Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Реструктуризация задолженности юридических лиц по платежам в федеральный бюджет в 1998 году


Реструктуризация задолженности юридических лиц по платежам в федеральный бюджет в 1998 году

Н.Г. Пестроухова,

советник налоговой службы I ранга, Госналогслужба России

     
     Кризис неплатежей обусловлен в настоящее время неимоверно высоким уровнем просроченной задолженности организаций по обязательным платежам в бюджеты всех уровней, а также огромной суммой неуплаченных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
     

     По состоянию на 1 января 1998 года задолженность по налоговым платежам составила:
     

     в бюджетную систему страны - 181,8 млрд руб. (с учетом деноминации рубля), в том числе недоимка - 160,7 млрд руб.;
     

     в федеральный бюджет - 103,5 млрд руб., в том числе недоимка - 93,9 млрд руб.
     

     На начало года сумма неуплаченных штрафных санкций в бюджеты всех уровней достигла 373,1 млрд руб., в федеральный бюджет - 194,3 млрд руб.
     

     По данным Бюро экономического анализа при Правительстве РФ объем накопленной задолженности по налоговым платежам и штрафным санкциям в федеральный бюджет по состоянию на 1 мая текущего года приближается по своему уровню к объему всей денежной массы в стране.
     

     Предпринятые в прошлом году Правительством РФ меры по урегулированию проблемы задолженности по платежам в федеральный бюджет (ст. 69 Закона “О федеральном бюджете на 1997 год” и постановление Правительства РФ N 254 “Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет”) оказались в силу ряда причин малоэффективными.
     

     За счет осуществления мер по реструктуризации задолженности в 1997 году и начале 1998 года в федеральный бюджет поступило всего 1386 млн рублей (в ценах 1998 года).
     

     Основными причинами низкой эффективности реструктуризации задолженности в 1997 году явились:
     

     1. Отсутствие законодательных норм, регулирующих процесс реструктуризации консолидированной задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
     

     2. Длительная, сложная процедура рассмотрения и принятия решения о реструктуризации на правительственном уровне.
     

     3. Реструктуризация под залог ценных бумаг - акций или облигаций. Процедура предполагала выпуск и передачу государству контрольного пакета акций или облигаций на сумму долга.
     

     4. Отсутствие у предприятий оборотных средств, что не позволило выполнить одно из основных условий реструктуризации - уплату текущих налоговых платежей.
     

     5. Добровольный характер реструктуризации долгов федеральному бюджету. Угроза возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) не явилась достаточным стимулом к осуществлению реструктуризации.
     

     Перечисленные выше причины обусловили внесение в Закон РФ “о федеральном бюджете на 1998 год” статей, регулирующих механизм реструктуризации задолженности в бюджеты всех уровней в 1998 году.
     

     Процедура реструктуризации задолженности предприятий и организаций, за исключением предприятий агропромышленного комплекса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, определена ст. 24 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год”.
     

     Статья 74 Закона определила основные условия реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий агропромышленного комплекса.
     

     Правительству РФ и уполномоченным им органам исполнительной власти ст. 24 Закона РФ “О федеральном бюджете на 1998 год” поручено провести в 1998 году реструктуризацию имеющейся у юридических лиц по состоянию на 1 января 1998 года задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет путем предоставления этим лицам отсрочки (рассрочки) по уплате указанной задолженности при обязательном условии предоставления обеспечения, достаточного для покрытия задолженности и уплаты текущих налоговых платежей в течение всего срока отсрочки (рассрочки).
     

     Во исполнение ст. 24 указанного Закона принято постановление Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом”.
     

     Указанное постановление:
     

      - утвердило Правила проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом;
     

      - впервые дало Госналогслужбе России право принимать решения о предоставлении рассрочек по платежам в бюджеты при наличии соответствующего заключения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению;
     

      - предоставило Госналогслужбе России право делегировать принятие решения о реструктуризации задолженности налоговым инспекциям по месту регистрации налогоплательщика.
     

