Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Проблемы и перспективы погашения налоговой задолженности


Проблемы и перспективы погашения налоговой задолженности

А.В. Смирнов,
советник налоговой службы I ранга

О.А. Смирнова
     

     Весь комплекс способов и методов погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, можно разделить на три основные группы - принудительные, добровольные и добровольно - принудительные.
     

     К принудительному погашению задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, следует отнести действия государственных налоговых инспекций, направленные на взыскание налоговой задолженности, образовавшейся у налогоплательщика в результате контрольной работы налоговых органов.
     

     Добровольное погашение налоговой задолженности выражается в уплате недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням за нарушения налогового законодательства, как начисленной государственными налоговыми инспекциями в ходе контрольной работы, так и самостоятельно выявленной налогоплательщиком.
     

     Добровольно - принудительное погашение налоговой задолженности - это действия налогоплательщика - недоимщика, направленные на погашение задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, осуществляемые под контролем соответствующей государственной налоговой инспекции и под угрозой наступления ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.     


Добровольно - принудительное погашение задолженности

     К добровольно-принудительному погашению задолженности следует отнести прежде всего реструктуризацию такой задолженности.
     

     Впервые понятие “реструктуризация задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды” появилось в ст. 69 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”*1. Данной статьей Правительству РФ было поручено в месячный срок разработать и утвердить порядок и условия проведения реструктуризации финансовой задолженности предприятий и организаций по платежам в федеральный бюджет, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1997 года, имея в виду предоставление в отдельных случаях указанным предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности, пеней и штрафов сроком до 10 лет.
          
     -----
     *1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1012.
     

     Было определено, что для указанных предприятий и организаций может быть установлен специальный режим осуществления текущих платежей в федеральный бюджет.
     

     Проценты за отсроченные суммы платежей были установлены в размере одной четвертой действующей учетной ставки ЦБ РФ.
     

     В результате появилось постановление Правительства РФ от 05.03.97 N 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет”*1. Этим постановлением были утверждены Условия реструктуризации и Порядок проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года.
     
     -----
     *1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 10, ст. 1193.
     

     Согласно названным Условиям реструктуризация задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет осуществлялась по решению Правительства РФ, принятому на основании заключения Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов. Данная Комиссия была создана постановлением Правительства РФ от 13.08.94 N 962 и согласно подпункту “и” п. 4 Положения об Оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов, утвержденного названным постановлением Правительства РФ*1, подготавливала заключения по вопросам реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет.
     
     -----
     *1 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 2090.
     

     Организации, имевшие задолженность по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года (далее мы будем называть ее - основной долг), а также штрафы и пени, начисленные на эту задолженность, осуществляли ее реструктуризацию на следующих условиях:
     

     а) реструктуризация путем выпуска ценных бумаг в обеспечение погашения основного долга;
     

     б) заключение с государственной налоговой инспекцией договора о внесении суммы отсроченных платежей по штрафам и пеням единовременно до истечения 10 лет с момента заключения договора о реструктуризации организацией, осуществляющей реструктуризацию задолженности по уплате штрафов и пеней, начисленных на основной долг.
     

     Организация в месячный срок после регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, выпускавшихся в обеспечение погашения задолженности по платежам (далее по тексту - ценные бумаги), была обязана заключить с налоговым органом договор, предусматривавший порядок внесения платежей в федеральный бюджет, и передать уполномоченному органу ценные бумаги, обеспечивавшие погашение основного долга. Ценные бумаги находились у уполномоченного органа до момента исполнения договора о реструктуризации основного долга.
     

     Договор о реструктуризации с государственной налоговой инспекцией вступал в силу со дня передачи ценных бумаг уполномоченному органу.
     

     Организации-должники имели право осуществить эмиссию ценных бумаг в пределах сумм основного долга.
     

     С момента вступления в силу договора о реструктуризации налоговые органы прекращали начисление пеней по основному долгу, образовавшемуся по состоянию на 1 января 1997 года.
     

