Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Е.В. Бурмак, советник налоговой службы I ранга

     

На вопросы налогоплательщиков отвечает
Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга

     
     При выдаче средств на заработную плату банками не исполняются платежные поручения по перечислению подоходного налога.
     
     Права ли налоговая инспекция, выставив инкассовые поручения на внеочередное перечисление подоходного налога?

     
     Инкассовые поручения на перечисление подоходного налога выставляются налоговым органом в соответствии со ст. 22 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” в случае неперечисления в бюджет сумм налога, подлежащего взысканию у источника выплаты.
     
     Если организация своевременно сдала в кредитную организацию, в которой получала средства на выдачу заработной платы, платежное поручение на перечисление причитающихся сумм платежей по подоходному налогу, повторное выставление инкассового поручения на эту сумму налоговым органом не производится.
     

     Имеет ли право налоговая инспекция выставлять инкассовые поручения на вышестоящий банк при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете филиала?

     
     Согласно ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени производится с юридических лиц в бесспорном порядке.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ “О банках и банковской деятельности” кредитная организация является юридическим лицом, а филиалы и представительства кредитной организации в соответствии со ст. 22 названного Закона не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией.
     
     Кроме того, согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
     
     Ответственность юридического лица определена статьей 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано, что юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
     
     Таким образом, при отсутствии денежных средств на корреспондентском счете филиала госналогинспекция вправе выставлять инкассовые поручения на вышестоящий банк.
     

     Могут ли быть выставлены на правопреемника инкассовые распоряжения по бесспорному взысканию в бюджет налогов и платежей и в каком порядке?

     
      Согласно ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
     
     В соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени производится с юридических лиц в бесспорном порядке.
     
     В связи с изложенным инкассовые распоряжения должны быть выставлены на правопреемника.
     

     Имеет ли право налоговый орган выставлять инкассовые поручения на бесспорное взыскание недоимки по налоговым платежам на счета администраций сельских Советов, занимающихся коммерческой деятельностью?

     
      В соответствии со ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет ответственность в виде бесспорного взыскания недоимки по налогам и другим обязательным платежам. Взыскание недоимки обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на их имущество.
     
     Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения” юридические лица, имеющие задолженность по платежам в бюджеты всех уровней все расчеты по погашению названной задолженности осуществляют с одного из рублевых расчетных (текущих) счетов - счета недоимщика.
     
     Денежные средства, поступающие на любые другие счета юридического лица, за исключением средств целевого бюджетного финансирования и остатков средств на бюджетных счетах, должны полностью перечисляться на счет недоимщика.
     

     При изъятии наличных денежных средств нужно ли налоговым органам выносить постановление об обращении взыскания на имущество должника?

     
     В соответствии с п. 6 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, обращение взыскания на наличные денежные средства должника производится лицом, осуществляющим взыскание. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфе кассы должника и находящиеся в изолированном помещении кассы, а также денежная наличность независимо от места ее хранения, которая значится по бухгалтерским (кассовым) документам должника, подлежат изъятию независимо от согласия должника незамедлительно по их представлении или обнаружении, если иное не предусмотрено федеральным законом.
     
     Учитывая, что изъятие денежных средств не связано с проведением процедур оценки и реализации и является мерой, равнозначной бесспорному взысканию задолженности по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды с расчетного (текущего) счета должника, вынесения постановления налогового органа об их изъятии не требуется, и оно может производиться на основании письменного поручения начальника (заместителя начальника) налогового органа при обязательном участии сотрудников федерального органа налоговой полиции и оформляется актом об их изъятии.
     

     Какая денежная наличность может изыматься налоговым органом у предприятия-недоимщика?

     
     В соответствии с Порядком ведения кассовых операций, изложенным в письме Банка России от 04.10.93 № 18, прием (выдача) наличных денежных средств в кассу предприятия производится по приходным кассовым ордерам, квитанциям. Все поступления (выдачи) наличных денежных средств предприятия учитываются в кассовой книге, записи в которую производятся кассиром сразу же после получения (выдачи) денежных средств по каждому ордеру или другому, заменяющему его документу. Учтенные таким образом средства и могут определять денежную наличность организации, ее подразделения.
     
     Законом РФ “О Государственной налоговой службе РСФСР” (гл. 2, ст. 7, п. 4) налоговым органам предоставлено право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан.
     

     Является ли признак ограничения в приватизации достаточным основанием для невозможности наложения административного ареста в соответствии с п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”?

     
     Согласно п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций” арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.
     
     Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут либо принадлежать лишь определенным участникам оборота, либо находиться в обороте только по специальным разрешениям. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.07.96 № 802 “О перечне предприятий и организаций оборонного комплекса, приватизация которых запрещена”, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13.04.96 № 541 “О мерах по обеспечению эффективности государственного контроля за приватизацией предприятий и организаций оборонного комплекса”, отдельные предприятия отнесены к числу тех, приватизация которых запрещена.
     
     Эти предприятия как имущественный комплекс являются объектом гражданских прав ограниченно оборотоспособными, так как право собственности на данные объекты может принадлежать только Российской Федерации.
     
     Таким образом, признак ограничения в приватизации является достаточным основанием для заключения об ограничении объекта (предприятия - как имущественного комплекса) в обороте и, соответственно, имущество такого предприятия-недоимщика не может быть подвергнуто административному аресту на основании п. 7 Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199.
     

     В каком порядке следует обращать взыскание на имущество в уплату недоимки по налогам в бюджет, если организацией-должником является филиал юридического лица?

     
     Действие Временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.02.96 № 199 “О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций”, распространяется на юридические лица, в том числе при наличии недоимки по платежам в бюджет и у их филиалов.
     
     Согласно вышеназванному положению налоговый орган направляет юридическому лицу письменное требование о погашении задолженности и в случае неисполнения его в 5-дневный срок выносит решение об обращении взыскания на имущество филиала. Административный арест на имущество филиала налагается органом федеральной службы налоговой полиции.
     
     Обращение взыскания на имущество должника осуществляется налоговым органом при отсутствии средств на его расчетном (текущем) счете.