Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации: общие положения законодательствао налогах и сборах


Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации:
общие положения законодательствао налогах и сборах

     

С.В. Бобков,
советник налоговой службы I ранга,Госналогслужба России

     
       31 июля 1998 года Президент      Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ). Названный документ согласно ст. 1 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” вводится в действие с 1 января 1999 года за исключением ряда положений.
     
     Таким образом, с принятием НК РФ подведен итог одного из самых важнейших этапов развития налогового законодательства Российской Федерации, а именно разработки систематизированного законодательного акта, включившего нормы многочисленных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения.
     
     Так, НК РФ включил вопросы установления системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе определил виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов; основные начала установления налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемые законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц. Ранее указанные положения содержались в различных нормативных актах, что вызывало немалые трудности для решения того или иного вопроса не только у налогоплательщиков, но и налоговых инспекторов. Кодификация указанных положений упорядочит применение многочисленных нормативных актов.
     
     Однако не стоит забывать, что принята только часть первая НК РФ, носящая основополагающий характер и представляющая собой эффективный инструмент регулирования правоотношений в налоговой сфере, но не позволяющая в полной мере охватить весь комплекс налоговых правоотношений. Указанное, в частности, подтверждается рядом положений Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, в соответствии с которыми отдельные положения НК РФ начнут действовать только с момента принятия второй части.
     
     Иными словами, предстоит долгая, трудная и кропотливая работа по подготовке и принятию части второй НК РФ, с принятием которой можно будет с полной уверенностью говорить о наличии в Российской Федерации кодифицированного, впитавшего в себя опыт развития российского законодательства о налогах и сборах, а также налогового законодательства иностранных государств, основного налогового закона Российской Федерации.
     

     Принятая часть первая НК РФ состоит из семи разделов, двадцати глав, включающих 142 статьи.
     
     В настоящей статье мне хотелось бы  обратить внимание на новшества в законодательстве о налогах и сборах.
     

I. Законодательство о налогах и сборах

     
     Часть первая НК РФ четко определила, что включает понятие “законодательство о налогах и сборах”.
     
     В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах включает законодательство  Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
     
     Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах.
     
     Таким образом, НК РФ, в отличие от ныне действующего законодательства, определил исчерпывающий перечень нормативных актов, подпадающих под понятие “законодательство Российской Федерации о налогах и сборах”, в который помимо самого Кодекса включены только федеральные законы о налогах и сборах. Исходя из этого, акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы налогового законодательства, с вступлением в действие НК РФ не могут быть отнесены к законодательству о налогах и сборах.
     
     Вместе с тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” изданные до введения в действие части первой НК РФ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
     
     Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
     
     Таким образом, основным критерием отнесения того или иного нормативного акта к законодательству о налогах и сборах является его издание законодательным (представительным) органом власти соответственно федерального, регионального или местного уровня.
     

     Однако указанное обстоятельство не является основанием полагать, что вопросы, связанные с налогообложением и сборами, могут регулироваться только законодательными (представительными) органами.
     
     Статьей 4 НК РФ установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. ГТК России при издании указанных актов руководствуется также таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Следовательно, НК РФ четко провел черту между актами законодательства о налогах и сборах, принятие которых является прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления, и принимаемыми на их основе и в соответствии с ними правовыми актами, содержащими нормы налогового законодательства, издание которых отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, и тем самым выразил принцип иерархии правовых актов.
     
     Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения:
     
     1) по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
     
     2) возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     Необходимо отметить, что указанные правоотношения носят властный характер. Это объясняется следующим.
     
     Условия, при которых государственный орган, будь-то налоговый орган, орган налоговой полиции или таможенный орган, и налогоплательщик вступают во взаимоотношения друг с другом не по собственной воле, а на основании закона. Участники данных правоотношений не вправе изменить условия своего взаимодействия, так как они четко определены в законе. В отношениях по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, в качестве властной стороны выступает государство в лице государственных органов, в качестве подчиняющейся стороны - налогоплательщик.
     
     К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ. Иными словами, к указанным выше отношениям законодательство о налогах и сборах применяется только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ.
     

     Так, например, НК РФ допускает возможность установления дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара, определяет способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в том числе в части налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
     

II. Основные принципы (начала) законодательства о налогах и сборах

     
     В ст. 3 НК РФ называются основные начала (принципы) налогового законодательства, которые базируются на положениях Конституции Российской Федерации и выражают как сущность налоговых правоотношений, так и особенности законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
     
     Первое из основных начал законодательства о налогах и сборах - принцип всеобщности налогообложения.
     
     Этот принцип основывается на ст. 57 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
     
     Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.     
 
     Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. В этой обязанности налогоплательщиков (в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица) воплощен публичный интерес всех членов общества.
     
     Еще одним принципом законодательства о налогах и сборах является принцип равенства и неразрывно связанный с ним принцип справедливости налогообложения.
     
     Законодательство о налогах и сборах должно учитывать такие конституционные принципы, как принцип равенства (ст. 19, часть 1) и принцип соразмерного конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (ст. 55, часть 3).
     
     В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактической способности налогоплательщиков к уплате налога, их финансовый потенциал исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов.
     

     Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
     
     Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
     
     Исключением из данного принципа является возможность установления особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Налогообложение всегда означает определенные ограничения права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции Российской Федерации. В связи с этим на законодательство о налогах и сборах в полной мере распространяется положение ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, то есть пропорционально, соразмерно им. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным. Поэтому при чрезмерности налогов и сборов проблема их дифференциации в связи с обеспечением принципов равенства и справедливости приобретает важное значение.
     
     Частью 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
     
     Эти положения развивают одну из основ конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства, означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74, часть 1), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74, часть 2).
     
     Принцип единства экономического пространства нашел свое отражение в НК РФ. Согласно п. 4 ст. 3 НК РФ не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной деятельности налогоплательщика.
     

     Из приведенных конституционных норм и норм НК РФ следует, в частности, что не допускается установление налогов, нарушающее единство экономического пространства Российской Федерации. С этой точки зрения недопустимо как введение региональных (местных) налогов, которое может прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных (местных) налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.
     
     Принцип установления налогов законами или, иными словами, принцип законности закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации.  Законно установленными могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными НК РФ.
     
     Принцип законности нашел свое отражение в положениях п. 3 ст. 5 НК РФ.
     
     Данным пунктом определено, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно НК РФ.
     
     Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов мест-ного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ.
     
     Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено  Кодексом.
     
     Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт:
     
     1) издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
     
     2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц либо полномочия налоговых органов, установленные Кодексом;
     

     3) изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
     
     4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, иных обязанных лиц, разрешенные Кодексом;
     
     5) запрещает действия налоговых органов и их должностных лиц, разрешенные или предписанные Кодексом;
     
     6) разрешает или допускает действия, запрещенные Кодексом;
     
     7) изменяет установленные Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
     
     8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в Кодексе;
     
     9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
     
     При наличии хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующими НК РФ и не может применяться при разрешении того или иного спора.
     
     Также одним из основных принципов законодательства о налогах и сборах является принцип презумпции невиновности налогоплательщика.
     
     Пунктом 7 ст. 3 НК РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
     
     В этих условиях, в целях избежания неопределенности в разрешении тех или иных спорных вопросов, возникающих между государственным органом и налогоплательщиком, акты законодательства о налогах и (или) сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить.
     

III. Действие актов законодательствао налогах и сборах во времени, международных договоровпо вопросам налогообложения

     
     В НК РФ установлены правовые нормы, определяющие правила действия закона во времени. В действующем в настоящее время налоговом законодательстве аналогичные правила не предусмотрены. Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд основополагающих положений законодательства о налогах и сборах само по себе свидетельствует о их высокой значимости. Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являются неотъемлемым составным элементом правового статуса налогоплательщика.
     
     Правила действия закона во времени установлены ст. 5 НК РФ.
     

     Согласно п. 2 данной статьи акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
     
     Следовательно, если налогоплательщик совершил налоговое правонарушение, которое прежде, до издания нового закона, не считалось правонарушением, он не подлежит ответственности, а налогоплательщик, совершивший налоговое правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечен к ответственности только по прежнему, более мягкому закону.
     
     Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования механизма контроля за налогоплательщиками, усиления борьбы с правонарушениями в сфере налогообложения и укрепления законности в данной сфере.
     
     Разумеется, государство вправе и обязано принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения налогоплательщика, совершившего деяние до издания более строгого закона. Налогоплательщик может и должен знать и соблюдать требования только действующего закона.
     
     Частью 3 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.
     
     Следовательно, если налогоплательщик совершил налоговое правонарушение во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, но новым законом ответственность за это деяние устранена, такой налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, поскольку данное деяние не считается больше правонарушением. Если же налогоплательщик уже привлечен к ответственности по прежнему закону, он в соответствии с новым законом подлежит освобождению от назначенной ему меры ответственности. В том случае, когда налогоплательщик несет ответственность за налоговое правонарушение по прежнему более строгому закону, ему в соответствии с новым более мягким законом назначенная мера ответственности должна быть смягчена до пределов, указанных в новом законе.
     
     Однако, применяя правила действия закона, устраняющего или смягчающего ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающего дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц необходимо учитывать положения п. 4 ст. 5 НК РФ.
     

     В соответствии с этой нормой акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных обязанных лиц, или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
     
     Таким образом, в случае издания федерального закона, отменяющего тот или иной налог и (или) сбор, в этом федеральном законе должна быть специальная норма, прямо предусматривающая возврат денежных средств, внесенных налогоплательщиком в счет уплаты сумм отмененного новым федеральным законом налога. Если такой нормы в федеральном законе нет, то ранее внесенные налогоплательщиком суммы налога возврату не подлежат.
     
     В соответствии с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок их вступления в силу.
     
     НК РФ установил иной порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
     
     Так, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, а акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
     
     Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и  представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.
     
     Следовательно, при введении нового федерального налога федеральным законом, принятым, например 1 июля 1998 года, указанный закон может вступить в силу не ранее 1 января 1999 года. Кроме того, должен быть соблюден месячный срок со дня официального опубликования этого федерального закона.
     
