Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Бухгалтерский учет на малых предприятиях торговли


Бухгалтерский учет на малых предприятиях торговли

А.А. Корпусов,

председатель Клуба бухгалтеров и аудиторов торговли г. Москвы
     

     Торговля является наиболее привлекательной сферой деятельности малого предпринимательства. Небольшая трудоемкость, незначительный стартовый капитал обеспечивают получение прибыли от реализации товаров, посреднической деятельности по купле-продаже товаров. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” малыми предприятиями в розничной торговле являются предприятия со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 30 человек, в оптовой - 50 человек. В уставном капитале малых предприятий привлеченные средства других юридических лиц не должны превышать 25 %.
     

     Организацию бухгалтерского учета и порядок составления бухгалтерской отчетности определяют следующие нормативные документы:
     

     1. “Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства”, утвержденные приказом Минфина России от 22.12.95 N 131.
     

     Указаниями установлено:
     

      - учетная политика предприятия определяет систему бухгалтерского учета (рабочий План счетов бухгалтерского учета, форма учета, организация документооборота и других процедур бухгалтерского учета);
     

      - для документирования хозяйственных операций применяются следующие формы документов: типовые межведомственные, ведомственные, а также самостоятельно разработанные, с включением обязательных реквизитов первичных документов. Для торговых организаций табель (перечень) форм первичной учетной документации установлен письмом Минторга РСФСР от 02.12.88 N 0156, а порядок их применения - письмом от 23.11.89 N 0116 “Об основных инструктивно-методических положениях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров на предприятиях розничной торговли”.
     

     В перечень типовых форм документов включена расходно-приходная накладная, используемая для оформления продажи товаров на лотках, в киосках и в других видах “выносной” торговли. Особенностью расходно-приходной накладной является отражение в ней трех операций: отпуска товаров со склада, возврата непроданных товаров и сдачи выручки от продажи товаров в кассу. В денежном выражении сумма последних двух операций должна равняться сумме по первой операции. Разницы в суммах свидетельствуют о недостаче или излишках, по которым администрация предприятия должна принять соответствующие меры к продавцу товаров;
     

      - предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета. Во-первых, журнально-ордерную форму счетоводства. При этом учитываются отраслевые указания о порядке ведения регистров бухгалтерского учета. Минторг СССР утвердил приказом от 14.07.86 N 168 “Общие положения о порядке ведения журналов-ордеров на предприятиях и организациях системы Минтрога СССР, форм журналов-ордеров и указаний по их заполнению”. (Порядок ведения учета с применением журнально-ордерной формы изложен в статье “Формы бухгалтерского учета в организациях торговли”, автор Корпусов А.А., журнал “Налоговый вестник”, N 7, 1998 г.). Во-вторых, малым предприятиям с небольшим объемом хозяйственных операций рекомендуется упрощенная форма бухгалтерского учета, которую можно вести без использования регистров бухгалтерского учета (простая форма) или с использованием регистров.
     

     В приложениях к Указаниям приведены формы книг и ведомостей, используемых при ведении упрощенных форм учета. Малые предприятия торговли, как правило, применяют журнально-ордерную форму учета;
     

      - составление и представление бухгалтерской отчетности в порядке, предусмотренном Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. При этом в состав годового бухгалтерского отчета разрешается включать только формы отчетности N 1, 2 и не представлять пояснительную записку.
     

     2. "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”", утвержденных приказом Минфина России от 15.03.96 N 27.
     

     В приказе раскрываются отдельные положения названного Федерального закона:
     

      - на упрощенную систему налогообложения субъекты малого бизнеса переходят исключительно в добровольном порядке (при численности работников до 15 человек и размере валовой выручки не более 100 000-кратного минимального размера оплаты труда);
     

      - право перехода на упрощенную систему налогообложения приобретают субъекты, получившие патент, стоимость которого соответствует сумме единого годового налога;
     

      - объектом обложения единым налогом является совокупный доход за отчетный период или валовая выручка. Выбор объекта налогообложения производится госналогинспекцией, обслуживающей малое предприятие;
     

      - при расчете базы налогообложения по совокупному доходу из общей суммы доходов исключаются расходы по установленному перечню. Не исключаются затраты на капитальные вложения, расходы на оплату труда; сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды;
     

      - предусматривается поквартальная оплата стоимости патента, полученного на год, представление в госналогинспекцию по итогам хозяйственной деятельности за квартал расчета по уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента;
     

      - документальное оформление хозяйственных операций остается таким же, как и для всех предприятий;
     

      - учет операций ограничивается ведением только одной книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена приказом Минфина России от 22.02.96 N 18. Учет в книге должен обеспечить формирование показателей для уплаты единого налога: совокупного дохода (налог 30 %) или валовой выручки (налог 10 %);
     

      - бухгалтерская отчетность при упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности не представляется.
     

