Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении отдельных положений законодательных и нормативных актов по налогу на имущество предприятий


О применении отдельных положений законодательных и нормативных актов по налогу на имущество предприятий

     
     А.И. Новиков,
государственный советник налоговой службы III ранга, Госналогслужба России

Н.А. Гаврилова,
советник налоговой службы I ранга
     
     Законом РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) установлено, что плательщиками налога на имущество предприятий являются юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке, а также филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с приказом Минфина России от 08.02.96 N 10 бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. При этом под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, а также составление бухгалтерской отчетности.
     
     Часто возникает вопрос о том, являются ли плательщиками налога на имущество филиалы, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета?
     
     Согласно Федеральному закону от 08.01.98 N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”" Госналогслужбой России изданы Изменения и дополнения № 4 к инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”, которые зарегистрированы Минюстом России 28.04.98, регистрационный номер 1517.
     
     До вступления в силу указанного Закона филиалы и другие аналогичные обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного бухгалтерского баланса и расчетного (текущего) счета, не являлись плательщиками налога на имущество предприятий. Со стоимости имущества таких структурных подразделений налог уплачивался их головными предприятиями и зачислялся в бюджеты не по месту расположения этих подразделений, а по месту нахождения головных предприятий, являющихся юридическими лицами.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”", вступившим в силу со дня его опубликования (“Российская газета”, № 4, 10.01.98), предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, должны зачислять налог на имущество предприятий начиная с расчетов по налогу за 1 квартал 1998 года в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
     

     Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия на основании следующих счетов бухгалтерского учета: 01 “Основные средства” и 03 “Доходные вложения в материальные ценности (за минусом сумм износа); 10 “Материалы”; 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” (за минусом сумм износа, учитываемых на счете 13 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”); 41 “Товары”, с учетом особенностей исчисления налогооблагаемой базы по налогу для предприятий розничной торговли и общественного питания (и при аукционной продаже товаров); 45 “Товары отгруженные”. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
     
     Головные предприятия для исчисления суммы налога по территориально обособленным структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, должны знать размеры определяемых органами законодательной власти субъектов Российской Федерации ставок налога, установленных на данных территориях, реквизиты бюджетных счетов для зачисления налога и другие сведения.
     
     Поэтому в Изменениях и дополнениях № 4 к инструкции Госналогслужбы России рекомендовано обособленным структурным подразделениям следующее: данные, необходимые для исчисления и уплаты налога, сообщать головным предприятиям в сроки, обеспечивающие своевременное предоставление налоговым органам квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) обособленные подразделения юридического лица (представительства и филиалы, а также приравненные к ним подразделения предприятий и организаций), расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть, не являются юридическими лицами, создаются в соответствии с учредительными документами юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений, других учредительных и иных документов юридического лица, определяющих его учетную политику. Эти структурные подразделения наделяются частью имущества юридического лица.
     
     Порядок постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков (в том числе обособленных структурных подразделений предприятий) изложен в инструкции Госналогслужбы России от 13.06.96 N ВА-3-12/49 “О порядке учета налогоплательщиков”. Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат налогоплательщики-организации, имеющие обязанность уплачивать и/или перечислять хотя бы один вид налога или иного обязательного платежа в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
     

     Когда филиал или приравненное к нему подразделение предприятия (организации) не является самостоятельным плательщиком налогов, на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (приравненного к нему подразделения предприятия, организации) должно находиться юридическое лицо, его создавшее, на которое налоговым законодательством возложена обязанность перечислять налоги в соответствующие бюджеты по месту нахождения филиала (приравненного к нему подразделения предприятия, организации). Представительства и филиалы, а также приравненные к ним обособленные структурные подразделения предприятий должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
     
     Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, числящиеся на балансе плательщика. Поэтому при исчислении среднегодовой стоимости имущества предприятия для целей налогообложения следует иметь в виду следующее.
     