     В случае выполнения условий договора о реструктуризации уполномоченный орган должен был возвратить организации ценные бумаги, переданные ему в обеспечение погашения основного долга, а в случае невыполнения - имел право реализовать их.
     

     Выпуск ценных бумаг мог быть осуществлен в форме акций или облигаций.
     

     Количество акций, передаваемых уполномоченному органу в обеспечение погашения основного долга, должно было обеспечивать не менее 50 % голосов плюс 1 голос на собрании акционеров акционерного общества, осуществлявшего реструктуризацию основного долга.
     

     Ценные бумаги, принимавшиеся уполномоченным органом, могли быть специально эмитированы организацией для реструктуризации основного долга, а также могли быть предоставлены владельцами этих ценных бумаг.
     

     Договор о реструктуризации, заключаемый организацией и налоговым органом на срок до 5 лет, предусматривал в обязательном порядке уплату текущих налоговых платежей, а также внесение организацией ежемесячно равными долями суммы основного долга с уплатой процентов за отсроченные суммы платежей в соответствии с действующим законодательством по окончании каждого года действия договора о реструктуризации.
     

     Порядок исчисления процентов за отсроченные суммы платежей фиксировался в договоре, заключавшемся налоговым органом и организацией, выпустившей ценные бумаги.
     

     Проценты за отсроченные суммы платежей по основному долгу должны были взиматься исходя из суммы основного долга по состоянию на конец каждого года, в течение которого осуществлялась реструктуризация.
     

     Средства, вырученные организацией от продажи акций, должны были направляться в пределах номинальной стоимости акций на оплату уставного капитала организации - недоимщика, а полученные сверх номинальной стоимости акций, - в федеральный бюджет в полном объеме, за исключением расходов, связанных с продажей акций (в размере не более 1 % вырученной суммы).
     

     При выпуске облигаций для обеспечения погашения основного долга суммарная номинальная стоимость облигаций определялась с учетом всех предусмотренных действовавшим законодательством Российской Федерации ограничений для выпуска облигаций. При этом срок обращения облигаций не мог превышать 24 месяцев с момента регистрации проспекта их эмиссии. Выплата купонного дохода по облигациям должна была осуществляться в размере процента, установленного действовавшим на тот момент законодательством Российской Федерации.
     

     В целях обеспечения защиты прав собственности владельцев облигации выпускались в бездокументарной форме с регистрацией прав собственности на облигации в реестре облигационеров.
     

     Организации, выпустившие облигации в соответствии с Условиями реструктуризации, должны были в 10-дневный срок заключить договор о ведении реестра облигационеров с регистратором, имевшим лицензию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.
     

     Выпуск облигаций должен был быть обеспечен залогом имущества эмитента либо обязательствами третьих лиц на сумму эмиссии облигаций. Оценка имущества, вносимого в залог в качестве обеспечения эмиссии, осуществлялась независимыми оценщиками в порядке, определяемом федеральным органом по делам о несостоятельности (банкротстве).
     

     Организации, в отношении которых было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), прав на выпуск облигаций в обеспечение погашения основного долга в соответствии с настоящими Условиями не имели.
     

     Регистрация проспекта эмиссии облигаций, выпущенных в обеспечение погашения основного долга, осуществлялась при условии единовременного внесения в федеральный бюджет не менее 5 % суммы основного долга и предъявления документа, подтверждающего факт такой оплаты.
     

     При наличии у организации основного долга, превышавшего размер ее уставного капитала, она была обязана заключить договор с налоговым органом, в котором должно было быть предусмотрено внесение платежей в федеральный бюджет на сумму, превышавшую объем задолженности, оформленной выпуском облигаций. Внесение платежей должно было осуществляться равными долями ежемесячно в течение 2 лет с уплатой в соответствии с действующим законодательством процентов за отсроченные суммы платежей по окончании каждого года с момента заключения договора о реструктуризации с государственной налоговой инспекцией.
     

     Облигации, выпущенные для целей реструктуризации, принимались в зачет платежей в федеральный бюджет по основному долгу.
     

     Порядок проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1997 года был также утвержден постановлением Правительства РФ от 05.03.97 N 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет”.
     

