Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечают Г.В. Рыжкова, Л.А. Панина, М.А. Ярошинский, Госналогслужба России


На вопросы налогоплательщиков отвечают
Г.В. Рыжкова, Л.А. Панина, М.А. Ярошинский, Госналогслужба России

     

     Являются ли требования, установленные ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, основополагающими для организаций, решивших перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     

     Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” определяются правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     

     В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, соответствующие требованиям ст. 3 этого Закона.
     

     Однако Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ установлены ограничения по переходу на упрощенную систему налогообложения.
     

     Так, согласно п. 1 ст. 2 вышеуказанного Закона действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
     

     Предельная численность работающих для организации включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
     

     Кроме того, пунктом 2 этой статьи установлен перечень организаций и предприятий, не подпадающих под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     

     Согласно п. 3 указанной статьи субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы сто тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     

     Таким образом, критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства, установленные ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, являются основополагающими для организаций, решивших перейти на упрощенную систему налогообложения, отчета и отчетности, с учетом особенностей и исключений, предусмотренных ст. 2 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”.
     

     Возможен ли переход на упрощенную систему налогообложения некоммерческими организациями, занимающимися предпринимательской деятельностью?

     

     Федеральным законом от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” определяются правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     

     В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, соответствующие критериям, установленным в ст. 3 этого Закона.
     

     В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     

     В соответствии со ст. 50 ГК РФ коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
     

     Учитывая изложенное, переход некоммерческих организаций на упрощенную систему налогообложения действующим законодательством не предусматривается.
     

     С какой суммы (суммы договора, инвентаризационной оценки, балансовой стоимости или определенной органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, органами местного самоуправления или страховыми организациями) взимается государственная пошлина при нотариальном удостоверении договоров, предмет которых подлежит оценке (в частности недвижимого имущества)?

     

     В соответствии с подпунктом 3 п. 4 ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине” (в ред. Федеральных законов от 31.12.95 N 226-ФЗ, от 20.08.96 N 118-ФЗ, от 19.07.97 N 105-ФЗ) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, взыскивается в размере 1,5 % суммы договора, но не менее 50 % минимального размера оплаты труда.
     

     В соответствии с подпунктом 4 п. 7 ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине” за оформление прочих юридически значимых действий государственная пошлина за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации взимается с граждан в двукратном размере минимального размера оплаты труда за каждое действие, а с юридических лиц в пятикратном размере минимального размера оплаты труда за каждое действие.
     

     Сумма, с которой взимается государственная пошлина по договорам, предмет которых подлежит оценке (в частности недвижимого имущества), определяется исходя из стоимости предмета договора, которая предусмотрена договором, но не ниже стоимостной оценки определенной органами, указанными в п. 42 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 N 42 "По применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”", в соответствии с которым стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, органами местного самоуправления или страховыми организациями. В случаях заключения договора, предметом которого является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе, государственная пошлина исчисляется исходя из суммы, указанной в оценочном документе.
     

     Таким образом,
     

     1) если в договоре, предмет которого подлежит оценке, указана стоимость недвижимого имущества ниже балансовой стоимости, или ниже инвентаризационной стоимости, или ниже стоимости, определенной органами, указанными в п. 42 инструкции, государственная пошлина взимается с балансовой стоимости, или инвентаризационной стоимости, или со стоимости, определяемой органами, указанными в п. 42 инструкции. Однако если имеет место несовпадение балансовой, инвентаризационной стоимостей, а также стоимости, определяемой органами, указанными в п. 42 инструкции, то в этом случае государственная пошлина взимается с большей стоимости;
     

     2) если в договоре, предмет которого подлежит оценке, указана стоимость недвижимого имущества выше, чем балансовая, инвентаризационная стоимости или выше стоимости, определяемой органами, указанными в п. 42 инструкции, государственная пошлина взимается по стоимости, определенной в договоре.
     

     Каким образом определяется стоимость квартир по договорам мены при их нотариальном удостоверении в случае, когда стоимость одной квартиры выше другой, и в случае, когда обмен квартир производится с доплатой?

     

     В соответствии с п. 2 ст. 568 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором.
     

     Абзацем вторым п. 48 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 N 42 "По применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”" установлено, что за удостоверение сделок об обмене имуществом (договора мены) государственная пошлина уплачивается с имущества, стоимость которого выше, или со стоимости имущества с учетом денежной доплаты к нему.
     

