Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Правовое регулирование таможенно-тарифных льгот


Правовое регулирование таможенно-тарифных льгот

А.Н. Козырин,

профессор, доктор юридических наук
     

Понятие тарифной льготы

     В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения.
     

     Следует различать понятия “таможенная льгота” и “тарифная льгота”. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе льгота по уплате таможенных платежей, к которым, кроме таможенной пошлины, отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые при перемещении товара через таможенную границу.
     

     Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи со взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота).
     

     Таким образом, понятие “таможенная льгота” шире понятия “тарифная льгота”.
     

     Любая налоговая льгота, в том числе льгота по уплате таможенной пошлины (тарифная льгота), имеет целью сокращение размера налогового обязательства.
     

     При уяснении сущности тарифной льготы следует исходить из определения налоговой льготы, содержащегося в Законе РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (ст. 10): “По налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы: необлагаемый минимум объема налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы”.
     

     Таможенное законодательство стимулирует целевое использование товаров, по которым предоставляются тарифные льготы. Для этого используется понятие “условный выпуск”, под которым понимается выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица соблюдать установленные ограничения, требования или условия (ст. 18 Таможенного кодекса РФ).
     

     Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам (в том числе по уплате таможенной пошлины), могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы.
     

     Использование условно выпущенных товаров и транспортных средств в иных целях допускается с разрешения таможенного органа при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством.
     

     В Законе РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” определены основные характеристики тарифных льгот.
     

     1. Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента Российской Федерации (в форме указа или распоряжения).
     

     Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины, с помощью которых реализуются регулирующая и стимулирующая функции налогообложения, не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства приводит к негативным последствиям для финансовой системы: активное использование льготного налогообложения ведет к налоговым “недопоставкам” в бюджет. Так, в 1995 году из-за льгот в сфере внешнеэкономической деятельности бюджет недосчитался 11,2 триллиона рублей*1. В постановлении Правительства РФ от 12.03.97 N 292 “Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 1996 году и задачах на 1997 год” отмечалось: “Улучшению ситуации с пополнением доходной части федерального бюджета и, следовательно, решению многих социально-экономических проблем продолжает препятствовать большое количество различных налоговых, таможенных и иных льгот”.
     
     -----
     *1 Здесь и далее под “российскими судами” следует понимать как сами российские суда, так и суда, арендованные (зафрахтованные) российскими лицами.
     

     В последнее время согласно принятым Президентом Российской Федерации решениям произошло значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись отдельным организациям. Отмена подобных индивидуализированных, адресных таможенных льгот должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.
     

     Федеральный закон от 13.03.95 “О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности” (ст. 1) отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с Законами РФ “О таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным кодексом РФ. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.95 N 1199 “О таможенных льготах” признал недопустимым принятие федеральными органами исполнительной власти решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и выплате дополнительных компенсаций.
     

     В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента Российской Федерации от 18.09.96 N 1363 “Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей”, которым запрещалось финансирование социальных программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.
     

     На заседании Временной чрезвычайной комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины (ВЧК) отмечалось, что, несмотря на отмену индивидуальных таможенных льгот, они продолжали предоставляться некоторым общественным и коммерческим организациям (творческий союз "Фестиваль “Кинотавр”", АНК "Нефтяная компания “Эвихон”", Фонд социальной защиты и реабилитации инвалидов по слуху).
     

     В 1996 году бюджет недополучил из-за этого 12,4 триллиона рублей. Только по Фонду социальной защиты и реабилитации инвалидов по слуху условно начисленные таможенные платежи превысили 901,9 млрд рублей, а в бюджет поступило лишь 0,6 млрд рублей (государство недополучило 901,3 млрд рублей). Фактически льготами Фонда пользовались 826 коммерческих фирм*1.
     
     -----
     *1 “Экономика и жизнь”. 1997, N 8. С. 2.
     

     В целях усиления контроля за предоставлением налоговых и таможенных льгот образована Комиссия Правительства РФ по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот (постановление Правительства РФ от 11.03.97 N 287 “О дополнительных мерах по контролю за предоставлением налоговых и таможенных льгот”). Отныне все обращения министерств, ведомств и организаций в федеральные органы исполнительной власти о предоставлении налоговых и таможенных льгот рассматриваются только этой правительственной Комиссией.
     