     Правила устанавливают порядок проведения реструктуризации задолженности, в соответствии с которым реструктурируется задолженность юридических лиц по платежам в федеральный бюджет - по налогам, сборам, начисленным и неуплаченным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, сложившейся у них по состоянию на 1 января 1998 года и отраженной в карточках лицевых счетов налогоплательщиков как “сальдо” на начало года.
     

     В задолженность по обязательным платежам не включаются задолженность по налогам и пени за просрочку платежей в федеральный бюджет организаций-исполнителей государственного оборонного заказа, возникшая в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа, и действующие отсрочки (рассрочки), ранее предоставленные организации.
     

     Задолженность по пени определяется с учетом пересчета сумм, сложившихся на 1 января 1998 года, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.06.98 N 576 “О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней”, то есть сумма пени на начало года уменьшается в 5 раз.
     

     Задолженность по пени и штрафам предприятий-исполнителей государственного оборонного заказа 1994 - 1997 годов списывается налоговыми органами в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 09.07.98 N 729 “Об условиях и порядке списания задолженности по пеням за просрочку платежей в федеральный бюджет, начисленным в связи с несвоевременной оплатой предприятиям (организациям) государственного оборонного заказа в 1994 - 1997 годах”.
     

     Для проведения реструктуризации организация должна предоставить обеспечение, достаточное для покрытия всей имеющейся задолженности по обязательным платежам, выполнять обязательства по уплате текущих налоговых платежей и погашению рассроченной задолженности. Причем в данном случае в качестве обеспечения, предоставляемого при реструктуризации задолженности помимо ценных бумаг (акций или облигаций) может выступать передаваемое в залог имущество организации или банковские гарантии, предоставляемые в установленном порядке.
     

     В этом случае недоимщику-юридическому лицу предоставляется рассрочка по уплате налогов сроком до 4 лет, пени и штрафов - до 10 лет.
     

     С рассроченных сумм налогов и штрафных санкций уплачиваются проценты в размере 1/4 ставки рефинансирования Банка России, действующей на момент вступления в силу закона “о федеральном бюджете на 1998 год”. В момент опубликования закона о бюджете ставка составляла 30 % годовых. (Изменения по величине процентов были внесены Федеральным законом от 23.07.98 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год”").
     

     Устанавливается график погашения задолженности по налогам на срок до 16 кварталов, по пени и штрафам - на срок до 40 кварталов.
     

     При согласии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления юридические лица могут осуществлять реструктуризацию задолженности по платежам в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также в местные бюджеты.
     

     Госналогслужба России, ФСДН России и РФФИ издали совместный приказ от 15.04.98 N АП-3-10/100, 14.05.98 N 42 и 14.05.98 N 9 “О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1998 года N 395”, которым определен порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при реализации названного постановления Правительства РФ, регламентирована процедура реструктуризации в 1998 году и приведены перечень и типовые формы документов, прилагаемых организацией к заявлению о реструктуризации задолженности.
     

     В соответствии с процедурой реструктуризации организация-должник представляет в Госналогслужбу России заявление о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в случае, если указанная задолженность превышает 20 млн руб., в госналогинспекцию по субъекту Российской Федерации, если она в пределах от 5 до 20 млн рублей, и в налоговый орган по месту регистрации, если указанная сумма не превышает 5 млн руб. К заявлению прилагается один комплект оригиналов и один комплект копий следующих документов:
     

     1) решение уполномоченного органа управления организации либо ее учредителей, участников или собственников о предоставлении обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности;
     

     2) справку о задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования по состоянию на 1 января 1998 года (приложение 2);
     

     3) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) платежей в федеральный бюджет, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;
     

     4) формы 1, 2, 3, 4, 5 бухгалтерской отчетности, годовой отчет за 1997 год и за последний отчетный период 1998 года (заверенные налоговой инспекцией), форму 5-з статистической отчетности;
     

     5) расшифровки следующих статей баланса на последнюю отчетную дату:
     

      - незавершенное строительство (с указанием процентов готовности и срока строительства);
     

      - долгосрочные финансовые вложения (с динамикой вкладов по годам);
     

      - краткосрочные финансовые вложения;
     