     Положения указанного пункта инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 N 42 применяются с учетом вышеназванной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:
     

      - в первом случае “с имущества, стоимость которого выше” государственная пошлина взимается со стоимости недвижимого имущества, которая предусмотрена договором мены, но не ниже стоимостной оценки, определенной органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями, и которая выше по отношению к стоимости имущества, предоставляемого в обмен;
     

      - во втором случае “со стоимости имущества с учетом денежной доплаты к нему” государственная пошлина взимается со стоимости обмениваемого имущества, предусмотренной договором, а если в договоре не указаны стоимости квартир, то не ниже стоимостной оценки, определенной органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями, к которой прибавляется сумма денежной доплаты, предусмотренная в договоре мены. В этом случае меньшая стоимость квартиры увеличивается на сумму доплаты.
     

     Может ли стоимость предмета залога быть меньше суммы кредитного договора?

     

     В соответствии со ст. 337 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию.
     

     В соответствии с п. 5 ст. 350 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации заложенного имущества, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.
     

     Таким образом, нормы гражданского права предусматривают случай, когда предмет залога (ипотеки) не покрывает требований залогодержателя, поэтому стоимость предмета залога может быть меньше суммы кредитного договора, обеспечивающего исполнение обязательства.
     

     Сохраняются ли права и обязанности между главой крестьянского (фермерского) хозяйства и наемными работниками, принятыми до перерегистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.90 N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”?

     

     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части первой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие.
     

     Статьей 29 КЗоТ РФ установлены основания прекращения трудового договора, перечень которых не предусматривает такого основания, как прекращение трудового договора в связи с изменением правового статуса одной из сторон.
     

     Таким образом, права и обязанности между главой крестьянского (фермерского) хозяйства и наемными работниками, принятыми до перерегистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, сохраняются до истечения договора, заключенного между ними на основании п. 1 ст. 22 Закона РСФСР от 22.11.90 .N 348-1 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.
     

     Где предоставляется льгота предпринимателю, предусмотренная подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”: в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности или в налоговом органе по месту жительства?

     

     В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона РФ от 07.12.92 N 1998-1 “О подоходном налоге с физическим лиц” налогообложение физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, производится по месту постоянного жительства физического лица, а в случае, если его деятельность осуществляется в другом месте, - по месту осуществления этой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства физического лица о размерах дохода и налога.
     

     В соответствии с п. 47 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" исчисление налога производится налоговыми органами по месту постоянного жительства физического лица, а в случае, если его деятельность осуществляется в другом месте, - по месту осуществления этой деятельности, но с обязательным сообщением налоговому органу по месту постоянного жительства физического лица о размерах дохода и налога.
     

     Таким образом, если налогообложение предпринимателя производится по месту осуществления предпринимательской деятельности, то при подаче им декларации о доходах в налоговый орган по месту осуществления предпринимательской деятельности льгота, предусмотренная подпунктом “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, может быть учтена в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности с обязательным сообщением налоговому органу по месту жительства. Однако если предпринимательская деятельность осуществляется в нескольких местах и уплата подоходного налога производится по месту жительства предпринимателя, указанная льгота учитывается приоритетно в налоговом органе по месту жительства предпринимателя.
     

     Включается ли компенсированная разница в ценах за питание сотрудников за счет средств предприятия в состав совокупного дохода физических лиц?

     

     В соответствии с подпунктом “д” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются только те виды компенсационных выплат физическим лицам, которые установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления в пределах норм, утвержденных законодательством. Указанная норма закона содержит примерный перечень компенсационных выплат физическим лицам
     

     В соответствии с п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" если в результате использования средств предприятий (учреждений, организаций) физические лица получают на руки наличные деньги на личные нужды, либо талоны или иные документы, на которых обозначен их денежный номинал, дающие право проезда, посещения или иного пользования услугами (мероприятиями), являющимися в обычных условиях платными, а также в случаях, когда предприятия (учреждения, организации) производят их оплату за конкретных физических лиц, суммы средств, направленных предприятием (учреждением, организацией) на вышеуказанные цели, включаются в состав совокупного дохода этих лиц.
     

