Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Л.А. Панина, инспектор налоговой службы I ранга

     

На вопросы налогоплательщиков отвечает Л.А. Панина,
инспектор налоговой службы I ранга

     

     1. Какая государственная пошлина взимается с договора залога (ипотеки) недвижимости?

     
     Договор залога (ипотеки) недвижимости рассматривается в плане применения к нему Закона РФ “О государственной пошлине” и как договор, подлежащий оценке, и как договор, с которого государственная пошлина взимается как за оформление прочих юридически значимых действий, то есть государственная пошлина взимается:
     
     1) за удостоверение договоров, предмет которых подлежит оценке;
     
     2) за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке);
     
     3) за выдачу документа о данной регистрации, что вытекает из нижеследующих норм.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 4 ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине” (в редакции Федеральных законов от 31.12.95 № 226-ФЗ, от 20.08.96 № 118-ФЗ, от 19.07.97 № 105-ФЗ) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов, за удостоверение прочих договоров, предмет которых подлежит оценке, государственная пошлина взыскивается в размере 1,5 % суммы договора, но не менее 50 % минимального размера оплаты труда.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 7 ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине” за оформление прочих юридически значимых действий, за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации государственная пошлина взимается с граждан в двукратном размере минимального размера оплаты труда за каждое действие, а с юридических лиц в пятикратном размере минимального размера оплаты труда за каждое действие.
     
     Сумма, с которой взимается государственная пошлина по договору залога (ипотеки) недвижимости, определяется исходя из стоимости предмета залога (ипотеки), которая предусмотрена договором, но не ниже стоимостной оценки, определенной органами, указанными в п. 42 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.96 № 42 "По применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”", в соответствии с которым стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, - органами местного самоуправления или страховыми организациями. В случаях заключения договора, предметом которого является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе, государственная пошлина исчисляется исходя из суммы, указанной в оценочном документе.
     
     Таким образом,
     
     - если в договоре залога (ипотеки) недвижимого имущества указана стоимость предмета залога (ипотеки) ниже балансовой стоимости, или ниже инвентаризационной стоимости, или ниже стоимости, определенной органами, указанными в п. 42 инструкции, государственная пошлина взимается с балансовой стоимости, или инвентаризационной стоимости, или со стоимости, определяемой органами, указанными в п. 42 Инструкции. Однако если имеет место несовпадение балансовой, инвентаризационной стоимостей, а также стоимости, определяемой органами, указанными в п. 42 Инструкции, в этом случае государственная пошлина взимается с большей стоимости;
     
     - если в договоре залога (ипотеки) недвижимого имущества указана стоимость предмета залога (ипотеки) выше, чем балансовая, инвентаризационная стоимости или выше стоимости, определяемой органами, указанными в п. 42 инструкции, государственная пошлина взимается со стоимости, определенной в договоре залога.
     
     Что касается утверждения о том, что стоимость предмета залога не может быть меньше суммы кредитного договора, то данное утверждение представляется неверным, так как:
     
     - в соответствии со ст. 337 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, залог обеспечивает требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения, в частности, проценты, неустойку, возмещение убытков, причиненных просрочкой исполнения, а также возмещение необходимых расходов залогодержателя на содержание заложенной вещи и расходов по взысканию;
     
     - в соответствии с п. 5 ст. 350 ГК РФ при реализации изложенного имущества, если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для покрытия требования залогодержателя, он имеет право, при отсутствии иного указания в законе или договоре, получить недостающую сумму из прочего имущества должника, не пользуясь преимуществом, основанным на залоге.
     
     Как видно из вышеназванных норм, ГК РФ предусматривает случай, когда предмет залога (ипотеки) не покрывает требований залогодержателя, поэтому утверждение о том, что стоимость предмета залога не может быть меньше суммы кредитного договора, является неправомерным.
     

     2. Подлежит ли оценке при уступке прав по договору о залоге предмет договора залога в целях уплаты с таких договоров государственной пошлины?

     
     В соответствии со ст. 355 ГК РФ залогодержатель вправе передать свои права по договору о залоге другому лицу с соблюдением правил о передаче прав кредитора путем уступки требования (статьи 382-390 ГК РФ).
     
     Уступка залогодержателем своих прав по договору о залоге другому лицу действительна, если тому же лицу уступлены права требования к должнику по основному обязательству, обеспеченному залогом.
     
     Если не доказано иное, уступка прав по договору об ипотеке означает и уступку прав по обеспеченному ипотекой обязательству.
     
     Согласно ст. 382 ГК РФ, которой установлены основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу:
     
     1. Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
     
     2. Для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором.
     
     3. Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.
     
     Исходя из изложенного, при уступке прав по договору о залоге речь идет только о перемене лиц в существующем договоре о залоге, который при уступке прав является действительным, и все права и обязанности по договору о залоге сохраняются. Таким образом, при уступке прав по договору о залоге предмет договора залога оценке не подлежит, так как он уже был оценен, и с этого договора взыскана государственная пошлина.
     

     3. В каких случаях применяется льгота, установленная подпунктом “т” п. 1 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, при осуществлении физическими лицами операций с векселями?

     
     При осуществлении физическими лицами операций с векселями необходимо различать разницу между куплей-продажей векселя физическим лицом и погашением векселя физическим лицом в банке-эмитенте или получением по векселю заработной платы (вознаграждения) за работу (услуги) конкретным физическим лицом, которое имеет документ об уплате подоходного налога.
     
