Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

К вопросу о земле


К вопросу о земле

     

Л.И. Зяблова,
ГНИ по Брянской обл.

     
     Как сложилось, что в России вопрос о земле всегда был в первую      очередь вопросом политики, а потом уже экономики. Страна у нас богатая - эта фраза для россиян звучит как аксиома. И какой бы нищей не ощутила себя за годы реформы большая часть ее народонаселения, она по-прежнему свято верит, что “много в ней лесов, морей и рек...”. А уж земли в ней и вовсе - несчитано-немерено. И потому зарываем мы в нее государственные денежки не только в буквальном, но и в переносном смысле слова.
     
     Как работник налоговых органов приведу примеры из того, что мне ближе: как сегодня у нас в России осуществляется контроль за своевременным и полным поступлением земельного налога. И хотя цифры и факты, на которые я буду ссылаться в этой статье, говорят о положении дел в Брянской области, думаю, ситуация в целом по России выглядит не лучшим образом.
     
     В конце прошлого года областная налоговая инспекция совместно с комитетами по земельным ресурсам и землеустройству запланировала проверки, с помощью которых мы хотели выяснить, насколько полно ведется у нас сегодня учет тех, кто владеет и пользуется землей и обязан платить за это государству налоги.
     
     Постановлением Правительства РФ от 04.98.95 № 876 “Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю” определено, что информацию о количестве налогоплательщиков и размерах земельных площадей налоговые органы должны получать от районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству. Двух месяцев проверок нам хватило, чтобы убедиться в том, что списки, получаемые налоговыми инспекциями, далеко не полные и не точные. Чтобы не быть голословной, приведу конкретные цифры и факты, подтверждающие, что многим юридическим и тем более физическим лицам без труда удается уходить от уплаты земельного налога и арендной платы за землю.
     
     Только неучтенная площадь земель, занятых дачным и жилищным строительством, личным подсобным хозяйством составила в 1995-1997 годах 333 гектара, доначисления налога по которым дали казне 2433 тысячи рублей.
     
     По тридцати трем садоводческим товариществам, находящимся в Фокинском районе Брянска, горкомзем в представленных налоговым органам списках плательщиков не проставил площади земель общего пользования этих товариществ.
     
     Дополнительно затребованные у горкомзема данные о площади земель общего пользования, которые не были охвачены платой, по всем садоводческим обществам помогли “вычислить” еще 84 гектара земли, не учтенной для налогообложения. Потери бюджета на этом с 1995 по 1997 год составили 73,2 тыс. рублей.
     
     Не учтены были 55 гектаров земельных участков, выделенных заказчикам АО “Брянскстром”, “Брянскому автомобильному заводу”, АО “Стальзавод” и другим предприятиям под строительство силикатного завода и микрорайона.
     
     Некоторые предприятия не считают нужным платить за земли, занятые жилищным фондом. Так, “невидимками” для налоговых инспекций оказались 229 жилых домов в Бежицком районе, выявленных при проверке районного управления ЖКХ. На баланс они были приняты в 1997 году, а плата за земельные участки под ними в бюджет не поступила.
     
     Этой же проверкой установлено, что в жилых домах района находится немало встроенных нежилых помещений, используемых под магазины, склады, аптеку, столовые и другие производственные объекты. Их общая площадь составила 7,1 га. Поскольку комитетом по земельным ресурсам площади, занимаемые встроенными нежилыми помещениями, своевременно не были перерегистрированы, их хозяевам удалось сэкономить немалые деньги на разнице в плате за землю, которая по ставкам жилфонда значительно ниже, чем та, установленная для производственных объектов. Это упущение в среднем лишало бюджет 137,8 тыс. рублей.
     
     Другим распространенным способом ухода от налогообложения стали случаи, когда юридические лица, освобожденные от уплаты земельного налога, передают свои земельные участки в аренду. При этом в нарушение п. 23 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю” земельный налог за указанные участки не вносится.
     
     Еще одной “прорехой” для бюджета, залатать которую, надеюсь, нам удалось в ходе этой проверки, оказались железнодорожные тупики. Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству не зарегистрировали эти участки, и документов на право пользования предприятия не имели. Разумеется, не находились желающие платить за то, что за тобой официально не числится. Плата за выявленные и используемые под тупики земельные участки не производилась с 1995 года. В результате только по 2 из 19 предприятий за указанные участки в бюджет доначислено 111,2 млн руб.
     
     Как видите, споры о земле нашей законодательной и исполнительной власти давно пора перенести из политической в экономическую плоскость. Какой толк государству быть ее безраздельным хозяином, если оно так нерадиво использует свое право собственности? Мы постоянно жалуемся на бюджетный дефицит и при этом умудряемся “терять” деньги там, где они в буквальном смысле лежат под ногами.
     
     Разумеется, без материальных вложений проблему не решить: учесть все земли для налогообложения задача для нашей страны новая. Для обеспечения качественного, своевременного и в полном объеме охвата территорий платежами за землю необходимо проведение работ по ее инвентаризации. Она и сегодня производится комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, но из-за мизерного финансирования процесс продвигается медленно. Так, на проведение этих работ в 1997 году в области профинансировано 1234 тыс. рублей, из них 424 тыс. рублей были выделены городским бюджетом. Не удивительно, что инвентаризация брянских земель за этот год продвинулась всего лишь на 0,4 % общей площади по области и 9,0 % - в Брянске. Всего же к началу этого года прошли инвентаризацию только 21,6 % всех площадей области и 20 % земель Брянска.
     
     А ведь даже самые малые вложения окупаются с лихвой. Отчетные данные свидетельствуют о ежегодном росте поступлений в бюджетную систему России земельного налога и арендной платы за землю. Даже в сегодняшней, очень неблагополучной ситуации с учетом брянских земель, о которой мы рассказали, налоговые органы Брянской области обеспечили в прошлом году поступление в консолидированный бюджет платы за землю в сумме 61 086 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим, 1996 годом, это больше в 1,7 раза.
     
     К сожалению, трудно рассчитывать, что на финансирование инвентаризации земель в ближайшем будущем будут выделены необходимые деньги. Остается лишь надеяться, что последняя проверка по выявлению плательщиков земельного налога и арендной платы за землю убедила комитеты по земельным ресурсам и землеустройству проводить такую работу на постоянной основе, не дожидаясь финансовой поддержки из бюджета.