Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак,советник налоговой службы I ранга


На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга

     

     Обращается ли взыскание недоимки на имущество банков или иных кредитных организаций, если недоимка образовалась в результате начисления налоговыми органами пени согласно ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за неисполнение (задержку исполнения) платежного поручения по вине банка?

     
     В соответствии с п. 1 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, взыскание с должника задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, в том числе пеней за задержку уплаты, производится в порядке, установленном настоящим Временным положением в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Следовательно, неисполнение (задержка исполнения) по вине банка или кредитной организации платежного поручения налогоплательщика влечет ответственность банка или кредитной организации согласно ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, обращение на имущество должника (банка или кредитной организации) возможно по пеням в соответствии с вышеупомянутым порядком законодательства Российской Федерации и не противоречит Конституции Российской Федерации.
     

     Каков порядок обращения взыскания задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды на имущество индивидуальных частных предприятий?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” индивидуальные (семейные) частные предприятия до 1 июля 1999 года подлежат преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.
     
     К указанным предприятиям до их преобразования или ликвидации применяются нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления с учетом того, что собственниками их имущества являются их учредители.
     
     Пунктом 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, установлено, что арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, и, соответственно, на имущество индивидуальных частных предприятий.
     

     Вправе ли налоговые органы до подачи в суд заявления о взыскании недоимки по налогам и другим платежам с физического лица налагать арест на его имущество, который состоит в производстве описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им?

     
     Пунктом 9 ст. 7 Закона РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” налоговым органам предоставлено право взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также суммы штрафов и иных санкций с граждан в судебном порядке.
     
     Судебный порядок взыскания недоимок по налогам с граждан определен главой 25 ГПК Российской Федерации. При этом налоговым органам не предоставлено право налагать арест на имущество недоимщика, предусматривающий производство описи имущества и объявление запрета распоряжаться им, а также производить исполнение решения суда в соответствии со ст. 243, 244 ГПК Российской Федерации.
     
     В связи с этим при подаче искового заявления о взыскании недоимок с физических лиц налоговые органы представляют в суд копии имеющихся у них лицевых счетов налогоплательщиков, свидетельствующих о наличии задолженности перед бюджетом.
     

     В какой срок по возникновении недоимки предприятием определяется счет недоимщика?

     
     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” письмом Госналогслужбы России от 30.08.96 № ВГ-4-12/56н, зарегистрированным в Минюсте России 27.11.96 № 1168, определен Порядок регистрации счетов недоимщиков в налоговых органах.
     
     Согласно указанному Порядку предприятие-недоимщик определяет счет недоимщика в недельный срок со дня образования недоимки и в трехдневный срок уведомляет об этом банк или иную кредитную организацию, в которой был открыт этот счет.
     
     Определенный предприятием-недоимщиком счет недоимщика подлежит в недельный срок регистрации в государственной налоговой инспекции по району (городу, району в городе), в которой предприятие-недоимщик состоит на учете.
     

     В какой срок организация должна сообщить налоговому органу о регистрации счета недоимщика?

     

     В соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” учреждения Банка России и кредитные организации незамедлительно после открытия налогоплательщику-предприятию расчетного (текущего), ссудного, депозитного и иного счета направляют налоговому органу по месту учета налогоплательщика-владельца извещения об их открытии.
     
     Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” и ст. 4 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” определено, что в случае выявления органами налоговой службы фактов открытия банками счетов без уведомления налогового органа штрафные санкции налагаются по истечении 5 рабочих дней после дня открытия налогоплательщику счета.
     

     Относится ли определение “любые операции” согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” к товарообменным операциям, операциям с векселями, зачетам взаимной задолженности или же имеются в виду только денежные расчеты?

