Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Поступления налогов в 1998 году:оценка и реальность


Поступления налогов в 1998 году:оценка и реальность


В.Г. Пансков,

аудитор Счетной палаты Российской Федерации,
доктор экономических наук, профессор

     По предварительной оценке в январе - июне 1998 года в федеральный бюджет поступило налоговых доходов, контролируемых Госналогслужбой России, на сумму 67,0 млрд руб., или 27,3 % сумм, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий год. Значительно недовыполнены бюджетные задания по основным видам налогов и платежей: налога на прибыль (доход) предприятий и организаций поступило в федеральный бюджет на сумму 16,4 млрд руб., или 34,0 % годового задания, налога на добавленную стоимость - 31,8 млрд руб. (28,0 %), акцизов - 15,5 млрд руб. (21,4 %), платежей за пользование природными ресурсами - 1,3 млрд руб. (15,4 %). При этом в первом полугодии имеет место существенное перевыполнение годового бюджетного задания по прочим налогам, пошлинам и сборам (поступило 1,6 млрд руб. при 1,0 млрд руб., предусмотренных на год), что объясняется занижением этих поступлений при расчете показателей бюджета. В указанные доходы не были, в частности, включены реально поступающие в федеральный бюджет платежи по налогу на операции с ценными бумагами и по налогу на совокупный доход субъектов малого предпринимательства, а также погашение задолженности прошлых лет по подоходному налогу с физических лиц и спецналогу на поддержку важнейших отраслей народного хозяйства.
     
     По отношению к валовому внутреннему продукту контролируемые Госналогслужбой России налоговые поступления составили только 5,6 % против 8,7 %, предусмотренных расчетами к федеральному бюджету на 1998 год.
     
     Утвержденное на заседании Правительства РФ 30 апреля 1998 года поквартальное распределение доходов федерального бюджета и доведенное Минфином России до федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за правильным и своевременным поступлением налогов и других обязательных платежей, помесячное распределение доходов федерального бюджета существенно расходятся с бюджетными назначениями, установленными Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год”. Статьей 20 этого Закона все налоговые доходы федерального бюджета предусмотрены в размере 307,0 млрд руб., тогда как указанным решением Правительства РФ они установлены лишь в сумме 241,4 млрд руб., или на 65,6 млрд руб. (на 21,4 %) меньше. По контролируемым Госналогслужбой России налогам и платежам установленные Правительством РФ объемы составили 169,6 млрд руб., что на 76,4 млрд руб., или на 31,1 % меньше бюджетного задания, определенного Федеральным законом. При этом уменьшена также по сравнению с расчетами к федеральному бюджету на 1998 год, представленными Правительством РФ в Государственную Думу, доля налогов, намеченных к сбору в первом полугодии текущего года, - с 46,7 % годового объема налоговых доходов до 46,4 %.
     
     Действия Правительства РФ по изменению заданий федерального бюджета не могут быть признаны юридически правомерными, так как бюджетные задания могут быть изменены только соответствующим федеральным законом. В силу этого нет оснований и для достаточно оптимистической оценки выполнения квартальных заданий по сбору налогов, составляющих по данным Минфина России, представленным в Правительство РФ 22 июня 1998 года, 95,2 % лимитов бюджетных обязательств на этот период.
     

     Не достигнуты и основные цели экономической политики на текущий год, установленные Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1998 год” на основе обязательств, взятых на себя Правительством РФ. Так, при задании обеспечить рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 2 %, в первом полугодии реальный объем валового внутреннего продукта сократился по предварительной оценке в сопоставимых ценах на 0,3 %, а физический объем промышленного производства возрос лишь на 0,3 %. При этом в мае произошел абсолютный спад производства валового внутреннего продукта и промышленной продукции по сравнению с маем 1997 года (абсолютный объем производства промышленной продукции в июне 1998 года был также ниже, чем в июне 1997 года). Очевидно, что не удастся прекратить спад сельскохозяйственного производства, о чем свидетельствуют продолжающееся сокращение посевных площадей, отставание в проведении весенних полевых работ, прогнозируемое производство продукции растениеводства, складывающиеся тенденции в животноводстве.
     
