Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении санкций (ответы на вопросы)


О применении санкций
(ответы на вопросы)

     

И.Н. Гаврилова,
советник налоговой службы II ранга

     

     1. Какой в настоящее время действует порядок начисления пени в случае задержки уплаты налогов?

     
     Пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины” с 20 мая 1996 года снижен размер пени, взыскиваемого с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, с 0,7 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа до 0,3 %.
     
     Вместе с тем согласно п. 11 названного выше Указа с 20 мая 1996 года Госналогслужбой России не осуществляется взимание пеней по задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, возникшей на этот момент у предприятий и организаций. Пени, исчисленные на 20 мая 1996 года, фиксируются в специальной отчетности в порядке, определенном Правительством РФ, и проценты на них не начисляются.
     
     В соответствии с п. 4 письма Госналогслужбы России от 28.06.96 № ПВ-6-09/450 "О реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”" (зарегистрировано в Минюсте России 16.07.96 № 1124) по согласованию с Минфином России суммы пени, зафиксированные по состоянию на 20 мая 1996 года, не корректируются.
     
     Таким образом, пени за каждый день просрочки платежа в федеральный бюджет подлежат взиманию с организации начиная с 20 мая 1996 года в размере 0,3 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, а исчисленные на 20 мая 1996 года фиксируются в специальной отчетности в размере 0,7 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.
     
     Однако наряду с вышеизложенным следует учесть, что ст. 24 Федерального закона РФ от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” установлено, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования банка России.
     
     Во исполнение указанной статьи постановлением Правительства РФ от 09.06.98 № 576 “О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней” Госналогслужбе России установлено с 1 апреля 1998 года применять ежедневную ставку пени за несвоевременную уплату налогов и сборов, в том числе в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, в размере одной трехсотой действующей на каждый день просрочки ставки рефинансирования Банка России установлено.
     
     Согласно утвержденному вышеуказанным постановлением Правительства РФ Порядку пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Госналогслужбы России, образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 года задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, в том числе в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, контроль за взиманием которых осуществляется органами Госналогслужбы России, пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз.
     

     2. Правомерно ли применение к налогоплательщику ответственности в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в случае неправомерного отнесения налога на добавленную стоимость в дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”?

     
     Правомерность применения к налогоплательщикам ответственности в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” по налогу на добавленную стоимость обусловлена наличием допущенного ими сокрытия или неучета оборотов по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том числе предоплаты за товары (работы, услуги).
     
     При наличии у налогоплательщика нарушений, заключающихся в неправильном исчислении налога по приобретенным материальным ресурсам, у налоговых органов отсутствуют правовые основания для взыскания с налогоплательщика финансовых санкций, установленных подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за неучет объекта налогообложения.
     
     Поскольку с изменением порядка исчисления налога на добавленную стоимость, подлежащего внесению в бюджет, в соответствии с Законом от 25.04.95 № 63-ФЗ завышение предприятием стоимости приобретенных (оприходованных) в отчетном периоде материальных ресурсов не ведет к занижению добавленной стоимости и оборотов по реализации товаров, данное нарушение не может быть квалифицировано как неучет объекта налогообложения и повлечь применение ответственности, установленной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     В случае если недоплата налога в бюджет, допущенная вследствие неправомерного отнесения налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в дебет счета 68 “Расчеты с бюджетом”, произошла не в результате сокрытия либо неучета объекта налогообложения, а из-за нарушения методики исчисления налога, с налогоплательщика подлежат взысканию суммы неуплаченного налога и пени за задержку уплаты налога.
     

     3. Вправе ли налоговая инспекция начислить пени на сумму налога на добавленную стоимость, доначисленную налогоплательщику по акту документальной проверки, при условии числящейся на его лицевом счете переплаты по другим налогам?

     
     Начисление пени по доначисленным суммам налога на добавленную стоимость должно производиться в период документальной проверки предприятия с учетом числящейся на лицевом счете налогоплательщика переплаты (включая суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из бюджета). Пени за зачтенную сумму недоимки не начисляются.
     

