Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Комментарий к Изменениям и дополнениям № 4 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”"


Комментарий к Изменениям и дополнениям № 4 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”"*

     
     -----
     * См. текст Изменений и дополнений на с. 195.     
     

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга, к.э.н.

Н.В. Голубева,

советник налоговой службы I ранга
     
     Изменения и дополнения № 4 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (приказ Госналогслужбы России от 27.04.98 № АП-3-04/31) изданы Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России и Госкомземом России и зарегистрированы Минюстом России 2 апреля 1998 года, регистрационный № 1500.
     
     Изменения и дополнения внесены в данную инструкцию в соответствии с Федеральными законами от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”, от 28.06.97 № 93-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю”", от 18.11.97 № 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" и от 31.12.97 № 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”", а также постановлениями Правительства РФ от 07.06.95 № 562 “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году”, от 03.04.96 № 378 “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году” и от 15.03.97 № 319 “О порядке определения нормативной цены земли” и в целях уточнения порядка расчета средних ставок в городах и поселках и их дифференциации по местоположению и зонам градостроительной ценности территорий.
     
     Изменениями и дополнениями № 4 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" уточнен перечень плательщиков земельного налога в случае их перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Так, индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, согласно Федеральному закону от 29.12.95 № 222 “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” являются плательщиками земельного налога, так как в условиях их перехода на упрощенную систему предусматривается замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Федеральный закон определил правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (организаций) и физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и предусмотрел, что применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для указанных организаций и индивидуальных предпринимателей наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     

     В случае применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Федерального закона, уплата совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный год. Для таких организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Вследствие этого организации, переходящие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не являются плательщиками земельного налога.
     
     В Изменениях и дополнениях данной инструкции уточняется порядок расчета средних ставок земельного налога в городах и поселках и их дифференциации по местоположению и зонам градостроительной ценности территорий.
     
     В прежней редакции статьи 8 Закона РФ “О плате за землю” при определении земельного налога за городские (поселковые) земли была сделана ссылка на то, что налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблица 1) к Закону. Федеральный закон от 31.12.97 № 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" дополнил редакцию статьи 8 таблицами 2 и 3 (приложение 2) к Закону, которые предусматривают применение коэффициентов увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах и за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала при установлении земельного налога за земли городов и поселков.
     
     При расчете ставки налога на землю городов (поселков) необходимо принять во внимание все три таблицы приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю”, а именно таблицу 1 “Средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах руб./кв.м в расчете на год”, таблицу 2 “Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах” и таблицу 3 “Коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала”.
     
     Согласно порядку расчета средних ставок земельного налога определяется средняя ставка земельного налога по населенному пункту, которая и будет являться базовым нормативом средней ставки налога.
     

     Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соответствующего экономического района устанавливается в размере норматива таблицы 1 приложения 2 к Закону РФ “О плате за землю”. В зависимости от роста численности населения в городах и поселках и других населенных пунктах средняя ставка налога имеет тенденцию к увеличению.
     
     Для городов и поселков, расположенных в курортных районах, зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующий городу, поселку норматив из таблицы 1 приложения 2 к Закону увеличивается кратно коэффициенту из таблицы 2 этого же приложения к Закону с учетом минимальных и максимальных его значений (или в среднем).
     
     Для городов (поселков), расположенных в пригородных зонах городов с численностью населения свыше 500 тыс. человек, а также для городов, являющихся столицами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, и городов с развитым социально-культурным потенциалом (наличие средних и высших учебных заведений, научно-исследовательских центров, театров, концертных залов и других объектов) соответствующий городу, поселку норматив из таблицы 1 приложения 2 к Закону увеличивается кратно коэффициенту из таблицы 3 этого же приложения.
     
     В тех случаях, когда к населенному пункту применены коэффициенты таблиц 2 и 3 к Закону, средняя ставка налога умножается последовательно на каждый из этих коэффициентов (коэффициенты перемножаются).
     
     Пример
     
     Рассчитаем земельный налог для предприятия, которое находится в одном их городов Калининградской области. Этот город расположен в Северо - Западном экономическом районе России, имеет численность населения до 250 тыс. человек, с развитым социально-культурным потенциалом, относится к курортной зоне. Расчет средней ставки земельного налога производится следующим образом.
     
     За базу принимается средняя ставка земельного налога -  1,7 руб./кв.м, которая определяется по таблице 1 (приложение 2 к Закону РФ “О плате за землю”) и находится на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, а именно: “Северо - Западный район”, - и столбца - “численность населения - 100-250 тыс. человек.”
     
     Затем эта средняя ставка умножается на коэффициент 4,0 (таблица 2 приложения 2 к Закону), так как рассматриваемый город, находящийся в Калининградской области, относится к курортному району. При этом следует отметить, что в рассматриваемом примере мы приняли для расчета средний коэффициент увеличения ставки земельного налога в курортных районах по Калининградской области, равный 4,0.
     

     Применяем коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, который определяем исходя из таблицы 3 приложения 2 к Закону. С численностью населения в городе до 250 тыс. человек коэффициент равен 2,2.
     
     В связи с тем, что к городу применены коэффициенты таблиц 2 и 3 приложения 2 к Закону, средняя ставка налога умножается последовательно на каждый из этих коэффициентов.
     
     Таким образом, 1,7 руб./кв.м * 4,0 * 2,2 = 14,96 руб./кв.м или 149,6 тыс. руб. за 1 га.
     
     С учетом индексации ставок земельного налога (в 1995 году применялся коэффициент 2, в 1996 году - 1,5, в 1997 году - 2) ставка составляет 897,6 тыс. руб. за 1 га или с учетом деноминации - 897,6 руб. за га.
     
     Рассчитываются дифференцированные ставки по зонам города (поселка) на базе средней ставки налога.
     
     Средние ставки земельного налога для конкретного населенного пункта определяются и дифференцируются органом местного самоуправления городов, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
     
     Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом следующих факторов: местоположение; доступность к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения; уровень развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории; уровень развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения; эстетическая, историческая ценность застройки и ландшафтная ценность территории; состояние окружающей среды; инженерно-геологические условия строительства и степень подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; рекреационная ценность территории и другие. При этом разница между территориальными зонами составляет не менее 5 процентов от среднегородской ставки.
     
     Следует обратить внимание на то, что изменился размер пени за несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Так, Закон РФ “О плате за землю” предусматривал начисление пени по земельному налогу в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.
     

     Со дня официального опубликования Федерального закона от 31.12.97 № 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”"  (с 4 января 1998 года) пеня в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется в размере, установленном Федеральным законом, то есть действующим на тот период Законом РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями). Начиная с 4 января 1998 года пеня в случае неуплаты земельного налога в установленный срок начисляется в размере 0,3 с суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.
     
     Федеральный закон от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” установил, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшейся по состоянию на дату вступления в силу названного Федерального закона, по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляют налоговые органы, пересчитывается исходя из ежедневной ставки пени, установленного в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Правительство РФ утвердило Порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Госналогслужбы России (постановление от 09.06.98 № 576 “О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней”), в соответствии с которым образовавшаяся по состоянию на 1 апреля 1998 года задолженность юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам пересчитывается путем уменьшения неуплаченной суммы пеней в 5 раз. Такой порядок пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней распространяется и на земельный налог.
     
     Исходя из этого, исчисление пеней по земельному налогу, дополнительно начисленному по результатам документальных проверок юридических лиц, после 1 апреля 1998 года будет производиться по ставке 0,06 процента за каждый день просрочки за период до 1 апреля 1998 года, и по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на соответствующую дату, за период после 1 апреля 1998 года.
     
     Пример
     

     По акту документальной проверки от 18.05.98 доначислено предприятию земельного налога за 1997 год в сумме 20 тыс. руб. В этом случае сумма доначисленного пени рассчитывается следующим образом:
     
     по первому сроку уплаты земельного налога за период с 15.09.97 по 14.11.97 включительно
     
     61 день * 0,0006 * 10 000 руб. =  366 руб.;
     
     по второму сроку уплаты за период с 15.11.97 по 31.03.98 включительно
     
     138 дней  * 0,0006 * 20 000 руб. =  1656 руб.;
     
     за период с 01.04.98 по 18.05.98 включительно (ставка рефинансирования ЦБ РФ в данный период составляла 30 процентов) 48 дн. * 0,001 * 20 000 руб. = 960 руб.
     
     Общая сумма доначислений пени равна 2982 неденоменированных руб.
     
     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право принимать решения о неначислении пеней за просрочку платежей по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, а значит, и по земельному налогу в целом, который зачисляется на бюджетные счета сельских, поселковых, городских и районных органов местного самоуправления.
     
     Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, дополнены совместным указанием МЧС России, Минобороны России, Минатома России и МВД России “О порядке перерегистрации лиц, принимавших участие в работах по объекту “Укрытие”, зарегистрированным Минюстом России 13.11.96 № 1192.
     
     Указание определяет перечень документов, являющихся основанием для выдачи удостоверений гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы, принимавшим участие в работах по объекту “Укрытие”. Документы, подтверждающие участие в работах по объекту “Укрытие”, служат основанием для предоставления перечисленным выше гражданам льготы по уплате земельного налога.
     
     Освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с Федеральным законом от 18.11.97 № 145-ФЗ "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Указанная льгота действует начиная с 22 ноября 1997 года, то есть с момента опубликования Закона. Министерство социального обслуживания Российской Федерации определило перечень государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания, в соответствии с которым к таким учреждениям относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов; специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов; психоневрологические интернаты; детские дома-интернаты для умственно отсталых детей; дома-интернаты для детей с физическими недостатками, в том числе для слепоглухих; дома-интернаты милосердия; специальные дома для одиноких престарелых; сельские дома для ветеранов сельскохозяйственного производства; комплексные центры социального обслуживания населения; центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и их филиалы; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; центры реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (детей-инвалидов); кризисные центры для женщин; геронтологические центры; социально-реабилитационные (санаторно-реабилитационные) центры (отделения); социальные приюты для детей и подростков; социальные приюты для лиц без определенного места жительства; дома ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий; отделения временного пребывания; службы срочной социальной помощи; иные учреждения, предоставляющие социальные условия.
     

     В связи с тем, что последний срок уплаты земельного налога в соответствии с законодательством истек 15 ноября, а льгота по уплате земельного налога была предоставлена указанным выше учреждениям позже срока уплаты налога, возникает вопрос: в каком размере возвращается плательщику уплаченная сумма земельного налога за 1997 год?
     
     Пример
     
     Учреждение уплатило полностью земельный налог за 1997 год в сумме 3000 тыс. руб. (в старых ценах), но в соответствии с Федеральным законом от 18.11.97 № 145-ФЗ было освобождено от уплаты земельного налога, в связи с чем получило право на льготу с 22 ноября 1997 года.
     
     В рассматриваемом примере годовая сумма налога должна быть пересчитана и возвращена плательщику из расчета 40 дней:
     
     3000 тыс.руб. : 365 дней * 40 дней  = 328 тыс.руб. (неденоминированных).
     
     Кроме того, с 30 июня 1997 года не платят земельный налог в связи с принятым Федеральным законом от 28.06.97 № 93-ФЗ "О внесении дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и статью 12 Закона Российской Федерации “О плате за землю”" государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие эксплуатацию государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, в том числе за земли водного фонда, занятые водохранилищами, каналами, дамбами и другими гидротехническими сооружениями в пределах полосы их отвода, а также государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, осуществляющие строительство государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, за земли, временно предоставленные им для строительства указанных объектов. В этом случае перечисленные выше предприятия и учреждения уплачивают земельный налог в общеустановленном порядке за 180 дней 1997 года (до 29 июня).
     
     В соответствии с Федеральным законом от 09.08.94 № 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О плате за землю”" Правительство РФ индексировало ежегодно начиная с 1995 года установленные указанным Законом размеры и ставки земельного налога. Так, в 1995 - 1997 годах индексировались ставки и средние размеры земельного налога в соответствии с постановлениями от 07.06.95 № 562 “Об индексации ставок земельного налога в 1995 году” и от 03.04.96 № 378 “Об индексации ставок земельного налога в 1996 году”, а также Федеральным законом от 26.02.97 № 29-ФЗ “О федеральном бюджете на 1997 год”. Ставки и средние размеры земельного налога применялись в связи с этим в 1995 году с коэффициентом 2 (пашня - 1,5), в 1996 году с коэффициентом 1,5 , а в 1997 году с коэффициентом 2.
     
     В связи с этим за земли, занятые жилищным фондом, а также под личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, налог взимался со всей площади земельного участка плательщика в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 60 руб. за кв. метр в 1997 году.
     

     Размер земельного налога за участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей (за исключением указанных в части первой пункта 14 инструкции) составляла в 1995 году 10 руб., в 1996 году 15 руб., в 1997 году 30 руб. за кв. метр.
     
     Налог за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства (включая земли, занятые строениями и сооружениями) в пределах городской, поселковой черты, взимался в 1995 году в размере 20 руб. , в 1996 году - 30 руб.  и в 1997 году - 60 руб. за кв. метр.
     
     В настоящее время проект Федерального закона "О внесении дополнения в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 1998 год”", предусматривающий индексацию ставок земельного налога в 1998 году, находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
     
     Изменился порядок определения нормативной цены земли. Нормативная цена земли - это одна из форм платы за землю, характеризующая стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
     
     Порядок определения нормативной цены земли утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.97 № 319 “О порядке определения нормативной цены земли”.
     
     Если ранее нормативная цена земли определялась в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка соответствующего целевого назначения, то в настоящее время установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам, и она не должна превышать 75 процентов уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.
     
     Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.
     

     Пример
     
     Для определения нормативной цены для земель жилищного фонда, а также предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и дачного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, индивидуальных и кооперативных гаражей и стоянок, а также за земли промышленности, транспорта вне границ городской (поселковой) черты, Правительство Московской области утвердило шесть оценочных зон. Так, по второй оценочной зоне, границы которой проходят по территории Балашихинского, Люберецкого, Ленинского, Одинцовского, Красногорского, Истринского, Химкинского, Мытищинского и Пушкинского районов, нормативная цена земли на землях, примыкающих к городской (поселковой) черте, установлена в размере 40 руб./кв.м. За земли промышленности, информатики и космического обеспечения, полигонов, аэродромов нормативная цена земли установлена в размере 160 руб./кв.м.
     
     Так, гражданин для ведения личного подсобного хозяйства имеет в собственности земельный участок на территории Люберецкого района; нормативная цена данной земли в этом случае будет в четыре раза меньше нормативной цены за земли того же района, но предоставленные предприятию.
     
     Нормативная цена земли сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, огородных товариществ определена по классам сельскохозяйственных земель.
     
     По тому же Люберецкому району по первому классу нормативная цена земли составляет 27,3 тыс. руб./га, а по шестому - 2,6 тыс. руб./га.
     
     При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены земли, предусмотренных законодательством Российской Федерации, документ о величине нормативной цены земли конкретного земельного участка выдается заинтересованным гражданам и юридическим лицам районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
     
     Наступает пора уплаты земельного налога (первый срок уплаты - 15 сентября). В связи с этим возникают вопросы: как правильно и своевременно уплатить этот налог?
     
     Например, у правления вновь организованного садоводческого товарищества, которое расположено на территории поселка, трудности в расчете земельного налога связаны с тем, что из 200 членов этого товарищества 5 освобождены от уплаты земельного налога в соответствии с законом РФ “О плате за землю” и по решению местных органов власти освобождены от уплаты налога еще 5 членов этого товарищества. Кроме того, как учесть в расчете земельного налога земли общего пользования, площадь которых составляет 3 га (30 000 кв. м), а общая площадь земли, закрепленная за товарищество - 15 га (15 000 кв. м), по норме - 600 кв. м на 1 человека. Какова в данном случае методика расчета земельного налога по садоводческому товариществу и сумма налога, предъявляемая к уплате?
     

     Порядок уплаты земельного налога садоводческими товариществами определен  п. 26 инструкции Госналогслужбы России от 17.04.95 № 29 "По применению закона Российской Федерации “О плате за землю”" (с изменениями и дополнениями). Форма расчета по налогообложению садоводческих товариществ приведена в письме Минфина России, Госкомзема России и Госналогслужбы России от 09.06.92 № 9-02-13, 5-10/1605, ВГ-4-02/33 “О порядке уплаты земельного налога дачно-строительными, гаражно-строительными, жилищно-строительными кооперативами, садоводческими, огородническими и животноводческими товариществами”.
     
     Правление садоводческого товарищества, впредь до выдачи всем его членам документов, удостоверяющих право на земельный участок, ежегодно не позднее 1 июля представляет в госналогинспекцию по месту нахождения облагаемого объекта расчеты причитающихся с него платежей земельного налога по установленной форме. Начисление налога производится со всей площади земельного участка этого товарищества, в том числе с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за гражданами, которым в соответствии с законом РФ “О плате за землю” предоставлены льготы, и их доли в площадях земель общего пользования.
     
     Для возмещения расходов за плату за землю правление взыскивает взносы с членов товарищества, которые в соответствии с законом не освобождены от уплаты земельного налога, т.е. в нашем примере взносы уплачивают 190 садоводов (200 чел. - 10 чел.).
     
     Определим площадь земельного участка, закрепленного непосредственно за членами садоводческого товарищества, которая составит 120 000 кв. м [150 000 кв. м - 30 000 кв. м (земли общего пользования)], на каждого садовода приходится 600 кв. м (120 000 кв. м : 200 чел.).
     
     На всех льготников приходится 6000 кв. м (600 кв. м * 10 чел.).
     
     Площадь земельного участка, приходящаяся на плательщиков, составляет 120 000 кв. м - 6000 кв. м =  114 000 кв. м.
     
     На одного члена садоводческого товарищества приходится площади общего пользования 30 000 кв. м : 200 чел. = 150 кв. м, на всех его членов, являющихся плательщиками, 150 кв. м * 190 чел.  = 28 500 кв. м.
     
     В соответствии с законом РФ “О плате за землю” налог за земли, предоставленные для садоводства, огородничества, животноводства, в пределах городской, поселковой черты был установлен в 1997 г. в размере 60 руб. за кв. м или 6 копеек в 1998 г. (без учета предполагаемой индексации ставок земельного налога в 1998 г.).
     

     Сумма земельного налога со всей облагаемой площади составит:
     
     (6 коп. * 114 500 кв. м) + (6 коп. * 28 500 кв. м)  = 8550 руб.
     
     Каждый член кооператива, который не освобожден от уплаты земельного налога должен заплатить земельный налог в размере 45 руб. (8550 руб. : 190 чел.).
     
     Следует отметить, что когда все члены садоводческого товарищества получат свидетельства на право собственности на землю, исчисление земельного налога производится каждому из них налоговыми органами, и он может уплачивать земельный налог не правлению, а самостоятельно.