     Предложение о реструктуризации задолженности вносилось организацией-должником в Оперативную комиссию Правительства РФ по совершенствованию системы платежей и расчетов. Комиссия, рассмотрев внесенное организацией предложение, готовила заключение, на основании которого Правительство РФ принимало соответствующее решение.
     

     Организация, получившая на основании решения Правительства РФ возможность осуществить реструктуризацию основного долга, была обязана в 2-недельный срок со дня принятия этого решения представить на регистрацию проспект эмиссии ценных бумаг, либо в этот же срок созвать в установленном порядке собрание акционеров для принятия решения об эмиссии акций.
     

     Организация, имевшая основной долг в размере, превышавшем размер ее уставного капитала, проводила реструктуризацию основного долга путем выпуска акций на сумму, обеспечивающую не менее 50 % голосов плюс 1 голос на собрании акционеров с учетом акций, передаваемых акционерами уполномоченному органу.
     

     Далее организация должна была внести в устав изменения по количеству объявленных акций и зафиксировать в нем положение о том, что эти акции выпускаются для реструктуризации налоговых платежей в федеральный бюджет. Срок размещения акций определялся в проспекте эмиссии.
     

     После регистрации проспекта эмиссии эмитент передавал акции уполномоченному органу на срок действия договора о реструктуризации, заключенного эмитентом с налоговым органом.
     

     Затем эмитент заключал с государственной налоговой инспекцией договор о реструктуризации с осуществлением платежей по основному долгу равными долями ежемесячно в течение 5 лет.
     

     Проценты за отсроченные суммы платежей должны были выплачиваться ежегодно по истечении года со дня заключения договора о внесении платежей по основному долгу в размере, установленном действовавшим законодательством Российской Федерации.
     

     Госналогслужба России была обязана ежемесячно информировать уполномоченный орган об осуществлении эмитентами текущих налоговых платежей и ходе погашения основного долга.
     

     В случае если эмитент допускал в течение двух месяцев подряд неплатежи по договору о реструктуризации, заключенному с налоговым органом, либо более двух неплатежей по указанному договору в течение года со дня заключения указанного договора, уполномоченный орган осуществлял продажу акций на аукционе.
     

     Акции продавались по рыночной стоимости с зачислением номинальной стоимости акций на расчетный счет эмитента в целях оплаты уставного капитала общества. Сумма, предлагаемая участниками аукциона сверх номинальной стоимости акций, подлежала зачислению в федеральный бюджет в полном объеме, за исключением расходов, связанных с организацией продажи акций, которые не могли превышать 1 % суммарной выручки от продажи акций.
     

     Критерием для определения победителя аукциона по продаже акций являлась максимальная цена покупки, предложенная претендентом.
     

     Установление прочих критериев при проведении аукциона не допускалось.
     

     В случае если эмитент выполнял свои обязательства в соответствии с договором о реструктуризации, акции, эмитированные в обеспечение его погашения, возвращались эмитенту.
     

     Организации, выбравшие в качестве формы реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет выпуск облигаций, имели право выпускать их в соответствии с действовавшим законодательством Российской Федерации на срок до 24 месяцев с выплатой не реже 1 раза в 6 месяцев купонного дохода в размере процента, взимаемого за отсроченные суммы платежей, в соответствии законодательством. Облигации выпускались траншами*1, эквивалентными долям задолженности, со сроком обращения от 6 до 24 месяцев.
     
     -----
     *1 Транша (англ. tranche) - серия или часть облигационного займа, как правило международного, выпускаемого сериями, либо с расчетом на улучшение рыночной конъюнктуры в будущем, либо для размещения займа на ссудных рынках разных стран. Додонов, Ермако. Большой юридический словарь. - ЮСИС “Аналитик”.
     

     Погашение каждого транша осуществлялось с одновременной выплатой купонного дохода по облигациям, срок погашения которых не наступил.
     

     На сумму основного долга, превышавшего размер оплаченного уставного капитала, эмитент должен был заключить договор с государственной налоговой инспекцией, который предусматривал выплату этой суммы в течение двух лет ежемесячно равными долями с оплатой процента в размере, установленном законодательством, за отсроченные суммы платежей по завершении года с момента заключения договора с государственной налоговой инспекцией.
     

