занижения дохода и отражен ли этот факт в акте документальной проверки.
     

     Применяются ли финансовые санкции, установленные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в случае непредставления или несвоевременного представления в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога по причинам, не зависящим от налогоплательщика?

     
     Вопрос о применении финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, допущенные по причинам, не зависящим от налогоплательщика, то есть при отсутствии его вины, действующим налоговым законодательством не регламентирован. Однако, используя метод аналогии со смежной отраслью законодательства - административным правом, можно прийти к заключению, что необходимым признаком налогового правонарушения, а следовательно, и условием применения мер ответственности за него, должна являться виновность противоправного деяния.
     
     Таким образом, в случае задержки представления в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов, по не зависящим от налогоплательщика причинам, финансовые санкции, предусмотренные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, применяться не должны.
     

     Применяется ли ответственность в соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” вследствие невключения налогоплательщиком сумм возврата из бюджета дополнительных платежей с учетом ставки Банка России за пользование банковским кредитом в состав доходов от внереализационных операций?

     
     Согласно п. 5.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 N 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированные на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, относятся на финансовые результаты.
     
     Поскольку суммы средств, полученные в качестве возврата из бюджета дополнительных сумм платежей с учетом ставки Банка России за пользование банковским кредитом, включаются в состав доходов от внереализационных операций, предприятие, получившее из бюджета указанные денежные средства, увеличивает налогооблагаемую прибыль на сумму этих средств.
     
     Если предприятие не отнесло на финансовые результаты сумму возврата из бюджета дополнительных платежей, скорректированных на учетную ставку Банка России, что повлекло занижение валовой прибыли для целей налогообложения, налоговая инспекция вправе применить к нему финансовые санкции за нарушение налогового законодательства, определенные ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.