Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении положений Закона о налоге на прибыль в части, касающейся реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости (Ответы на вопросы)


О применении положений Закона о налоге на прибыль в части, касающейся реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости
(Ответы на вопросы)

     

Ю.В. Подпорин,
советник налоговой службы I ранга

 

    Если строительная организация в течение ряда лет осуществляет строительство жилья за счет предоплат, вносимых гражданам и предприятиями в суммах, определяемых на момент заключения договоров, и фактическая стоимость квартир складывается равной либо выше внесенных сумм, следует ли подрядчику после передачи квартир заказчикам для целей налогообложения производить расчет выручки исходя из рыночных цен, сложившихся на момент реализации в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91?

    
     Договор должен предусматривать возможное изменение стоимости квартир. Доплата производится за счет заказчика.
     
     В соответствии с действующим налоговым законодательством для целей налогообложения расчет выручки производится исходя из рыночных цен, сложившихся на момент реализации (в данном случае передача квартир заказчику), но не ниже фактической себестоимости.
     

     Следует ли для исчисления налога на прибыль применять рыночные цены, если предприятие, являясь дольщиком в строительстве жилого дома (дом в настоящее время сдан), продает несколько квартир физическим и юридическим лицам на следующих условиях: согласно договору купли-продажи покупатель первоначально вносит аванс исходя из рыночных цен, сложившихся на момент заключения договора, в дальнейшем покупатель ежемесячно выплачивает стоимость выполненных работ по себестоимости, то есть к концу строительства цена реализации квартир будет ниже себестоимости?
     
     Предприятие-застройщик имеет несколько дольщиков, которые в течение всего периода строительства оплачивают стоимость выполненных работ по себестоимости, и по окончании строительства каждый из участников получает квартиры в соответствии с внесенной платой. Сумма долевых взносов, внесенных исходя из рыночных цен, сложившихся на момент заключения договора, ниже фактической себестоимости квартир.

     
     В соответствии с действующим законодательством для целей налогообложения расчет выручки производится исходя из рыночных цен, сложившихся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. В указанных случаях моментом реализации является передача квартир дольщику (покупателю).
     

     Имеют ли право предприятия регулировать применение торговых наценок по реализации на один и тот же товар в разных процентах, то есть одному предприятию применять 10 %, другому 8 %?  

   
     Имеют право. Цены свободные, делать наценку -право предприятия.
     

     Как следует при документальной проверке предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью, для исчисления налога на прибыль производить оценку реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости? Следует ли при расчете налога на прибыль по торговым организациям, получившим по основной деятельности убытки, применять п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты налога на прибыль предприятий и организаций”.

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.91 № 55 “О мерах по либерализации цен” правительствам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать и регулировать размеры торговых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам на товары народного потребления (по утвержденному перечню), реализуемые населению в регионах, с учетом затрат на их транспортировку и реализацию.
     
     В связи с этим, если реализация товаров народного потребления (продукции производственно-технического назначения) торговыми организациями осуществлялась по ценам не выше фактической себестоимости в связи с тем, что установленные органами местной власти торговые надбавки не полностью перекрыли издержки обращения этих организаций, при расчете налога на прибыль п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 не применяется.
     
     Однако следует иметь в виду, что если согласно названному выше постановлению органы государственной власти имели право самостоятельно определять перечень товаров, реализуемых по фиксированным ценам, то постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.95 № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”, установлен Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
     
     В соответствии с указанным Перечнем названные органы вправе регулировать торговые надбавки к ценам на товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, а также на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), реализуемые во всех регионах страны.
     

     В связи с изложенным после введения в действие постановления Правительства РФ от 07.03.95 № 239 положение п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 не распространяется только на случаи реализации товаров, определенных названным выше Перечнем.
     

     Действующая система ведения бухучета не предусматривает ведение учета затрат на производство работ по каждой сделке отдельно. В то же время если предприятие имеет убыток в целом от реализации работ, это означает, что имела место реализация работ по ценам ниже фактической себестоимости. Предприятие, заключая договор на выполнение строительно-монтажных работ, формирует договорную цену, которая для различных заказчиков различна. Какие цены следует применять для определения выручки от реализации работ в целях налогообложения?
     

     В соответствии с письмом Минфина России от 15.01.96 № 2 “О типовых методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ” бухгалтерский учет затрат на производство работ ведется строительными организациями в соответствии с правилами, установленными Положением по бухгалтерскому учету “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”, утвержденным приказом Минфина России от 20.12.94 № 167, а также правилами, определяющими порядок его применения, изложенными в названных типовых методических рекомендациях, где предусмотрено, что основным методом ведения учета затрат на производство строительных работ является позаказный метод, при котором объектом учета является отдельный заказ, открываемый на каждый объект строительства (вид работ) в соответствии с договором, заключенным с заказчиком на производство работ. По нему ведется учет затрат нарастающим итогом до окончания выполняемых работ. Фактический расход материалов на выполнение работ по объектам учета отражается в регистрах бухгалтерского учета (например, в журнале/ордере № 10-с и других) на основании материальных отчетов или оборотных ведомостей.
     
     При реализации строительными организациями работ заказчику ниже фактической себестоимости налогооблагаемая прибыль должна определяться в порядке, установленном п. 5 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
     
     Вместе с тем если в отдельных отчетных периодах строительными организациями в связи с возникающими в процессе строительства непредвиденными затратами, не учтенными в сметах на строительство объектов, или утвержденными местными органами власти коэффициентами перерасчета фактической стоимости строительства предъявляются к оплате заказчику объемы выполненных работ ниже фактической себестоимости, которые в следующих отчетных периодах допредъявляются заказчику и отражаются по счету реализации (кредит счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)”), в этом случае исчисление налога на прибыль должно производиться из фактической реализации в соответствующем отчетном периоде.
     

     Предприятиями широко практикуется строительство жилья для своих работников путем заключения договоров на долевое участие в строительстве жилья. Перечислив подрядчику по договору на долевое участие оговоренную в нем сумму денежных средств, предприятие-заказчик по окончании строительства получает жилье по фактической себестоимости.
     
     Следует ли в данном случае переданное подрядчиком жилье по фактической себестоимости согласно договору на долевое участие в строительстве доводить до рыночных цен и в соответствии с законодательством довзыскивать сумму налога и штраф в размере той же суммы?
     
     Следует ли считать сделку по договору на долевое участие в строительстве жилья аналогичной сделкой по договору о совместной деятельности, в соответствии с которым передача жилых домов заказчику не будет считаться реализацией продукции?

     
     Сделка по договору на долевое участие в строительстве жилья не считается сделкой по договору о совместной деятельности.
     
     До рыночных цен доводится жилье только в том случае, когда переданное подрядчиком согласно заключенному договору и поставленное на баланс оно в дальнейшем реализуется этой организаций.
     

     Можно ли распространить положение п. 2.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 на определение прибыли от реализации основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и иного имущества предприятия в случае, если рыночная цена основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и иного имущества предприятия ниже их себестоимости?

     
     Нет. В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 1 Федерального закона  от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" при определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     По основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, стоимость которых погашается путем начисления износа, принимается остаточная стоимость этих фондов и имущества.