Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Определение розничного товарооборота


Определение розничного товарооборота

    

В.О. Чижов,
аудиторская фирма “Эссистент”

     
     Для целей учета налога на добавленную стоимость (НДС)      необходимо четко понимать, что подразумевается под розничной и оптовой торговлей.
     
     Существует несколько точек зрения по данному вопросу: используется определение розничного оборота, данное в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКДП), утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 N 17, применяется Инструкция по определению розничного товарооборота, утвержденная постановлением Госкомстата России от 01.04.96 N 25.
     
     В соответствии с классификатором видов экономической деятельности к розничной торговле относятся виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров для личного потребления или домашнего использования, магазинами, универмагами, палатками, фирмами, выполняющими заказы по почте, уличными торговцами или торговцами вразнос, потребительскими кооперативами, фирмами, организующими продажи с аукциона и т.п. Деятельность по продаже товаров промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым и розничным торговцам включается в понятие “оптовая торговля”.
     
     Под розничным товарооборотом согласно инструкции Госкомстата России понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации. Кроме того, в состав розничного товарооборота включается продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по  безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.
     
     Определения розничного оборота, приведенные в этих документах, достаточно различаются. Но и использование какого либо из них вызывает многочисленные возражения, так как ни ОКДП, ни инструкция Госкомстата России не являются нормативными документами, регулирующими налоговые отношения. Оба этих документа являются ведомственными актами, и правомерность их применения в налоговой сфере не подтверждена Законом или инструкциями Госналогслужбы России.
     
     Широкое применение получил подход, который опирается на определение договора розничной купли - продажи, данное в п. 1 ст. 492 ГК РФ . Исходя из  положений данного пункта, в качестве обязательного условия розничного товарооборота принимается необходимость реализации товара для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Формальными признаками реализации товара для целей предпринимательской деятельности выступают, как правило, безналичная оплата и статус юридического лица у покупателя. Следуя этой логике, любые факты закупки на предприятиях розничной торговли мелких партий товаров по безналичному расчету рассматриваются как признак оптовой реализации с соответствующими последствиями, исходящими из требований отражения НДС для операций оптовой торговли.
     

     Подтверждение данной позиции можно найти в достаточно широком перечне публикаций, в который входят статьи отдельных специалистов, например, Охлопковой М.Н. (“Консультант”. 1998, № 6, с. 41) , Лугового В.А. (“Главбух”. 1997, № 4, с. 32), и в ответах на запросы предприятий Госналогслужбы России и Минфина России.
     
     Изложенный выше подход представляется весьма спорным. Приобретение товара коммерческим предприятием не может без привлечения дополнительной информации о фактическом использовании служить основанием для утверждения, что товар будет использоваться для целей предпринимательской деятельности. Товар, например, может быть использован и на социальные цели (содержание жилья и т.п.), затраты по которым не относятся на себестоимость продукции. Покупатель, имея статус юридического лица, может и не быть коммерческой организацией.
     
     Действующая практика в определении розничного оборота для целей налогообложения стала причиной неоправданного усложнения учета у продавца товара. Приобретенный товар отражается в учете по правилам, установленным для операций розничной торговли. Однако по фактам реализации товаров юридическим лицам необходимо сторнировать ранее сделанные бухгалтерские проводки и изменять порядок учета товара и НДС, приходящегося на его стоимость.
     
     Рассмотренные подходы не учитывают и развитие новых форм и технологий розничной торговли, которые уже не ассоциируются только с торговым залом. Это, например, торговля через автоматы, продажа товаров по образцам, торговля в компьютерных сетях. Широкое распространение в торговле получают безналичные расчеты с физическими лицами.
     
     Если исходить из смыслового анализа понятий розницы и опта как форм организации торговли, то к розничной следует относить те формы торговли, которые предусматривают саму возможность приобретения единичного образца товара.
     
     Для более формального и обоснованного решения следует исходить из специфики договоров розничной продажи, определенной ГК РФ. В качестве общего определения представляется логичным принять, что розничным оборотом является оборот товаров, реализованных по заключенным договорам розничной продажи. Отношения между продавцом и покупателем в договоре розничной купли-продажи регулируются статьями 492-505 ГК РФ.
     
     Из положений, изложенных в указанных статьях ГК РФ, в частности, следует:
     

     1. Формой договора розничной продажи является публичная оферта товара, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли - продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428). Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493).
     
     Таким образом, условия договора не определяют специальных требований к покупателю и целей, в которых товар, приобретенный по договору, должен использоваться. Не существует законодательно установленных оснований и для признания договора розничной продажи недействительным по фактам использования приобретенного по договору розничной продажи товара для  целей предпринимательской деятельности. Условие о потребительском характере товара при розничной продаже, по мнению автора данной публикации, следует понимать, с одной стороны, как ограничение на определенные виды товаров, которые не могут быть предметом купли-продажи, а с другой стороны, как дополнительные требования к самому товару и способу его реализации, например, к его фасовке, упаковке, своду обязательной информации о товаре и так далее.
     
     Из сказанного следует, что весь товар, реализованный продавцом по заключенным им договорам розничной продажи, образует розничный оборот независимо от способа его дальнейшего использования и статуса покупателя.
     
     2. Форма оплаты не является существенным фактором при организации торговли по правилам договоров розничной продажи. Следовательно, оплата может быть осуществлена в любой разрешенной законом на территории Российской Федерации форме расчетов, чему является подтверждением и достаточно широкое применение различных форм безналичных расчетов с покупателями, в том числе посредством кредитных карточек.
     
     3. Юридическому лицу для приобретения материальных ценностей, необходимых для осуществления уставной деятельности, законодательством Российской Федерации не запрещено выступать стороной в договорах розничной продажи товаров. Поэтому факт продажи товаров предприятию не может служить основанием для изъятия стоимости этих товаров из объема розничного оборота.
     
     Таким образом, торговое предприятие, организовавшее торговлю по правилам и на условиях, определенных ГК РФ для договоров розничной продажи, должно включать в розничный оборот стоимость всех реализованных при этом товаров, в том числе стоимость товаров, реализованных коммерческим предприятиям, независимо от формы оплаты и количества проданного товара.
     

     С другой стороны, для классификации конкретного оборота следует исходить из анализа условий договоров купли-продажи, по которым товары были реализованы. В соответствии с положениями ГК РФ основными признаками, которые позволяют квалифицировать договор купли-продажи как договор розничной купли-продажи, являются:
     
     - условия, при наличии которых договор считается заключенным;
     
     - публичная оферта товара;
     
     - обязанности и ответственность продавца по предоставлению покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, соответствующей установленным законом и иными правовыми актами требованиям;
     
     - права покупателя в случае непредставления соответствующей информации о товаре;
     
     - обязанности  покупателя по оплате товара;
     
     - права покупателя по обмену товара;
     
     - права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества;
     
     - ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре.
     
     Проведя анализ своих договорных отношений, предприятие сможет в ряде случаев, избежать излишнего усложнения налогового и бухгалтерского учета, а также отстоять свою позицию перед представителями налоговых органов в вопросах определения характера торговли, споры по которым, к сожалению, еще достаточно часты.
     

Контактные телефоны
аудиторской фирмы “Эссистент”:
(095) 111-0188, 958-3494