     Таким образом, взимание подоходного налога с применением льготы, установленной подпунктом “т” п. 1 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, возможно только в случаях купли-продажи векселя, как с имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности.
     

     4. За какой период производится перерасчет по подоходному налогу, если работником подано заявление о предоставлении ему льготы, предусмотренной подпунктом “б” п. 6 ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 6. ст. 3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев ежемесячно в соответствующих пределах.
     
     Согласно порядку удержания и возврата неправильно удержанных сумм налогов, установленному ст. 21 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, в случае несвоевременного привлечения физических лиц к уплате налога или неправильного исчисления налога с их доходов взыскание либо возврат им налоговой суммы производится не более чем за три года, предшествующих обнаружению факта неправильного удержания.
     
     Таким образом, перерасчет по налогу производится за трехлетний налогооблагаемый период с момента подачи заявления с представлением документов, подтверждающих право на льготу (вычет).
     

     5. При каких условиях выплаты за время вынужденного прогула при увольнении без законного основания, выплаты работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, выплаты работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы, можно отнести к компенсационным и соответственно не подлежащим налогообложению подоходным налогом?

     
     В соответствии с подпунктом “д” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, утвержденных законодательством, связанных с выполнением трудовых обязанностей и увольнением работников, за исключением сумм компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении работников.
     
     В соответствии со ст. 213 главы VIII “Гарантии и компенсации” КЗоТ РФ в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор. При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении работнику денежной компенсацией морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
     
     В соответствии с Временным порядком предоставления компенсационных выплат работникам предприятий, учреждений, организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, утвержденным приказом Федеральной службы занятости России (ФСЗ РФ) от 26.05.93 № 67, изданным в целях реализации п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21.04.93 № 471 “О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации”, в целях предотвращения массовых высвобождений, сохранения кадрового потенциала предприятий, учреждений, организаций работникам, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю в связи с ухудшением финансово-экономического положения по объективным причинам, не зависящим от администрации предприятия, оказывается материальная поддержка в виде компенсационных выплат, но только для тех работников предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, которые не прервали трудовых отношений с работодателем. Указанные компенсации выплачиваются при одновременном соблюдении всех нижеперечисленных условий следующим категориям работников, состоящих в штате предприятия:
     
     работавшим до вынужденного перевода на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю на условиях полного рабочего времени;
     
     вынужденно отработавшим на условиях неполного рабочего времени более 2-х месяцев;
     
     не получающим пенсию по старости, включая льготные пенсии (кроме пенсии по инвалидности).
     
     В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работника, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, утвержденным приказом ФСЗ РФ от 06.03.95 № 44, которое определяет порядок и условия предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, компенсационные выплаты за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации применяются как чрезвычайная краткосрочная мера материальной поддержки работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций и не прервавших трудовых отношений с работодателями. Компенсации выплачиваются работникам, состоящим в штате организации и не получающим пенсию по старости (возрасту), включая льготные пенсии, установленные законодательством. Компенсационные выплаты могут предоставляться работникам, находящимся в отпуске без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации, на основании заключаемого органами службы занятости и администрацией организации договора.
     

     6. На основании каких нормативных актов производится государственная регистрация иностранных граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации, и каковы функции налоговых органов по регистрации и контролю указанных граждан для целей налогообложения?

     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации” государственная регистрация иностранных граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится всеми органами, уполномоченными осуществлять государственную регистрацию, в соответствии с утвержденным данным Указом Президента Российской Федерации Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности с момента его опубликования.
     
     Госналогслужбой России были изданы (письмо от 28.07.94 № ВП-4-12/87н) Временные рекомендации по вопросам учета налогоплательщиков и ведения государственного реестра предприятий, согласно которым налоговые органы в работе по учету налогоплательщиков контролируют представление гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, копий бессрочного свидетельства о своей регистрации.
     
     В соответствии с Методическим пособием по учету доходов и расходов физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (письмо Госналогслужбы России от 20.02.96 № НВ-6-08/112), которое разработано на основании Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, Закона РФ от 07.12.91 № 200-1 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью” и других нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и налогообложение доходов, получаемых от занятий этой деятельностью, в права налоговых органов входит контроль за соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности, а именно в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 “О Государственной налоговой службе РСФСР”, с последующими изменениями и дополнениями, государственным налоговым инспекциям предоставляется право:
     
     1. Проводить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан проверки денежных документов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
     

     2. Контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
     
     В соответствии с п. 3 инструкции “О порядке учета налогоплательщиков”, утвержденной приказом Госналогслужбы России от 13.06.96 № ВА-3-12/49 и зарегистрированной в Минюсте России 11.07.96 № 1121, постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат налогоплательщики-организации и налогоплательщики - физические лица. Применительно к указанной инструкции под налогоплательщиками - физическими лицами понимаются также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     В соответствии с п. 36 настоящей инструкции учет налогоплательщиков - физических лиц, перечисленных в п. 3 настоящей инструкции, осуществляется налоговой инспекцией по месту жительства. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
     
     В соответствии с Методическими указаниями для государственных налоговых инспекций по заполнению “Карты постановки на учет налогоплательщика-организации” (письмо Госналогслужбы России от 29.07.96 № ПВ-6-12/521) в графе 4 карты указывается адрес места жительства:
     
     для физических лиц - иностранных граждан, имеющих место жительства в Российской Федерации, - адрес, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     
     для физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих места жительства в Российской Федерации, - адрес, по которому физическое лицо постоянно или преимущественно проживает за пределами территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства страны его места жительства.