     2. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер, кроме случаев, предусмотренных ст. 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот) Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе”. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 4 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”).
     

     В целях усиления контроля за использованием предоставляемых льгот по уплате таможенных платежей в каждом нормативном акте, издаваемом ГТК России, не имеющем общего характера и содержащем тарифную льготу, предписано указывать следующую информацию (приказ ГТК России от 16.01.97 N 17 “О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот”):
     

      - Федеральный закон (Закон РФ), указ (распоряжение) Президента Российской Федерации, постановление (распоряжение) Правительства РФ, на основании которого предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;
     

      - сведения о документах (письмах министерств, ведомств и т.п.), подтверждающих соблюдение условий предоставления льгот;
     

      - конкретные наименования, стоимость и количество товаров, в отношении которых льготы предоставляются;
     

      - номер, дату внешнеторгового договора, а также сведения о лицах, заключивших такой договор (в случае отсутствия договора - наименование и номер товаросопроводительного, транспортного или иного коммерческого документа), в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации;
     

      - срок действия нормативного акта ГТК России о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей.
     

     Срок действия указанного акта ГТК России не должен, как правило, превышать один год с момента издания. При наличии в тексте внешнеторгового договора сведений об окончании срока действия предельный срок действия нормативного акта ГТК России о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей может ограничиться этим сроком.
     

     В случаях, когда в акты законодательства Российской Федерации, на основании которых издан нормативный акт ГТК России, внесены изменения, предусматривающие отмену льгот по уплате таможенных платежей, данный нормативный акт ГТК России утрачивает свое действие с даты вступления в силу таких актов российского законодательства (приказ ГТК России от 15.01.98 N 17).
     

     3. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.     


Виды тарифных льгот

     В Законе РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” (ст. 34) закреплены основные виды тарифных льгот:
     

     а) возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;
     

     б) освобождение от уплаты таможенной пошлины;
     

     в) снижение ставки таможенной пошлины;
     

     г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
     

     Возврат ранее уплаченной таможенной пошлины. Возврат ранее уплаченного налога (части налога) относится к разновидности налоговых льгот, именуемой в финансовом праве налоговым кредитом. Под налоговым кредитом понимаются льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада*1.
     
     -----
     *1 Налоговый оклад - это сумма налога, уплачиваемая одним субъектом с одного объекта.
     

     Налоговый кредит - понятие условное. Характерные признаки кредита - срочность, возвратность и платность - присущи только немногим видам налогового кредита, предусмотренным российским законодательством, например, инвестиционному налоговому кредиту. Большинство видов налогового кредита являются безвозвратными и бесплатными.
     

     Возврат ранее уплаченных налогов активно используется в целях стимулирования экспорта. Так, например, в Федеральной программе развития экспорта, одобренной постановлением Правительства РФ от 08.02.96 N 123, отмечается, что одно из важных направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования. В связи с этим в рамках совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия в отношении отечественных товаропроизводителей в Программе признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта этого товара, а также стимулировать производственную кооперацию путем расширения масштабов эффективного использования российскими участниками внешнеэкономических связей таможенных режимов переработки в соответствии с Таможенным кодексом РФ*1.
     
     -----
     *1 “Таможенные ведомости”. 1996, N 6. С. 21-22.
     

     Возврат уплаченной таможенной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, закрепленными в Таможенном кодексе РФ. Так, например, возврат уплаченных ввозных таможенных пошлин предусматривается режимом реэкспорта, при котором “иностранные таможенные товары вывозятся с российской таможенной территории без взимания или с возвратом таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики...” (ст. 100 Таможенного кодекса РФ). В Таможенном кодексе РФ (ст. 101) определены условия, при одновременном соблюдении которых в случае вывоза реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные пошлины подлежат возврату:
     

     1) реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в каком они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
     

     2) реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
     

     3) реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
     

     В программе по стабилизации экономики и финансов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.07.98 N 762, с целью мобилизации доходных поступлений предусматривается установить законодательное ограничение на использование таможенных режимов, которые вследствие отсутствия нормативной базы или ее несовершенства могут использоваться недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей (свободный склад, реимпорт, реэкспорт, временный ввоз и др.)
     

     Возврат уплаченной таможенной пошлины осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 125 Таможенного кодекса РФ.
     