     4. Применяется ли к налогоплательщику ответственность, установленная п. 1 “а” ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в случае, когда им необоснованно занижены обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг при наличии на его лицевом счете переплаты сумм налогов в бюджет?

     
     Правомерность применения к налогоплательщикам установленной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” ответственности в виде взыскания суммы налога и штрафа в том же размере по налогу на добавленную стоимость обусловлена наличием допущенного сокрытия или неучета объекта налогообложения, которым в соответствии со ст. 3 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость” являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.
     
     Однако согласно п. 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.96 № 9 “Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на добавленную стоимость” если недоимка по налогу на добавленную стоимость по конкретному периоду восполняется переплатой в предшествующие периоды, состав налогового правонарушения, предусмотренный подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, отсутствует.
     
     Указанное положение обосновано тем, что в рассматриваемом случае налогоплательщиком исполнена обязанность, предусмотренная п. 1 ст. 11 названного Закона по уплате в полном размере налога, то есть на момент правонарушения необходимая сумма средств поступила в бюджет, хотя и за счет предшествующей переплаты, и недоимки фактически не возникает.
     
     В случае когда факт переплаты совершается организацией в последующие за отчетным месяцем (кварталом) периоды, к налогоплательщику правомерно применяются меры ответственности, определенные подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     При этом следует учесть разъяснения Минфина России и Госналогслужбы России по вопросу проведения зачета переплат, числящихся на лицевых счетах плательщиков по одним налогам, в счет погашения недоимки по другим видам платежей этих же плательщиков (совместное письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 12.01.96 № 3-Б1-01/№ ВЗ-6-09/24). Так, согласно упомянутому письму переплата (кроме переплат по НДС, вызванных перечислением в счет авансовых платежей), числящаяся по лицевому счету налогоплательщика по одному виду платежа (включая суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из бюджета), засчитывается налоговой инспекцией без заявления плательщика в платежи по другим налогам в соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 15.04.94 № 26 “О порядке ведения в госналогинспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей”. При этом пени за зачтенную сумму недоимки не начисляются.
     

     5. Вправе ли налоговая инспекция отказать в рассмотрении ходатайства сторонней организации по разногласиям, возникшим между налогоплательщиком и налоговым органом по акту проверки?

     
     Согласно ст. 14 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 “О государственной налоговой службе РСФСР” (с изменениями и дополнениями) жалобы предприятий любой организационно-правовой формы на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредственно подчинены.
     
     Таким образом, предприятия-налогоплательщики, чьи права и интересы по их мнению были нарушены сотрудниками налоговых инспекций, самостоятельно обжалуют решения госналогинспекций в порядке, установленном указанной выше статьей Закона.
     
     Рассмотрение же ходатайств сторонних организаций по разногласиям, возникшим между налогоплательщиком и налоговым органом по акту проверки, в рамках действующего налогового законодательства не предусмотрено.
     

     6. Вправе ли налоговая инспекция в случае неотнесения на финансовые результаты сумм возврата из бюджета дополнительных сумм платежей с учетом ставки Банка России за пользование банковским кредитом предъявить по результатам документальной проверки налогоплательщику штрафные санкции, установленные подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за неучет объекта налогообложения при условии, что заявление о возврате из бюджета указанных сумм в налоговую инспекцию от налогоплательщика не поступало?

     
     В соответствии с п. 5.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” дополнительные платежи в бюджет (возврат из бюджета), исчисленные исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированные на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом, относятся на финансовые результаты.
     
     Суммы возврата из бюджета дополнительных сумм платежей с учетом ставки Банка России за пользование банковским кредитом включаются в состав доходов от внереализационных операций.
     
     Таким образом, если в результате проверки установлено, что предприятием не отнесена на финансовые результаты сумма возврата из бюджета дополнительных платежей, скорректированных на учетную ставку Банка России, что привело к занижению валовой прибыли для целей налогообложения, налоговая инспекция вправе применить к нему финансовые санкции за нарушение налогового законодательства, определенные пунктом 1 “а” ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     
     Согласно инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 № 26 “О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей” суммы платежей, излишне поступившие в бюджет, подлежат по решению соответствующего органа взыскания возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм.
     
