Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изъятии наличных денежных средств у организаций - должников


Об изъятии наличных денежных средств у организаций - должников

     

Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России

     
     В соответствии со ст. 13 Закона      РФ “Об основах налоговой       системы в Российской Федерации” налоговые органы имеют право обращать взыскание задолженности по налоговым платежам на имущество налогоплательщиков при условии отсутствия денежных средств на их расчетных (текущих) счетах.
     
     Процедура действий налоговых органов при обращении взыскания названной задолженности на имущество должников была установлена первоначально Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках, утвержденным Госналогслужбой России 25.05.94 N ВГ-4-08/57н, ДНП России 26.05.94 N СА-574, Минфином России 25.05.94 N 58 и зарегистрированным Минюстом России 24.06.94 N 609, а с принятием Указа Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” также и Временным положением о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденным названным Указом.
     
     Согласно данным документам при обращении взыскания на имущество должника налоговые органы вправе изымать у юридических лиц также наличные денежные средства.
     
     Однако взыскание наличности у налогоплательщика возможно только после предъявления требований к расчетному (текущему) счету и невозможности проведения дальнейшей процедуры взыскания из-за отсутствия денежных средств на счетах должника.
     
     В соответствии с п. 6 названного Временного положения обращение взыскания на наличные денежные средства должника производится лицом, осуществляющим взыскание.
     
     Процедура изъятия наличных денежных средств проводится сотрудниками налогового органа при обязательном участии сотрудников федерального органа налоговой полиции.
     
     При этом представители федеральных органов налоговой полиции вправе самостоятельно осуществлять изъятие денежной наличности при проведении проверки налогоплательщика.
     

     Сложнее обстоят дела, когда в отдельных районах региона отсутствуют подразделения налоговой полиции. В таком случае налоговые органы могут производить изъятие денежных средств с представителями местных органов МВД России при их согласии.
     
     Следует обратить внимание на следующее обстоятельство: если административный арест имущества должника производится федеральным органом налоговой полиции на основании принятого им решения, изъятие наличных денежных средств может производиться сотрудниками налогового органа при обязательном участии представителей федеральной службы налоговой полиции на основании письменного поручения начальника (заместителя начальника) налогового органа без принятия постановления, учитывая, что изъятие денежных средств не связано с проведением процедур оценки и реализации и является мерой, равнозначной бесспорному взысканию задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды с расчетного (текущего) счета должника.
     
     Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся в изолированном помещении кассы, а также денежная наличность независимо от места хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документам должника, подлежат изъятию независимо от согласия должника незамедлительно по их представлении или обнаружении, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     
     Какие же средства налогоплательщика можно рассматривать в качестве денежной наличности?
     
     В соответствии с Порядком ведения кассовых операций, изложенным в письме Банка России от 04.10.93 N 18, прием (выдача) наличных денежных средств в кассу предприятия производится по приходным кассовым ордерам, квитанциям.
     
     Все поступления (выдачи) наличных денежных средств учитываются предприятием в кассовой книге, записи в которую производятся кассиром сразу же после получения (выдачи) денежных средств по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
     
     Учтенные таким образом средства и могут определять денежную наличность организации либо ее подразделения.
     
     При этом в соответствии со ст. 7 Закона РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” налоговым органам предоставлено право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан, используемые для увеличения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения.
     

     В случае отсутствия руководителя и кассира организации - должника, а также ключей от кассы, следует учитывать, что согласно п. 5 ст. 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции” представители данного ведомства наделены правом беспрепятственно входить в любые производственные, складские и иные помещения независимо от форм собственности и обследовать их. Однако право федеральных органов налоговой полиции на вскрытие помещения и (или) сейфа кассы в случае, когда руководство организации - должника и кассир отсутствуют, не оговорено. Поэтому осуществление принудительного вскрытия изолированного помещения кассы и (или) сейфа кассы может расцениваться налогоплательщиком или судебными инстанциями как неправомерное и наносящее материальный ущерб организации-должнику действие.
     
