Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

О платежах, связанных с пользованием природными ресурсами (Ответы на вопросы)


О платежах, связанных с пользованием природными ресурсами
(Ответы на вопросы)*


     -----     
     * Окончание. Начало см. “Налоговый вестник”. 1998, № 7. С. 55.
     
     В.В. Ростин     
     А.А. Васюков
     

     Дата (момент) реализации различных подакцизных товаров определяется с учетом тех или иных особенностей этих товаров. Какой метод определения принят по природному газу и нефти, учитывая, что это влияет на порядок уплаты акцизов на эти виды сырья?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 5 ст. 1 Федерального закона РФ от 14.02.98 № 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" датой (моментом) реализации подакцизных товаров является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья, за исключением природного газа.
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 01.11.95 № 40 “О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ” датой реализации продукции считается день поступления средств за реализованную нефть, включая газовый конденсат, и природный газ на счета организаций и предприятий в учреждениях банков.
     
     В случаях если у плательщика метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) установлен по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), датой реализации считается день отгрузки продукции и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
     
     При поставках продукции по обмену на другой товар дата реализации продукции определяется в зависимости от принятого в организации и на предприятии метода определения выручки. При определении выручки от реализации продукции по мере ее оплаты датой реализации считается дата поступления обменного товара.
     

     Ставки акциза на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ на протяжении ряда лет существенно менялись, что значительно усложняло расчет налогов, включая случаи применения разных ставок при определении налогооблагаемой базы и доначисления сумм платежей после проверок налоговыми органами. В каком порядке применяются ставки акциза при расчетах за 1996-1997 годы и по настоящее время?

     
     При исчислении акциза по нефти и газовому конденсату, отгруженным с 1 ноября 1996 года, применяются дифференцированные ставки акциза, установленные постановлением Правительства РФ от 15.01.97 № 30, с индексом 1,07; с 1 декабря 1996 года - 1,08; с 1 января 1997 года до 21 января 1997 года - 1,09.
     

     При расчетах за нефть и газовый конденсат, отгруженные начиная с 21 января 1997 года, применяются дифференцированные ставки акциза, установленные постановлением Правительства РФ от 08.04.97 № 408.
     
     С 1 сентября 1995 года до настоящего времени в соответствии c постановлением Правительства РФ от 01.09.95 № 859 ставка акциза на природный газ установлена в размере 30 % цены реализации (без НДС и спецналога).
     

     Какие особенности имеются в порядке установления ставок акциза на нефть, включая газовый конденсат, для предприятий различных форм собственности, а также прошедших реорганизацию?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.97 № 408 “О дифференцированных ставках акциза на нефть, включая газовый конденсат, добываемую на территории Российской Федерации” (в редакции от 19.09.97) для организаций, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, вновь создаваемых на базе существующих, ставки акциза устанавливаются на уровне ставки базовой организации.
     
     В соответствии со ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица составляется разделительный баланс, а при слиянии и присоединении составляется передаточный акт.
     
     Согласно ст. 58 и 59 ГК РФ разделительный баланс и передаточный акт должны содержать положения о правопреемстве. Для предприятий, созданных в соответствии с этими требованиями, ставки акциза на нефть устанавливаются на уровне ставки базовой организации.     
     
     Предприятия, не являющиеся реорганизованными, должны исчислять суммы акциза на нефть и газовый конденсат согласно п. 1 приложения к постановлению Правительства РФ от 08.04.97 № 408 по максимальной ставке.
     

     Каков порядок применения оптовых цен на природный газ?

     
     До введения в действие дифференцированных оптовых цен на природный газ его отпуск осуществлялся по ценам, действовавшим по состоянию на 1 октября 1996 года (260 232 руб.) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17.10.96 № 1451.
     
     С 1 февраля 1997 года решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 22.01.97 № 40 введены оптовые цены на природный газ, отпускаемый предприятиями РАО “Газпром”, а также другими поставщиками (кроме газа, предназначенного для последующей реализации населению), дифференцированные в зависимости от стоимости его транспортировки от мест добычи до потребителей. В основных местах добычи газа (Республика Коми, Оренбургская, Астраханская, Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО) газ отпускается газораспределительным организациям по ценам промышленности в размере 241 200 руб. за тыс. куб. м. В регионах, прилегающих к местам добычи (Республика Башкортостан, Удмуртская республика, Курганская, Челябинская, Новосибирская, Свердловская, Пермская, Томская, Омская области), газ отпускается по цене 254 600 руб. за тыс. куб. м. В остальных регионах - по цене 268 000 руб. за 1 тыс. куб. метров.
     
     С 1 декабря 1997 года постановлением  Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 26.09.97 № 110 “Об утверждении оптовых цен на газ, вводимых в действие с 1 декабря 1997 года, и надбавки для газораспределительных организаций (перепродавцов) к оптовым ценам” введены новые оптовые цены на газ (письмо Госналогслужбы России от 26.02.98 № ВЗ-6-04/150).
     

     Какие особенности в определении налогооблагаемой базы при расчете платежей за добычу драгоценных металлов?