     Облигации, выпущенные для реструктуризации основного долга, принимались Минфином России в зачет этого долга в федеральный бюджет в пределах суммы основного долга.
     

     Списание основного долга осуществлялось в момент погашения облигаций, либо в момент их продажи в порядке, определяемом Правительством РФ.
     

     Уполномоченный орган не имел права осуществлять какие-либо операции с облигациями от своего имени.
     

     После погашения эмитентом облигаций путем перечисления средств, предусмотренных условиями размещения облигаций, в доход федерального бюджета государственная налоговая инспекция делала в лицевом счете налогоплательщика-недоимщика отметку об исполнении его обязательств перед федеральным бюджетом и списывала задолженность в размере фактически осуществленного платежа, равного номинальной стоимости облигаций.
     

     В случае непогашения эмитентом обязательств по выпущенным им облигациям по основному долгу или при невыплате купонного дохода и (или) неисполнении обязательств по договору, заключенному с налоговым органом, право требования по этим облигациям, а также по соответствующему договору переходило к федеральному органу по делам о несостоятельности (банкротстве) со всеми вытекающими последствиями.
     

     Существовавший порядок и условия реструктуризации задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, имел много недостатков, в частности право эмиссии ценных бумаг предоставлялось только организациям, полностью осуществлявшим текущие платежи в федеральный бюджет, что делало такой путь реструктуризации неприемлемым для большинства организаций.
     

     Кроме того, нормативные акты, регулировавшие проведение в 1997 году реструктуризации задолженности по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства Российской Федерации, не определяли перечень документов, подлежащих представлению в Оперативную комиссию, не был установлен уполномоченный орган, которому должны были передаваться акции реструктуризируемых предприятий-недоимщиков и в чью пользу от имени Российской Федерации должно было производиться обременение указанных акций обязательствами по обеспечению платежей в федеральный бюджет; не был выработан порядок оценки имущества, вносимого в залог в качестве обеспечения эмиссии облигаций.
     

     В результате, за 1997 год Правительство РФ приняло решения о реструктуризации задолженности по налоговым платежам и сборам в федеральный бюджет только в отношении шести крупнейших организаций на общую сумму 6549,8 млрд неденоминированных рублей и по штрафным санкциям на сумму 8056 млрд неденоминированных рублей*1.
     
     -----
     *1 Н.Г. Пестроухова. Реструктуризация бюджетных долгов. журнал “Налоговый вестник”. 1998, N 3. С. 27.
     

     Следует отметить, что столь внушительные цифры еще не значат, что задолженность была реструктуризирована. Не все организации заключили с соответствующими государственными налоговыми инспекциями договора о реструктуризации задолженности, в которых должны быть отражены обязательства организации-недоимщика по выплате реструктуризированных платежей по основному долгу, внесению в доход федерального бюджета процентов за отсроченные суммы платежей и обязательств по обеспечению текущих налоговых платежей.
     

     Затягивание принятия решений о реструктуризации и заключения договоров с государственными налоговыми инспекциями привело к тому, что предполагаемая эффективность мероприятий по реструктуризации даже тех организаций-недоимщиков, по которым Правительством РФ были приняты решения, оказалась очень низкой*1.
     
     -----
     *1 Н.Г. Пестроухова. Реструктуризация бюджетных долгов. Журнал “Налоговый вестник”. 1998, N 3. С. 28
     

     Со 2 апреля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 26.03.98 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год”, и теперь вопросы реструктуризации задолженности организаций по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафам и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, решаются согласно ст. 24 этого Федерального закона.
     

     Согласно этой статье кампанию по реструктуризации задолженности возглавляет Правительство РФ или уполномоченный им орган исполнительной власти. В этом одно из основных и главных отличий реструктуризации 1998 года от реструктуризации налоговой задолженности, проводимой в 1997 году, когда проведение реструктуризации было отнесено исключительно к компетенции Правительства РФ и не могло быть переложено на плечи другого министерства или ведомства.     


(Продолжение следует)