     Вместо намечавшегося создания условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики страну постиг финансовый кризис, который еще больше усугубил низкий уровень расчетно-платежной дисциплины, обострил проблему неплатежей, способствовал перетеканию ресурсов в “теневой” оборот, усилил денежный “голод” не только реального, но и финансового сектора отечественной экономики. Только за первые четыре месяца года общая сумма кредиторской задолженности и иных обязательств хозяйствующих субъектов возросла в 1,5 раза и достигла на 1 мая 1998 года 2206,1 млрд руб., около половины которой (1078,2 млрд руб., или 48,9 %) составляла просроченная задолженность, в том числе 792,3 млрд руб. с просрочкой свыше трех месяцев. Практически такая же ситуация характерна и для дебиторской задолженности: на начало мая она составила 1265,8 млрд руб. (рост по сравнению с началом года в 1,5 раза), в том числе просроченная - 647,7 млрд руб., из которой 532,6 млрд руб. приходились на долги, просроченные свыше трех месяцев. Общее превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью в сумме 940,3 млрд руб. свидетельствует не только о продолжающейся порочной практике формирования оборотных средств предприятий за счет кредиторской задолженности, но и о явной нехватке денежных средств для обслуживания общего экономического оборота. Высокой остается доля бартерных операций. Падает доходность производства, прибыль в основных отраслях экономики в январе - апреле 1998 года составила только 57,9 % уровня соответствующего периода 1997 года; убыточными являлись 48 % предприятий и организаций.
     
     Положение усугубил рост в истекшем полугодии более чем вдвое ставки рефинансирования ЦБ РФ. Удорожание кредитных ресурсов для реального сектора экономики ведет к росту неплатежей, резко уменьшает стимулы для повышения инвестиционной активности и формирования источников реального наполнения Бюджета развития Российской Федерации. На протяжении всего истекшего периода 1998 года происходило сокращение (в сопоставимых ценах по сравнению с соответствующими месяцами 1997 года) объема инвестиций в основной капитал, которые за шесть месяцев уменьшились в реальном исчислении более чем на 9 млрд руб., или на 6 %.
     

     Все это не может не сказаться на сужении налогооблагаемой базы и соответствующем отсутствии четкой перспективы роста налоговых платежей в реальном секторе экономики. Вопреки продекларированному Правительством РФ формированию условий для справедливой конкуренции на внутреннем рынке, предполагающему государственную поддержку отечественных товаропроизводителей, в оптовом и розничном товарообороте возрастает доля импортных товаров и услуг, удельный вес которых в группе продовольственных товаров достигает половины их общего объема, а в отдельных группах непродовольственных товаров - 75-80 и более процентов.
     
     Не обеспечено заявленное Правительством РФ снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов. По состоянию на 1 июня 1998 года задолженность по налогам и другим обязательным платежам в федеральный бюджет составила 128,5 млрд руб. или увеличилась за пять месяцев на 25 млрд руб. (24,1 %). В общей сумме задолженности 121,2 млрд руб. (94,3 %) приходились на недоимку по платежам в федеральный бюджет и 7,3 млрд руб. (5,7 %) - на отсроченные платежи. Наибольшую задолженность по платежам в федеральный бюджет имели предприятия топливной промышленности (21 млрд руб., или 16,3 % общей задолженности), машиностроения и металлообработки (19,8 млрд руб., или 15,4 %), строительства (15,1 млрд руб., или 11,7 %), транспорта (14,6 млрд руб., или 11,3 %). Кроме того, 246,6 млрд руб. достигла задолженность по уплате в федеральный бюджет штрафных санкций.
     
