Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов


Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

И.Н. Маслова
     

     Уплата законно установленных налогов и сборов является конституционной обязанностью, что закреплено ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. Умышленное невыполнение данной конституционной обязанности, влекущее непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, - это общественно опасное явление. Государство старается регулировать этот процесс путем принятия законов и других законодательных и нормативных актов по различным видам налогов, а также путем введения ответственности за нарушение, в том числе налогового законодательства.
     

     Финансовая ответственность за уклонение от уплаты налогов является наиболее распространенным видом ответственности, о котором знают практически все плательщики налогов. Об ответственности же уголовной говорят значительно реже, но это не делает ее менее действенной. Поэтому в данной статье хотелось бы напомнить налогоплательщикам и об этом виде ответственности за уклонение от уплаты налогов, а также разъяснить некоторые вопросы, относящиеся к данной теме, применительно к наступившему налоговому периоду - 1998 году.
     

     Любая ответственность устанавливается соответствующим документом - в данном случае Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ), в котором предусмотрены следующие основные статьи, регулирующие такую ответственность, - статья 198 “Уклонение гражданина от уплаты налога” и статья 199 “Уклонение от уплаты налогов с организаций”.
     

     Статья 198 УК РФ предусматривает ответственность граждан за совершенное в крупном размере уклонение от уплаты налогов, которая выражается в применении штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишения свободы на срок до одного года за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. За то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, предусмотрен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до трех лет.
     

     За неуплату налогов предприятиями и организациями уголовную ответственность в соответствии со ст. 199 УК РФ несут должностные лица этих предприятий и организаций. Уголовная ответственность, применяемая согласно этой статье, может выражаться в лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до трех лет; за то же деяние, совершенное неоднократно, предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
     

     Рассматривая вышеуказанные статьи УК РФ, можно заметить как существующие в их содержании различия, так и понятия, являющиеся общими для них. Общими, например, являются условия наступления ответственности, объекты налогообложения, за неотражение или искажение данных о которых может наступить уголовная ответственность. Общим является также определение понятий “доходы” и “расходы”. Среди различий - степень, формы и размеры уголовной ответственности, субъекты налогообложения и т.д.
     

     Субъектом преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является физическое лицо - гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин либо лицо без гражданства - достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.
     

     К организациям, о которых говорится в ст. 199 УК РФ относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
     

     Особенность заключается в том, что как по одной, так и по другой рассматриваемой статье ответственность несут граждане, которые выступают (ст. 198 УК РФ) как физические лица - самостоятельные налогоплательщики, так и в качестве должностных лиц предприятий и организаций, несущих ответственность за неуплату ими налогов.
     

     Необходимо определить, что является обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в соответствии с перечисленными статьями и в чем оно может выражаться. Обязательным условием, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии, является установление крупного или особо крупного размера неуплаченного налога. При определении в денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для того, чтобы оценить содеянное по части 1 или 2 ст. 198 УК РФ как уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном размере, принимается сумма неуплаченного налога, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
     

     При определении размера неуплаченного налога по части 1 ст. 199 УК РФ, то есть при уклонении от уплаты налогов с организаций, крупным размером неуплаченного налога признается сумма, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
     

     При определении этих сумм следует исходить из минимального размера оплаты труда, который действовал на момент окончания указанных налоговых преступлений.
     

     При этом возникает вопрос: как определять крупный размер неуплаченного налога - по размеру одного неуплаченного налога или по нескольким его видам? По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты различных видов налогов.
     

     Продолжая читать указанные статьи УК РФ, обращает на себя внимание фраза “включение в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных о доходах или расходах”, присутствующая в обеих статьях. Первый вопрос, который при этом возникает: что понимается под “включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах”, а также под “сокрытием других объектов налогообложения”? Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых, не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.
     

     Без определения понятий “доходы” и “расходы”, а также “другие объекты налогообложения” в данном случае не обойтись, поэтому следует уточнить, что же такое доходы и расходы.
     

     Начнем с расходов. Расходы - это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.
     

     Доходы - это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. В целом доходы можно разделить на три большие группы:
     

     доходы, полученные в денежной форме;
     

     доходы, полученные в натуральной форме;
     

     доходы, полученные в виде материальной выгоды.
     

     В отношении первых двух групп доходов - полученных в денежной и натуральной форме - как правило, вопросов не возникает. По второй группе следует только учитывать, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода; по доходам в иностранной валюте - то, что эти доходы для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату получения дохода, а уплата налога с таких доходов производится плательщиками в рублях или по их желанию в иностранной валюте, покупаемой Банком России.
     