      - авансы выданные;
     

      - убытки (с пояснительной запиской при их наличии);
     

     6) списки кредиторов и дебиторов (за исключением организаций с суммой долга менее 1 % величины всей задолженности), упорядоченные по величине задолженности, с разбивкой на отечественных и зарубежных;
     

     7) финансовые показатели работы организации (приложение 3);
     

     8) план мероприятий по мобилизации дополнительных источников погашения задолженности в федеральный бюджет (приложение 4);
     

     9) график погашения задолженности (приложение 5);
     

     10) список имущества организации, предоставляемого в качестве обеспечения, с подтверждением прав собственности на это имущество;
     

     11) заключение и отчет независимого оценщика с обоснованием оценки стоимости предоставленного организацией обеспечения, с приложением копий документов, на основании которых проводилась оценка. В случае предоставления в качестве обеспечения имущественного комплекса, организация для проведения анализа оценки должна представить бизнес-план;
     

     12) банковскую гарантию (если она имеется);
     

     13) мировое соглашение для организаций, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
     

     В случае если организация одновременно с реструктуризацией задолженности в федеральный бюджет будет осуществлять реструктуризацию задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, к заявлению о реструктуризации задолженности помимо всех перечисленных документов должны быть приложены:
     

      - ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет;
     

      - документы, подтверждающие размер указанной задолженности;
     

      - согласованные графики погашения задолженности в бюджеты соответствующих уровней.
     

     Госналогслужба России в недельный срок проверяет комплектность предоставленных документов, соответствие установленным формам и требованиям и предает в ФСДН России. Соответственно ГНИ по субъекту Российской Федерации и налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика - в территориальный орган ФСДН России. В случае несоблюдения предъявляемых требований в этот же срок организации-заявителю возвращаются документы с указанием причин отказа в рассмотрении.
     

     В течение 30 дней ФСДН России рассматривает документы, подготавливает заключение о способности организации осуществлять текущие платежи, исполнять график погашения задолженности и о соответствии предоставляемого обеспечения установленным нормам и направляет его организации, а копию - в Госналогслужбу России.
     

     Организация, получив положительное заключение, заключает с РФФИ договор залога предоставленного обеспечения.
     

     Госналогслужба России в 2-х недельный срок рассматривает заявление организации с приложенными к нему заключением ФСДН России и договором залога и принимает в одностороннем порядке решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам.
     

     С даты принятия решения организации-недоимщику предоставляется рассрочка сумм задолженности по налогам, пени и штрафам в соответствии с графиком погашения задолженности.
     

     С этого момента отзываются выставленные госналогинспекцией по месту регистрации недоимщика инкассовые поручения на перечисление в бюджет недоимки по обязательным платежам в размере сумм, сложившихся на 1 января 1998 года.
     

     С момента принятия решения Госналогслужба России контролирует исполнение организацией обязательств по своевременной и полной уплате текущих налоговых платежей и рассроченных сумм задолженности.
     

     Таковы основные процедуры механизма реструктуризации задолженности в 1998 году. Что же мешает массовому применению указанных процедур? Прежде всего отсутствие постановлений Правительства РФ, регламентирующих:
     

     условия и порядок списания задолженности организаций-исполнителей государственного оборонного заказа (работ) по платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1 января 1998 года в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа. Пересчет пени и списание задолженности и пени, образовавшихся в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа, создают реальные предпосылки финансового оздоровления данных предприятий и реструктуризации их долгов бюджету;
     

     порядок проведения в 1998 году реструктуризации задолженности государственных и муниципальных организаций перед федеральным бюджетом. По нашему мнению, государственные предприятия могут предоставлять в качестве обеспечения, достаточного для покрытия всей имеющейся задолженности, краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения в другие предприятия, банковские гарантии, соглашения об урегулировании своей задолженности по платежам в федеральный бюджет, согласованные с Минфином России и утвержденные Правительством РФ;
     

     порядок реструктуризации задолженности юридических лиц в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 1998 года. По нашему мнению, ее можно осуществить одновременно с реструктуризацией задолженности в федеральный бюджет. Для чего в проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов необходимо включить нормы, связанные с реализацией положений ст. 24 Федерального закона N 42-ФЗ.
     

     Опыт исполнения Указа Президента Российской Федерации от 19.01.96 N 65 показал, что предоставление предприятиям отсрочек (рассрочек) по платежам в бюджет без предоставления отсрочек по платежам во внебюджетные фонды приведет к тому, что налоговые инспекции, отозвав платежные и инкассовые поручения на внесение платежей в бюджет, “расчистят” расчетный счет для проплаты платежей и претензий во внебюджетные фонды. Текущих платежей от организации-недоимщика бюджет в данной ситуации не получит. По этой причине организация лишится права на реструктуризацию задолженности;
     

     порядок погашения организациями задолженности по платежам в федеральный бюджет, возникшей после 1 января 1998 года и исчисленной на момент принятия решения о реструктуризации задолженности.
     

     Кроме того, тормозит процедуру проведения реструктуризации задолженности отсутствие:
     

     перечня государственных заказчиков 1994 - 1997 годов и перечня организаций-исполнителей государственного оборонного заказа;
     

     примерных форм договора обеспечения исполнения обязательств, достаточных для покрытия всей имеющейся задолженности, заключаемого организацией-должником с РФФИ, являющимся в соответствии с постановлением N 395 держателем обеспечения.
     

     Госналогслужба России обратилась в Правительство РФ с просьбой о скорейшем принятии вышеуказанных нормативных актов.
     

     Одно из основных условий предоставления организации возможности реструктуризировать свою задолженность - осуществление текущих обязательных платежей и погашение рассроченных сумм задолженности только в денежной форме. По данным отчета Межведомственной балансовой комиссии "О причинах низкой собираемости налогов, общих причинах “кризиса платежей” и возможности восстановления платежеспособности российских предприятий" денежная компонента в выручке предприятий составляет лишь 27 %, и порой сумма требований по оплате труда собственных работников и фискальной системы превышает денежный ресурс предприятия. Поскольку данное условие большинством предприятий страны практически не выполнимо, Госналогслужба России предлагает вводить его поэтапно, начиная с третьего квартала от начала выполнения графика погашения задолженности, то есть предоставляя предприятию шесть месяцев на его финансовое оздоровление.
     

     Предприятие должно уплачивать проценты в размере одной четвертой ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату их уплаты, причем не только на отсроченные суммы задолженности по налогам, но также на суммы задолженности по пени и штрафам. В момент принятия Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” ставка рефинансирования Банка России составляла 30 % годовых. Нагрузка по выплате процентов для предприятий непомерна. В связи с изложенным Госналогслужба России предлагала подходить к уплате собственно налоговой задолженности и сумм пени за неуплату налогов в срок дифференцированно, а именно - уплату процентов по отсроченным пени и штрафам, причитающихся к уплате в течение первого года реструктуризации, перенести на последующие годы, что отразить в графике погашения задолженности.
     

     В госналогинспекциях по субъектам Российской Федерации проводится большая работа по реализации постановления Правительства РФ N 395. Созданы Комиссии по реструктуризации задолженности юридических лиц по обязательным платежам в федеральный бюджет, проводится большая разъяснительная работа по осуществлению механизма реструктуризации, в том числе в средствах массовой информации, организуется ознакомление недоимщиков, в первую очередь крупных, с пакетом типовых форм документов, прилагаемых организацией к заявлению о реструктуризации задолженности. Осуществляется взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию аналогичных решений в части средств, зачисляемых в их бюджеты.
     

     Госналогслужба России в целях методологического обеспечения работы территориальных налоговых органов по реструктуризации задолженности провела в мае-июне 1998 года межрегиональные совещания в городах Новосибирске, Нижнем Новгороде, Владивостоке и Ростове-на-Дону. В работе совещаний принимали участие Главы администраций, представители Президента Российской Федерации, первые лица законодательной власти данных субъектов Российской Федерации.
     