     Вместо намеченного выполнения всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением возросли долги по оплате государственных заказов, выплатам заработной платы, в том числе работникам бюджетных учреждений, пенсий и иных социальных выплат населению. По экспертной оценке в целом по Российской Федерации в связи с неоплатой только государственного оборонного заказа потери налога на добавленную стоимость составили в I полугодии 1998 года 680 млн руб. По указанной причине в федеральный бюджет недопоступило 132 млн руб. налога на прибыль. Так, на ГП “Томский электротехнический завод” в связи с неоплатой оборонного заказа объем производства в 1997 году снизился по сравнению с 1996 годом на 15 %, производственные мощности в 1997 году были загружены всего на 10 %. В результате предприятие оказалось убыточным. Падение объема производства привело к снижению налогооблагаемого оборота для начисления налога на добавленную стоимость с 16,3 млн руб. в 1996 году до 14,9 млн руб. в 1997 году, или на 8,6 %, и уменьшению начисленной суммы налога на добавленную стоимость на 279,2 тыс. руб. (здесь и далее - в деноминированных рублях). В течение 1997 года и пяти месяцев 1998 года предприятие не перечисляло в бюджет налоговые платежи, задолженность во все уровни бюджетов достигла на 1 июня 1998 года 16,9 млн руб., в том числе в федеральный бюджет - 4,6 млн руб. (рост в 1,5 раза против 1 января 1998 года).
     
     Задолженность по заработной плате только в бюджетной сфере Российской Федерации возросла за пять месяцев этого года в 1,9 раза и достигла на 1 июня 11,8 млрд руб. За тот же период реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 7,5 %, тогда как на 1998 год предусматривался их рост не менее чем на 3 %. В результате численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума увеличилась в январе - мае 1998 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,3 % и составила на 1 июня текущего года 33,1 млн человек. Некоторая стабилизация численности безработных и сохранение относительно высокого уровня занятости экономически активного населения обеспечивается в основном административными мерами (предоставлением работникам неоплачиваемых отпусков, введением неполной рабочей недели и т.п) и может измениться в связи с прогнозируемой активизацией процесса банкротства нерентабельных предприятий.
     

     Для достижения намеченных на 1998 год основных целей экономической политики государства в оставшийся период года требуется радикально переломить сложившуюся ситуацию, сосредоточившись во втором полугодии на решении наиболее острых  и неотложных проблем и прежде всего на преодолении финансового и бюджетного кризиса. Крупным шагом в этом направлении могли бы стать меры по укреплению налоговой дисциплины, обеспечению соблюдения налогового и бюджетного законодательства, упорядочению наличного и безналичного денежного обращения. Однако, несмотря на неоднократные представления Счетной палаты по результатам проведенных проверок по этим вопросам, Правительством РФ не принимаются необходимые меры по пресечению выявленных нарушений и перекрытию каналов увода огромных денежных средств от налогообложения. Не получают должного решения эти вопросы и в “Программе стабилизации экономики и финансов”, разработанной Правительством РФ. Практически все предусмотренные в ней меры предполагают увеличение доходов бюджета за счет физических лиц. Перенося акцент в своей налоговой политике с производства на потребление, Правительство РФ фактически пытается компенсировать потери бюджета, обусловленные преимущественно провалами в экономической политике и слабой налоговой дисциплиной и неспособностью государства установить жесткий контроль за ее соблюдением, дальнейшим усилением налогообложения населения. Очевидно, что ни в краткосрочном плане, ни в долгосрочной перспективе такие меры не могут обеспечить развитие экономики и финансовой сферы, социальную справедливость и стабильность в обществе. Между тем по экспертной оценке даже в условиях нынешнего состояния национального хозяйства при эффективных и согласованных действиях органов государственной власти могли бы быть мобилизованы в доход федерального бюджета во втором полугодии текущего года не менее 50 млрд руб.
     
