Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков по внешнеэкономической деятельности отвечают А.П. Кудряшов и Д.Л. Исаков, Госналогслужба России


На вопросы налогоплательщиков по внешнеэкономической деятельности отвечают
А.П. Кудряшов и Д.Л. Исаков, Госналогслужба России

     Организация осуществляет реализацию продукции на экспорт через комиссионера. Произведена частичная предоплата за реализуемую продукцию на транзитный счет комитента, в дальнейшем валютная выручка поступает на транзитный счет комиссионера. По какому курсу должна быть отражена выручка от реализации продукции на экспорт при использовании метода определения выручки от реализации продукции по мере ее оплаты - на дату поступления выручки на транзитный счет комиссионера или на дату получения причитающейся к перечислению оставшейся части выручки (при условии предоплаты и наличия отгрузки продукции на сумму, превышающую сумму аванса) на текущий и расчетный счета комитента? Каким образом определяется выручка, если договором комиссии не определен момент перехода права собственности на экспортируемые товары при использовании метода определения выручки от реализации продукции по мере ее оплаты?

     

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте”, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.95 N 50, датой совершения операций в иностранной валюте при определении выручки от реализации по мере оплаты при безналичных расчетах считается дата зачисления денежных средств на валютный счет организации в банке или ином кредитном учреждении при условии отгрузки.
     

     Исходя из Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по ее операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операций.
     

     Таким образом, если предприятие получило денежные средства от покупателя в счет предстоящей отгрузки товара, у него нет оснований включать полученные денежные средства в суму выручки, так как нет факта реализации. При предварительной оплате за продукцию выручка от реализации определяется по отгрузке продукции и выписке платежного документа.
     

     Полученная предоплата согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина России от 01.11.91 N 56, подлежит отражению по кредиту счета 64 “Расчеты по авансам полученным” в корреспонденции со счетами учета денежных средств и по мере предъявления покупателям (заказчикам) расчетных документов за отгруженную продукцию отражается по дебету счета 64 “Расчеты по авансам полученным” и кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”.
     

     Какими нормативными документами следует руководствоваться в вопросах установления цены и определения выручки для поставщика продукции?

     

     В соответствии с инструкцией Банка России от 12.10.97 N 19 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров” по заключенному экспортером контракту оформляется паспорт сделки, подписываемый уполномоченным банком, на транзитный счет которого должна поступить вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. С подписанием паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный паспорт сделки, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту на транзитный валютный счет экспортера в уполномоченном банке.
     

     Исходя из вышеизложенного, цена товара определяется контрактом, на основании которого уполномоченный банк контролирует поступление валютной выручки в полном объеме. В случае внесения в контракт изменений, затрагивающих сведения, которые ранее использовались при составлении паспорта сделки, экспортер в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений, обязан представить в уполномоченный банк соответствующие документы.
     

     Какой порядок включения сумм курсовых разниц в налогооблагаемую базу по предприятиям различного статуса при расчете с бюджетом по налогу на прибыль в соответствии с принятой ими учетной политикой?

     

     На основании письма Минфина России от 23.06.93 N 78 “Об Указаниях по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности предприятия в 1993 году” предприятие вправе самостоятельно выбрать метод учета курсовых разниц, используя при этом в течение года либо сразу счет 80 “Прибыли и убытки”, либо счет 83 “Доходы будущих периодов”.
     

     Согласно приказу Минфина России от 12.11.96 N 97 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций” в зависимости от учетной политики предприятия суммовые разницы, возникающие в связи с текущим изменением курса рубля к иностранным валютам, учитываемые на счете 83 “Доходы будущих периодов”, зачисляются единовременно в конце отчетного года в прибыль или убыток организации на счет 80 “Прибыли и убытки”.
     

     Если учетная политика предприятия предусматривает учет курсовых разниц на счете 80 “Прибыли и убытки”, суммы курсовых разниц включаются в налогооблагаемую базу ежемесячно или ежеквартально в зависимости от статуса предприятия, так как согласно Федеральному закону от 10.01.97 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" начиная с 1 января 1997 года все предприятия, за исключением бюджетных организаций и малых предприятий, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога. Малые предприятия и бюджетные организации, имеющие прибыль от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль производят ежеквартально исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий отчетный период.
     

     Разъясните понятие “разумный срок”, используемое, в частности, в п. 3.1 инструкции “О порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности”, являющейся приложением N 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 N 97 “О годовой бухгалтерской отчетности организации”.

     

     Понятие “разумный срок”, которое введено в практику и используется Гражданским кодексом Российской Федерации, обозначает срок реального выполнения каких-либо принятых обязательств.
     