     В состав совокупного дохода физических лиц включается также стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями (учреждениями, организациями) или другими работодателями этим лицам, в частности оплата коммунально - бытовых услуг, абонементов, подписки на газеты, журналы и книги, питания, проезда к месту работы и обратно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
     

     Таким образом, компенсированная разница в ценах за питание сотрудников за счет средств предприятия включается в состав совокупного дохода физических лиц.
     

     Правомерно ли отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) платежей (страховых взносов), произведенных предприятием по добровольному медицинскому страхованию членов семей работников предприятия, в размере 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг)?

     

     В соответствии с подпунктом “р” п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552 (с изменениями и дополнениями), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются платежи (страховые взносы), а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию. Установлено, что суммарный размер отчислений на указанные цели, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), не может превышать 1 процента объема реализуемой продукции (работ, услуг).
     

     Исходя из изложенного, отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) платежей (страховых взносов), произведенных предприятием по добровольному медицинскому страхованию членов семей работников предприятия, в размере 1% объема реализуемой продукции (работ, услуг) неправомерно, так как члены семей работников не являются работниками предприятия.
     

     Вправе ли, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уменьшать свой совокупный доход на суммы доходов, перечисляемые по их заявлениям на благотворительные цели Пенсионному фонду Российской Федерации?

     

     В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 20.11.90 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с названным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.
     

     В соответствии с п. 4 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1, средства ПФР формируются в том числе за счет добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
     

     В соответствии с п. 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации средства ПФР направляются в том числе и на оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.
     

     Согласно подпункту “а” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы доходов, перечисляемые по заявлениям физических лиц на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов.
     

     На основании изложенного нотариусы, занимающиеся частной практикой, вправе уменьшать свой совокупный доход на суммы доходов, перечисляемые по их заявлениям на благотворительные цели Пенсионному фонду Российской Федерации, направленные на решение задач, установленных вышеназванными нормами.
     

     Уменьшают ли совокупный доход физического лица суммы разницы в ценах квартир, оплаченные им при договоре мены?

     

     Согласно подпункту “в” п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы, направленные физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, по их письменным заявлениям, представляемым в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в пределах 5000-кратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных организациях на эти цели. Эти суммы не могут превышать размер совокупного дохода физических лиц за указанный период.
     

     В соответствии с подпунктом “в” п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (в ред. от 08.12.97) не производится уменьшение совокупного дохода при приобретении физическими лицами в собственность квартир на основании заключенных договоров мены.
     

     Предметом договора мены является обмен товарами, а не их покупка. Таким образом, суммы разницы в ценах квартир, оплаченные физическим лицом при договоре мены, не уменьшают его совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде.
     

     Могут ли представительные органы местного самоуправления одного муниципального образования города, района распространять установленные ими местные налоги на территории поселков, сел?

     

     Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее по тексту - Закон) муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
     

     В соответствии со ст. 5 Закона в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
     

     К вопросам местного значения относятся местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.
     

     Пунктом 3 ст. 5 Закона установлено, что в случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
     

     Муниципальным образованием должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
     

     Таким образом, представительные органы местного самоуправления муниципального образования города могут устанавливать, например, сбор за право торговли в соответствии с подпунктом “е” п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с его распространением на территории поселков, сел согласно уставу города в случае, если последние находятся в границах территории города.
     

     Представительные органы муниципального образования района могут также устанавливать местные налоги с распространением на территории поселков, сел.
     

     Например, ст. 8 Закона Московской области от 13.06.96 N 27/96-ОЗ “О местном самоуправлении в Московской области” установлено, что к совместному ведению муниципального образования, находящегося в границах территории другого муниципального образования, и муниципального образования, в границах территории которого оно находится, относятся такие вопросы местного значения, как установление местных налогов и сборов.
     

     Разграничение полномочий по вопросам совместного ведения устанавливается договором между муниципальными образованиями, до заключения которого эти полномочия осуществляются тем муниципальным образованием, в границах территории которого находится иное муниципальное образование.
     

     Соответственно, если территории поселков и сел находятся в границах территории района, а договор между муниципальными образованиями о разграничении полномочий по вопросам совместного введения не заключен, органы местного самоуправления муниципального образования района вправе устанавливать сбор за право торговли с распространением его на территории указанных поселков и сел.