     Как показывают проверки Счетной палаты, наиболее распространенными стали следующие способы уклонения от уплаты налогов: использование хозяйствующими субъектами многочисленных посредников и дочерних структур, счетов в различных банках, проведение расчетов через счета сторонних фирм, осуществление денежных операций непосредственно через кассы с нарушением правил работы с денежной наличностью и ссудные счета, минуя расчетные счета. На повышение собираемости налогов и предотвращение уклонения от их уплаты была направлена предусмотренная Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 норма, определяющая открытие предприятиями, имеющими задолженность по платежам в бюджет, счета недоимщика, через который должны были осуществляться все расчеты по погашению этой задолженности. В этих же целях Счетная палата вносила ряд предложений, направленных на повышение действенности этого Указа. Однако Указом Президента Российской Федерации от 29.06.98 № 734 упомянутая норма была отменена, что явно не будет способствовать укреплению и без того достаточно слабой налоговой дисциплины и отрицательно скажется на собираемости налогов.
     
     Серьезные недостатки в уплате налогов выявлены проверками Счетной палаты на предприятиях топливно-энергетического комплекса, являющихся наиболее крупными налогоплательщиками. Так, организационная структура, созданная в ОАО “Роснефть-Сахалинморнефтегаз”, длительное время способствовала уходу от уплаты налогов и платежей в бюджет. Минуя расчетные счета структурных подразделений этого акционерного общества, которые являлись самостоятельными налогоплательщиками, денежные средства от выручки за реализованную продукцию поступали в основном на расчетные счета ОАО. Кроме того, денежные средства на содержание структурных подразделений выплачивались наличностью из кассы акционерного общества. Производились также расчеты через счета “третьих лиц”. При проверке ОАО “Роснефть-Сахалинморнефтегаз” было установлено, что это акционерное общество, имея недоимку перед бюджетами всех уровней в сумме 173,6 млн руб. (на 16.02.98), предоставляло займы одному из своих шести дочерних предприятий (“Сахалинморнефтегаз-Шельф”), инвестировало совместную деятельность двух предприятий (ТОО “Геленджиктурист” и РВО “Зарубежнефть”), производило выплату дивидендов и другие расходы, не связанные с его основной деятельностью. Наряду с этим выручка от реализации нефти, произведенной другим дочерним предприятием (“Оханефтегаз”), в основном зачислялась на расчетные счета головного акционерного общества.
     

     Проверка в Ямало-Ненецком автономном округе показала также, что сложившаяся на предприятиях топливно-энергетического комплекса автономного округа система расчетов за продукцию через вертикальные структуры и посредников привела к тому, что на счета самих предприятий поступает лишь незначительная часть средств. За реализацию ПО “Уренгойгазпром” в прошлом году продукции потребителями было заплачено 7356 млн руб., однако на расчетный счет объединения поступило только 75 млн руб., или 1,1 % стоимости продукции, что не позволяет ему рассчитаться с бюджетом. Продукция ОАО “Роснефть-Пурнефтегаз” (нефть, включая газовый конденсат) реализуется непосредственно потребителям в пределах 5 % добычи. Остальная продукция реализуется через посредников и через нефтяную компанию “Роснефть”, которая, в свою очередь, также является агентом-посредником и передает ее для продажи потребителям через другие фирмы. В результате на расчетный счет производителя продукции-налогоплательщика поступает только 20-30 % денежной выручки. Производственные объединения “Уренгойгазпром”, “Ямбурггаздобыча” и “Надымгазпром” использовали специальные ссудные счета в банках в качестве расчетных, получая с них деньги на выдачу зарплаты, оплату различного рода услуг и не выполняя своих обязательств перед бюджетом по налоговым платежам.
     
