Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Статус обособленного подразделения юридического лица в налоговом законодательстве


Статус обособленного подразделения юридического лица в налоговом законодательстве       

Д.М. Щекин,
юрисконсульт ООО “ФБК”

     
     Актуальность определения налогового статуса обособленного структурного подразделения юридического лица имеет несколько практических аспектов:
     
     - во-первых, она обусловлена все более частым использованием в практике современного российского бизнеса организаций, зарегистрированных в низконалоговых регионах России (например, в Республике Калмыкия и Алтайском крае);
     
     - во-вторых, определение того, какова степень присутствия организации в другом регионе, позволяет говорить о возникновении обязанностей по уплате налогов в этом регионе.
     
     Возможности налоговой оптимизации с использованием организаций, зарегистрированных в низконалоговых регионах России, основаны на отмене или снижении рядом субъектов Российской Федерации региональных и местных налогов. Так, в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 19.01.95 “О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков” организации, зарегистрированные в Калмыкии и не использующие сырьевые и природные ресурсы этой республики, освобождаются от уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики Калмыкия и местные бюджеты, налога на имущество, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налога с владельцев транспортных средств. Налог на пользователей автодорог уплачивается только по ставке, зачисляемой в Федеральный дорожный фонд.
     
     Российская фирма, зарегистрированная в Республике Калмыкия, уплачивает с прибыли только 13 % в федеральный бюджет. По НДС такая фирма при реализации начисляет налог по ставке 20 %. Организация, использующая налоговые льготы по Закону Республики Калмыкия от 19.01.95 “О предоставлении налоговых льгот отдельной категории плательщиков” должна уплатить фиксированный годовой сбор в размере 500 минимальных размеров оплаты труда (по 125 минимальных размеров оплаты труда в квартал).
     
     Использование российской фирмы, зарегистрированной в низконалоговом регионе России, имеет преимущества перед использованием иностранной оффшорной компании. При полном соблюдении российского налогового законодательства (в частности инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 “О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц”) для проведения активного бизнеса в России иностранную компанию нужно будет поставить на учет в российском налоговом органе и платить все российские налоги по обычным ставкам.
     
     Кроме того, существуют определенные организационные преимущества российской фирмы, зарегистрированной в низконалоговом регионе России, перед иностранной оффшорной компанией. Такие организационные преимущества заключается в следующем:
     

     - для регистрации фирмы в Республике Калмыкия учредителям не потребуется выезжать в Калмыкию, регистрацию можно провести через Агентство развития и сотрудничества при Президенте Республики Калмыкия, которое имеет офисы в Москве и в других городах России;
     
     - все услуги по регистрации обойдутся в пределах 2500 долларов США;
     
     - не потребуется оплачивать услуги секретарской компании; стоимость абонентского обслуживания по доставке отчетности в налоговые органы Калмыкии составляет менее 1000 долларов в год;
     
     - более высокая управляемость российской фирмой по сравнению с оффшорной компанией;
     
     - без дополнительной постановки на учет в российских налоговых органах можно открыть необходимое число счетов в банках;
     
     - российские покупатели (заказчики) не будут обязаны удерживать и перечислять в бюджет НДС с перечислений российской фирме, в то время как такое удержание должно производиться с выплат иностранной компании, если такая компания не будет зарегистрирована в российском налоговом органе.
     
     По вышеизложенным причинам использование фирм, зарегистрированных в низконалоговых регионах России, для проведения операций на территории других регионов, где применяются обычные ставки налогов, становится все более популярным.
     
     Однако налоговая оптимизация в низконалоговых регионах России имеет свои юридические пределы, которые состоят в том, что калмыкская фирма может быть признана обязанной уплачивать налоги не только по месту своей регистрации (в Калмыкии), но и по месту проведения своих деловых операций. Для фиксирования такого места налоговое законодательство использует понятие “обособленное подразделение”.
     
     Понятие “обособленное подразделение юридического лица” используется в налоговом законодательстве в двух аспектах. Во-первых, для определения плательщиков того или иного налога и, во-вторых, для установления обязанности юридических лиц уплачивать налоги по месту нахождения обособленного подразделения в том случае, когда обособленное подразделение не является налогоплательщиком.
     
