Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Совершенствование экономической работы предприятий в условиях реформы


Совершенствование экономической работы предприятий в условиях реформы

     
     И.С. Цыпин,     
декан финансово-экономического факультета,
профессор Всероссийской государственной
налоговой академии
     
     В России начинается новый этап ре-     формирования предприятий. В      Концепции экономической реформы, принятой Правительством РФ 30 октября 1997 года, отмечается спад инфляции,  цены на продукты питания за 1997 год должны были вырасти приблизительно на 12 % (по данным ОЭСР), а в 1998 году - 10 %; по данным Международной организации труда (МОТ) в 1996 году безработица равнялась 9,3 %, в 1997 году - 9,5 %, в 1998 году составит (по прогнозам) приблизительно 10 % *1. Постепенно снижается доходность государственных ценных бумаг.
     
     -----
     *1  “Финансовые Известия”. 1997, 9 декабря, с. 1

     
     Вместе с тем финансовое положение многих предприятий (НИИ, КБ) продолжает оставаться неустойчивым. Многие из них оказались неплатежеспособными, что существенно осложнило инвестиционную активность в стране и сбор налоговых платежей. В результате финансового кризиса Банк России был вынужден повысить ставку рефинансирования для коммерческих банков, что существенно осложнило кредитование предприятий (НИИ, КБ).
     
     В этих условиях улучшение финансового положения предприятий может достигаться за счет эффективного регулирования пакета акций (консолидации, выбора необходимых направления развития фирмы), поиска и использования финансовых ресурсов, регулирования цен (прежде всего с учетом осложнения финансового положения в стране и возможного роста инфляции).
     
     Рассмотрим эти вопросы подробнее.
     
     Для получения необходимых инвестиций и улучшения экономического положения и управления на предприятии могут быть осуществлены следующие мероприятия:
     
     - разработка реальных проектов развития НИИ (предприятия), бизнес-планов с обоснованием возможностей сбыта продукции и указанием того, кто и по каким ценам реализует продукцию;
     
     - выделение наиболее перспективных научных разработок, производств и сбытовых структур НИИ (предприятия), способных работать в качестве самостоятельных фирм, позволяющих развивать основное НИИ (предприятие);
     
     - консолидация пакетов акций НИИ (предприятия) путем:
     

     а) передачи акций инициативной группе доверенных работников трудового коллектива в траст по доверенности, подписанной у нотариуса;
     
     б) скупки акций своего НИИ (предприятия) на рынке ценных бумаг;
     
     в) организации из акционеров НИИ (КБ, предприятия) товарищества, взносом в которое будут акции НИИ (предприятия), что позволит управлять пакетом акций руководству товарищества и не допускать распродажи акций. Однако при этом возникает опасность двойного налогообложения дивидендов;
     
     г) скупки акций НИИ (предприятия)-производителей новой техники, сырья, материалов, комплектующих и т.п.
     
     При выпуске акций на рынок с целью получения необходимых финансовых средств и сохранения при этом контроля над ключевым пакетом акций некоторые организации распыляют продаваемый на рынке пакет акций.
     
     Однако следует учитывать, что продать акции мелкими пакетами довольно сложно.
     
     Финансовое положение предприятий (НИИ) может улучшиться при условии получения инвестиций. Следует иметь в виду, что инвесторы не очень охотно предоставляют финансовые ресурсы крупным предприятиям, если не разработана четкая целевая программа расходования средств. В большей мере можно заинтересовать инвестора во вложении ресурсов следующим образом.
     
     НИИ (предприятие) (1) организует фирму (2) под новый инвестиционный проект. Акции и часть имущества НИИ (предприятия) являются вкладом в этот проект (1).
     
     

  
 

  
 

  
 

Предприятие 1


 

Фирма 2

         
     
     При этом сохраняется контроль НИИ (предприятия) (1) над фирмой (2). Инвесторам выгодны подобные мелкие и средние фирмы под проект, ибо ясны направления вложения инвестиций и их результат.
     
     При такой форме организации предприятия несутся большие накладные расходы, которые однако можно снизить, если централизовать бухгалтерию в НИИ (предприятии) по заказам малых фирм.
     
     За рубежом существует практика передачи ведения бухгалтерских операций специализированным фирмам, которые обязуются при этом сохранять коммерческие тайны клиентов.
     
     Эмиссия ценных бумаг является самым дешевым методом получения инвестиций, которым воспользовались некоторые российские предприятия и НИИ, в том числе предприятие “Тулачермет”, сделавшее 6 эмиссий акций. Полученные средства были вложены в строительство и реконструкцию цехов и заводов. Причем предприятие на первом этапе размещения акций платило акционерам высокие дивиденды, что инициировало их на дополнительные инвестиции.
     