     В графе 4 раздела I книги торговые организации ежедневно записывают сумму выручки от продажи товаров на основании записей в книге кассира-операциониста, в которой в свою очередь производятся записи на основании показателей контрольно-кассовых машин по продаже товаров за наличный расчет. При реализации товаров по безналичным расчетам указываются номера расходных товарных накладных (счетов-фактур) и платежных документов по оплате стоимости проданных товаров. В графе 4 указывается также выручка от реализации имущества (основных средств, МБП), денежные средства и имущество, полученные безвозмездно в виде финансовой помощи.
     

     В графе 6 раздела I книги отражаются покупная стоимость товаров, включая НДС, уплаченный поставщикам, а также все расходы по реализации товаров в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Комитетом Российской Федерации по торговле 20.04.95. N 1-550/32-2. В графе 7 раздела I указываются сверхнормативные (сверхлимитируемые) расходы, не принимаемые для расчета налога (расходы по процентам банкам, рекламе, командировочные и др.).
     

     В разделе II книги определяется совокупный доход как разница между суммой валовой выручки (дохода) и суммой расходов, принимаемых для расчета налога.
     

     Следует отметить, что торговые организации не проявляют активности в переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Основная причина отсутствия энтузиазма состоит в том, что упрощенная система не учитывает особенности работы торговых организаций. На наш взгляд, следовало бы выпустить отраслевые рекомендации ведения учета и отчетности, в которых отражались бы особенности учета розничной, оптовой, комиссионной торговли, в частности различия в уплате НДС, определение расходов и доходов с учетом момента реализации товаров по отгрузке или оплате товаров покупателями.
     

     Руководители малых предприятий-организаций и, в определенной мере, предприниматели решают дилемму оплаты труда бухгалтера при применении упрощенной формы учета. Упрощенная форма учета, рекомендуемая приказом Минфина России от 22.12.95 N 131, представление бухгалтерской отчетности не отменяет. Следовательно, бухгалтер по ведению учета и составлению отчетности необходим. Приказом Минфина России от 15.03.96 N 27 представление бухгалтерской отчетности не предусматривается, но ряд учетных работ не может быть выполнен без участия бухгалтера или специалиста, имеющего знания и практику выполнения расчетов по зарплате, в т.ч. удержания налогов, расчетов с Пенсионным фондом и другими государственными внебюджетными фондами, составления банковских документов, отчетов, представляемых в ГНИ и другие организации по соответствующим взносам и отчислениям.
     

     В соответствии с Федеральным законом РФ от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности”*1 к плательщикам единого налога отнесены предприятия общественного питания с численностью работающих до 50 человек, магазины с численностью работающих до 30 человек, а также мелкорозничная сеть (палатки, киоски, ларьки, лотки) и выездная торговля ГСМ (п. 6 - 8 ст. 3).
     

     -----
     *1 См. “Налоговый вестник”. 1998, N 9. С. 177.
     

     Уплата единого налога освобождает как юридических лиц, так и отдельных предпринимателей от платежей в государственные внебюджетные фонды, а также налогов, кроме платежей и налогов, перечисленных в ст. 1 Закона. Ставка единого налога - 20 % вмененного дохода, определенного в соответствии со ст. 5 Закона. Налогоплательщик обязан вести учет своих расходов и доходов, представлять в соответствующие органы бухгалтерскую и статистическую отчетность, устанавливаемую органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 4 Закона).
     

     Необходим ли плательщику единого налога бухгалтер? Этот вопрос должен решаться в зависимости от условий деятельности организации, перешедшей на новую систему налогообложения.
     

     Малые предприятия торговли привлекают для выполнения учетных работ бухгалтеров с оплатой, как правило, 50 % установленного должностного оклада и ненормированным рабочим днем. По такому принципу один бухгалтер работает в нескольких малых предприятиях. Но ГНИ, обслуживающие эти предприятия, считают работу бухгалтера в нескольких предприятиях неправомочной и исключают расходы по оплате его труда при определении налогооблагаемой базы налога с прибыли. При этом ГНИ считают, что бухгалтеры малых предприятий являются главными бухгалтерами, т.е. в соответствии с КЗоТ РФ руководителями организаций, которым совместительство запрещено. Вопрос совместительства главных бухгалтеров на малых предприятиях требует решения в законодательном порядке.


КНИГА
учета доходов и расходов субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности


                                                                         I. Доходы и расходы

Регистрация

Сумма

№ п/п

Дата и номер первичного документа

Содержание операции

Доходы - всего

в том числе не принимаемые для расчета налога

Расходы - всего

в том числе не принимаемые для расчета налога

1

2

3

4

5

6

7

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

Итого за I квартал

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

     
     и т.д. за каждый квартал и нарастающий итог с начала года.
     


                                                            II. Расчет совокупного дохода.


Наименование


Код строки

199__ год

показателя

  
 

I квартал

6 месяцев

9 месяцев

год

1

2

3

4

5

6

Валовая выручка

100

  
 

  
 

  
 

  
 

Расходы

110

  
 

  
 

  
 

  
 

Совокупный доход

120

  
 

  
 

  
 

  
 

     
     Примечание. Книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя организации (предпринимателя) и оттиском печати налогового органа.