     Кроме того, согласно п. 6 вышеназванного Положения необходимо подтверждение того, что наличные денежные средства должника, хранящиеся в сейфе кассы, значатся по бухгалтерским (кассовым) документам, а не являются неучтенными или предназначенными на другие цели.
     
     Таким образом, представляется, что в подобных случаях целесообразно заранее в письменной форме потребовать от сотрудников организации - должника ключи от кассы и присутствие представителя руководства и кассира в определенное время (то есть в день и час прибытия сотрудников налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции).
     
     Налоговые органы вправе при отсутствии денежных средств в кассе предприятия изымать наличные денежные средства из кассы магазина (торгового павильона) организации, но только после их отражения в бухгалтерских (кассовых) документах налогоплательщика.
     
     А вот из касс на железнодорожных станциях и вокзалах изъятие денежной наличности производить нельзя. Так как в соответствии с п. 2 и 3 Положения о порядке проведения операций по доходным счетам МПС России, утвержденного Банком России и МПС России 25.03.94 N 82/ЦФ-244, владельцем и распорядителем доходных счетов и, соответственно, денежных средств, поступающих на эти счета через кассы на станциях и вокзалах, является МПС России. Обращение взыскания на доходные счета МПС России действующим законодательством не предусмотрено.
     
     При наличии в кассе денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы и социальные выплаты, а также на хозяйственные нужды они могут также быть подвержены изъятию, так как действующее законодательство не содержит ограничительных норм в отношении данных средств.
     

     Кроме того, следует особо отметить, что согласно ст. 9 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” предприятия, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг), обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда.
     
     Статьей 22 названного Закона суммы подоходного налога, которые подлежат взысканию у источника выплаты и своевременно не удержаны, не полностью удержаны или не перечислены в соответствующий бюджет, взыскиваются налоговым органом с предприятий, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке.
     
     Данное обстоятельство и является основанием для проведения взыскания задолженности по подоходному налогу с заработной платы, выплаченной работникам из денежной наличности, в установленном порядке.
     
     Правомочны действия налоговых органов по изъятию наличных денежных средств у налогоплательщика и после вынесения федеральным органом налоговой полиции распоряжения о производстве административного ареста имущества налогоплательщика и описи арестованного имущества на полную сумму задолженности по налоговым платежам.
     
     Исключением являются обстоятельства, когда арест на имущество должника наложен по решению суда.
     
     Правомерно изъятие денежной наличности в счет погашения задолженности в бюджет юридического лица и у его структурного подразделения, которое, являясь налогоплательщиком по отдельным видам налогов, задолженности по налоговым платежам не имеет.
     
     Обоснованность такой позиции обусловлена тем, что в соответствии с частью 1 ст. 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
     
     Согласно ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
     

     Таким образом, юридическое лицо отвечает по обязательствам всем своим имуществом, в том числе имуществом, переданным филиалам и представительствам, что подтверждает правомерность изъятия налоговыми органами денежной наличности в счет погашения задолженности в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды юридического лица у его структурного подразделения.
     
     Результат проведенного мероприятия отражается в акте, который подписывается представителями органов взыскания и налогоплательщика. Акт составляется в количестве экземпляров, кратном числу лиц, осуществляющих взыскание, с учетом экземпляра для представителя налогоплательщика. В акте обязательно должны быть указаны сумма обнаруженной денежной наличности, сумма изъятой денежной наличности, а также причины неизъятия ее части или в целом.
     
     Кроме того, к акту прилагаются заявления присутствующих при изъятии лиц о принадлежности денежной наличности этим или иным лицам.
     
     Изъятые денежные средства в тот же день сдаются в банк или иную кредитную организацию для зачисления в соответствующий бюджет, причем денежные средства в рублях могут быть перечислены в банк почтовым переводом. При невозможности их сдачи в банк в течение дня они подлежат сдаче в ближайший рабочий день банка (почтового отделения), а до сдачи принимаются на ответственное хранение федеральным органом налоговой полиции, что фиксируется в акте.
     