     В ОАО “Удмуртнефть” основной формой расчетов за реализованную продукцию являются расчеты векселями. Эта схема расчетов была заранее определена ОАО “Сиданко”, владеющим контрольным пакетом акций предприятия. Если в I квартале 1997 года ОАО “Сиданко” оплатило векселями лишь 6,6 % отгруженной продукции, а остальную часть - денежными средствами, то в I квартале 1998 года - векселями было оплачено уже 53 % продукции “Удмуртнефти”. В этих условиях предприятие утрачивает свою экономическую самостоятельность, право распоряжаться денежными средствами и не имеет возможности в полном объеме рассчитаться с бюджетом.
     
     Недопоступлению налоговых платежей в федеральный бюджет от предприятий топливно-энергетического комплекса способствуют и принятые с нарушением действующего законодательства отдельные решения Правительства РФ по уплате акцизов на нефть и газ. В Ямало-Ненецком автономном округе предприятия “Ноябрьскнефтегаз” и “Пурнефтегаз”, добывающие природный газ и реализующие его, согласно ст. 39 Закона РФ “О недрах” должны уплачивать акциз на эту продукцию. Однако они не являются плательщиками данного налога, так как постановлением Правительства РФ от 01.09.95 № 859 “О ставке акциза на природный газ” эти обязанности неправомерно возложены на предприятия по транспортировке и поставкам газа РАО “Газпром”, а “Ноябрьскнефтегаз” и “Пурнефтегаз”, добывающие природный газ и реализующие его, не являются плательщиками акциза. В результате только по вышеуказанным предприятиям в прошлом году потери бюджета из-за их освобождения от уплаты акциза на природный газ составили 74 млн руб.
     
     Федеральным законом от 07.03.96 № 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об акцизах”" установлено, что ставки акцизов по подакцизным видам минерального сырья утверждаются Правительством РФ дифференцированно для отдельных месторождений в зависимости от их горно-геологических и экономико-географических условий. Однако Правительство РФ длительное время устанавливало ставки акциза на нефть нефтегазодобывающим предприятиям без их учета, что ставило отдельные предприятия в льготные налоговые условия и давало им возможность получать не обоснованно высокие доходы или, наоборот, осложняло финансовое положение других предприятий и вело к недоплате ими значительных сумм налогов в бюджет. В результате, по расчетам только по 17 предприятиям в 1996-1997 годах недоначислено в федеральный бюджет более 1200 млн руб.
     

     В 1998 году ситуация не изменилась. Правительство РФ в нарушение Федерального закона от 14.02.98 № 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" не привело свои правовые акты в соответствие с указанным Федеральным законом. Это способствовало тому, что предприятия занижали налогооблагаемую базу, не имея установленных ставок акциза на природный газ, используемый для собственных нужд, и не уплачивали значительные суммы в федеральный бюджет.
     
     Постановлением Правительства РФ от 19.09.96 № 1120 “О дополнительных мерах по реализации Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы и стабилизации геологоразведочных работ” ряду геологоразведочных организаций и предприятий установлены ставки акциза на нефть, включая газовый конденсат, в размере 1 % средневзвешенной ставки акциза. При этом определено, что не менее 50 % средств, полученных дополнительно геологоразведочными предприятиями и организациями в результате реализации данного преимущества, направляются на финансирование геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Проверка ОАО “Пурнефтегазгеология” показала, что цель, определенная при установлении льготной ставки акциза на нефть, не достигается, а дополнительно полученные ресурсы пополняют оборотные средства этого многопрофильного предприятия и не используются в должной мере в качестве источника финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Расчеты показывают, что применение ОАО “Пурнефтегазгеология” льготной ставки акциза привело к недопоступлению в федеральный бюджет только в 1997 году 16 млн руб. этого налога.
     