     О доходах же, полученных в виде материальной выгоды, следует сказать отдельно, так как налогообложение этой составной части совокупного дохода вызывает, как правило, наибольшие трудности, а отсюда наибольшая вероятность того, что при этом будут допущены ошибки. Какие именно доходы, полученные в виде материальной выгоды, подлежат учету при налогообложении, а какие нет определено подпунктами “н”, “ф” и “я.13” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, а именно:
     

     1) не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период:
     

     проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;
     

     проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, открытым в рублях, - если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в течение периода существования вклада, а в иностранной валюте, - если проценты выплачиваются в пределах 15 процентов годовых от суммы вклада (сумма материальной выгоды, превышающая указанные выше размеры, подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов);
     

     2) не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, суммы страховых вы-плат физическим лицам по обязательному страхованию; по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования); по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая; в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц; в остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов; во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам;
     

     3) не включается в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, если:
     

     а) процент за пользование такими средствами в рублях составляет не менее двух третей от ставки рефинансирования, установленной Банком России;
     

     б) процент за пользование такими средствами в иностранной валюте составляет не менее 10 процентов годовых; материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, установленной Банком России, по средствам, полученным в рублях, или исходя из 10 процентов годовых по средствам, полученным в иностранной валюте, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц; налогообложению подлежит сумма материальной выгоды, исчисленная на начало отчетного года с той части заемных средств, которая осталась невозвращенной на момент уплаты процентов за пользование этими средствами; не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
     

     Далее необходимо определить, что включает в себя выражение, фигурирующее в ст. 199 УК РФ, - “другие объекты налогообложения”. Согласно Закону РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с учетом изменений и дополнений) и законодательным актам о конкретных видах налогов к другим объектам налогообложения помимо доходов (прибыли) относятся стоимость определенных товаров, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции (работ, услуг), доходы от биржевой и страховой деятельности и прочие. Сокрытие указанных и других объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.
     

     Физическим лицом могут быть получены доходы во всех перечисленных выше формах. Это правомерно и при осуществлении им любых видов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению. При этом нередко встречаются случаи осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Такая ситуация может также стать причиной возникновения уголовной ответственности в случаях, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. Уголовная ответственность за такую деятельность установлена в виде штрафа в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Если то же деяние совершено организованной группой, сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере или совершено лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность, наказание меняется: либо штраф в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. При этом доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а доходом в особо крупном размере - доход, сумма которого превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда. Данные положения отражены в ст. 171 УК РФ.
    

     Таким образом, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ.
    

     Ст. 199 УК РФ затрагивает тему ответственности за уклонение от уплаты налогов с организаций. Именно эта тема вызывает наибольшее количество вопросов, основные из которых и хотелось бы рассмотреть.
     

     Согласно ст. 199 УК РФ к ответственности могут быть привлечены должностные лица организаций и предприятий: руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывавшие другие объекты налогообложения.
     

     Однако виновным может быть признано не только лицо, непосредственно осуществлявшее преступное деяние. Перечисленные лица могут быть как непосредственными исполнителями рассматриваемых преступлений, так и их организаторами или лицами, склоняющими других к совершению преступления. В этих случаях лица, организовавшие совершение преступления, о котором идет речь в ст. 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации - налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 и соответствующей части ст. 199 данного Кодекса.
     

     Для того чтобы снять возникающие вопросы, необходимо уточнить, что представляет собой этот круг лиц.
     

     Основным лицом при совершении преступления является, конечно, исполнитель. Остальные лица, принимавшие в нем участие, - соучастники.
     

     Соучастниками преступления признаются организатор, подстрекатель и пособник.
     

     Исполнитель - это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом.
    

     Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а также лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими.
     

     Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
     

     Пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.
     

     Как уже было отмечено, все эти лица, так или иначе принимавшие участие в совершении преступления, - в данном случае уклонении от уплаты налогов - несут соответствующую уголовную ответственность.
     

     Соучастниками в совершении преступления могут быть должностные лица любых предприятий и организаций, в том числе должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, как это ни печально, могут умышленно содействовать уклонению от уплаты налогов. Это содействие может быть направлено как на физическое, так и юридическое лицо. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которыми они умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, рассматриваются как соучастие в совершении преступления, то есть в соответствии с уже упомянутой ст. 33 УК РФ и соответствующей части ст. 199 (или ст. 198 Уголовного кодекса, когда речь идет об уклонении гражданина от уплаты налога).
     

     Упомянутые должностные лица могут действовать при этом из корыстной или иной личной заинтересованности. В таких случаях указанные действия квалифицируются по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
     

     Прежде всего это злоупотребления должностными полномочиями, которые в соответствии со ст. 285 УК РФ делятся на три группы:
     

     1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет;
     

     2) то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а также главой местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
     

     3) если же деяния, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, повлекли тяжкие последствия, то наказание - лишение свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
     

     Еще более тяжкими преступлениями упомянутого характера считаются те, которые квалифицируются как получение взятки, а также как служебный подлог.
     

     Дача должностному лицу взятки лично или через посредника в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера может быть осуществлена за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию). Кроме того, дача взятки должностному лицу может быть произведена за незаконные действия (бездействие). Получение должностным лицом взятки по таким мотивам наказывается либо штрафом определенного размера, либо лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в течение какого-то срока.
     

     Что касается служебного подлога, то он состоит во внесении должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, что также является уголовно наказуемым.
     

     Таков характер этих преступлений.
     

     Рассматривая далее ст. 199 УК РФ, следует обратить внимание на ответственность субъектов преступления, установленную в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что предусмотрено частями 1 и 2 данной ст. 199. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 УК РФ это наказание не может быть назначено лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Им может быть назначено только наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций. Назначение же наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено только тем лицам, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.
     