     
     Артели старателей, добывающие драгоценные металлы, действительно имеют специфику реализации добываемых полезных ископаемых. Учет этих особенностей нашел отражение в совместной телеграмме Минфина России и Госналогслужбы России от 06.08.97 № 11-07-02/313/ВК-6-04/570. Этой телеграммой, направленной территориальным подразделениям Минфина России и Госналогслужбы России, предусмотрено, что в 1997 году платежи за добычу драгоценных металлов, начисленные к уплате исходя из количества аффинированных драгоценных металлов, сдаваемых в Государственный фонд драгметаллов и драгкамней России, вносятся в бюджет в трехдневный срок с момента оплаты, перечисления средств на расчетный, валютный и другие счета, а также других форм расчетов. Окончательный расчет этих платежей производится по окончании календарного года с учетом сверхнормативных потерь полезных ископаемых.
     

     В п. 1 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 определено, что соответствующие платежи вносят пользователи недр, осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. В ряде регионов основная часть предприятий добывает общераспространенные полезные ископаемые, разведка которых за счет госсредств не производилась. Следует ли с этих недропользователей взимать эти платежи?

     
     Постановлением Правительства РФ от 17.05.96 № 597 “О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений” (п. 16, 17, 19 и 20) установлен конкретный порядок освобождения пользователей недр от отчислений при разработке месторождений с учетом осуществления ими за счет собственных средств поиска и разведки разрабатываемых ими месторождений или полностью возместивших все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.
     
     В соответствии с этим постановлением платежи не взимаются с момента принятия в установленном порядке решения органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами (по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти), после представления пользователем недр в территориальные органы управления государственным фондом недр документов, подтверждающих постановку на баланс запасов данного месторождения, в том числе оперативно учтенных запасов, и данных об источниках финансирования, за счет которых были выполнены геолого-разведочные работы.
     

     В п. 4 инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 указано, что “Недропользователи производят отчисления от стоимости всего добытого ими минерального сырья как за основное, так и за попутные компоненты”. Почему необходимо исчислять этот платеж от стоимости всего минерального сырья, если в этой же инструкции (п. 3) предусмотрено, что налогооблагаемой базой по отчислениям является стоимость реализованного полезного ископаемого?

     

     П. 4 указанной инструкции предусматривает лишь виды полезных ископаемых, за которые взимаются отчисления, то есть не только за основное добытое минеральное сырье, но и за попутные компоненты. Налогооблагаемой базой при этом (п. 3 инструкции) является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, что не противоречит указанному выше.
     

     Законом РФ “О недрах” предусмотрено, что право на пользование недрами оформляется соответствующей лицензией.
     
     Во всех ли случаях добычи и использования подземных вод необходимо оформление лицензии на пользование недрами?
     
     Производится ли освобождение от платежей за право на пользование недрами территориальными органами Минприроды России при оформлении лицензии на право пользования недрами?

     
     В соответствии с п. 1.3. утвержденной Роскомнедра 14.04.94 Инструкции по применению Положения о порядке лицензирования пользования недрами для участков недр, предоставляемых для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (зарегистрированной в Минюсте России 26.05.94 № 583), не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения, и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
     
     Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.
     
     Постановлением Правительства РФ от 28.10.92 № 828 “Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна” (п. 14) размеры платежей за право на пользование недрами при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых и минеральной воды устанавливают субъекты Российской Федерации.
     
     Перечень общераспространенных полезных ископаемых применительно к отдельным регионам определяет МПР России.
     

     Поэтому по этим видам полезных ископаемых освобождение от указанных выше платежей может производиться по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     

     В настоящее время плату за воду в соответствии с письмом Минфина РСФСР “Об исчислении и внесении в бюджет платы за воду” вносят предприятия на основе тарифов, утвержденных постановлением от 14.10.88 № 551 Государственного комитета СССР по ценам прейскуранта № 03-03 “Тарифы на воду, забираемую из водохозяйственных систем (поверхностные и подземные источники)”. В данном прейскуранте отсутствуют тарифы на воду, забираемую от предприятий системы водопроводно-канализационного хозяйства.
     
     В совместной телеграмме Минфина России, Госналогслужбы России и Роскомнедра от 02.11.93 № 120/НП-4-02/173н с 1993 года предусмотрено взимание платы за воду, забираемую только из водохозяйственных систем - поверхностных и подземных источников.
     
     Исходя из изложенного, должно ли предприятие вносить плату за воду в соответствии с письмом Минфина РСФСР в случае забора воды не из водохозяйственной системы, а из горводоканала?
     
     Следует ли применять указанные выше тарифы за объемы воды, забираемые от предприятий ЖКХ?

     
     В соответствии с письмом Минфина РСФСР от 27.05.91 № 16/111 (пункт 2) плательщики вносят в бюджет плату за воду, забираемую для собственных нужд, независимо от того, поступает эта вода непосредственно из водохозяйственных систем (поверхностных или подземных источников), от других промышленных предприятий или от предприятий коммунального хозяйства.
     
