Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможенные органы в механизме государственного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками


Таможенные органы в механизме государственного контроля за внешнеторговыми бартерными сделками


А.Н. Козырин,

профессор, доктор юридических наук
     
     Бартерные операции продолжают занимать в последние годы заметное место во внешней торговле. Согласно данным таможенной статистики Российская Федерация вела в 1995 году бартерную торговлю более чем со 100 государствами, и доля товарообменных операций в совокупном внешнеторговом обороте была равна 7,5 %. По итогам 1996 года объем бартерной торговли составил 9,7 млрд долларов США, или 7,8 % всего внешнеторгового оборота Российской Федерации (без учета сведений, полученных по товарообменной торговле между Россией и Белоруссией).
     
     В настоящее время наметилась тенденция увеличения этой доли прежде всего за счет развития бартерной торговли с государствами-участниками СНГ. Удельный вес этих стран в общем объеме бартерного товарооборота в 1996 году превысил 60-ти процентный уровень. Значительная часть товарообменных операций приходится на выполнение межгосударственных (межправительственных) соглашений России, а также на сотрудничество, осуществляемое в рамках производственной кооперации с организациями государств-участников СНГ. Наибольшие объемы взаимных поставок пришлись на Украину, Казахстан и Белоруссию.
     
     Среди стран “дальнего зарубежья” основными партнерами России по бартеру являются Китай, ФРГ, Куба, Венгрия и США. Товарная структура бартера с зарубежными странами не претерпевает в последнее время значительных изменений. Как известно, российский экспорт имеет сырьевую направленность. Что же касается импортных поставок, осуществляемых по бартеру из стран “дальнего зарубежья”, то их основу составляет, как и прежде, продукция машиностроения.
     
     Объем бартера во внешнеторговой деятельности предопределил необходимость распространения валютного контроля и на этот вид внешнеторговых операций. Безвалютный товарообмен давно стал одним из основных каналов сокрытия валютной выручки и ее перевода за рубеж.
     
     Механизм валютного контроля за товарообменными сделками еще только формируется, но уже, по предварительным данным, можно сделать вывод о возможности дополнительного ежегодного взыскания штрафов по данной категории дел на сумму около 10 млрд рублей*1.
     
     -----
     *1. Кутепов А. Валютный контроль набирает силу//Экономика и жизнь, 1997, № 7. С. 26.
       

Нормативно-правовая база


     Система валютного контроля за бартерными операциями закреплена в целом ряде подзаконных актов, среди которых особое место занимает Указ Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”. В нем содержатся определение внешнеторговых бартерных сделок и основные характеристики механизма валютного контроля за бартерными поставками.
     
     Во исполнение этого Указа было принято постановление Правительства РФ от 31.10.96 № 1300 “О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок”.
     
     Положения Указа Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ нашли свое дальнейшее развитие в приказе ГТК России от 11.03.97 № 110 “Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок”.
     
     На межведомственном уровне 3 декабря 1996 года МВЭС России (№ 10-83/3225), ГТК России (№ 01-23/21497) и Минфин России (№ 01-14/197) приняли Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок (зарегистрирован в Минюсте России 17.12.96 № 1213). Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”, был утвержден совместно МВЭС России (от 13.03.97 № 10-83/897), ГТК России (от 04.03.97 № 01-23/4663), ВЭК России (от 02.02.97 № 07-26/356) по согласованию с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 24.04.97 № 1296).
     
     Другой межведомственный акт - Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации - был утвержден правовыми актами ГТК России (11.04.97 № 01-23/6678), МВЭС России (09.04.97 № 10-83/1355) и ВЭК России (02.04.97 № 07-26/768) (зарегистрирован в Минюсте России 27.05.97 № 1315).
     
     В многочисленных письмах, указаниях, распоряжениях ГТК России разъясняются и уточняются отдельные вопросы, связанные с организацией и осуществлением контроля внешнеторговых бартерных сделок.
          

Объект валютного контроля


     Объектом валютного контроля являются внешнеторговые бартерные сделки, под которыми понимаются сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности. Такое определение бартерных сделок содержится в п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209. Там же указывается, что к бартерным сделкам не относятся сделки, предусматривающие использование при их осуществлении денежных или иных платежных средств.
     
