Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О некоторых вопросах применения законодательства о государственной пошлине


О некоторых вопросах применения законодательства о государственной пошлине

     
 А.Н. Николаева
          

Общие положения

     
     Под государственной пошлиной понимается установленный законодательным путем обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Ниже будут рассмотрены конкретные виды этих действий и документов, а пока перечислим объекты взимания государственной пошлины: государственная пошлина взимается с исковых и иных заявлений и жалоб (например, заявлений о признании несостоятельными (банкротами) организаций и граждан; заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение; апелляционных и кассационных жалоб на решения арбитражного суда, а также на определения о прекращении производства по делу об оставлении иска без рассмотрения, о наложении судебных штрафов и т.д.), подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации; за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации; за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния; за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами; за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых в законодательном порядке.
     
     В соответствии с частью 3 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы установления размера государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, отсрочки или рассрочки уплаты и уменьшения ее размера решаются в соответствии с федеральным законом. Исходя из этого при решении указанных вопросов необходимо руководствоваться Законом РФ от 09.12.91 № 2005-1 “О государственной пошлине”, с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 31.12.95 № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине”", от 20.08.96 № 118-ФЗ "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине”" и от 19.07.97 № 105-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О государственной пошлине”" (далее по тексту - Закон).
     
     В соответствии с данным Законом плательщиками государственной пошлины являются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов. При этом возможны различные варианты состава обратившихся (подразумеваются лица, как имеющие право на льготы по уплате государственной пошлины, так и не имеющие такого права). Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними. В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа, одно лицо или несколько лиц в соответствии с законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом или несколькими лицами, не имеющими права на льготы.
     

     Категории юридически значимых действий и выдаваемых документов, так же как и размеры взимаемой государственной пошлины весьма разнообразны.
     
     К первой категории относятся дела, рассматриваемые в судах общей юрисдикции. По этим делам государственная пошлина взимается с нескольких групп документов и за выполнение юридически значимых действий. Так, государственная пошлина взимается с исковых заявлений имущественного характера (при варьировании цены иска размер государственной пошлины также меняется); с заявлений о повторной выдаче судебного приказа; с надзорных жалоб по делам, которые не были обжалованы в кассационном порядке; с исковых заявлений о расторжении брака (включая расторжение брака с лицом, признанным отсутствующим, недееспособным либо осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет - по этой группе заявлений размер государственной пошлины значительно ниже); с исковых заявлений о разделе имущества; с исковых заявлений неимущественного характера; с жалоб на решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.; с заявлений и жалоб по делам особого производства; с кассационных жалоб на решения суда; за повторную выдачу копий решений, приговоров, определений суда и других документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц. Бывают исковые заявления, в которых содержатся одновременно требования имущественного и неимущественного характера. За такие заявления взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
     
     Вторая категория - дела, рассматриваемые в арбитражных судах. Государственная пошлина взимается с различных видов заявлений: с исковых заявлений (имущественного характера по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными, с исковых заявлений о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, с иных исковых заявлений неимущественного характера); с иных видов заявлений (о признании организаций и индивидуальных предпринимателей несостоятельными, с заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, с апелляционных и кассационных жалоб на решения и постановления арбитражного суда и т.д.). По этой категории дел за исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
     
     Третья категория - дела, рассматриваемые Конституционным Судом Российской Федерации, по которым государственная пошлина взимается с жалоб юридического лица, гражданина, с запроса или ходатайства.
     

     Четвертая категория - совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также составление ими проектов документов, выдача копий и дубликатов документов.
     
     Пятая категория - совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния.
     
     Шестая категория - совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации и въездом в Российскую Федерацию.
     
     Седьмая категория - оформление прочих юридически значимых действий.
     