     Освобождение от уплаты таможенной пошлины относится к особой разновидности налоговых льгот - изъятиям. Под изъятиями понимается льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.
     

     Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок. Иллюстрацией первого варианта является ст. 35 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе”, устанавливающая случаи освобождения от таможенной пошлины на бессрочной, постоянной основе. Реже освобождение от уплаты пошлины предоставляется на ограниченный срок. Так, в соответствии с приказом ГТК России от 24.01.96 N 34 "О мерах по реализации федеральных законов “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”" от 1 декабря 1995 года N 191-ФЗ, "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”" от 25 ноября 1995 года N 185-ФЗ таможенное оформление бумаги, полиграфических материалов и полиграфических носителей, носителей аудио- и видеоинформации, технологического и инженерного оборудования, ввозимых на российскую таможенную территорию редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими организациями и используемых ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, производится без взимания ввозных таможенных пошлин с 1 января 1996 года по 31 декабря 1998 года.
     

     Освобождение от уплаты таможенной пошлины может быть предусмотрено в отношении товаров, отвечающих каким-либо определенным требованиям (характеристикам). Так, в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин товары, происходящие из наименее развитых из развивающихся стран.
     

     Снижение ставки таможенной пошлины, так же как и освобождение от уплаты таможенной пошлины, представляет собой разновидность налогового кредита. Например, в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе” тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ от 11.04.96 N 413 определено, что с 15 мая 1996 года такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.
     

     Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности налоговая льгота. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины*1.
     
          -----
          *1 “Таможенные ведомости”. 1995, N 7. С. 138.
     

     В Программе по стабилизации экономики и финансов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10.07.98 N 762, в качестве одной из мер по преодолению бюджетного кризиса определено “изъятие части товаров (в особенности подакцизных) из режима свободной торговли с государствами-участниками СНГ, а также введение инструмента тарифных квот, устанавливаемых с учетом фактических объемов производства данных товаров в тех или иных государствах СНГ”*1.
          
     -----
          *1 “Российская газета”. 1998, 28 июля. С. 4.
     

     В качестве примера использования тарифных квот можно привести порядок установления количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области (ст. 7 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Калининградской области”; постановление Правительства РФ от 24.07.98 N 830 “Об установлении на 1998 - 2000 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области”). Основываясь на предложении администрации Калининградской области, Правительство РФ устанавливает на текущий год количественные ограничения на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области. Применение количественных ограничений осуществляется в порядке фактического проведения операций по ввозу товаров в указанном таможенном режиме до полного их использования. К товарам, ввозимым из других стран на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области сверх количества, установленного в постановлении Правительства РФ, режим свободной таможенной зоны не применяется, а следовательно, не могут применяться предусмотренные этим таможенным режимом льготы по уплате таможенной пошлины.
     

     Постановлением Правительства РФ от 24.07.98 N 830 утверждено Положение о проведении аукционов по продаже квот по товарам при установлении Правительством РФ количественных ограничений в отношении ввоза отдельных видов товаров из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
     

     Следует отметить, что список льгот, содержащихся в ст. 34 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе”, не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе РФ от 18.06.93 N 5221-1 предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Эта льгота относится к формам налогового кредита и в отличие от ранее рассмотренных разновидностей налогового кредита характеризуется возвратностью и платностью. В соответствии со ст. 121 Таможенного кодекса РФ от 18.06.93 N 5221-1 за предоставление отсрочки или рассрочки взимается процент по ставкам, устанавливаемым Банком России по предоставляемым этим банком кредитам.
     

     Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляются отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам.
     

     В Указе Президента Российской Федерации от 18.09.96 N 1363 “Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей” особо отмечена недопустимость предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.
     

     Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок таможенных платежей. Упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, включает полное освобождение от таможенных платежей или применение единых ставок таможенных платежей (п. 1.4 Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации - приложение к приказу ГТК России от 18.10.96 N 645). Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств-участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования.     


Случаи освобождения от уплаты таможенной пошлины

     Выделим основные случаи освобождения от уплаты таможенной пошлины (ст. 35 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе”).
     