     К существенным потерям федерального бюджета может привести все более расширяющаяся практика реализации несбалансированных соглашений о разделе продукции, заключенных в соответствии с Федеральным законом  “О соглашениях о разделе продукции”. Проверкой по этой теме, осуществленной на предприятиях и в организациях Сахалинской области, был выявлен ряд нарушений действующего законодательства и нерешенных вопросов, которые при реализации таких соглашений приведут к ущербу для российской стороны. В частности, ставка налога на прибыль по проекту Сахалин-2 зарегистрирована на момент подписания соглашения на уровне 32 % при действующей ставке в размере 35 %. При таком занижении ставки налога российской стороной может быть недополучено около 140 млн. долларов США за весь период реализации проекта. В соглашениях по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2 установлено начисление процента по годовой ставке ЛИБОР плюс 4 % на невозмещенную часть суммы налога на добавленную стоимость, возникшую на территории Российской Федерации, если полная сумма возврата по этому налогу не выплачена в течение пяти рабочих дней после подачи ежемесячных налоговых деклараций. Поскольку возмещение НДС не осуществляется из-за длительной задержки внесения изменений в соответствующие нормативные документы Госналогслужбы России, инвесторами могут быть предъявлены дополнительно к возмещению из бюджета значительные суммы, которые можно классифицировать как потери российской стороны. По проектам Сахалин_1 и Сахалин_2 (с октября 1996 года по декабрь 1997 года) инвесторами представлены налоговые декларации к возмещению налога на добавленную стоимость на сумму 7,6 млн долларов США, а потери бюджета, рассчитанные только по состоянию на 1 февраля 1998 года, можно оценить в сумме 1,1 млн долларов США, что составляет 14 % общей суммы налога на добавленную стоимость, предъявленной по налоговым декларациям.
     
     При проверке в Томской области было выявлено, что крупнейшее предприятие, находящееся на территории области, - ОАО “Томскнефть” - длительное время нарушает установленный порядок зачисления регулирующих налогов, направляя напрямую платежи в областной бюджет, минуя распределительный счет органов федерального казначейства.
     

     Указанное акционерное общество направило таким образом в 1997 году и I квартале 1998 года в областной бюджет 113,3 млн руб., в том числе 15,7 млн руб. налога на прибыль, 53 млн руб. налога на добавленную стоимость, 34,6 млн руб. платы за недра и 10 млн руб. отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Большая часть указанной суммы (94,8 млн руб.) была зачислена на счет областного бюджета через банк, находящийся в г. Москве.
     
     Территориальное управление федерального казначейства и госналогинспекция по Томской области неоднократно ставили перед ОАО “Томскнефть” вопрос о необходимости зачисления в полной сумме регулирующих налогов на распределительный счет и информировали об этом Главное управление федерального казначейства Минфина России, однако по этим обращениям меры акционерным обществом не принимались.
     
     Зачисление ОАО “Томскнефть” платежей по регулирующим налогам напрямую в областной бюджет, минуя счет по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства, даже при последующем соответствующем регулировании платежей между бюджетами негативно сказывается на доходах федерального бюджета. Суммы, перечисленные подобным образом в областной бюджет, являются по существу отсроченными платежами в федеральный бюджет, за что в соответствии со ст. 20 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год” должна была взиматься плата в виде процентов за пользование бюджетными средствами в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ.
     
     В федеральном бюджете на 1998 год предусмотрено поступление в доход бюджета платежей за пользование водными объектами на сумму 2467,2 млн руб. Фактически их поступило за полугодие лишь на 4,4 млн руб., или 0,2 % годового задания. Как установлено проверками Счетной палаты Российской Федерации в Удмуртской Республике и Саратовской области, многие предприятия и организации - пользователи водных объектов не имеют соответствующих лицензий на это. В Удмуртской Республике на начало текущего года из 1147 водопользователей имели лицензии всего лишь 2 %, в Саратовской области из 1046 - 11 %.
     