     Излишне поступившая сумм платежа за-считывается без заявления плательщика как в уплату просроченных, так и предстоящих платежей. При этом по письменному заявлению плательщика может производиться возврат переплаты, зачтенной в платежи, срок которых еще не наступил.
     
     Учет зачтенных и возвращенных из бюджета сумм в лицевых счетах производится на основании копии решения налогового органа о возврате переплат и выписок из лицевых счетов учреждений банков.
     
     На основании изложенного суммы переплаты предприятием-налогоплательщиком в бюджет без его письменного заявления о возврате излишне уплаченных сумм были учтены налоговой инспекцией при очередных платежах и, таким образом, возвращены предприятию.
     

     7. Налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил ошибки в бухгалтерском учете, в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам, однако уплату доначисленных сумм налоговых платежей не произвел, мотивируя тем, что к моменту выявления ошибок предприятию была предоставлена отсрочка погашения задолженности по налоговым платежам в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.95 № 1245. Правомерны ли действия налоговой инспекции в части взыскания с предприятия сумм пени в связи с неуплатой самостоятельно выявленной налогоплательщиком недоимки по налогам в бюджет?

     
     Письмом Госналогслужбы России от 10.05.95 № ВГ-4-14/17н по согласованию с Минфином России (зарегистрировано в Минюсте России 18.05.95 № 855) установлено, что освобождение налогоплательщика от ответственности, предусмотренной подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, за налоговое нарушение возможно в тех случаях, когда налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом выявил ошибки, в результате которых в бюджет не были уплачены или неполностью уплачены суммы налогов и других обязательных платежей, и в установленном порядке внес исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогам и платежам.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.95 № 1245 налогоплательщику была предоставлена отсрочка по погашению задолженности по платежам в бюджет, сложившейся по состоянию на 1 марта 1996 года.
     
     В соответствии с Условиями предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате задолженности в бюджеты всех уровней предприятиям, применяющим временный порядок использования денежных средств, поступающих на расчетные счета, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.12.95 № 1245, суммы предоставляемых отсрочек по уплате задолженности по налоговым платежам определяются пропорционально доле задолженности, сложившейся по состоянию на 1 марта 1996 года. Для получения отсрочки организации обязаны представить в финансовые органы наряду со справкой о задолженности по обязательным платежам в бюджет и график погашения задолженности в соответствии со предоставленной им отсрочкой (рассрочкой) для согласования и утверждения.
     
     В указанном случае пени налогоплательщику не начисляются на конкретную сумму платежей в соответствии с графиком погашения отсроченной задолженности по состоянию на 1 марта 1996 года. Выявленные после утверждения графика погашения задолженности суммы к доначислению не включаются в сумму отсроченной задолженности, следовательно, пени на данную сумму подлежат начислению и взысканию.
     

     8. Вправе ли налоговые органы применить к налогоплательщику штрафные санкции, установленные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в случае непредставления документов, подтверждающих право на льготу по налогу на прибыль?
    

 
     Поскольку согласно ст. 12 вышеназванного Закона налогоплательщику предоставлено право представлять документы, подтверждающие право на льготы по налогам, следовательно, специальный расчет льгот по налогу на прибыль не является документом, обязательным для исчисления и уплаты налога, и ответственность в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за его отсутствие не возникает.
     

     9. Следует ли в случае отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, исчисленных в завышенных размерах, применять к налогоплательщику ответственность в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”?

     
     По результатам документальной проверки предприятия санкции за занижение прибыли в случае отнесения в установленном порядке на себестоимость продукции (работ, услуг) или финансовые результаты исчисленных в завышенных размерах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды не применяются. Сумму завышения исчисленного налога необходимо отнести на увеличение прибыли путем внесения исправительных записей в учет и отчетность.