     Следует также иметь в виду, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” агентские договоры (договоры комиссии) по сделкам на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), совершаемым агентом (комиссионером) от своего имени, но в интересах и за счет принципала (комитента), должны предусматривать перечисление в течение трех банковских дней на расчетный счет принципала всей полученной агентом по этим сделкам валютной выручки, за исключением вознаграждения (в том числе дополнительного вознаграждения за делькредере), предусмотренного договором.
     

     Валютная выручка от экспорта товаров используется комиссионером для встречной закупки товаров за рубежом по поручению комитента без зачисления на счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Кто в данном случае несет ответственность за незачисление валютной выручки: комитент как собственник продукции и валютных средств от ее экспорта или комиссионер, являющийся экспортером данной продукции?

     

     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин” валютная выручка предприятия от экспорта товаров (работ, услуг) не может быть использована для встречной закупки без разрешения Банка России и подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации.
     

     В соответствии с п. 6 совместного письма Банка России от 21.01.94 N 73 и ГТК России от 21.01.94 N 01-20/746 "О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”" при наличии у собственника товара договора комиссии с внешнеторговым посредником (комиссионером)-резидентом Российской Федерации, предусматривающего экспорт товара за счет его собственника, но от имени комиссионера, паспорт сделки подписывается комиссионером, который в этом случае является экспортером и отвечает за своевременное поступление валютной выручки в полном объеме на его транзитный валютный счет в банке.
     

     Таким образом, в случае использования валютной выручки от экспорта товаров комиссионером для встречной закупки товаров за рубежом по поручению комитента без зачисления на счета в уполномоченных банках Российской Федерации в связи с отсутствием специального разрешения Банка России ответственность за незачисление валютной выручки в виде взыскания штрафа в размере всей суммы валютной выручки, сокрытой от зачисления, несет комиссионер как экспортер и ответственный за своевременное поступление валютной выручки от экспорта товаров.
     

     Предприятие своевременно не отражает в учете валютную выручку от экспорта товаров. По какому курсу следовало отразить валютную выручку как прибыль прошлых лет: на дату фактического отражения сумм валютной выручки в бухгалтерском учете по курсу Банка России или на дату фактического поступления выручки?

     

     Исходя из Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по ее операциям в иностранной валюте производятся в валюте, действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операций.
     

     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте”, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.95 N 50, датой совершения операций в иностранной валюте при определении выручки от реализации по мере оплаты считается дата зачисления денежных средств на валютный счет организации в банке или ином кредитном учреждении при условии отгрузки (отпуска) товаров, иного имущества, фактического выполнения работ, оказания услуг.
     

     Исходя из вышеизложенного, организация, своевременно не отразившая валютную выручку от экспорта товаров, должна отразить ее как прибыль прошлых лет по курсу Банка России на дату зачисления данных денежных средств на валютный счет при условии фактического совершения операции.
     

     В случае установления занижения (сокрытия) облагаемого дохода налогоплательщик несет ответственность в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     

     Банк-нерезидент планирует производить с российскими банками операции с государственными и другими ценными бумагами, осуществление которых не будет связано ни напрямую, ни косвенно с деятельностью через постоянное представительство.
     
     1) Подпадают ли данные операции под понятие “операции”, используемое в п. 6.3 инструкции Госналогслужбы России N 34?
     
     2) Какие сроки следует применять для отнесения операций к краткосрочным?

     

     В соответствии со сложившейся международной деловой практикой под краткосрочными операциями в смысле п. 6.3 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.97 N 34 “О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц” понимаются операции, срок исполнения обязательств по которым не превышает один год.
     

     В целях упрощения процедуры предварительного освобождения доходов банков, получаемых при краткосрочных межбанковских операциях, от неудержания или неполного удержания налогов, пунктом 6.3 вышеуказанной Инструкции предусмотрена возможность подтверждения факта постоянного местопребывания иностранного банка в стране, с которой имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, путем подтверждения постоянного местопребывания сведениями международного каталога “International bank identifier code” (S.W.I.F.T.). Применение п. 6.3 возможно в том случае, если данные операции будут являться для банка собственными.
     

     В случае если банк будет выступать в роли комиссионера и проводить вышеуказанные операции для третьего лица, процедура подтверждения постоянного местопребывания и налогообложения доходов этих третьих лиц должна осуществляться в соответствии с общим порядком.
     

     Распространяется ли на постоянное представительство иностранного юридического лица порядок налогообложения, установленный п. 2 ст. 10 Соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр в случае, если постоянное представительство получает доход на территории Российской Федерации от продажи акций российских эмитентов?