     В качестве самостоятельного налогоплательщика обособленное подразделение предприятия названо в ст. 2 Закона РФ от 06.12.91 № 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”. При этом указание на самостоятельную реализацию обособленным подразделением товаров (работ, услуг) совсем не проясняет вопроса о возникновении отдельного налогоплательщика по НДС. В тех случаях, когда налогоплательщик определен как обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс и счет (по налогу на прибыль, акцизам и др.), ситуация с налоговым статусом обособленного подразделения не столь проблематична.
     

     Представляется, что обособленное подразделение не может быть плательщиком НДС, не являясь одновременно и плательщиком налога на прибыль, так как в противном случае нарушается порядок расчета и налога на прибыль и НДС. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” для определения прибыли от реализации продукции (работ, услуг) из выручки исключается налог на добавленную стоимость. В свою очередь, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Таким образом, если обособленное подразделение не формирует издержки производства и обращения на отдельном балансе, то у него нет возможности определить сумму “зачетного” НДС. В свою очередь, “самостоятельность” реализации товаров (работ, услуг) должна пониматься как получение денежных средств от реализации на счет обособленного подразделения, так как в противном случае у обособленного подразделения не возникает источника налога, что противоречило бы ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Поэтому можно сделать вывод о том, что плательщиком НДС будет не всякое обособленное подразделение организации, а только с отдельным балансом и счетом.
     
     Другой аспект актуальности понятия “обособленное подразделение” связан с тем, что в нормативных актах о местных налогах и сборах в качестве плательщиков указаны не сами обособленные подразделения, а юридические лица, осуществляющие свою деятельность через филиалы и иные обособленные подразделения, расположенные на территории соответствующего административно территориального образования (например, ст. 1 Закона города Москвы от 16.03.94 № 5-25 “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы”). При этом каких-то дополнительных критериев, будь то отдельный баланс или счет в нормативных актах, не содержится. Поэтому единственным критерием для определения налоговых обязанностей перед местным бюджетом остается понятие “обособленное подразделение организации”.
     
     Практические проблемы состоят в том, что деятельность организации на территории другого региона может быть разной степени интенсивности. В качестве примера можно привести ряд случаев, когда местными налоговыми инспекциями предъявлялись требования по поводу регистрации и уплаты налогов в их регионах при осуществлении организацией:
     

     1) строительных работ во исполнение договора строительного подряда;
     
     2) сбора информации через создание центральной газетой корпунктов в регионах;
     
     3) торговли с арендованных в регионах складов.
     
     При этом основанием разногласий налогоплательщиков и налоговых органов явилось именно толкование термина “обособленное подразделение”.
     
     Согласно п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предприятия, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие самостоятельного статуса плательщика по налогу на прибыль, уплачивают налог по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения.
     
     Госналогслужба России выразила свое мнение по вопросу постановки на учет в налоговом органе организации, действующей через обособленное подразделение на территории другого региона, в письме от 03.07.95 № ВП-4-12/31н “О порядке постановки на учет в налоговых органах филиалов и приравненных к ним структурных подразделений предприятий и организаций”. В этом письме Госналогслужба России указала на то, что в случае, если филиал или приравненное к нему подразделение предприятия или организации не является по действующему налоговому законодательству самостоятельным плательщиком налогов, на учете в налоговом органе по месту нахождения филиала (приравненного к нему подразделения предприятия или организации) должно стоять юридическое лицо, его создавшее, на которое налоговым законодательством возложена обязанность перечислять налоги в соответствующие бюджеты по месту нахождения филиала (приравненного к нему подразделения предприятия или организации).
     
     При этом в налоговом законодательстве остается нерешенным вопрос о том, что считать обособленным подразделением юридического лица. Для прояснения понятия “обособленное подразделение” необходимо установить правовую нагрузку, которое оно несет в системе распределения полномочий в сфере налогообложения на уровне регионов и органов местного самоуправления.
     
     Налоговое законодательство использует понятие “обособленное подразделение юридического лица” в качестве способа для определения той степени присутствия организации в другом регионе, которая позволяет возлагать обязанности по уплате налогов на организацию в бюджеты этих регионов. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют определенные полномочия в сфере налогообложения. Эти полномочия реализуются только на территории этих административно территориальных образований и не могут затрагивать бюджетных и налоговых прав других регионов и органов местного самоуправления. Такая позиция нашла подтверждение в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 21.03.97 № 5-П, в котором Конституционный суд указал на недопустимость введения региональных налогов, которые позволяют формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий, а также на недопустимость переноса уплаты таких налогов на налогоплательщиков других регионов.
     