     1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
     

     ГТК России указанием от 25.04.94 N 01-12/328 “О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)” установил, что при временном ввозе (вывозе) транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, применяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Выявив в ходе проверок, что некоторые таможенные органы вследствие неправильного толкования названного указания освобождали плательщиков от таможенных пошлин за транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности, ГТК России направил таможенным органам указание от 19.09.95 N 01-12/1141 “О режиме временного ввоза (вывоза)”, в котором разъяснил, что в приложении N 1 к указанию ГТК России от 25.04.94 N 01-12/328 установлено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе только транспортных средств, применяемых для международных перевозок пассажиров и товаров, которые уже используются для таких перевозок, в момент первого пересечения границы или первого предъявления таможенному органу и обязал таможенные органы, в случае необоснованного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, взыскать все недополученные таможенные платежи.
     

     Наряду с самими транспортными средствами из-под обложения таможенной пошлиной выводятся товары, необходимые для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки. К числу таких товаров могут быть отнесены:
     

      - предметы материально - технического снабжения и снаряжения;
     

      - топливо, загружаемое в емкости, конструктивно предназначенные для обеспечения движения судна, и потребляемое этим судном;
     

      - продовольствие и некоторые другие товары.
     

     Таможенное оформление перечисленных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится без взимания таможенных пошлин при условии, что такие товары остаются на борту транспортных средств и не отчуждаются на российской таможенной территории.
     

     Порядок таможенного оформления и таможенно-тарифного регулирования товаров, необходимых для обеспечения эксплуатации транспортных средств, совершающих международные перевозки пассажиров и грузов, может быть урегулирован многосторонними или двусторонними международными договорами, которые в случае их противоречия действующему российскому законодательству будут иметь преимущественную силу.
     

     Не облагаются таможенной пошлиной и товары, приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) транспортных средств. На практике эта тарифная льгота прежде всего касается аварийного ремонта судна, под которым понимается ремонт, проводимый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем, и включающий работы, осуществление которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места проведения ремонта российский порт.
     

     В соответствии с указанием ГТК России от 14.10.96 N 01-14/1161 “О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам” ввозные таможенные пошлины не уплачиваются при производстве аварийного ремонта при одновременном соблюдении следующих условий:
     

     1) решение о проведении аварийного ремонта принимается при обстоятельствах, возникших в рейсе в связи с неожиданной поломкой российского судна, которая делает невозможным продолжение рейса, создает непосредственную угрозу для груза, пассажиров, экипажа или самого российского судна, требует немедленного принятия мер по ее устранению;
     

     2) ремонт производится исключительно с целью устранения неожиданной поломки российского судна, способной повлечь вышеперечисленные неблагоприятные последствия;
     

     3) имеется документальное подтверждение всех перечисленных обстоятельств (судовой или вахтенный журнал, сводки погоды, радиограммы капитана российского судна и судовладельца и т.п.).
     

     2. Продукция морского промысла российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
     

     В соответствии с указанием ГТК России от 03.08.95 N 01-12/960 (согласовано с Госналогслужбой России и Минфином России) “О таможенном оформлении продукции морского промысла” продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами*1 в территориальных водах Российской Федерации, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации не подлежит таможенному оформлению и не облагается ввозными таможенными пошлинами. Продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без ввозных таможенных пошлин.
     
     -----
     *1 Здесь и далее под “российскими судами” следует понимать как сами российские суда, так и суда, арендованные (зафрахтованные) российскими лицами.
     

     Продукты переработки продукции морского промысла, добытой иностранными судами, но переработанной российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежат таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без взимания ввозных таможенных пошлин при условии представления документов, подтверждающих, что критерии достаточной переработки соблюдены и что такая переработка была произведена российскими судами.
     

     При решении вопроса о таможенном оформлении продукции морского промысла и/или продуктов ее переработки заинтересованное лицо обязано представить таможенному органу документы, подтверждающие район добычи (переработки) продукции морского промысла (радиограммы судовладельца или капитана судна, донесения Службы наблюдения за флотом, заверенные выписки из судового или промыслового журнала и аналогичные документы). Когда район добычи (переработки) продукции морского промысла, факты производства (переработки) российским судном и соблюдения критерия достаточной переработки не установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений в подлинности и достоверности у должностных лиц таможенного органа, продукция морского промысла и продукты ее переработки рассматриваются для таможенных целей как иностранные товары и при ввозе на российскую таможенную территорию для постоянного оставления там облагаются ввозными таможенными пошлинами.
     

     3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации.
     

