Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении санкций за нарушение налогового законодательства


О применении санкций за нарушение налогового законодательства

И.Н. Гаврилова,     

советник налоговой службы II ранга, Госналогслужба России
     

     В каких случаях руководители банка и кредитных учреждений несут административную ответственность, установленную ст. 4 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”?

     

     Руководители банков и кредитных учреждений несут административную ответственность, установленную ст. 4 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за открытие расчетного и иного счета налогоплательщикам без предъявления ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, и несообщение или несвоевременное сообщение налоговому органу об открытии указанных счетов. Причем необходимо наличие двух признаков в совокупности.
     

     В случае же нарушения порядка открытия банковских счетов в части уведомления банковским, иным кредитным учреждением или налогоплательщиком налогового органа об открытии счета, руководители учреждений привлекаются к ответственности, предусмотренной п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”.
     

     В какие сроки может быть принято решение о применении к налогоплательщику штрафных санкций за нарушение налогового законодательства по результатам документальной проверки?

     

     Действующим налоговым законодательством не установлены сроки принятия руководителями налоговых органов решений о применении к налогоплательщикам финансовых санкций за нарушение налогового законодательства по результатам документальных проверок их деятельности.
     

     Применяется ли к территориальным структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (корреспондентского, текущего) счета, ответственность в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае несвоевременного представления в налоговый орган расчетов по налогу на прибыль?

     

     Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России в письме от 04.08.95 N НП-4-01/46н (зарегистрированном Минюстом России 14.08.95 N 932) даны методические указания по применению постановления Правительства РФ от 01.07.95 N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (корреспондентского, текущего) счета”.
     

     Согласно названному выше письму на учете в налоговом органе по месту нахождения структурного подразделения должна стоять организация, на которою возложена обязанность перечислять налог в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурного подразделения, поскольку структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль.
     

     Ответственность за полноту перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов, причитающихся со структурных подразделений, несут организации, в состав которых входят эти структурные подразделения.
     

     Начисленные в соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” штрафные санкции по результатам проверок организаций, а также пени за несвоевременное перечисление платежей взыскиваются с этих организаций в установленном порядке.
     

     При этом контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации, в состав которой входят структурные подразделения.
     

     Таким образом, в случае если головной организацией своевременно сданы в налоговую инспекцию по месту своего нахождения расчеты по налогу на прибыль, применять к территориальным структурным подразделениям, входящим в ее состав, ответственность в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” не следует, поскольку обязанность по представлению расчетов по налогу на прибыль в установленные законодательством сроки головной организацией исполнена.
     

     Вправе ли налоговые органы применить штрафные санкции, определенные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка по таким платежам, как плата за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и газ?

     

     В соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” штраф за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка в размере 10 % доначисленных сумм налога взимается с налогоплательщика только в случае, когда оказанное нарушение повлекло за собой сокрытие или занижение доходов за проверяемый период.
     

     Следовательно, наложение штрафа в размере 10 % за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка по таким платежам, как плата за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы на нефть и газ неправомерно.
     

     Правомерны ли действия госналогинспекции по привлечению предпринимателя к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без уплаты сбора за право торговли в поселке, расположенном в черте города?

     

     В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, с изменениями и дополнениями, сбор за право торговли устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), поселковыми, сельскими представительными органами местного самоуправления. Сбор уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет.
     

     Осуществление торговли без уплаты этого сбора и отсутствие у плательщика разового талона являются сокрытием объекта налогообложения (права на торговлю).
     

     К лицам, осуществляющим торговлю без уплаты установленных платежей, применяются меры ответственности, предусмотренные подпунктом “а” п. 1 ст. 13 названного Закона, в виде взыскания суммы налога (сбора за право торговли) за сокрытый объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы.
     

     Кроме того, на граждан, допускающих нарушения налогового законодательства, налагаются административные штрафы в соответствии со ст. 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР”.
     