     Иными словами, понятие “обособленное подразделение” выполняет на уровне регионов и органов местного самоуправления ту же функцию, что и понятие “постоянное представительство” в международном налоговом праве. Эта функция состоит в разграничении налоговой юрисдикции регионов и органов местного самоуправления в правах по обложению налогоплательщиков. Поэтому одним из обязательных признаков обособленного подразделения должна быть связанность деятельности организации с территорией конкретного региона.
     
     Думается, что при всем соблазне использования понятия “постоянное представительство” для определения признаков обособленного подразделения, такое использование является неправомерным по следующим причинам.
     
     Во-первых, формально нельзя использовать критерии постоянного представительства, которые применяются только в целях налога на прибыль в отношении иностранных компаний, работающих на территории России. Для целей определения налоговой юрисдикции государства по НДС законодательство использует другие специальные критерии (место реализации работ и услуг). Поэтому термин “обособленное подразделение”, который применяется к различным налогам, должен иметь самостоятельное содержание.
     
     Во-вторых, понятие “постоянное представительство” в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” определено предельно широко как любое место осуществления деятельности, связанной с разведкой или разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, оказанием услуг, проведением других работ. При толковании термина “обособленное подразделение” необходимо учитывать различные политико-правовые условия, для которых предназначены понятия “постоянное представительство” и “обособленное подразделение”.
     
     При определении своих налоговых притязаний в отношении прибыли, извлекаемой иностранными компаниями на территории России, российское государство не связано в реализации своего налогового суверенитета какими-либо обязательствами и правовыми ограничениями (при отсутствии международных налоговых соглашений).
     
     В то же время в силу ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 21.03.97 № 5-П, принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации, прежде всего в статье 114 (п. “б”). В силу этого принципа недопустимо введение региональных налогов, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств в пределах единого экономического пространства России.
     

     Поэтому предельно широкое толкование понятия “обособленное подразделение” как любого места осуществления деятельности в другом регионе не будет соответствовать конституционным принципам налогообложения, так как требование регистрации и уплаты налогов в регионе, где организация осуществляет минимальную деловую активность нарушает конституционные гарантии единого экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и препятствует свободе экономической деятельности.
     
     Поэтому по своей правовой природе понятие “обособленное подразделение” основано на существенности связи проводимой организацией деятельности с данным регионом. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в силу необходимости осуществления в пределах всей территории России свободного перемещения товаров, работ и услуг являются связанными в реализации своих налоговых полномочий признаком существенности той деятельности организации в данном регионе, которая образует понятие “обособленное подразделение”.
     
     Как видится, существенность связи проводимой организацией деятельности с данным регионом находит свою реализацию в признаках обособленного подразделения. Анализ действующего законодательства позволяет выделить признаки, при которых подразделение юридического лица может считаться обособленным. Такими признаками являются территориальная, организационная, функциональная и имущественная обособленность структурного подразделения юридического лица.
     
     Территориальная обособленность. Территориальная обособленность структурного подразделения должна оцениваться применительно к той территории, на которой действует данный налог, зачисляемый в региональный или местный бюджет. На практике встречаются случаи, когда организация, зарегистрированная, например, в г. Москве, осуществляет свою деятельность не только по своему юридическому или фактическому адресу, но имеет также сеть филиалов или обособленных подразделений, которые находятся в других районах г. Москвы и имеют отдельные балансы и счета в банках. Довольно часто налоговые инспекции по месту нахождения филиалов или обособленных подразделений требуют отдельной постановки на налоговый учет таких филиалов или обособленных подразделений как самостоятельных налогоплательщиков. При этом в качестве обоснования своих требований приводится ссылка на ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
     
     Однако для возникновения статуса отдельного налогоплательщика по налогу на прибыль филиал должен располагаться на территории другого региона России. Положения ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” подлежат толкованию с учетом ст. 5 этого же Закона, где установлено право субъектов Российской Федерации устанавливать свою ставку налога на прибыль в размере не свыше 22 процентов для налогоплательщиков, расположенных на территории этого субъекта Российской Федерации. Только в случае расположения филиала на территории другого субъекта России  его постановка на учет в качестве отдельного налогоплательщика приобретает смысл, так как региональная доля налога на прибыль будет при этом зачисляться в бюджет другого субъекта Российской Федерации.
     