     Важным источником пополнения федерального бюджета мог бы стать более полный сбор акцизных платежей на спирт этиловый, водку и ликероводочные изделия: объемы их производства возросли в январе - мае 1998 года по сравнению с январем - маем 1997 года соответственно на 18,2 % и 5,7 %. Однако в первом полугодии текущего года доля этих платежей практически не изменилась и составила только 1,8 % в общем объеме налоговых поступлений в федеральный бюджет, в то время как в 1984 году, например, налог с оборота по ликероводочной продукции обеспечивал свыше 13 % всех доходов бюджета России. Ежегодные потери федерального бюджета можно оценить в огромную сумму - около 30 млрд руб. Причиной такого положения являются прежде всего трудности со сбытом спирта в связи с уменьшением потребности в нем предприятий, выпускающих водку и ликероводочную продукцию, завозом в значительных объемах спирта, водки и ликероводочных изделий на территорию Российской Федерации по импорту и нелегальным путем, возросшие масштабы “подпольного” производства этих изделий.
     

     Проведенной Счетной палатой на Смоленском АО “Бахус” проверкой установлено, что в результате насыщения местного потребительского рынка продукцией импортного и нелегального производства производственные мощности на предприятиях, входящих в состав этого акционерного общества, использовались по производству спирта на 18,5 % в 1996 году и на 29,3 % в 1997 году, по водке и ликероводочным изделиям - соответственно на 26,9 % и 30,3 %. Неудовлетворительные производственные показатели обусловили неустойчивое финансовое состояние АО “Бахус”, сумма задолженности которого по платежам в бюджет, включая штрафы и пени, составила на 1 января 1998 года 342 млн руб. Аналогичное положение сложилось и в иркутском акционерном обществе по производству спирта и ликероводочных изделий “Кедр”, которому в прошлом году за нарушение установленных сроков внесения платежей в бюджет начислены пени в сумме 18,4 млн руб.
     
     На снижение объемов поступлений акцизов на ликероводочные изделия также повлияло введение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.97 № 1628 “О специальной маркировке крепких алкогольных напитков, производимых на территории Российской Федерации” новых специальных марок на крепкие напитки. Проверка, проведенная Счетной палатой в Омской области в мае - июне текущего года, показала, что на предприятиях-производителях и в торговых предприятиях области скопились большие остатки нереализованной алкогольной продукции, маркированной марками старого образца. По этой причине не будут реализованы крупные партии отгруженной, но не оплаченной продукции, на которую уже начислен акциз. В результате этого убытки понесут не только предприятия-производители и торговые предприятия, но и бюджет. В ОАО “Омскликероводка” по состоянию на 1 июня 1998 года на складе готовой продукции и в магазинах находилось 61,4 тыс. бутылок водки, выпущенной предприятием до 1 апреля текущего года с марками старого образца на сумму 24,6 млн руб. Убытки по переклейке марок составят 96 тыс. руб.
     
     Регулярно проводимые Счетной палатой проверки правомерности и экономической обоснованности предоставления различного рода налоговых преференций показывают, что на выпадение из доходов федерального бюджета значительных сумм повлияло наличие многочисленных льгот по уплате налогов, предоставление отсрочек и рассрочек платежей без учета реальной возможности погашения задолженности, нередко с нарушениями действующего законодательства, и поэтому не оказывающих существенного влияния на нормализацию расчетов с бюджетом и финансовое оздоровление самих налогоплательщиков.
     
     Неоднократные случаи несвоевременной отмены территориальными финансовыми органами отсрочек, предоставляемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.01.96 № 65, выявлены при проверках в Смоленской, Иркутской, Томской, Саратовской и Ленинградской областях, проведенных в первом полугодии 1998 года. Минфин России и Госналогслужба России предоставили в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.96 № 953 “О предоставлении золотодобывающим предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности в федеральный бюджет” отсрочки по уплате налоговых и других обязательных платежей в бюджет ряду золотодобывающих и перерабатывающих предприятий Иркутской области на общую сумму 9,9 млн руб., из них на сумму 9,8 млн руб. - АОЗТ “Лензолото”, которое, несмотря на пролонгацию отсрочки до 1 января 1998 года, так и не смогло рассчитаться с долгами федеральному бюджету.
     