     Особенностью правового регулирования порядка предоставления таможенно-тарифных льгот дипломатическим и консульским органам и их сотрудникам является преобладание конвенционных (международно-правовых) норм. Среди универсальных конвенций, определяющих договорную практику по этому вопросу, - Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенция о специальных миссиях 1969 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года. Кроме универсальных конвенций, источниками права по этому вопросу могут выступать конвенции о привилегиях и иммунитетах отдельных международных организаций, двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств, консульские конвенции и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов на основе взаимности.
     

     4. Валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
     

     Освобождению от уплаты таможенной пошлины подлежат:
     

      - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов Банка России и монеты (кроме используемых в нумизматических целях);
     

      - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (кроме используемых для нумизматических целей) (п. 1 ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”);
     

      - ценные бумаги в российских рублях: государственные облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (п. 2 ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”; ст. 143 Гражданского кодекса РФ);
     

      - ценные бумаги в иностранной валюте: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
     

     5. Товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     

     В соответствии со ст. 397 Таможенного кодекса РФ от 18.06.93 N 5221-1 обращаются в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы, конфискованные в соответствии с действующим законодательством, в том числе по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, а также товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось в пользу государства.
     

     Второй случай обращения товаров в федеральную собственность связан с декларированием таможенного режима отказа в пользу государства.
     

     Отказ от товара в пользу государства - это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики (ст. 105 Таможенного кодекса РФ). Детально порядок применения указанного таможенного режима урегулирован в приказе ГТК России от 30.12.93 N 559 “Об утверждении Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства” (с последующими изменениями и дополнениями).
     

     6. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
     

     Гуманитарной помощью считаются безвозмездно передаваемые юридическим и физическим лицам продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты и медицинское оборудование), иные предметы, направляемые из зарубежных стран в Россию для улучшения условий жизни и быта малообеспеченных групп населения.
     

     Иные предметы могут быть отнесены к разряду гуманитарной помощи только соответствующими межправительственными соглашениями или решениями Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ (далее по тексту - Комиссия), являющейся единым координирующим органом по вопросам получения, транспортировки, распределения и реализации зарубежной гуманитарной и технической помощи.
     

     В целях усиления контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей в отношении товаров, признанных Комиссией гуманитарной помощью, и подтверждения достоверности выписок из протокола заседания Комиссии, представляемых в таможенные органы, таможенное оформление данных товаров на сумму, превышающую 100 тыс. ЭКЮ, проводится только после согласования с ГТК России (телетайпограмма ГТК России от 01.10.97 N Т-17760).
     

     Таможенное оформление данных товаров без согласования с ГТК России разрешается производить при условии внесения на депозит суммы полного обеспечения уплаты условно начисленных таможенных платежей, которая при подтверждении целевого использования товаров подлежит возврату по разрешению ГТК России.
     

     На товары, направляемые в Россию в качестве гуманитарной помощи, но использованные не по назначению, тарифные льготы, установленные для гуманитарных грузов, не распространяются.
     

     Устанавливается, что таможенное оформление с предоставлением тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи в адрес одного получателя, оформляемых одним таможенным органом в течение одного месяца, не должно производиться на сумму более 10 тыс. ЭКЮ. Если же стоимость гуманитарных грузов колеблется от 10 до 20 тыс. ЭКЮ, их оформление с предоставлением льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины и иных платежей производится по согласованию с вышестоящим таможенным органом (региональным таможенным управлением или ГТК России). Если же таможенная стоимость гуманитарных грузов превышает 20 тыс. ЭКЮ, декларант обязан представить в производящий оформление таможенный орган письменное подтверждение гуманитарного характера товаров от уполномоченных лиц Комиссии (им может стать выписка из решения Комиссии, соответствующая отметка на сопроводительных документах, заверенная печатью, письмо, телекс, факс).
     

     Эти правила были установлены в целях усиления контроля за обоснованностью применения льгот в отношении товаров, ввозимых в Россию в качестве гуманитарной помощи, и повышения ответственности должностных лиц таможенных органов за реализацию предоставленных тарифных льгот.
     

     Кроме гуманитарной помощи, под освобождение от таможенной пошлины подпадают товары, перемещаемые через российскую таможенную границу в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, то есть обстановки на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 11.11.94 “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”). В соответствии с указанием ГТК России от 05.04.96 N 01-14/354 (в ред. указания ГТК России от 19.07.96 N 01-14/790) таможенное оформление таких товаров производится в приоритетном порядке.
     