     Установление особого порядка вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет своей целью гарантировать права и законные интересы налогоплательщиков и в полной мере соответствует принципу справедливости налогообложения.
     

     Статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные самим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Таким образом, НК РФ закрепил приоритет норм, установленных международным договором Российской Федерации, перед внутренним законодательством. Данное положение Кодекса основано на положениях п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и в полной мере им соответствует.
     
     Согласно Федеральному закону “О международных договорах Российской Федерации” международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования. Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными и именоваться договором, соглашением, конвенцией, протоколом, обменом письмами или нотами и т.д.
     
     Международные договоры, заключенные ранее СССР, по общему правилу обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если не было объявлено о прекращении действия таких договоров или изменении их условий.
     

IV. Участники отношений, регулируемых законодательствомо налогах и сборах

     
     НК РФ определяет несколько категорий лиц, являющихся участниками (субъектами) отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     
     Первую категорию участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, составляют налогоплательщики (плательщики сборов), то есть организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов.
     
     Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
     

     Порядок образования, деятельности, реорганизации, ликвидации организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
     
     Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
     
     Вторую категорию составляют налоговые агенты.
     
     Налоговыми агентами признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     Правовой статус налогового агента установлен ст. 24 НК РФ.
     
     Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
     
     За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Указанные первые две категории участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, условно можно отнести к группе участников, обязанных в силу закона подчиняться требованиям другой группы участников налоговых правоотношений, обладающих властными полномочиями. Об этой группе участников и пойдет речь дальше.
     
     Госналогслужба России и ее территориальные подразделения в Российской Федерации составляют третью категорию участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     
     Единая централизованная система органов Госналогслужбы России состоит из Госналогслужбы России, госналог-инспекций по субъектам Российской Федерации, госналогинспекций по городам (за исключением городов районного подчинения) и районам, районам в городах, госналогинспекций межрегионального и межрайонного уровней.
     

     Главной задачей органов Госналогслужбы России (налоговых органов) является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Налоговые органы в целях выполнения указанной выше задачи осуществляют свои функции, реализуют полномочия и исполняют обязанности, установленные НК РФ, Законом РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР”, другими федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов, а также иными нормативными правовыми актами.
     
     Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются также ГТК России и его территориальные подразделения, федеральные органы налоговой полиции и финансовые органы.
     
     Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, НК РФ, другими федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.
     
     Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом РФ “О федеральных органах налоговой полиции”.
     
     Минфин России, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы (финансовые органы), будучи участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, решают вопросы о предоставлении отсрочек и рассрочек по уплате налогов и сборов, о предоставлении инвестиционного налогового кредита на прибыль (доход) организации, и некоторые другие, предусмотренные НК РФ.
     
     И, наконец, последнюю, четвертую категорию участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, составляют сборщики налогов и (или) сборов в лице государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, других уполномоченных ими органов и должностных лиц, осуществляющих в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов.
     

     Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах.
     

V. Система налогов и сборовв Российской Федерации

     
     При рассмотрении вопросов, связанных с системой налогов и сборов в Российской Федерации, необходимо сразу сделать оговорку.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” ст. 12, 13, 14, 15 части первой НК РФ, определяющие виды налогов и сборов в Российской Федерации и устанавливающие их исчерпывающие перечни, вводятся в действие со дня введения в действие части второй НК РФ.
     
     Впредь до введения в действие части второй НК РФ налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд определяются в соответствии с п. 2 ст. 18 и ст. 19, 20, 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     Таким образом, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации система налогов и сборов с введением части первой НК РФ остается неизменной вплоть до момента введения в действие части второй данного Кодекса.
     
     По указанной выше причине не имеется большой необходимости заострять внимание на положениях части первой НК РФ, определяющих виды налогов и сборов в Российской Федерации и устанавливающих их исчерпывающие перечни, и представляется достаточным осветить лишь основные положения данного вопроса.
     
     Вместе с тем, при рассмотрения главы II НК РФ, посвященной системе налогов и сборов в Российской Федерации, необходимо обратить внимание на некоторые положения, вводящиеся в действие с 1 января 1999 года, имеющие большое значение как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков (плательщиков сборов).
     
     В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     

     Как уже отмечалось, “законно установленными налогами и сборами” могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными (представительными) органами государственной власти и местного самоуправления.
     
     Однако установить налог или сбор - не значит только дать ему название, необходимо определить в законе существенные элементы налогового обязательства.
     
     Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.
     
     В Российской Федерации устанавливаются и взимаются федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
     
     Наиболее существенные изменения претерпел перечень региональных  налогов. Так, к региональным налогам отнесены такие налоги, как налог на недвижимость, дорожный налог, налог с продаж. Значительно сократился перечень местных налогов.
     
     Существенное значение для реализации принципов законности и справедливости налогообложения имеют положения ст. 16 НК РФ.
     
     В соответсвии с данной нормой Кодекса при установлении на территории субъекта Российской Федерации или местного самоуправления того или иного регионального или местного налога или сбора информации об этом должна направляться органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в Госналогслужбу России и Минфин России, а также в соответствующие региональные налоговые и финансовые органы.