     1. В связи с изменениями в бухгалтерском учете кредитных организаций с 1 января 1998 года по банкам и другим кредитным организациям, имеющим лицензию на банковскую деятельность и применяющим план счетов бухгалтерского учета банков, облагается имущество, числящееся на следующих счетах бухгалтерского учета:
     
      - 604 “Основные средства банков” (за минусом суммы износа, учитываемого на балансовом счете 606 “Износ (амортизация) основных средств”);
     
      - 605 “Основные средства, переданные в пользование организациям банков”;
     
      - 608 “Лизинговые операции” (за вычетом суммы износа машин, оборудования, транспортных средств, передаваемых в лизинг и учитываемых на этом счете);
     
      - 609 “Нематериальные активы” (за минусом суммы амортизации нематериальных активов, учитываемой на этом счете);
     
      - 610 “Хозяйственные материалы” (за исключением счета второго порядка 61003 “Оборудование, требующее монтажа”);
     
      - 611 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы” (за минусом суммы износа, учитываемого на этом счете);
     
      - 614 “Расходы будущих периодов” (за исключением счетов второго порядка 61404, 61405, 61409).
     

     Учет расчетов банков с бюджетом по налогу на имущество ведется на балансовом счете 603 “Расчеты с дебиторами и кредиторами”, отдельный субсчет 60301 “Расчеты с бюджетом по налогам”. Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, ежеквартально отражается банками по дебету балансового счета 702 “ Расходы”, субсчет 70209 “Другие расходы”, и кредиту балансового счета 603 “Расчеты с дебиторами и кредиторами”, субсчет 60301 “Расчеты с бюджетом по налогам”.
     
     Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражается банками в бухгалтерском учете по дебету счета 603 “Расчеты с дебиторами и кредиторами”, субсчет 60301 “Расчеты с бюджетом по налогам”, и кредиту счета 301 “Корреспондентские счета”, субсчет 30102 “Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России”.
     
     2. Подпунктом “а” п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” предусмотрено, что в налогооблагаемой базе учитываются прочие запасы и затраты, отражаемые по статье “Прочие запасы и затраты” раздела II актива баланса. Однако при издании Изменений и дополнений № 3 к данной инструкции указанная запись была ошибочно исключена и в связи с этим, а также обращениями налогоплательщиков Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России письмом от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757 на места было направлено разъяснение о сохранении порядка налогообложения остатков по счетам бухгалтерского учета, на которых учитываются “Прочие запасы и затраты”. Для придания данному письму юридической силы запись о налогообложении “Прочие запасы и затраты” восстановлена в Изменениях и дополнениях № 4 к инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”.
     
     3. В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 27.10.97 N ВЗ-6-04/757, согласованным с Минфином России, в перечень счетов бухгалтерского учета, используемых для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятий, включен счет 45 “Товары отгруженные”, остатки по которому с 1 октября 1997 года необходимо учитывать при исчислении среднегодовой стоимости предприятий начиная с расчетов за 9 месяцев 1997 года.
     
     Статьей 223 ГК РФ установлено, что право собственности по договору возникает у приобретателя вещи с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
     

     Организации отражают данные по реализации продукции (работ, услуг) в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56 (с учетом изменений и дополнений), по кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” и дебету счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. В этом случае отгруженная продукция является собственностью поставщика.
     
     Поэтому учитываемые на счете 62 расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, являющуюся собственностью покупателя (приобретателя вещи), не являются объектом обложения налогом на имущество предприятий.
     
     В том случае если условиями договора определен отличный от общегражданской нормы момент перехода права собственности на продукцию (работы, услуги), например, по факту оплаты, отгруженная, но неоплаченная продукция (в частности при экспорте продукции), а также товары, переданные на комиссию, являются собственным имуществом организации, для отражения стоимости которых на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности предназначен счет 45 “Товары отгруженные”, остатки по которым подлежат обложению налогом на имущество предприятий.
     
     Таким образом, остатки по счету 45 “Товары отгруженные” облагаются налогом на имущество предприятий только в том случае, если они являются собственностью поставщика.
     
     4. При исчислении налога на имущество предприятий часто возникают вопросы, связанные с включением в бухгалтерский счет 04 “Нематериальные активы”, который входит в налогооблагаемую базу по налогу, отдельных видов средств, не имеющих вещественно-натуральной формы. Перечень таких объектов определен Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359. К нематериальным активам следует относить права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), торговые марки, товарные знаки и другие аналогичные средства. Их особенность состоит в том, что они используются предприятием в хозяйственной деятельности в течение длительного времени.
     
     Согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552) амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности, по нормам амортизационных отчислений, рассчитанным организацией, исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности организации), включается в себестоимость продукции (работ, услуг). По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности предприятия).
     

     5. При налогообложении имущества, переданного в доверительное управление следует учесть, что ст. 1018, 1020 ГК РФ определено, что доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 12.11.96 N 97 бухгалтерский учет операций, связанных с осуществлением доверительным управляющим функций согласно договору доверительного управления имуществом, ведется им на отдельном балансе в порядке, изложенном в письме Минфина России от 24.01.94 N 7 “Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с осуществлением совместной деятельности”.
     
     Поэтому обязанность по уплате налога на имущество предприятий возлагается на доверительного управляющего и осуществляется за счет финансовых результатов, полученных по отдельному балансу.
     
     6. Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
     
     Договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды) по своему характеру близок к договору аренды (так как к договору применяются правила, предусмотренные ст. 607 ГК РФ), поэтому отражение операций, связанных с передачей имущества в безвозмездное временное пользование по договору, осуществляется аналогично передаче имущества во временное пользование по договору аренды.
     
     Учитывая изложенное, стоимость передаваемого в безвозмездное пользование имущества не списывается у ссудодателя с его баланса, а подлежит учету на счете 01 “Основные средства”, субсчет “Основные средства, переданные во временное безвозмездное пользование”.
     
     Что касается ссудополучателя, то переданное в безвозмездное временное пользование имущество отражается у него за балансом на счете 001 “Арендованные основные средства”.
     

     Таким образом, имущество, передаваемое в безвозмездное пользование (по договору ссуды), подлежит обложению налогом на имущество предприятий у ссудодателя, поскольку является его собственностью и учитывается на его балансе.
     
     7. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку.
     
     Поэтому расходы, произведенные организацией за нотариальное удостоверение договора купли-продажи здания, включаются в фактические затраты по его приобретению и учитываются в общеустановленном порядке на счете 08 “Капитальные вложения” с последующим перенесением на счет 01 “Основные средства” и включаются в облагаемую базу при исчислении налога на имущество предприятий.
     
     8. В соответствии с приказом Минфина России от 17.02.97 N 15 “Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга” постановка имущества, переданного в лизинг, на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяется по согласованию между сторонами договора лизинга. Поэтому в налогооблагаемую базу по налогу на имущество предприятий включаются основные фонды, находящиеся на балансе у лизингодателя по счету 03 “Доходные вложения в материальные ценности” за минусом суммы износа, или у лизингополучателя на счете 01 “Основные средства”, субсчет “Арендованное имущество”, за минусом суммы износа.
     
     9. Следует иметь в виду, что в расчетах налогооблагаемой базы остаточная стоимость основных фондов (средств) исчисляется плательщиками из восстановительной стоимости начиная с даты переоценки, устанавливаемой постановлением Правительства РФ.
     
     Согласно п. 3.6 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н и введенного в действие с 1 января 1998 года, организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     

Особенности применения отдельных льгот по налогу на имущество предприятий

     
     А. В соответствии с п. “а” ст. 5 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     При этом предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (в том числе санаторно-курортные учреждения, гостиницы, являющиеся юридическими лицами) уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке. Однако они имеют право на указанную льготу. Стоимость имущества по таким предприятиям, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость числящихся у них на балансе объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (например, дома отдыха, пансионаты, клубы, библиотеки, спортивные сооружения, летние домики для проживания туристов, лечебные и спальные корпуса, медсанчасть, медицинское оборудование).
     
     При этом административные здания и помещения, автотранспорт, столовые (пищеблоки), рестораны этих предприятий и организаций облагаются налогом на имущество предприятий в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 к инструкции Госналогслужбы России от 08.07.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” отдельные квартиры в объектах жилого фонда, находящиеся на балансе предприятий и организаций и учитываемые по дебету бухгалтерского счета 03 “Нематериальные активы”, с 1 июля 1997 года (то есть по расчетам с бюджетом по налогу за 9 месяцев 1997 года) рассматриваются как объекты жилищно-коммунальной сферы и могут исключаться из налогооблагаемой базы по налогу на имущество предприятий.
     