     Крупным резервом мобилизации дополнительных налоговых платежей в доход федерального бюджета является упорядочение наличного денежного оборота и усиление контроля за своевременностью и полнотой поступления денежных средств путем расширения применения современных контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением.
     
     Однако, как показывают проводимые Счетной палатой проверки, эффективность этой работы остается низкой. Практически только 70 % общего товарооборота осуществляется с использованием указанных машин, а свыше 60 % их парка составляют кассовые аппараты устаревших моделей, непригодные в нынешних условиях для целей контроля за полнотой фактически полученной выручки и исчисления налогов в сфере торговли и услуг. Вместе с тем и при наличии современных кассовых машин с фискальной памятью практически каждая четвертая проверка выявляет факты неполного отражения денежной выручки, в результате чего до 30-50 % наличных денег обращается, минуя кассовые аппараты. Наряду с отдельными упущениями в работе налоговых органов, это связано с несовершенством действующего законодательства и нормативных актов, регламентирующих применение контрольно-кассовых машин. Закон РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” был принят еще в 1993 году, во многом устарел, не позволяет осуществлять эффективный контроль за наличной денежной выручкой, не определяет в полном объеме права и функции налоговых органов и не обеспечивает реальную ответственность налогоплательщиков за нарушение порядка применения контрольно-кассовых машин. В настоящее время все большее распространение получают денежные расчеты с использованием разнообразных пластиковых кредитных карт, однако методические документы по контролю за денежным обращением, осуществляемым с их применением, не разработаны, налоговые органы не контролируют полноту выручки, полученной с применением пластиковых кредитных карт. В представлении Счетной палаты по данному вопросу, направленном в Правительство РФ, содержится ряд предложений как по совершенствованию действующего законодательства, так и по повышению действенности контроля за наличным денежным оборотом в стране.
     
     Массовый характер, как показали проведенные уже в истекшем периоде года проверки, носят задержки платежей, поступивших от налогоплательщиков, в банковских учреждениях. Только за два предыдущих года общая сумма задержанных по вине банков платежей в бюджет составила в Смоленской области 70,2 млн руб., в том числе в федеральный бюджет - 40,9 млн руб. По материалам проверок, проведенных налоговыми и казначейскими органами Иркутской области в 1996 - 1997 годах, общая сумма задержанных по вине кредитных организаций платежей в федеральный бюджет составила 191,4 млн руб.
     

     Принимаемые к банкам-нарушителям налогового и бюджетного законодательства меры материального воздействия малоэффективны. Так, в Иркутской области общая сумма предъявленных им финансовых санкций за задержку бюджетных платежей за 1996-1997 годы составила 34,2 млн руб., из которых на 1 января 1998 года взыскано лишь 4,7 млн руб., или 13,7 %. В Смоленской области за тот же период банкам и другим кредитным учреждениям предъявлены финансовые санкции за задержку перечисления платежей в бюджет в размере 12,6 млн руб., из которых на 1 января 1998 года взыскано лишь 2 млн руб., или 15,9 %. Проверкой, проведенной инспекторами Счетной палаты в смоленском филиале АКБ “Автобанк”, установлены факты несвоевременного исполнения инкассовых поручений областной налоговой инспекции на срок от 2 до 4 дней, за что банку в соответствии с ранее действовавшим Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” полагалась бы пеня в размере 1,5 млн руб. Однако названный Указ был отменен Указом Президента Российской Федерации от 15.10.97 № 1233, и эта санкция не может быть применена. Действующая норма взыскания с кредитного учреждения лишь пени в размере 0,2 % неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа по платежному поручению налогоплательщика является недостаточной санкцией для материального воздействия на эти учреждения в целях пресечения различного рода задержек ими бюджетных платежей. Поэтому Счетная палата внесла комплексные предложения в Федеральное Собрание Российской Федерации по совершенствованию федеральных законов “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” и “О банках и банковской деятельности”, направленные на защиту интересов бюджетной системы страны при прохождении бюджетных платежей через банковские учреждения.