     7. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и/или вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия.
     

     Не подлежат обложению таможенной пошлиной товары, перемещаемые через российскую таможенную границу в качестве безвозмездной помощи, на благотворительные цели по каналам межправительственного и иного международного сотрудничества. В Федеральном законе от 11.08.95 N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” предоставление в соответствии с федеральными законами льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот определено в качестве одной из форм, в которой органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку участникам благотворительной деятельности (ст. 18).
     

     Основными требованиями, предъявляемыми в этом случае к товарам, освобождаемым от уплаты таможенных пошлин, являются:
     

      - безвозмездный характер поставок. При этом безвозмездность товарной поставки не означает, что лицо, ее осуществляющее, не может выплачивать вознаграждение лицам, привлекаемым для ее осуществления. Безвозмездный характер поставки предполагает, что у лица, принимающего такую помощь, не возникает обязанность имущественного или неимущественного характера;
     

      - осуществление поставки в соответствии с договором, сторонами которого выступают государства, их правительства, а также международные организации;
     

      - благотворительный характер помощи, что в первую очередь проявляется в ее адресатах (благополучателях), которыми, как правило, являются малообеспеченные физические лица или лица, нуждающиеся в социальной адаптации и социальной защите; дети, не имеющие родителей, дошкольные или иные детские учреждения; инвалиды, престарелые или организации, осуществляющие уход за ними; физические лица, нуждающиеся в медицинской помощи, или медицинские учреждения; образовательные учреждения, а также учреждения науки, культуры или искусства; религиозные организации; учреждения пенитенциарной системы и др.
     

     Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются (п. 2 ст. 2 Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”).
     

     Особо следует упомянуть оказание безвозмездного технического содействия. Товарные поставки, осуществляемые в рамках такого содействия, также освобождаются от уплаты таможенных пошлин. В постановлении Правительства РФ от 10.08.93 N 760 техническая помощь определяется как предоставляемые по линии государств и правительств зарубежных стран и международных организаций программы безвозмездного содействия социально-экономическим реформам в Российской Федерации. Эти программы реализуются путем передачи российским юридическим лицам опыта и технологии, организации подготовки кадров и поставок материально-технических средств (научно-лабораторных инструментов, приборов, средств вычислительной техники, оргтехники, информатики, транспорта и связи, научно-технических изданий, систем и средств обучения, иного оборудования, предназначенного для реализации конкретных проектов технической помощи, а также денежных средств, выделяемых на эти цели).
     

     Товары могут быть отнесены к технической помощи только соответствующими межправительственными соглашениями или решениями Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи.
     

     Таможенное оформление товаров, отнесенных к технической помощи решениями Комиссии, производится с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин только при условии представления декларантом оригинала выписки из протокола заседания Комиссии, подтверждающей статус товаров, ввозимых в качестве технической помощи.
     

     8. Товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран.
     

     В данном случае речь идет о режиме транзита товаров, который в соответствии со ст. 35 Таможенного кодекса РФ представляет собой таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (контингентирования, лицензирования).
     

     Особенностью правового регулирования таможенного режима транзита товаров является применение ряда международно-правовых договоров. Важнейший из них - Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 года). Порядок и условия применения положений Конвенции МДП были определены специальным положением, утвержденным приказом ГТК России от 18.05.94 N 206. Применяются и другие международно-правовые договоры, например, Всемирная почтовая конвенция, в которой среди прочего установлен порядок транзита почтовых отправлений.
     

     Одним из условий помещения под таможенный режим транзита является соблюдение требования сохранять товары в неизменном состоянии (кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения) и не использовать их в каких-либо иных целях, кроме транзита.
     

     Если таможенный орган полагает, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение таможенного законодательства, помещение товаров под таможенный режим транзита допускается лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.
     

     В случае выдачи перемещаемых транзитом товаров без разрешения таможенного органа, утраты таких товаров или недоставления их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, кроме случаев, когда такие товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо выбыли из владения из-за неправомерных по российскому законодательству действий органов или должностных лиц иностранного государства.
     

     9. Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
     

     Товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, который включает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и иных налогов и неприменение мер экономической политики (ч. 1 ст. 109 Таможенного кодекса РФ).
     