     При этом стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков, исключается из налогооблагаемой базы при условии ведения раздельного учета и использования этого имущества по назначению.
     
     При применении указанной льготы по налогу на имущество предприятий следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359. Кроме того, рекомендуется использовать Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 N 1072.
     

     Учитывая, что налог на имущество предприятий отнесен законодательством к числу региональных налогов и полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, при необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы (например, при возникновении споров), его следует согласовывать с органами управления данных отраслей в субъектах Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.
     
     Б. В соответствии с п. “ж” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     
     Подпунктом “ж” п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) к таким запасам в частности отнесены материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.
     
     В связи с этим основанием для исключения стоимости законсервированного имущества из расчета при исчислении налога на имущество предприятий может служить решение о консервации имущества, принятое федеральным органом исполнительной власти, соответствующим органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления.
     
     Решение руководителя о консервации имущества не является основанием для предоставления указанной льготы.
     
     По вопросу порядка предоставления льготы по имуществу, используемому для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, следует руководствоваться письмом Госналогслужбы России от 06.05.97 N СШ-6-02/348, согласованным с Минфином России.
     
     В. Согласно п. “к” ст. 4 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” (с изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 %.
     

     Изменениями и дополнениями № 3 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий” при определении права на указанную льготу рекомендовано руководствоваться действующими формами государственной статистической отчетности о выполнении научных исследований и разработок, утверждаемыми Госкомстатом России, другими документами, по которым имеется возможность установить льготируемый объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
     
     Если по результатам отчетного года льготируемый объем работ составляет менее 70 %, уплата налога за отчетный год производится этими организациями по годовому расчету.
     

Об ответственности налогоплательщиков за неправильное исчисление и уплату налога на имущество предприятий

     
     Ответственность за неправильное исчисление и уплату налога на имущество несет плательщик в соответствии с Законом РФ от 21.03.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с последующими изменениями и дополнениями) и иными законодательными актами.
     
     Сокрытием или неучтением объекта налогообложения по налогу на имущество считается занижение или необеспечение стоимости имущества предприятия по статьям бухгалтерского баланса. В этом случае применяется финансовая санкция, установленная подпунктом “а” п. 1 ст. 13 указанного Закона в виде взыскания в бюджет суммы доначисленного налога на имущество и штрафа в размере этой же суммы, а при повторном нарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. Одновременно с налогоплательщика взыскивается пеня с суммы доначисленного налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты дополнительно исчисленной суммы.
     
     В случае если налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу за счет завышения среднегодовой стоимости льготируемого имущества (или неправомерно применил льготу по налогу) за отчетный период, с него взыскиваются только заниженная сумма налога и пени за несвоевременную уплату налога в бюджет, поскольку в данном случае имущество не сокрыто от налогообложения и объект учтен на балансе предприятия.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.06.98 N 576 “О начислении пеней и порядка пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней” с 1 апреля 1998 года следует применять ежедневную ставку пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования Банка России. При этом пени по налогам и сборам, уплаченные юридическими лицами до 1 апреля 1998 года, пересчету не подлежат. Что касается образовавшейся по состоянию на 1 апреля 1998 года задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, то она пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз.
     
     Исчисление пеней по налогам и сборам, дополнительно начисленных по результатам документальных проверок юридических лиц после 1 апреля 1998 года, производится:
     

      - по ставке 0,06 % за каждый день просрочки за период до 1 апреля 1998 года;
     
      - по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на соответствующую дату, за период после 1 апреля 1998 года.
     
     В случае непредставления или несвоевременного представления предприятиями в налоговые органы расчетов по налогу на имущество к должностным лицам, виновным в этом, могут быть применены меры административной ответственности, то есть наложен административный штраф в размере от двух до пяти установленных законодательством минимальных размеров оплаты труда.