     Учет налогоплательщиков в налоговых органах имеет своей целью обеспечить своевременную и полную уплату налогов. Это подтверждается п. 1 инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 № ВА-3-12/49, где сказано, что учет налогоплательщиков - одно из основных условий осуществления государственными налоговыми инспекциями по субъектам Российской Федерации, по районам, городам, районам в городах контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды. В случае если дополнительная регистрация филиала никак не повлияет на уплату налогов в бюджет г. Москвы, отпадает цель отдельного учета филиала как налогоплательщика.
     
     Необходимо отметить, что в законодательстве содержится понятие “структурное подразделение организации”, которое может быть организационно и функционально обособлено, но при этом не обладать признаком территориальной обособленности. Например, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы учредить “бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером”. При этом совершенно очевидно, что бухгалтерия не приобретает какого-либо самостоятельного налогового статуса, так как не обладает территориальной и имущественной обособленностью.
     
     Организационная обособленность. Организационная обособленность имеет два аспекта:
     
     1) наличие организационно-распорядительного акта (документа) о создании структурного подразделения;
     
     2) наличие у структурного подразделения руководителя.
     
     В соответствии с п. 19 инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 № ВА-3-12/49, организации, уплачивающие отдельные виды налогов в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды не по своему основному местонахождению, для постановки на учет в налоговую инспекцию по месту уплаты налогов представляют следующие документы:
     
     - копию Карты, выданной той налоговой инспекцией, где он прошел процедуру постановки на учет;
     

     - копию документа, подтверждающего его обязанность перечислять налоги в соответствующий бюджет, заверенную в установленном порядке (то есть подтверждающего право собственности), положение о представительстве, филиале, а равно другом обособленном подразделении юридического лица, другие учредительные и распорядительные документы юридического лица, определяющие его учетную политику.
     
     В письме Госналогслужбы России от 03.07.95 № ВП-4-12/31н “О порядке постановки на учет в налоговых органах филиалов и приравненных к ним структурных подразделений предприятий и организаций” указывалось на то, что в случае, когда у филиала и приравненного к нему подразделения организации отсутствует статус самостоятельного налогоплательщика, перечисление организаций налогов определяется положением о филиале (приравненном к нему подразделении организации), другими учредительными и иными документами юридического лица, определяющими его учетную политику.
     
     На основании этого можно сделать вывод о необходимости наличия у структурного подразделения отдельного положения, в котором должны быть определены процедурные вопросы, связанные с уплатой местных налогов и сборов организацией в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения.
     
     Для более полного понимания значения положения о структурном подразделении необходимо обратиться к историческому толкованию гражданского законодательства. В ст. 14 Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” было предусмотрено право предприятия учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения. Согласование вопроса о размещении таких обособленных подразделений с соответствующими местными Советами народных депутатов производилось в порядке, установленном для создания предприятия. С введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) эта норма утратила свое действие. В ст. 55 ГК РФ уже не содержится термина “учреждение” филиала, устранен порядок регистрации филиалов и других обособленных подразделений в местных органах власти. Однако несмотря на устранение некоторых формальных процедур в создании обособленного подразделения юридическая суть действий организации по созданию филиала или обособленного подразделения осталась неизменной. Организация должна именно создать, учредить обособленное подразделение в организационном аспекте путем утверждения положения о структурном подразделении.
     
     Согласно ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть. Представляется, что понятие “обособленное подразделение”, используемое в налоговом законодательстве, соответствует всем признакам филиала, указанным в ст. 55 ГК РФ. Действительно, невозможно себе представить территориально обособленное подразделение, которое не выполняло бы в процессе своей деятельности каких-либо функций организации. Поэтому территориально обособленное структурное подразделение, осуществляющее ту или иную деятельность в от имени организации, должно подчиняться правовому регулированию, предусмотренному для филиалов. С позиции гражданского законодательства невозможно создание каких-либо территориально обособленных структурных подразделений, выполняющих функции организации, которые не являлись бы филиалом или представительством этой организации.
     