Уплата государственной пошлины при обращении в арбитражные суды

     
     При подаче исковых заявлений, апелляционных, кассационных жалоб уплата государственной пошлины должна быть документально подтверждена. В соответствии со ст. 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежат возвращению, если не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере. Арбитражный суд при решении вопроса о принятии или возвращении заявления, жалобы проверяет соответствие суммы государственной пошлины размеру, установленному пунктом 2 ст. 4 Закона. При определении размера государственной пошлины за базовую берутся, как правило, одна из двух величин - минимальный размер оплаты труда или определенный процент от цены иска. В тех случаях, когда размер государственной пошлины установлен в кратном размере от минимального размера оплаты труда, апелляционная или кассационная жалоба оплачивается государственной пошлиной в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона исходя из минимального размера оплаты труда на день уплаты государственной пошлины. Арбитражный суд проверяет также соблюдение порядка уплаты государственной пошлины, установленного инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.96 № 42 "по применению Закона Российской Федерации “О государственной пошлине”".
     
     Бывают случаи, когда в силу ряда причин уплата государственной пошлины производится не непосредственно лицом, обязанным произвести уплату в силу требований законодательства. Если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя), за лицо, подающее апелляционную или кассационную жалобу, другим лицом, арбитражный суд исходит из того, что государственная пошлина фактически уплачена, зачислена в федеральный бюджет, и, следовательно, оснований для возвращения искового заявления (заявления), жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется.
     

Предоставление отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины

     
     Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, а также уменьшение ее размера производятся, как правило, в случае неспособности заинтересованной стороны произвести ее уплату сразу по письменному ходатайству заинтересованной стороны или по каким-либо другим основаниям, предусмотренным законодательством о государственной пошлине. Ходатайство может быть изложено в исковом заявлении, апелляционной или кассационной жалобе либо в отдельном заявлении, приложенном к соответствующему заявлению (жалобе). При этом следует учитывать, что ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, поданное до обращения с исковым заявлением (заявлением), апелляционной или кассационной жалобой, возвращается арбитражным судом без рассмотрения. В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:
     
     - подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица заинтересованной стороны);
     
     - подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам; к ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.
     
     Представления документов, подтверждающих обращение истца (заявителя), лица, подающего апелляционную или кассационную жалобу, к банкам и иным организациям за получением заемных средств, а также свидетельствующих об отсутствии у них ликвидного имущества, за счет реализации которого могла бы быть получена денежная сумма, необходимая для уплаты государственной пошлины, не требуется.
     
     При наличии ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба уже не может быть возвращена в связи с неуплатой государственной пошлины. Если ходатайство касается уменьшения размера государственной пошлины, исковое заявление (заявление), апелляционная или кассационная жалоба подлежит оплате государственной пошлиной в остальной части.
     

     При принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы рассмотрение ходатайства об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера производится единолично судьей арбитражного суда соответствующей инстанции. Об удовлетворении ходатайства указывается в определении о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы, об отказе в удовлетворении ходатайства - в определении о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы. В определении согласно части 2 ст. 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должны быть указаны мотивы, по которым ходатайство удовлетворено либо в его удовлетворении отказано.
     
     Во всех ли случаях арбитражными судами удовлетворяются такие ходатайства? Нет, не во всех. Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в удовлетворении ходатайства отказывается. При этом арбитражный суд не может по своему усмотрению отказывать в отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины и уменьшении ее размера, если имеются объективные основания для удовлетворения ходатайства.
     
     Определение о возвращении искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы в связи с отказом в удовлетворении ходатайства может быть обжаловано на общих основаниях в соответствии со ст. 108, 151, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возможность обжалования определения об удовлетворении ходатайства и о принятии искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы Кодексом не предусмотрена.
     
     В тех случаях, когда при отсрочке или рассрочке уплаты государственной пошлины до дня заседания арбитражного суда сторона не представила к этому сроку документ, подтверждающий ее уплату, вопрос о взыскании с соответствующей стороны государственной пошлины решается арбитражным судом при принятии решения, определения, постановления. Если арбитражный суд удовлетворяет исковые требования (жалобу), государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета. При отказе в удовлетворении исковых требований (жалобы) государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, которому дана отсрочка или рассрочка в ее уплате.
     