     В том случае если решение о введении сбора за право торговли принимается органом местного самоуправления города (без районного деления), то это решение действует на всей территории, включая поселки, расположенные в черте города.
     

     Освобождает ли налогоплательщика от ответственности за нарушение налогового законодательства, предусмотренной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, предъявление им в ходе документальной проверки справки об исправительных проводках в бухгалтерском учете, если сведения о самостоятельно выявленных ошибках до налоговых органов им не доведены и уточненные расчеты по налогам и платежам до начала проверки в налоговый орган не представлены?

     

     Письмом Госналогслужбы России от 10.05.95 N ВГ-4-14/17н (зарегистрированным в Минюсте России 18.05.95 N 855) по согласованию с Минфином России установлено, что освобождение налогоплательщика от ответственности, предусмотренной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за налоговое правонарушение, возможно только в случае, если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или были неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам.
     

     Наряду с вышеизложенным, основанием для неприменения указанной ответственности может служить уведомление налогоплательщиком налогового органа (в произвольной форме в письменном виде) о самостоятельно выявленных ошибках с указанием факта и времени их совершения, а также об исправлении в бухгалтерском учете.
     

     Так, согласно п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, налоговыми нарушениями не являются.
     

     В случае же, когда уточненные расчеты по налогам и платежам до начала проверки не представлены в налоговый орган, а справка об исправительных проводках в бухгалтерском учете предъявлена налоговому органу уже в ходе документальной проверки, ссылка налогоплательщика на то, что им самостоятельно до проведения проверки госналогинспекцией были внесены исправления допущенных ошибок в бухгалтерскую отчетность, не может быть принята во внимание при решении вопроса о применении к налогоплательщику финансовых санкций, предусмотренных подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     

     Что относится к понятию “техническая ошибка”, о которой упоминается в п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685?

     

     Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” установлено, что технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов не являются налоговыми нарушениями.
     

     Что касается применения положений п. 13 названного выше Указа, то поскольку действующее налоговое законодательство не содержит норм, детализирующих понятие “техническая ошибка”, к ошибкам можно отнести любые ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиком до проверки (камеральной или документальной) налоговым органом.
     

     Может ли служить причиной для неприменения ответственности, предусмотренной подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов, если несоблюдение установленных законодательством сроков представления расчетов по налогам и платежам вызвано внезапной болезнью президента компании?

     

     Пунктом 76 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 N 170 (зарегистрированным в Минюсте России 27.02.95 N 800), определены сроки представления бухгалтерской отчетности. Организация представляет годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную бухгалтерскую отчетность - не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.
     

     В соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, к налогоплательщику применяется финансовая санкция в размере 10 % причитающихся к уплате сумм налога по очередному сроку платежа.
     

     Болезнь президента компании не снимает ответственности за нарушение налогового законодательства и не может являться оправданием несвоевременного представления бухгалтерской отчетности.
     

     Вправе ли налоговые органы выносить решение о взыскании штрафных санкций, предусмотренных п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, в случае незаполнения руководителем банка раздела IV Справки о кассовых операциях “Распоряжение руководителя учреждения банка о принятии мер по результатам проверки”?

     

     Согласно разъяснениям Департамента регулирования денежного обращения Банка России по осуществлению учреждениями банков проверок соблюдения предприятиями, организациями и учреждениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Советом Директоров Банка России 22.09.93 N 40, результаты проведенных банками систематических проверок соблюдения предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью оформляются справками о кассовых операциях, которые подписываются руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем банка и рассматриваются руководителем банка. Руководитель банка должен заполнить раздел IV Справки о кассовых операциях “Распоряжение руководителя банка о принятии мер по результатам проверки”. Без отметки руководителя банка в указанном разделе поступившая в налоговый орган справка считается не оформленной и подлежит возврату.
     

     При этом следует отметить, что все спорные вопросы, касающиеся проверок ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и принятия по ним решений, рекомендуется рассматривать с соответствующим Главным территориальным управлением Банка России.