     Участники внешнеэкономической деятельности для совершения бартерных сделок заключают в простой письменной форме двусторонний договор мены. В договоре указываются следующие обязательные реквизиты: дата и номер договора, номенклатура товара, количество, качество и стоимость товара, сроки и условия экспорта и импорта, перечень работ, услуг, стоимость и сроки их выполнения, перечень документов, которые представляются российскому лицу в подтверждение факта выполнения работ или оказания услуг. Помимо этого, в текст договора включаются положения об ответственности сторон в случае невыполнения взаимных обязательств.
     
     Установление порядка удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора предполагает также формулирование арбитражного соглашения - в суде какой страны будут рассматриваться возникающие споры. Очевидно, что для российской стороны выгодно рассмотрение спора в отечественном арбитраже (что дает значительную экономию в судебных издержках и накладных расходах).
     
     Договоры, которыми оформляются бартерные сделки, представляют собой, как правило, один документ. Исключение составляют бартерные сделки, заключаемые в счет выполнения международных соглашений. Они могут оформляться договором, состоящим из нескольких документов. При этом обязательно устанавливается взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки.
          

Механизм валютного контроля


     Механизм валютного контроля за бартерными сделками соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Значительным шагом вперед стало распространение действия контрольного механизма не только на торговлю товарами, но и на обмен услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности.
     
     Основным документом в механизме валютного контроля является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товаров, работ, услуг, получения результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу в счет исполнения таких сделок.
     
     Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в течение 180 дней, исчисляемых с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Россию эквивалентной по стоимости соответствующей продукции по бартеру с подтверждением поставки необходимыми документами. Превышение 180-дневного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии соответствующего разрешения МВЭС России*1.
     
     -----
     *1. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.04.98 № 483 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" МВЭС России было упразднено, а соответствующие функции МВЭС России были переданы вновь созданному Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
     
     Когда условия внешнеторгового договора, устанавливающие обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, изменяются на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного законодательства.
     
     При осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по внешнеторговым сделкам (включая бартерные сделки) в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные органы исходят из того, что обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке (если иное не предусмотрено российским законодательством) является одним из требований таможенного режима экспорта товаров (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”).
     
     Особенностью осуществления бартерных сделок, связанных с экспортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, является обязанность российских лиц представить в течение 15 дней с момента вывоза работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности в ВЭК России документы, подтверждающие выполнение или получение вышеуказанных работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Перечень таких документов был приведен в письме ГТК России от 29.07.97 № 01-15/14421:
     
     1) деловые услуги (консультационные, компьютерные, лизинговые и др.). При их вывозе представляются акт приемки-сдачи, счет или счет-фактура;
     
     2) услуги в области связи. При оказании почтовых услуг представляется почтовая квитанция, курьерских - курьерская расписка;
     
     3) аудиовизуальные услуги и услуги в области телекоммуникаций подтверждаются актом приемки-сдачи, счетом или счетом-фактурой;
     
     4) строительные, инженерные и дистрибьюторские услуги подтверждаются такими же документами;
     
     5) вывоз услуг в области образования подтверждается удостоверением, свидетельством, сертификатом, дипломом о получении образования, присвоения квалификации, получении специальности;
     
     6) при вывозе финансовых услуг представляется страховой полис, счет или счет-фактура;
     
     7) транспортные услуги подтверждаются различными видами коносаментов (океанский, на смешанные перевозки) или транспортными накладными;
     
     8) предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности подтверждается договором об уступке (передаче) прав, лицензионным договором, счетом или счетом-фактурой.
     
     Механизм контроля предусматривает распространение на экспорт по бартеру так же, как и на “валютный” экспорт, процедуры предотгрузочной инспекции по оценке количества, качества и цены вывозимых товаров.
          

Паспорт бартерной сделки


     Паспорт бартерной сделки - основной документ контроля и учета бартерных сделок, совершаемых российскими лицами в соответствии с заключенными внешнеторговыми договорами. Товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности могут быть экспортированы по бартеру только при наличии оформленного паспорта бартерной сделки (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209). Таким образом, паспорт бартерной сделки становится обязательным документом для таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения бартерных сделок.
     