     При вложении средств в свои акции и облигации, которые поступают на фондовый рынок, НИИ (предприятие) должно учитывать, что необходимо поддерживать достаточно высокий престиж своей фирмы, чтобы ценные бумаги предприятия покупались. На рынке ценных бумаг у НИИ (предприятий) имеется в настоящее время сильный конкурент - ГКО, по которым выплачивается высокий процент годовых. Для получения необходимых финансовых средств некоторые предприятия выпускают облигации под жилье. В качестве примера можно привести выпуск займа под жилье АО “АВТОГАЗ”.
     
     Определенный интерес представляет также реализация крупных инвестиционных проектов и выпуск под них облигаций с расчетом по займу не деньгами, а товаром, что дает возможность мобилизовать крупные финансовые ресурсы и вывести организацию из трудного положения.
     
     Такой путь выбрал в свое время АО “АвтоВАЗ”. Когда в результате повышения цен летом 1993 года в условиях жесткой конкуренции с инофирмами автомобили перестали пользоваться спросом, АО “АвтоВАЗ” объявило о реализации двух инвестиционных проектов:
     
     1. Выпуск новой модели “Жигулей” серии “ВАЗ-2110”. Под этот проект завод объявил займ, разработал эмиссионный проект и начал выпуск облигаций.
     
     2. Строительство нового завода для производства автомобиля принципиально новой серии.
     
     Разработка и внедрение этих проектов позволили улучшить динамику цен на автомобили.
     
     Погашение займа, рассчитанного на три года, осуществлялось автомобилями.
     
     Заслуживает внимания также практика реализации и погашения акционерным обществом 300 000 выпущенных облигаций:
     
     - розыгрыш (то есть досрочное погашение);
     
     - продажа облигации с дисконтом, который на начальном этапе размещения составляет 15 % отпускной цены автомобиля, то есть будущему владельцу он доставался на 3 % дешевле (поскольку в цену не включались 15-процентные надбавки к отпускной цене дилеров).
     
     Выгода заключалась в том, что в розничную продажу поступало существенно меньше автомобилей, что уменьшало предложение автомобилей на рынке и немного увеличивало спрос. Этот опыт является полезным, хотя сейчас ПО “Автоваз” испытывает определенные трудности.
     
     Некоторые предприятия стараются улучшить свое финансовое состояние за счет кредитов, предоставляемых фирмами и организациями, заинтересованными в получении продукции.
     

     В качестве источника дополнительных финансовых ресурсов используется также лизинг (долгосрочная аренда новых машин и оборудования), благодаря которому НИИ (предприятие), арендуя новую технику, выплачивает ее стоимость не сразу, а ежегодно в определенном проценте от цены, что сокращает расходы, необходимые на техническое перевооружение.
     
     Важным источником получения необходимых предприятию финансовых ресурсов может стать возвратный лизинг. Его сущность заключается в следующем: НИИ (предприятие) составляет с банком одновременно два договора. Первый договор заключается на приобретение банком НИИ (предприятия) в собственность, по которому НИИ (предприятие) получает необходимые финансовые средства для дальнейшей работы. Второй договор составляется на долгосрочную аренду принадлежащего банку имущества НИИ (предприятия) администрацией данного НИИ (предприятия). Оба договора составляются и подписываются одновременно. В результате НИИ (предприятие) получает необходимые для развития средства, а банк - собственность.
     
     При этом, закупая на полученные от банка средства новое оборудование, можно зафиксировать его на балансе нового товарищества или АО работников НИИ (предприятия).
     
     Источником финансовых средств может стать кредит, получаемый от иностранных банков через предприятие со 100-процентным иностранным капиталом, которое создано на площадях НИИ (предприятия), учитывая следующее обстоятельство: зарубежные банки неохотно предоставляют кредиты российским фирмам из-за сложности их возврата.
     
     Важным источником получения нужных предприятию ресурсов может служить также сдача в аренду имущества НИИ (КБ, предприятия), имеющего ценность для других фирм и организаций.
     
     В качестве такого имущества может выступать, например, магазин в центре Тюмени или Новосибирска, площади отделов НИИ, КБ, цехов и участков, подразделений, управления, к которым подведены электричество, теплосеть, газ и т.п.
     
     Это помогает, в частности, конверсионным НИИ (предприятиям), поскольку их переход на производство гражданской продукции требует значительных финансовых ресурсов.
     
     В условиях экономической нестабильности дополнительным источником финансовых ресурсов может стать реструктуризация производства при сохранении основного кадрового потенциала.
     

     Наиболее интересно для российских фирм обеспечение выхода на зарубежные рынки.
     
     Например, многие НИИ (предприятия) по производству оптики не известны за рубежом, и поэтому самое важное для выхода на мировой рынок и для сбыта продукции - это договориться с инофирмой о том, чтобы продвигать свою продукцию под известной торговой маркой.
     
     Однако следует иметь в виду, что использование торговой марки стоит иногда несколько миллионов долларов.
     
     Важную роль в укреплении экономического положения своей организации, обеспечении сбыта научной и промышленной продукции играет правильное регулирование цен с учетом инфляции и других факторов, что особенно важно в настоящее время в условиях неустойчивого положения рубля. В настоящее время российская экономика переживает период стагнации, который может длиться, как показывает опыт цикличного развития стран с рыночной экономикой, от 0,5 года до 3 лет. Это время характеризуется состоянием неустойчивого равновесия, из которого страна перейдет либо на стадию оживления и роста производства, либо вступит в период кризисных явлений, сопровождаемых инфляцией, ростом цен.
     
     Чтобы не проиграть в условиях инфляции в расчетах с потребителями научной и промышленной продукции, целесообразно постоянно вести расчеты:
     
     - себестоимости продукции;
     
     - прибыли;
     
     - динамики уровня цен.
     
     Для быстрого согласования и оперативной корректировки цен с сотнями и тысячами потребителей научной продукции НИИ (предприятиям) целесообразно использовать метод скользящих цен, разработанный специалистами экспертного института Союза промышленников и предпринимателей России. При этом в раздел “Особые условия” договора поставок включается оговорка о том, что цена товара автоматически увеличивается в соответствии с согласованной сторонами формулой инфляционного скольжения цен:
     
     Ц1 = Ц0 [А(а1(а0) + Б(б1(б0) + В)],
     
     где отражены следующие величины:
     
     на момент заключения договора - Ц0 - цена товара; А - доля покупных материалов в цене товара; а0 - их средняя цена; Б - доля зарплаты в цене товара; б0 - средняя зарплата на предприятии-поставщике; В - доля прочих элементов цены товара, то есть А + Б + В = 1;
     
     на момент поставки - Ц1 - цена товара, а1 - средняя цена покупных материалов и ресурсов, б1 - средняя зарплата на предпрятии-поставщике.
     

     Применение данной формулы позволяет избежать бесконечных переговоров с покупателем о корректировке цены на поставляемую научную продукцию, а также защитить от обвинений в монопольном завышении цены, поскольку она повышается лишь в меру роста собственных затрат на покупные ресурсы и оплату труда. Повышение цены оговаривается с покупателем еще до заключения договора.
     
     В условиях инфляции для удержания потребителей некоторые предприятия регулируют цены с учетом возможностей потребителей.
     
     В настоящее время в России действуют три вида цен:
     
     1) регулируемые цены;
     
     2) свободные цены;
     
     3) корпоративные цены.
     
     Если регулируемые и свободные цены хорошо известны потребителям, то с третьим видом цен российские предприниматели знакомы относительно мало. Корпоративные цены определяются по соглашению производителей, например, цены на нефть, устанавливаемые странами ОПЭК-экспортерами нефти на год. Важнейшую роль в определении этих цен играет правительство. Подобные же соглашения с участием правительства заключают в Австрии и других странах мира. В этом плане в России большой интерес представляет работа ассоциации “Содружество”.
     
     Цель корпоративных соглашений и цен - сбить инфляционную волну. В практике можно использовать следующий механизм установления корпоративных цен:
     
     - НИИ разработало новую технологию производства сливочного масла;
     
     - одно предприятие выпускает сливочное масло;
     
     - второе предприятие производит комбикорма.
     
     Приглашается третье предприятие - молокосовхоз, и вышеперечисленные организации договариваются между собой о поставках технологии и продуктов на бартерной основе.
     
     В настоящее время лишь 25 % цены бензина идет производителю. Остальные 3/4 получают посреднические фирмы, коммерческие банки, государство (в виде налогов). Исключив два лишних звена (посредники и банки) и уменьшив цену, можно обеспечить эффективные взаимные поставки товаров и сбить волну цен и инфляции.
     
     В ассоциации “Содружество” насчитывается около 60 тысяч предприятий и организаций. Больших успехов ассоциация достигла после того, как она объединила свои усилия с Российским союзом промышленников и предпринимателей и смогла подключить к решению своих задач потенциал промышленности, прежде всего ВПК.
     
     Предприятия, входящие в ассоциацию “Содружество”, выполняли такие программы, как “Российский сахар” и “Растительное масло”, на которые выделены миллионы деноминированных рублей, четверть инвестиций направлялась в науку, заключено несколько крупных контрактов с зарубежными фирмами. И ни рубля не было взято из бюджета.
     

     В настоящее время создание подобных ассоциаций позволяет предотвратить исчезновение сельских хозяйств и частично остановить спад производства.