     Предназначение товаров (для коммерческих или некоммерческих целей) устанавливается исходя из их характера и количества, частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи. Так, перемещение через таможенную границу товаров, обычно не используемых в быту (сырье, грузовики и т.д.), дает основание таможенному органу полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если декларант не докажет обратное. О коммерческом характере дальнейшего использования товаров может свидетельствовать и значительно превышающее потребность декларанта и членов его семьи количество однородного товара (одного наименования, фасона, цвета и т.д.). Периодический ввоз или вывоз одним и тем же лицом однородных товаров также может свидетельствовать о коммерческих целях перемещения товаров, опять-таки если декларант не докажет иного.
     

     10. Оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти.
     

     11. Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории, а также бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
     

     Особенность данной льготы состоит в ее срочном характере: она действует с 1 января 1996 года по 31 декабря 1998 года (ст. 3 Федерального закона от 25.11.95 N 185-Ф3).
     

     Льгота не распространяется на книжные и периодические издания и средства массовой информации рекламного и эротического характера (ст.1 Федерального закона от 25.11.95 N 185-ФЗ).
     

     12. Пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации.
     

     13. Оборудование, включая машины и механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.     


Тарифные льготы, предусмотренные отдельными таможенными режимами

     Тарифные льготы применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии со следующими таможенными режимами: реимпорт, транзит, переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, временный ввоз (вывоз), переработка вне таможенной территории, реэкспорт.
     

     В соответствии с таможенным режимом реимпорта российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации под таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в течение десятилетнего срока без взимания таможенных пошлин (ст. 32, 33 Таможенного кодекса РФ).
     

     Таможенный режим транзита предусматривает перемещение товаров под таможенным контролем между двумя российскими таможенными органами, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин (ст. 35 Таможенного кодекса РФ).
     

     Содержание таможенного режима переработки товаров на таможенной территории состоит в том, что иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на российской таможенной территории с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 Таможенного кодекса РФ).
     

     Назначением таможенного режима переработки товаров под таможенным контролем является использование иностранных товаров в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим (ст. 65 Таможенного кодекса РФ).
     

     Таможенный режим временного ввоза (вывоза) предполагает предоставление тарифной льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты таможенной пошлины. Случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении временно ввозимых товаров определяются Правительством РФ. В иных случаях, а также при несоблюдении лицом, перемещающим товары через российскую таможенную границу, условий полного освобождения может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин в порядке, определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России. При частичном освобождении за каждый полный и неполный месяц уплачиваются 3 % суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (ст. 68, 72 Таможенного кодекса РФ).
     

     При заявлении к таможенному режиму переработки вне таможенной территории российские товары вывозятся и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на российской таможенной территории с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин. Полное освобождение продуктов переработки от уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляется, если российский таможенный орган удостоверится в том, что целью переработки был ремонт вывезенных товаров, осуществляемый безвозмездно в силу положений законодательства или договора, кроме случаев, когда при первоначальном выпуске товаров для свободного обращения учитывалось наличие недостатка.
     

     Частичное освобождение от ввозных таможенных пошлин предоставляется при возмездном ремонте вывозимых товаров и при осуществлении других операций по переработке. Суммы таможенных пошлин определяются исходя из ставок, применяемых к продуктам переработки, помноженных на стоимость ремонта или других операций по переработке (ст. 87, 94 Таможенного кодекса РФ).
     

     При таможенном режиме реэкспорта иностранные товары вывозятся с российской таможенной территории без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины не взимаются, если товары заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации.
     

     При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины подлежат возврату при условии, если:
     

     1) реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
     

     2) реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
     

     3) реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода (ст. 100, 101 Таможенного кодекса РФ).     


Тарифные льготы, предоставляемые организациям с иностранными инвестициями

     Порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей организациям с иностранными инвестициями установлен ст. 174, 182 Таможенного кодекса РФ, ст. 34 и 37 Закона РФ от 21.05.93 N 5003-1 “О таможенном тарифе”, постановлением Правительства РФ от 23.07.96 N 883 “О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями”.
     

     Освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями, предоставляется таможенным органом, производящим таможенное оформление таких товаров, при одновременном выполнении следующих требований:
     

     1) соответствие характеру товаров - товары не являются подакцизными и относятся к основным производственным фондам. Определение основных производственных фондов содержится в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (утверж