     

     Статья 10 вышеуказанного Соглашения, являясь специальной, регулирует налогообложение доходов, извлекаемых от продажи, обмена, аренды либо других видов использования движимого имущества. Под сферу действия данной статьи подпадают доходы от отчуждения движимого имущества в случае, если такое отчуждение не является основным способом извлечения доходов и целью деятельности лица, то есть доходы от отчуждения имущества являются лишь дополнительным (внереализационным) извлечением доходов по отношению к доходам от основной деятельности предприятия.
     

     В том случае, когда отчуждение и (или) использование имущества осуществляется на постоянной и регулярной основе, связано с проведением большого числа разнообразных коммерческих операций с широким кругом лиц (например, лизинговая деятельность, торговая, производственная и т.п.), в том числе операций по продаже ценных бумаг, и данная деятельность, осуществляемая иностранным лицом самостоятельно и (или) через третьих лиц, является основным способом извлечения доходов на российском рынке, налогообложение доходов осуществляется в соответствии с положениями ст. 4 “Доходы постоянного представительства” вышеназванного Соглашения.
     

     Организация - нерезидент Российской Федерации собирается совершать операции на рынке ценных бумаг России через представленного российского юридического лица, заключив с ним Генеральное соглашение купли-продажи ценных бумаг.

     

     Считаются ли доходы от данных операций имеющими регулярный и однотипный характер и подлежат ли они предварительному освобождению от налогообложению в России?
     

     В соответствии с п. 6.4 инструкции Госналогслужбы России N 34 “О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц” устанавливается порядок неудержания налогов с доходов, имеющих регулярный и однотипный характер, в случаях, если эти доходы в соответствии с договорами об избежании двойного налогообложения не подлежат налогообложению в Российской Федерации. Имеющими регулярный и однотипный характер доходами могут считаться, например, периодически (неоднократно) выплачиваемые проценты по кредитным соглашениям и депозитным вкладам, корреспондентским или текущим счетам, дивиденды, платежи за использование авторских прав или по лизинговым контрактами и по другим доходам, имеющим “пассивный” характер, получение которых не будет связано с деятельностью, осуществляемой иностранным лицом в Российской Федерации самостоятельно либо через третьих лиц.
     

     Что касается деятельности, которую предполагает осуществлять нерезидент России через брокера, комиссионера или иное лицо с “независимым” статусом и которая связана с проведением большого числа разнообразных коммерческих операций с ценными бумагами с широким кругом лиц, то доходы от такой деятельности рассматриваются как “активные” и не могут подпадать под предварительное освобождение по следующим причинам.
     

     При оказании профессиональными участниками рынка ценных бумаг брокерских услуг иностранным лицам необходимо учитывать то обстоятельство, что в соответствии с практикой международного налогообложения и положениями соглашений об избежании двойного налогообложения Российской Федерации (СССР) с иностранными государствами деятельность лица, иного чем агент с независимым статусом, действующего на постоянной и регулярной основе в интересах иностранного лица, может привести к образованию постоянного представительства этого лица.
     

     В этом случае у иностранного лица, представляемого российским юридическим лицом, возникают обязательства по налогу на прибыль, рассчитываемую как нетто доходы от операций с ценными бумагами с учетом затрат, относящихся к постоянному представительству (например, комиссионные брокера и т.д.).
     

     Иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность (строительную) на территории Российской Федерации через представленное в налоговой инспекции уполномоченное физическое лицо. Какие действия должна предпринять налоговая инспекция для обеспечения поступлений налога на пользователей автомобильных дорог и взыскания штрафных санкций, если расчетный счет в учреждениях банков на территории Российской Федерации иностранным юридическим лицом не открыт?

     

     В соответствии с п. 15 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 “О порядке уплаты налогов в дорожные фонды” иностранные юридические лица являются самостоятельными плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог. Удержание данного налога у источника выплаты действующим налоговым законодательством не предусмотрено, то есть лицо, выплачивающее доходы иностранному юридическому лицу, в силу закона не обязано удерживать налог на пользователей автомобильных дорог и не несет ответственности за неудержание данного налога в бюджет Российской Федерации.
     

     Поэтому в случае если иностранное юридическое лицо самостоятельно не уплатило налог на пользователей автомобильных дорог, взыскание не удержанных сумм налогов и штрафных санкций с лица, выплачивающего доходы, является неправомерным.
     

     Взыскание недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и штрафных санкций у иностранного юридического лица может быть обращено на денежные средства и имущество этого лица в общеустановленном действующим российским законодательством порядке.