     При уменьшении арбитражным судом размера государственной пошлины и удовлетворении исковых требований заявителю возмещаются понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за счет ответчика. При этом сумма государственной пошлины, на которую она была уменьшена, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в общем порядке. При уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 ГК РФ (на основании данной статьи, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку) расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
     

Распределение расходов по государственной пошлине

     
     При распределении расходов по государственной пошлине арбитражный суд исходит из части 1 ст. 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Однако частью 3 этой же статьи Кодекса предусмотрено, что в случае, когда дело возникло вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, установленного досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, арбитражный суд вправе отнести на это лицо расходы по государственной пошлине независимо от исхода дела. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по государственной пошлине исходя из части 1 ст. 95 Кодекса с учетом того, что требования истца фактически удовлетворены.
     
     При подаче апелляционной или кассационной жалобы, в которой решение, определение, постановление обжалуется только в части взыскания или отказа во взыскании государственной пошлины, оплата государственной пошлины производится исходя из обжалуемой суммы.
     

Льготы по уплате государственной пошлины

     
     Льготы по уплате государственной пошлины предусмотрены ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине” и распространяются на различные категории юридических лиц и граждан, обращающихся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов, в том числе и при обращении в арбитражные суды. Согласно указанной статье Закона имеется шесть категорий плательщиков, пользующихся льготами по уплате государственной пошлины, а именно:
     
     - прокуроры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов;
     
     - общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения;
     
     - федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) - по искам о взыскании штрафов с хозяйствующих субъектов за невыполнение ими предписаний указанных органов, данных в пределах их компетенции;
     

     - органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации, - по искам, связанным с нарушением их прав, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
     
     - налоговые, финансовые, таможенные органы и органы по валютному и экспортному контролю, выступающие в качестве истцов и ответчиков, - по искам о взыскании налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и их возврате из соответствующего бюджета, за исключением случаев, когда указанные органы являются стороной, не в пользу которой состоялось решение;
     
     - государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
     
     Следует отметить особенности применения льготы по уплате государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 5 указанного Закона - органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными органами, обращающимися в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов. На основании указанной статьи Закона перечисленные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Освобождение от уплаты государственной пошлины данных органов производится и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления в том числе, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Однако если названные органы обращаются в арбитражные суды с исковыми заявлениями (заявлениями), апелляционными и кассационными жалобами по делам, связанным с их участием в гражданско-правовых отношениях в качестве учреждений, они обязаны уплатить государственную пошлину в установленном порядке.
     

Порядок уплаты и возврата государственной пошлины

     
     Государственная пошлина уплачивается в рублях в банки (их филиалы), а также путем перечисления сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). Прием банками (их филиалами) государственной пошлины осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы, которая и является документом, подтверждающим ее уплату. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается до подачи соответствующего заявления, апелляционной или кассационной жалобы и зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
     
     Возврат уплаченной государственной пошлины производится в следующих случаях:
     

     - внесения государственной пошлины в бульшем размере, чем это требуется по законодательству;
     
     - возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;
     
     - прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;
     
     - отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;
     
     - отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта;
     
     - удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 5 п. 3 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине”.
     
     Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана юридическому лицу или гражданину в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.
     
     Однако хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, связанные с возвратом государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде. Так, например, можно рассмотреть случай, когда организация подает апелляционную жалобу на определение арбитражного суда о взыскании штрафа, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, которая была удовлетворена. При этом она в соответствии с действующим порядком уплачивает государственную пошлину. Подлежит ли возврату из бюджета государственная пошлина, уплаченная организацией при подаче жалобы? Выше были перечислены основания возврата уплаченной государственной пошлины. Однако возврат из бюджета государственной пошлины в случае удовлетворения апелляционной или кассационной жалобы на определение арбитражного суда о взыскании штрафа, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено. Понесенные при подаче жалобы расходы по государственной пошлине относятся на сторону, по заявлению которой взыскан штраф, когда оснований для его взыскания не имелось.
     
     Или еще такой вопрос: подлежит ли возврату государственная пошлина, уплаченная по исковому заявлению (заявлению), апелляционной или кассационной жалобе, не подлежащему согласно закону оплате государственной пошлиной, и если подлежит, то в каком порядке это производится? На данный вопрос можно ответить утвердительно, государственная пошлина возвращается арбитражным судом из бюджета как излишне уплаченная в порядке, установленном ст. 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
     

     Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины (а именно в федеральный бюджет подлежит зачислению государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами) производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда.