Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоговом бремени населения


О налоговом бремени населения

     

И. Горский,
зав. отделом НИФИ
     
О. Медведева,
старший научный сотрудник НИФ

     
     Налоговое бремя -важнейший макроэкономический показатель, предмет постоянного придирчивого внимания финансистов, бизнесменов и простых налогоплательщиков. В последнее время в средствах массовой информации появилось несколько публикаций, посвященных вопросам обременения предприятий, в которых проблема тяжести налогов для населения практически не затрагивалась. В данной статье излагаются методологический подход и некоторые результаты работы по оценке налогового бремени населения.
     
     Принципиальная схема расчета состоит в соотнесении всех уплачиваемых населением (или его частью) налогов ко всем полученным доходам. Рассмотрим для начала население в целом (по данным за 1995 год).
     
     Общая величина налоговых платежей, уплачиваемых населением, определяется суммой прямых и косвенных налогов. Расчетно в 1995 году прямые налоговые платежи без учета сумм по обязательному страхованию определены в 54 346 млрд руб. (по балансу денежных доходов и расходов населения с корректировкой на обязательные платежи).
     
     Косвенными налогами являются акцизы и НДС, уплачиваемые населением в составе расходов на покупку товаров и оплату услуг. Акцизами облагаются алкогольные напитки и часть непродовольственных товаров. Ставка НДС является единой для всех товаров и услуг. Исключение составляют продукты питания и товары для детей, на которые установлена пониженная ставка НДС, а также некоторые виды услуг и продукция медицинской промышленности, которые освобождены от уплаты НДС. Исходя из этого целесообразно налоги, уплачиваемые в составе расходов на покупку товаров и оплату услуг, определять в размере следующих групп:
     
     1) продукты питания;
     
     2) алкогольные напитки;
     
     3) услуги;
     
     4) непродовольственные подакцизные товары;
     
     5) непродовольственные товары, льготируемые по НДС;
     
     6) непродовольственные товары, за исключением подакцизных и льготируемых по НДС.
     
     1. Продукты питания. Продовольственные товары облагаются НДС по ставке 10 %. Населением в 1995 году было израсходовано 264 157 млрд руб. на покупку продуктов питания; следовательно, из них 24 012 млрд руб. составляет НДС (264 157 ґ 9,09 : 100).
     
     2. Акогольные напитки. Акцизы на алкогольные напитки дифференцированы по их видам, поэтому величину налоговых платежей, уплачиваемых при покупке алкогольных изделий, следует определять как сумму налоговых платежей по отдельным видам алкогольной продукции. Статистические сборники представляют информацию о потреблении отдельных видов алкогольной продукции в натуре и о средних ценах на нее по состоянию на конец года. Используя последние, можно рассчитать средние цены, сложившиеся в анализируемом году, как среднеарифметические. Располагая средними ценами одного литра алкогольных напитков за год и данными о годовом потреблении в натуре, легко определить потребление винно-водочных изделий в стоимостном выражении.
     

     Цены приобретения алкогольных напитков включают НДС и акцизы. НДС определен в размере 20 % отпускной цены. Акцизы установлены в составе отпускной цены (без НДС). Поэтому порядок определения налоговых платежей следующий. Сначала определяется сумма уплаченного НДС, которая составляет 16,67 % розничной цены (100 : 120). Затем на величину уплаченного НДС уменьшается объем покупок. Процентная ставка акциза от объема продаж без НДС характеризует сумму уплаченного акциза. Результаты расчета налоговых платежей по алкогольным напиткам представлены в табл. 1. Как видно из данных этой таблицы, общая сумма налоговых платежей (НДС и акцизы), уплаченных при покупке алкогольных напитков в 1995 году, составила 29 505 млрд руб. Следует отметить, что в расчетах не учитывалось потребление импортного пива и вина, так как статистические сборники не представляют необходимой информации для определения расходов на их приобретение.
     
     3. Платные услуги. Часть платных услуг, оказываемых населению, освобождена от НДС, поэтому на ее величину следует уменьшить общий объем платных услуг при определении суммы НДС в составе цен за предоставленные услуги. Кроме того, часть бытовых услуг оказывается физическими лицами без образования юридического лица, которые не уплачивают НДС. На объем услуг, предоставленных этими физическими лицами, также следует уменьшить общий объем платных услуг, оказанных населению при определении размера уплаченного НДС.
     
     Статистические сборники приводят сведения о доле объема бытовых услуг, оказанных физическими лицами без образования юридического лица. В 1995 году эта доля составляла 2/3. Абсолютный размер объема бытовых услуг, оказанных физическими лицами без образования юридического лица, может быть определен путем умножения общего объема бытовых услуг, оказанных населению (21 817 млрд руб.), на удельный вес бытовых услуг, оказываемых физическими лицами без образования юридического лица. В 1995 году этот объем бытовых услуг составлял 14 545 млрд руб. (21 817 ґ 2/3).
     
     Платные услуги, оказываемые населению, представлены в статистических сборниках по определенной классификации. Главная трудность состояла в том, чтобы выделить из общей суммы оказанных платных услуг расходы на услуги, освобожденные от НДС, а именно: услуги городского и пригородного транспорта, ритуальные, медицинские, системы образования, учреждений культуры, квартирную плату.
     
     Услуги системы образования, учреждений культуры и медицины полностью соответствуют одноименным услугам, освобожденным от НДС. Поэтому информация об их объемах, приводимая в статистических сборниках, может быть использована в расчетах без каких-либо уточнений. Что касается других услуг, то пришлось использовать специальные расчеты.
     

     В 1995 году общий объем ритуальных услуг составлял 894 млрд руб. Две трети бытовых услуг оказывалось физическими лицами без образования юридического лица. Поэтому ритуальные услуги в размере 596 млрд руб. (894 : 3 ґ 2) вошли в состав ранее учтенных бытовых услуг, исключаемых из общей суммы платных услуг при определении уплаченного НДС. Таким образом, при определении размера ритуальных услуг, освобожденных от уплаты НДС, следует принимать в расчет не всю их величину, а лишь остаток за минусом ранее учтенных сумм. В данном случае он равен 298 млрд руб. (894 -596).
     
     Для квартплаты был использован следующий расчет:
    
1. Платные услуги всего населения                                      113 043 млрд руб.

2. Удельный вес жилищно-коммунальных
расходов в платных услугах (по всему населению)                 19,4 %

3. Жилищно-коммунальные расходы всего
населения  (п. 1 ґ п. 2 : 100)                                                21 930 млрд руб.

4. Жилищно-коммунальные расходы по домашним
хозяйствам на 1 чел.                                                           119 000 руб.

5. Из них расходы на жилье 36 060 руб.

6. Удельный вес расходов на жилье в
жилищно-коммунальных расходах
(по домашним хозяйствам) (п. 5 : п. 4 ґ 100)                          30,3 %

7. Квартирная плата всего населения (п. 3 ґ п. 6 : 100)           6645 млрд руб.

     Иными словами, если предположить, что удельный вес расходов на жилье в составе жилищно-коммунальных расходов в целом по всему населению такой же, как и по обследуемым домашним хозяйствам, то тогда квартирная плата в 1995 году составляла 6645 млрд руб.
     
     Теперь перейдем к рассмотрению последнего вида платных услуг, освобожденного от уплаты НДС, -городскому и пригородному транспорту. Статистические сборники представляют информацию о средних ценах на один вид транспортных услуг и количестве перевезенных пассажиров в разрезе отдельных видов транспорта. Поэтому несложно рассчитать освобожденный от уплаты НДС объем услуг в стоимостном выражении по таким видам транспорта, как трамвайный, троллейбусный и метрополитен. Методика расчета объема городского и пригородного сообщения автобусного и железнодорожного транспорта оказалась наиболее сложной. Чтобы не усложнять изложение, приведем сразу общую стоимость услуг городского и пригородного сообщения всех видов транспорта, которая составила 25 921 млрд руб. Отметим только, что использованная методика опирается на такие данные, как пассажирооборот автобусного и железнодорожного транспорта, их структура, средняя протяженность одной поездки, транспортные тарифы и др. Укажем также, что по причине отсутствия информации в расчетах не учтен водный пассажирский транспорт.
     
     Итак, имеем следующие объемы услуг, освобожденные от НДС (млрд руб.):
         
     городского и пригородного транспорта            25 921

     квартирная плата                                             6645

     ритуальные                                                       298

     системы образования                                      2826

     учреждений культуры                                       1243

     медицинские                                                   2939

     ИТОГО                                                         39 872

     Объем услуг, облагаемых НДС, определяется как разность между общей величиной оплаченных услуг (113 043) и суммой стоимости услуг, освобожденных от НДС (39 872), и стоимостью бытовых услуг, оказанных физическими лицами без образования юридического лица (14 545). Таким образом, облагаемые НДС услуги составили в 1995 году 58 626 млрд руб. (113 043 -39 872 --14 545), а уплаченный по ним НДС равен 9773 млрд руб. (58 626 ґ 0,1667).
     
     4. Непродовольственные подакцизные товары. Акцизы установлены на следующие виды непродовольственных товаров: табак и табачные изделия, автомобили, бензин, ювелирные изделия, прочие. В разрезе этих групп определены расходы населения на приобретение непродовольственных подакцизных товаров и уплаченные в составе цен косвенные налоги.
     
     По интересующим нас товарам статистические сборники представляют информацию об объемах приобретения только автомобилей и ювелирных изделий. В 1995 году они составляли соответственно 31 108 млрд руб. и 3759 млрд руб. Расходы населения на приобретение табачных изделий и бензина предстоит определить расчетным путем. Другие непродовольственные подакцизные товары, объединенные в группу “Прочие” (хрусталь, ковры, мех и меховые изделия, кожа и изделия из нее, яхты, катера, ружья охотничьи), в расчетах не учитывались ввиду отсутствия данных по ним.
     