     В ст. 55 ГК РФ предусмотрено следующее: филиал действует на основании утвержденного организацией положения. Филиал должен быть указан в учредительных документах создавшего его лица. Эти гражданско-правовые правила в полной мере применимы и к обособленным структурным подразделениям.
     
     Другим аспектом организационной обособленности структурного подразделения является наличие у него руководителя. Это следует из ст. 55 ГК РФ, где говорится о том, что руководители филиала назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
     
     Согласно п. 3 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” определение доли прибыли, приходящейся на обособленное структурное подразделение, должно учитывать среднесписочную численность (фонд оплаты труда) обособленного подразделения. Тем самым подтверждается необходимость наличия у структурного подразделения работников, как минимум, руководителя.
     
     Функциональная обособленность. Обособленное подразделение должно осуществлять деятельность на территории данного региона для того, чтобы можно было констатировать обязанность организации уплачивать налоги в бюджет данного региона с такой деятельности. В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиал (обособленное подразделение) осуществляет все функции организации или их часть. Понятие “осуществление деятельности обособленным подразделением на территории данного региона” должно пониматься именно как осуществление филиалом (обособленным подразделением) функций организации. В свою очередь, понятие “функции” в законодательстве тесно связано с понятием “полномочия”. Например, в ст. 2 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” понятие “выполнение функций” тождественно понятию “реализация полномочий”. Аналогично понятие “функции” использовано законодателем в Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, в Законе РФ от 09.10.92 № 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” (преамбула), в Федеральном законе от 30.01.96 № 16-ФЗ "О центре международного бизнеса “Ингушетия”" (ст. 17).
     
     Поэтому функциональная обособленность структурного подразделения должна пониматься как способность структурного подразделения в лице своего руководителя реализовать полномочия юридического лица (его правоспособность). Реализация полномочий выражается в совершении руководителем структурного подразделения юридически значимых действий от имени организации, в частности в заключении сделок. Основанием для этого является доверенность, что следует из ст. 55 ГК РФ. Подтверждением наличия признака функциональной обособленности можно считать заключенные руководителем обособленного подразделения контракты, а также подписанные им или работниками подразделения счета-фактуры, накладные, акты приемки и другие аналогичные документы.
     

     Имущественная обособленность. Налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П). Для того чтобы осуществить такое изъятие из имущества юридического лица в бюджет соответствующего региона по месту нахождения обособленного подразделения необходимо обеспечить имущественную обособленность такого структурного подразделения или, как минимум, установить связь получения организаций имущества с деятельностью обособленного подразделения.
     
     В соответствии с Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” льготы для малых предприятий не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Тем самым косвенно подтверждается, что структурное подразделение должно иметь имущественную базу.
     
     В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалы наделяются имуществом создавшего их юридического лица. Согласно п. 4 Положения о бухгалтерском учете и отчетности организация может выделять на отдельный баланс филиалы и представительства, входящие в состав организации и не являющиеся юридическими лицами. Из этой нормы следует, что организация может и не выделять на отдельный баланс имущество, закрепляемое за обособленным подразделением. Таким образом, не существует единой правовой формы для оформления имущественной обособленности подразделения.
     
     Следует признать, что наличие счета, закрепленного за структурным подразделением, должно признаваться формой имущественного обособления. Аналогично - фактическое нахождение имущества во владении или в распоряжении руководителя обособленного подразделения должно признаваться имущественным обособлением. Весьма существенным моментом при этом является то, что руководитель обособленного подразделения имеет полномочия в отношении этого имущества, и оно обеспечивает реализацию функций обособленного подразделения. Так, например, наличие арендованных помещений, через которые осуществляется деятельность организации в данном регионе, может быть с большой долей вероятности признано обособлением имущества структурного подразделения.
     
     Этой позиции придерживаются и отдельные местные налоговые инспекции. В соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” к местным налогам относится налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процента объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. В письме от 06.11.97 № 10-03 ГНИ по г. Перми указала, что местом расположения следует считать место фактического размещения имущества юридического лица.
     

     Думается, что вышеприведенные критерии обособленного подразделения раскрывают ту существенность, которая должна быть присуща связи деятельности организации с территорией данного региона.
     