     При получении воды от поставщиков (других промышленных предприятий, предприятий коммунального хозяйства и т.п.) промышленные предприятия, кроме платы в бюджет за воду, оплачивают поставщикам услуги по подаче воды.
     
     Таким образом, горводоканал, не являясь для предприятия водохозяйственной системой, тем не менее входит в число поставщиков воды, плату за которую предприятие должно вносить в бюджет в установленном порядке.
     
     В п. 6 указанного письма Минфина РСФСР указывается, что плата за воду вносится в бюджет по тарифам, утвержденным соответствующим постановлением Госкомцен СССР. Эти тарифы были утверждены еще до выхода письма Минфина РСФСР и включены в данный нормативный документ для применения по всем видам забора воды, предусмотренным этим письмом. В связи с этим предприятие должно вносить платежи за воду, забираемую от предприятий системы водопроводно-канализационного хозяйства.
     
     Совместная телеграмма Минфина России, Госналогслужбы России и Роскомнедра от 02.11.93 № 120/НП-4-02/173н не устанавливает какой-либо иной порядок внесения платы за воду начиная с 1993 года, а уточняет перечень отдельных  платежей за пользование водными ресурсами, взимаемых только в 1993 году.
     

     Какие особенности в определении налогооблагаемой базы при расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы?

     
     В соответствии с Федеральным законом РФ от 30.12.95 № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ эти ставки установлены в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Указанная стоимость первого товарного продукта и является налогооблагаемой базой.
     
     Однако до вступления в силу указанного Закона налогооблагаемой базой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.02.93 № 4546-1 “Об утверждении Положения о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации” являлась стоимость реализованной продукции, полученной из полезных ископаемых. Данные особенности следует учитывать при уточнении (проверке) расчетов по отчислениям за прошлые периоды.     
     

3. Платежи за лесные ресурсы

     
     Изменились ли в настоящее время виды платежей и порядок установления ставок и платежей при пользовании лесными ресурсами в связи с принятием Лесного кодекса?

     
     Лесным кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29.01.97 № 22-ФЗ, предусмотрено взимание лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом.
     
     Ранее, в соответствии с Основами лесного законодательства действовала система платежей, включающая:
     
     - отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
     
     - лесные подати (плату за пользование лесным фондом);
     
     - арендную плату.
     
     Лесные подати по новому законодательству (ст. 104 Лесного кодекса) взимаются за все виды лесопользования по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством или определяемым по результатам лесных аукционов. Ранее (ст. 69 Основ) принципы определения этих ставок устанавливались законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, а конкретные ставки устанавливались районными, городскими советами народных депутатов.
     
     Размер арендной платы по новому законодательству (ст. 105 Кодекса), порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда. Ранее (ст. 71 Основ) принципы определения этих ставок также устанавливались законодательными органами власти субъектов Российской Федерации, а конкретные ставки определялись районными, городскими советами народных депутатов либо устанавливались на лесных торгах.
     
     При этом следует иметь в виду, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ (ст. 103 Лесного кодекса).
     

     Каким нормативным документом утверждены ставки платежей при пользовании лесным фондом и каковы особенности их применения?

     
     Постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1199 утверждены минимальные ставки за древесину, отпускаемую на корню. При этом указанные минимальные ставки включают налог на землю.
     
     При расчете платежей следует учитывать, что эти ставки снижаются:
     

     - на 20 % при проведении несплошных (выборочных) рубок главного пользования;
     
     - на 50 % при отпуске древесины в насаждениях, в которых более 30 % деревьев (по запасу древесины) повреждено в результате ветровала и бурелома;
     
     - на 40 % при отпуске древесины в насаждениях, поврежденных пожаром, вредителями или болезнями леса, в которых более 30 % деревьев (по запасу древесины) угрожает высыхание в ближайшие 2-3 года.
     

     Какие льготы по платежам за пользование лесными ресурсами предусмотрены действующим законодательством?

     
     Статьей 107 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются:
     
     - участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников этой войны;
     
     - инвалиды 1 и 2 групп;
     
     - пенсионеры, проживающие в сельской местности;
     
     - лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
     
     - вынужденные переселенцы;
     
     - крестьянские (фермерские) хозяйства;
     
     - представители коренных малочисленных народов.
     
     Объемы лесопользования для собственных нужд устанавливаются в соответствии с нормативами, утвержденными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     При этом следует иметь в виду, что при рубках промежуточного пользования, проводимых осуществляющим рубки главного пользования на арендованном участке арендатором за свой счет, плата за древесину не взимается. Кроме того, не взимаются лесные подати за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования (ст. 103 и 104 Лесного кодекса).
     

     В соответствии с Лесным кодексом РФ часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, должна поступать в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации в соотношении: федеральный бюджет - 40 % ; бюджеты субъектов РФ - 60 %. Сохранено ли данное распределение в связи с принятием Закона РФ “О федеральном бюджете на 1998 год”?

     
     Законом РФ от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” (ст. 21) предусмотрено, что доходы субъектов Федерации формируются за счет лесного налога в размере 100 % поступлений. Таким образом, установленное Лесным кодексом РФ распределение платежей в 1998 году не применяется.