     При этом существует особенность, которая заключается в том, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией части первой ст. 199 УК РФ в качестве основного наказания.
     

     Может ли быть не применено обязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное частью второй ст. 199 рассматриваемого Кодекса? Да, но это может иметь место лишь при наличии некоторых условий: при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления. наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного; исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств. Мотивы такого решения суда должны быть в обязательном порядке отражены в приговоре.
     

     Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - это достаточно суровый вид наказания, но не единственный. Необходимо рассмотреть еще один вид наказания за уклонение от уплаты налогов. Правда, он предусмотрен только ст. 198 УК РФ, а значит касается физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Речь идет о штрафе. Определение этого вида наказания дается в ст. 46 УК РФ, согласно которой штраф - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.
     

     Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. На основании этого суд при назначении наказания по части первой или части второй ст. 198 УК РФ указывает в приговоре не только размер денежной суммы, которая подлежит взысканию с осужденного, но в обязательном порядке количество минимальных размеров оплаты труда или количество месяцев за период осуществления преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев.
     

     Иной доход - любой, помимо заработной платы доход, подлежащий налогообложению, полученный осужденным в денежной или натуральной форме. При этом учитывается как доход в рублях, так и в иностранной валюте.
     

     Далее хотелось бы вернуться к рассмотрению ст. 199 УК РФ, а точнее - ко второй ее части, в которой речь идет об уклонении от уплаты налогов с организаций, совершенном неоднократно. Это понятие требует пояснения, то есть определения того, какие действия виновного квалифицируются как совершенные неоднократно. Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организаций квалифицируются действия виновного, совершившего два раза и более деяние, предусмотренное частью первой ст. 199 УК РФ. По всей совокупности показателей это будет пониматься следующим образом: виновным в данном случае в неоднократном совершении преступления считается уклонившийся от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершивший данное деяние в крупном размере, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся ли исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление (преступления, предусмотренные ст. 199, как, впрочем, и ст. 198 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством). Основанием для квалификации содеянного по части второй ст. 199 УК РФ является также совершение ранее виновным деяния, предусмотренного частью второй ст. 162-2 Уголовного кодекса РСФСР, по признаку - сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах.
     

     Если же за ранее совершенное преступление совершивший деяние был в установленном законом порядке освобожден от уголовной ответственности, уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно. То же самое относится и к случаю, если судимость за ранее совершенное преступление была погашена или снята.
     

     Преступления, связанные с уклонением от уплаты налога, могут совершаться лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога. Ранее судимым за уклонение от уплаты налога (по ст. 198, части второй) считают лицо, которое в прошлом было осуждено по ст. 198 или 199 УК РФ либо по части первой ст. 162-2 Уголовного кодекса РСФСР, в том случае, если приговором по этому делу установлено сокрытие полученных доходов, подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплаты труда, либо по части второй ст. 162-2 Уголовного кодекса РСФСР по признаку - сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах - при условии неснятия или непогашения прошлой судимости в установленном законом порядке.
     

     Все вышеприведенное относится к совершению налоговых преступлений и ответственности за них, имевших место до вступления в силу Федерального закона от 25.06.98 N 92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации”. С выходом данного Федерального закона произошел ряд изменений в рассматриваемых статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.
     

     Теперь ст. 198 установлено, что уголовная ответственность применяется за уклонение физического лица от уплаты налога, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере. Уголовному наказанию подлежит физическое лицо за уклонение от уплаты налога как путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, так и иным способом.
     

     Кроме того, внесены изменения в часть вторую ст. 198, уточнившие, какие преступления имеются в виду, когда речь идет о совершении налогового преступления лицом, ранее судимым. Это - преступления, предусмотренные как ст. 198, так и ст. 194 или 199 УК РФ.
    

     Произошло ужесточение ответственности, применяемой к физическим лицам. С момента вступления в силу Федерального закона N 92-ФЗ данная ответственность выражается в наложении штрафа в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо в аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до двух лет. За деяния, предусмотренные частью 1 статьи 198, совершенные в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение определенных преступлений, установлен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет. При этом уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
     

     Еще один важный момент - освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные данной статьей, а также ст. 194 или 199 УК РФ, если они способствовали раскрытию преступления и полностью возместили причиненный ущерб.
     

     Внесены также изменения в ст. 199 УК РФ. Часть первая ст. 199 определяет ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет. При этом уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в эти фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
     

     Если деяние, указанное в части первой ст. 199, совершено группой лиц по предварительному сговору или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных как ст. 199, так и ст. 194 или 198 указанного Кодекса, или неоднократно, то оно наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
     

     В целом с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.98 N 92-ФЗ произведено ужесточение наказания за совершение налоговых преступлений.
     

     Следует отметить, что все вышеприведенное не распространяется на лица, которые имеют различные льготы по уплате налогов или по представлению деклараций о доходах или не ответственны за неуплату налогов предприятиями, также имеющими льготы по налогам. Перечисление таких категорий и групп лиц содержится в законодательстве о конкретных видах налогов.