Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Т.А. Сорокина, советник налоговой службы III ранга

   

На вопросы налогоплательщиков отвечает Т.А. Сорокина,
советник налоговой службы III ранга

     
     Какая ставка пени применяется за несвоевременную уплату налога после вступления в силу Федерального закона от 26.03.98 № 42-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1998 год”:
     
     при несвоевременной уплате текущих платежей по налогам и сборам;
     
     при несвоевременной уплате налогов и сборов, выявленной документальной проверкой, относящихся к отчетному периоду до вступления и после вступления в действие указанного Закона?

     
     Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.96 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “О федеральных органах налоговой полиции”" разъяснил, что пеня является дополнительным платежом как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога и носит восстановительный характер.
     
     Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации  пеня рассматривается как компенсация потерь государственной казны в результате несвоевременной уплаты налога.
     
     Следовательно, за ранее выявленную просрочку уплаты налога применяется ставка пени за каждый день задержки уплаты налога, исходя из установленных законодательством Российской Федерации ставок пени на соответствующий период.
     
     Частью шестой ст. 24 Федерального закона от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” установлено, что за несвоевременную уплату налогов и сборов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России.
     
     Задолженность юридических лиц по уплате пени, образовавшаяся по состоянию на дату вступления в силу указанного Федерального закона, по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляют органы Госналогслужбы России, пересчитывается исходя из ставки, установленной частью шестой ст. 24 Закона РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
     
     Пунктом 3 Порядка пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней по налогам и сборам, контроль за взиманием которых осуществляется органами Госналогслужбы России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.06.98 № 576 “О начислении пеней и порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пеней”, установлено, что исчисление пеней по налогам и сборам, дополнительно начисленных по результатам документальных проверок юридических лиц после 1 апреля 1998 г., производится:
     
     по ставке 0,06 процента за каждый день просрочки - за период до 1 апреля 1998 г.;
     
     по ежедневной ставке в размере одной трехсотой ставки рефинансирования банка России, действующей на соответствующую дату, -  за период после 1 апреля 1998 г.
     
     Пени по налогам и сборам, уплаченные юридическими лицами до 1 апреля 1998 г., пересчету не подлежат.
     

     Статьей 7 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 ”О налоге на имущество предприятий” (в редакции Федерального закона от 08.01.98 № 1-ФЗ) установлено, что предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном указанным Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием в целом по предприятию, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего) счета.
     
     Что следует понимать в данном случае под территориально обособленными подразделениями: подразделения юридического лица, находящиеся на территории других субъектов Российской Федерации, или подразделения, расположенные отдельно от головного предприятия на территории городов, районов одного субъекта?
     
     Должно ли головное предприятие вносить в бюджеты городов и районов края (в их доле) налог на имущество предприятий?

     
     Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации к территориально обособленным подразделениям юридического лица, расположенным вне места нахождения, отнесены представительства и филиалы.
     
     Исходя из содержания ст. 7 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий” головные предприятия по месту нахождения указанных подразделений зачисляют налог в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в порядке, установленном Законом РФ “О налоге на имущество предприятий”, то есть равными долями, применяя ставку налога, действующую на территории субъекта Российской Федерации.
     

     Подлежит ли обложению налогом на имущество предприятий имущество, переданное в доверительное управление?
     
     Если да, то кто является плательщиком указанного налога - учредитель управления - собственник имущества или доверительный управляющий, на баланс которому согласно договору доверительного управления передано имущество?

     
     Статьей 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     Однако согласно ст. 1020 Кодекса доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Распоряжение недвижимым имуществом доверительный управляющий осуществляет в случаях, предусмотренных договором доверительного управления.
     
     Статьей 1018 Гражданского кодекса установлено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
     
     Учитывая, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ “О налоге на имущество предприятий” налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что обязанность по уплате указанного налога возникает у доверительного управляющего.
     

     Подлежит ли переоценке по состоянию на 01.01.97 имущество, находящееся в доверительном управлении? Если да, то кто должен осуществить переоценку: доверительный управляющий, на баланс которого согласно договору передано имущество, или учредитель управления - собственник имущества?

     
     Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 07.12.96 № 1442 “О переоценке основных фондов в 1997 году” (в редакции постановления Правительства РФ от 17.10.97 № 1332) установлено, что результаты переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года не учитываются при исчислении налога на имущество организаций за 1996 и 1997 годы, а также амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в 1997 году.
     
     Порядок проведения переоценки основных фондов по состоянию на 1 января 1997 года утвержден Госкомстатом России, Минэкономики России и Минфином России 18.02.97 № ВД-1/24/336 (зарегистрирован в Минюсте России 07.03.97 № 1266).
     
     Переоценка имущества, так же как и уплата налога на имущество, находящееся в доверительном управлении, должна производиться доверительным управляющим.
     

     Унитарное предприятие не является собственником имущества, переданного ему на баланс в хозяйственное ведение или оперативное управление. Является ли указанное предприятие плательщиком налога на имущество?

     
     Унитарным предприятием в соответствии со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
     
     Согласно п. 6 указанной статьи ГК РФ деятельность унитарного предприятия должна регулироваться специальным законом, формирующим его правовой статус, который до настоящего времени отсутствует.
     
     Юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, кроме норм Гражданского кодекса Российской Федерации, на основе законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 13.12.91 № 2030-1 “О налоге на имущество предприятий” плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 указанного Закона налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
     

     Унитарное предприятие - юридическое лицо. Следовательно, упомянутое предприятие является плательщиком налога на имущество предприятий.