     По имеющимся сведениям, в настоящее время в налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации подано около 500 заявок на реструктуризацию задолженности по платежам в федеральный бюджет. Из них соответствуют предъявляемым требованиям и переданы в территориальные органы ФСДН для рассмотрения и подготовки заключения о возможности принятия решения о проведении реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет около 10 %. Остальные заявления с приложенным комплектом документов не соответствуют предъявляемым требованиям и возвращены организациям на доработку. В Кабардино-Балкарской Республике приняты первые положительные решения о предоставлении 16 предприятиям права реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет.
     

     В Госналогслужбу России поступили и были рассмотрены 30 комплектов документов с заявлениями организаций, имеющих задолженность по платежам в федеральный бюджет свыше 20 млн руб.
     

     Из них только малая часть соответствует предъявляемым требованиям и передана в ФСДН России для рассмотрения и подготовки заключения о возможности принятия решения о проведении реструктуризации задолженности. Остальные заявления возвращены заявителям на доработку и приведение в соответствие с действующим законодательством в связи с тем, что в документах на реструктуризацию, в частности, не указана стоимость имущества, передаваемого в залог, отсутствует решение уполномоченного органа управления организации о предоставлении обеспечения, нет подтверждения прав собственности на имущество, предоставляемое в качестве обеспечения, отсутствуют расшифровки тех или иных статей баланса и другие документы.
     

     Комиссией Госналогслужбы России еще не принято в настоящий момент ни одно решение о проведении реструктуризации задолженности крупных организаций с суммами задолженности свыше 20 млн рублей. Представляется, что при сохранении существующих условий реструктуризации задолженности не следует ожидать больших поступлений доходов в бюджетную систему страны.
     

     В целях урегулирования проблемы задолженности организаций по платежам в бюджеты и создания условий для их финансового оздоровления и в соответствии с поручением Правительства РФ Госналогслужба России направила на рассмотрение в Правительство РФ согласованный с Минэкономики России проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 24 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год”". Законопроект распространяет на платежи в государственные внебюджетные фонды (за исключением Пенсионного фонда) порядок реструктуризации задолженности, предусмотренный указанной статьей в отношении налоговых платежей, а также предоставляет возможность проводить реструктуризацию задолженности по более гибкой схеме. Предлагается еще один механизм реструктуризации задолженности - путем сложения задолженности (равными долями, пропорционально количеству установленных сроков уплаты соответствующих налоговых платежей и сборов) в течение двух - пяти лет при условии своевременной и полной уплаты текущих платежей в соответствующем налоговом периоде.
     

     Принятие данного закона и соответствующего изменения постановления Правительства РФ N 395 позволит создать условия для финансового оздоровления организаций-недоимщиков, повысит их заинтересованность в полной уплате текущих налоговых платежей и придаст процессу реструктуризации массовый характер.  


Ответ на вопрос

    Куда обращаться организации, принявшей решение о реструктуризации задолженности по платежам в бюджет?

     
     Руководитель организации должен обратиться в госналогинспекцию по месту регистрации, где он сможет ознакомиться с нормативными документами по реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет, включающими: постановление Правительства РФ от 14.04.98 N 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом”; совместный приказ Госналогслужбы России, Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и Российского фонда федерального имущества от 15.05.98 N АП-3-10/100, от 14.05.98 N 42, от 14.05.98 N 9 “О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.98 г. N 395”.
     

     Госналогинспекция выверяет задолженность организации по платежам в бюджеты всех уровней по состоянию на 1 января 1998 года и выдает справку установленного образца.
     

     Получив справку о задолженности по платежам в бюджет, организация готовит пакет документов в соответствии с совместным приказом Госналогслужбы России, ФСДН, РФФМ и направляет его для принятия решения о реструктуризации в госналогинспекцию по месту регистрации, если задолженность по платежам в федеральный бюджет не превышает 5 млн руб., в госналогинспекцию по субъекту Российской Федерации, если задолженность по платежам в федеральный бюджет составляет от 5 до 20 млн руб., или в Госналогслужбу России, если задолженность по платежам в федеральный бюджет больше 20 млн руб.