     Табачные изделия. Расходы населения на приобретение табачных изделий могут быть определены на основе данных о покупательной способности денежных доходов. Так, в 1995 году она составляла 487,7 пачек сигарет или 9754 шт. Денежный доход 1 человека в месяц составлял 532,9 тыс. руб., следовательно, средняя цена 1 сигареты равнялась 54,6 руб. (532,9 : 9754). Располагая информацией о продаже табачных изделий в натуре (207 млрд шт.), можно определить расходы населения на приобретение табачных изделий. В 1995 году они составили 11 302 млрд руб. (207 ґ 54,6).
     
     Бензин. Информации о потреблении бензина населением в натуральном выражении статистические сборники не представляют. Поэтому в основу расчетов легло потребление топлива по домохозяйствам. При этом было сделано допущение, что топливо представлено только одним его видом -бензином, то есть вся сумма расходов на приобретение топлива по домохозяйствам рассматривалась как расходы на бензин. Это первое допущение.
     

     Второе допущение: среднедушевые доходы по домохозяйствам почти в два раза ниже среднедушевых доходов в целом по всему населению, а следовательно, и данные о расходах на бензин по домохозяйствам являются более низкими, чем в целом по всему населению. Для того, чтобы как-то учесть это обстоятельство, в расчеты был введен коэффициент, отражающий различия в расходах на покупку транспортных средств, потребляющих бензин, в целом по всему населению и по домохозяйствам (мы не располагаем информацией об обеспеченности транспортными средствами домохозяйств). В расчетах мы исходили из того, что различия в покупке транспортных средств соответствуют различиям в обеспеченности транспортными средствами.
     
     Расчеты расходов на бензин производились в следующем порядке:
     
1. Численность всего населения                                                        148,3 млн чел.

2. Расходы на покупку транспортных средств:

     а) в целом по всему населению                                                     34 423 млрд руб.

     б) в расчете на 1 человека по всему населению (п. 2а : п. 1)           232 117 руб.

     в) на 1 человека по домо- хозяйствам                                            56 140 руб.

3. Коэффициент (п. 2б : п. 2в)                                                            4,13

4. Потребление топлива 1 челове- ком в год по домохозяйствам         30 680 руб.

5. Потребление бензина 1 челове- ком в год в целом по всему
населению (п. 4 ґ п. 3)                                                                      126 708,4 руб.

6. Потребление бензина населением (п. 5 ґ п. 1)                                18 791 млрд руб.

    Определив расходы населения на приобретение непродовольственных подакцизных товаров, можно рассчитать сумму уплаченных по ним косвенных налогов. Расчет удобно вести по форме табл. 2 аналогично определению суммы косвенных налогов в составе цен на алкогольные напитки. Общая сумма косвенных налогов, уплаченных при покупке непродовольственных подакцизных товаров, составила в 1995 году 21 611 млрд руб.
     
     5. Непродовольственные товары, по которым установлены льготы по НДС. К этой категории непродовольственных товаров относятся:
     
     - товары для детей, на которые установлена ставка НДС 10 %;
     
     - продукция медицинской промышленности, которая освобождена от уплаты НДС.
     
     Данные об объемах потребления непродовольственных товаров для детей в стоимостном выражении отсутствуют. Нет также информации, на основании которой можно было бы их определить. Статистические сборники представляют только объемы производства изделий маленьких размеров. По этой причине расходы населения на приобретение детских товаров не учитывались.
     
     Приобретение населением продукции медицинской промышленности в статистических сборниках представлено расходами на покупку лекарственных средств и перевязочных материалов. В 1995 году они составляли 7559 млрд руб.
     

     6. Непродовольственные товары, за исключением подакцизных и льготируемых по НДС. Затраты населения на приобретение товаров этой группы определяются путем вычитания из общей суммы непродовольственных товаров (289 309 млрд руб.) расходов на покупку непродовольственных подакцизных товаров (64 960 млрд руб.) и непродовольственных товаров, по которым установлены льготы по НДС (7559 млрд руб.). Произведение полученной величины расходов (216 790 млрд руб.) на 16,67 % характеризует сумму НДС, уплаченную в составе цен при покупке указанных товаров. В 1995 году она составляла 36 139 млрд руб.
     
     Сведем полученные результаты расчетов косвенных налогов путем заполнения табл. 3. Как видно из данных этой таблицы, общая сумма налоговых платежей, уплаченных населением при покупке товаров и оплате услуг, составила 121 066 млрд руб.
     
     Порядок расчета налогового бремени населения представлен в табл. 4. Как видно из данных этой таблицы, общая сумма прямых и косвенных налоговых платежей составила в 1995 году 175 412 млрд руб., или 18,6 % денежных доходов населения. Следует отметить, что фактическое налоговое бремя населения было несколько выше, потому что некоторые налоговые платежи, как прямые, так и косвенные, не вошли в состав указанной общей суммы уплаченных налогов ввиду отсутствия необходимой информации для определения их объемов.
          
     Налоговое бремя отдельных групп населения складывалось следующим образом: пенсионеры -8,9 %, рабочие и служащие -17,3 %, предприниматели -23,5 %.