     
     В соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” при совершении предприятием-недоимщиком любых операций либо расчетов с другими предприятиями, в том числе внешнеторговых операций, либо расчетов с иностранными юридическими лицами или другими хозяйствующими субъектами, превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент 100 тыс. долларов США, предприятие-недоимщик обязано одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности представить в налоговый орган специальное извещение с обязательным указанием полного наименования и места регистрации партнера и банка, номера банковского счета, с которого (на который) перечислялись средства, а также места основной хозяйственной деятельности партнера.
     
     Товарообменные операции, операции с векселями и зачеты взаимной задолженности в соответствии с рассматриваемым пунктом названного Указа учитывать не следует.
     

     В каком порядке производится взыскание штрафа в размере суммы совершенной сделки согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”: в бесспорном или судебном?

     
     Наложение штрафа в соответствии с п. 5 вышеназванного Указа должно производиться на основании проведения документальной проверки, подтверждающей совершение предприятием-недоимщиком операций, превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент 100 тыс. долларов США.
     
     Взыскание штрафа, предусмотренного п. 5 названного Указа, производится налоговыми органами с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П в порядке, изложенном в письмах Госналогслужбы России от 08.01.98 № ВП-6-11/4 и от 17.04.98 № ВП-6-18/252.
     

     Обязаны ли предприятия, в составе валовой выручки у которых более 60 процентов составляют бартерные операции и которые не отражаются на расчетных и иных счетах, представлять информацию в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”?

     
     Согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов в других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” предприятие-недоимщик при совершении любых операций, превышающих в сумме в течение одного года для одного партнера эквивалент 100 тыс. долларов США, обязано одновременно с представлением годовой бухгалтерской отчетности представить в налоговый орган специальное извещение с обязательным указанием полного наименования и места регистрации партнера и банка, номера банковского счета, с которого (на который) перечислялись средства, а также места основной деятельности.
     
     Объем расчетов по бартерным сделкам при оценке операций в соответствии с рассматриваемым пунктом названного Указа учитывать не следует.
     

     Как следует использовать денежные средства, поступающие в виде ссуд для оплаты труда, целевых ссуд на приобретение сырья и материалов (кроме целевого бюджетного финансирования)?

     

     Денежные средства, поступающие в виде ссуд для оплаты труда и целевых ссуд на приобретение сырья и материалов (кроме целевого бюджетного финансирования), перечисляются на счет недоимщика в соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”.
     

     Является ли погашение банковской ссуды векселем у предприятия, имеющего счет недоимщика, реализацией ценной бумаги?

     
     Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” предусмотрено, что на счет предприятия-недоимщика перечисляются средства от реализации ценных бумаг.
     
     Вместе с тем вексель, переданный в счет погашения ссудной задолженности, является средством платежа, а не реализованной ценной бумагой.
     
     Так как вышеназванным Указом не предусмотрено досрочное погашение векселя, то принятый банком вексель должен гаситься в срок, указанный на векселе. И лишь в случае, когда срок погашения векселя совпадает со сроком погашения ссудной задолженности, средства должны поступать на счет недоимщика.
     

     Каков порядок гашения векселей по договору отступного в счет возврата ссуды банка через расчетный счет предприятия-недоимщика?

     
     Согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” выручка предприятия-недоимщика от реализации товаров (работ, услуг), а также от внереализационных операций и реализации (продажи в установленном порядке) принадлежащего ему имущества, в том числе ценных бумаг, средства для возврата кредитов (ссуд, займов) и процентов по ним перечисляются на счет недоимщика.
     
     Согласно п. 10 названного Указа предприятиям, банкам или иным кредитным организациям запрещается прямая выплата (без зачисления на банковский счет) наличных денежных средств физическим лицам и предприятиям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты (либо иной аналогичной предварительной выплаты) по контракту, выполнение которого было прекращено. Указанные средства должны быть предварительно перечислены на банковский счет предприятия.
     
     Исходя из вышеизложенного, векселя, полученные банком по договору отступного в счет возврата ссуды, должны быть погашены через счет предприятия-недоимщика.