     В отношении пределов использования фирм, зарегистрированных в низконалоговых регионах России, на территории других субъектов Российской Федерации можно сделать вывод о том, что такие фирмы могут быть признаны обязанными уплачивать налоги по месту фактического осуществления деятельности в том случае, если такая деятельность осуществляется через обособленное подразделение. При этом нужно учитывать, что отсутствие надлежащего оформления организационной, функциональной и имущественной обособленности в документах организации не будет препятствовать признанию того, что эти признаки фактически существуют. С практической точки зрения, если фирма зарегистрирована в Республике Калмыкия, но реально осуществляет всю деятельность в другом регионе, где происходит заключение и исполнение всех или большей части договоров (функциональная обособленность), постоянно находятся лица, которые вправе руководить организацией - генеральный директор и т.д. (организационная обособленность), и находится счет или арендуется офис (имущественная обособленность), то можно с большой долей уверенности предположить, что в случае спора такая организация не сумеет доказать отсутствие обязанностей по уплате налогов в бюджет такого региона.
     
     Немногочисленная пока арбитражная практика идет по пути признания наличия обособленного подразделения при соблюдении указанных критериев. Так, Арбитражный суд Пермской области в решении от 09.01.98 по делу  № А50-7529/97-АК признал наличие у организации, зарегистрированной в другом регионе, наличие обособленного подразделения на территории г. Перми. При этом основаниями для такого вывода суда явилось наличие в г. Перми у этой организации арендованных производственных помещений, собственных основных средств, ведение бухгалтерского учета и трудовых книжек работников, которые все проживали в г. Перми. Исполнение договоров, заключенных организацией, производилось на территории г. Перми, о чем свидетельствовали указанные в договора почтовые, банковские и отгрузочные реквизиты организации в г. Перми. В этой ситуации арбитражный суд признал организацию обязанной уплачивать местные налоги на территории г. Перми.
     
     Как видится, использования фирм, зарегистрированных в низконалоговых регионах России, может производиться при отсутствии на территории данного региона счета в банке на имя такой организации. Крайне нежелательно наличие арендованного офиса. При соблюдении этого условия признак имущественной обособленности не выполняется, следовательно, отсутствует структурное подразделение организации на данной территории. При отсутствии счета у налоговых органов практически отсутствуют реальные механизмы по понуждению фирмы к уплате налогов в данном регионе. Поэтому использование фирм, зарегистрированных в низконалоговых регионах России, с правовой точки зрения наиболее безопасно в схемах с расчетами через счета третьих лиц, например, посредников или с проведение взаимозачетов, оплатой векселями.
     

     В отношении деятельности организации, зарегистрированной в одном регионе, по выполнению строительных работ на территории другого региона можно указать на отсутствие организационной и функциональной обособленности (в случае если руководитель стройплощадки не наделен правом совершения юридически значимых действий). Отсутствует в этом случае и имущественная обособленность, так как поставляемые на стройплощадку материалы и оборудование, даже если они и находятся в собственности организации до сдачи результатов работ Заказчику, тем не менее не могут считаться закрепленными за обособленным подразделением, ибо предназначены для передачи заказчику. Поэтому все налоги должны уплачиваться по месту регистрации строительной компании.
     
     Сбор информации через корреспондентские пункты не образует обособленного подразделения, так как отсутствует организационная и функциональная обособленность (корреспонденты не наделены полномочиями заключать сделки от имени организации) и отсутствует обособленное имущество.
     
     При торговле товарами с арендованных складов в другом регионе отсутствует имущественная обособленность в отношении продаваемых товаров, так как товары предназначены для передачи покупателям и не могут считаться закрепленными за местом осуществления торговли. Однако наличие арендованных складов, заключение договоров и оформление бухгалтерских документов по месту торговли образуют признаки обособленного подразделения. Поэтому весьма высока вероятность признания за такой организацией обязанности уплачивать налоги по месту торговли.
     
     В заключение следует коснуться вопросов применения финансовой ответственности за неуплату налогов организациями по месту расположения обособленного подразделения. Арбитражным судом Новосибирской области было рассмотрено дело № А45-3710/97-СА/108, в котором суд признал за организацией обязанность уплачивать налоги по месту осуществления деятельности. Факт непостановки организации на налоговый учет и непредставления документов в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности суд квалифицировал как основание для применение мер ответственности, предусмотренных ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа решение Арбитражного суда Новосибирской области оставил без изменения.
     
     Автор выражает благодарность Генеральному директору пермской консультационной фирмы “Форпост” Кузнецову А.В. за материалы, использованные при написании статьи.