     Однако согласно поступающей от налоговых органов информации банки и иные кредитные организации отказываются принимать от сотрудников налоговых инспекций и федеральных органов налоговой полиции наличные денежные средства, изъятые у организаций-должников в погашение их задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в соответствии с п. 6 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, которым установлено, что изъятые денежные средства сдаются в банк для перечисления взыскателю, в том числе для зачисления в бюджеты или государственные внебюджетные фонды.
     
     При этом делается ссылка на то, что в соответствии с п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” предприятия не вправе вносить наличные денежные средства на счета других лиц - владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный (текущий) счет, а также на п. 2 и 6 письма Банка России от 12.11.96 N 360, по которым РКЦ и кредитные организации не могут разрешать предприятиям-недоимщикам расходовать поступающую в их кассу выручку, а также принимать в свою кассу от юридических лиц наличные денежные средства для их зачисления на счета третьих лиц.
     

     По данному вопросу были направлены многочисленные запросы Банку России. Согласно ответам Банк России не усматривает в действиях кредитных организаций нарушений Указа Президента Российской Федерации от 14.02.96 N 199 и считает, что зачисление изъятых у юридических лиц наличных денежных средств непосредственно на бюджетные счета является неправомерным.
     
     Указанные средства, по мнению Банка России, должны сдаваться на расчетный, текущий, бюджетный счет хозяйствующего субъекта для последующего проведения платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
     
     Вместе с тем порядок обращения взыскания на денежные средства, включая наличные, и другое имущество налогоплательщиков, не внесших в установленные сроки налоги и другие обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, при отсутствии средств на расчетном (текущем) счете налогоплательщика регулируется названным Временным положением и направлен на обеспечение погашения долгов бюджету. Осуществление должником налоговых платежей контролируется налоговым органом, что и дает основание считать, что налоговым органам предоставлено право как изымать денежные средства, так и перечислять их на счет взыскателя. В данном случае налоговые органы представляют интересы взыскателя, поэтому неправомерно считать эти действия налоговых органов действиями в интересах третьих лиц.
     
     Сложившуюся ситуацию вместе с тем никак нельзя назвать тупиковой, более того, она еще раз доказывает необходимость упорядочения налоговой системы, исключения возможности самостоятельного толкования действий одних ведомств другими.
     
     Одним из важнейших инструментов в ускорении проведения налоговой реформы является Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая которого вводится в действие с 1 января 1999 года.
     
     Так, статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица, в том числе за счет наличных денежных средств в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание.
     
     При этом взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве”.
     

     Исполнительные действия по постановлению налогового органа должны быть произведены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
     
     Обратимся к положениям Федерального закона “Об исполнительном производстве”.
     
     Статьей 57 вышеназванного Закона устанавливается, что наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы организации-должника и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях организации - должника, подлежат изъятию незамедлительно по их обнаружении.
     
     Изъятые денежные средства в рублях в тот же день сдаются в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга [то есть в нашем случае на бюджетные счета, а не на расчетный (текущий) счет налогоплательщика]. Кроме того, за счет изъятой наличности взимается сумма исполнительского сбора на счет внебюджетного фонда развития исполнительского производства для последующего зачисления в бюджеты всех уровней, а оставшиеся средства, предназначенные для покрытия расходов по совершению исполнительных действий, вносятся на депозитный счет подразделения судебных приставов - исполнителей.
     
     Обнаруженные и изъятые у должника денежные средства в иностранной валюте в соответствии со ст. 47 упомянутого Закона судебный пристав - исполнитель не позднее следующего дня после изъятия сдает для продажи в банк или иную кредитную организацию, которые пользуются правом продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
     
     Банк или иная кредитная организация выполняет постановление судебного пристава - исполнителя в семидневный срок со дня его поступления, то есть осуществляют продажу иностранной валюты в размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа с учетом взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
     
     Полученные от продажи иностранной валюты средства распределяются так же, как и изъятые наличные денежные средства в рублях.
     
     Приведенные в данной статье положения Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об исполнительном производстве” свидетельствуют не только об эффективности рассматриваемой меры взыскания в целях обеспечения исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей, но и показывают ее четкую процедуру, крайне необходимую как для контролирующих органов, так и для налогоплательщиков.