     Паспорт бартерной сделки оформляется по каждому заключенному внешнеторговому договору. Если в текст договора внесены изменения и/или дополнения, касающиеся сведений, которые использовались при оформлении паспорта сделки, российское лицо обязано до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с данным договором, переоформить паспорт бартерной сделки.
     
     Для оформления паспорта бартерной сделки российское лицо направляет заявление уполномоченному МВЭС России в регионе, в котором осуществлена государственная регистрация данного лица. Если сумма договора превышает 1 млн долларов США, паспорт бартерной сделки должен оформляться только в Управлении уполномоченного МВЭС России по Центральному району по согласованию с Департаментом регулирования внешнеэкономической деятельности. В случае необходимости предельная сумма договора в 1 млн долларов США может изменяться МВЭС России. Под суммой договора понимается общая сумма экспортируемых в соответствии с договором товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, включая сумму денежных средств, подлежащую уплате иностранному лицу за передаваемые российскому лицу товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и предоставленные результаты интеллектуальной деятельности.
     
     Заявление с просьбой оформить паспорт бартерной сделки на конкретный внешнеторговый договор подписывается уполномоченным лицом российской стороны договора и скрепляется печатью.
     
     К заявлению прилагаются следующие документы:
     
     1) два экземпляра подписанного и удостоверенного печатью российского лица паспорта сделки;
     
     2) оригинал внешнеторгового договора (изменения и/или дополнения к договору), на основании которого был составлен паспорт сделки. Наряду с оригиналом договора к заявлению прилагаются его удостоверенные копии, которые остаются в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе. Если отсутствует оригинал договора на русском языке, то прилагается удостоверенный российским лицом перевод договора на русский язык (также остается в Управлении уполномоченного);
     
     3) оригинал и копии разрешений МВЭС России на превышение предельных сроков, установленных для исполнения текущих валютных операций, а также на выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209);
     
     4) удостоверенная копия документа о регистрации российского лица;
     
     5) копии учредительных документов юридических лиц (прилагаются к заявлению только при первом обращении за оформлением паспорта сделки в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе);
     
     6) копия документа, подтверждающего учет российского лица органами государственной статистики.
     
     В случае если паспорт бартерной сделки оформляется на договор, заключенный во исполнение международного соглашения Российской Федерации, к документам, которые вместе с заявлением направляются в Управление уполномоченного МВЭС России в регионе, добавляется копия такого международного соглашения.
     
     Если же договор, на основании которого составлен паспорт бартерной сделки, был заключен до вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209, для оформления паспорта сделки необходимо представить документы, подтверждающие исполнение части договора, - копии таможенных деклараций, актов и иных документов, свидетельствующих о выполнении работ, оказании услуг, передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности.
     
     В течение срока, не превышающего 21 рабочий день, уполномоченный МВЭС России в регионе должен удостовериться в наличии всех необходимых документов, правильности их оформления, провести проверку представленных документов и убедиться в соответствии сведений, указанных в паспорте сделки, сведениям, содержащимся в этих документах. В случае необходимости представления дополнительных сведений срок рассмотрения заявления исчисляется с даты поступления запрашиваемых документов и при этом не может превышать четырех рабочих дней.
     
     Результатом рассмотрения заявления российской стороны может стать оформление и выдача паспорта бартерной сделки либо отказ в оформлении паспорта сделки (из-за несоответствия сведений, содержащихся в представленных документах, данным, указанным в паспорте сделки, по причине отсутствия разрешения, выдаваемого в случаях, предусмотренных п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209, из-за составления паспорта бартерной сделки с нарушением установленных требований и т.д.). При принятии решения об отказе в оформлении паспорта бартерной сделки российскому лицу даются рекомендации (в письменной форме) по составлению паспорта сделки и возвращаются оригиналы и копии прилагавшихся к заявлению документов.
     
     При положительном исходе рассмотрения заявления уполномоченный МВЭС России в регионе подписывает и удостоверяет печатью оба экземпляра паспорта сделки. Один экземпляр выдается под роспись представителю российского лица, а второй остается в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе.
     
     За оформление и переоформление паспорта бартерной сделки взимается плата в установленном порядке.
     
     В соответствии с Положением об установлении размеров платы за оформление лицензий, сертификатов и паспортов бартерных сделок на экспорт и импорт товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (зарегистрировано в Минюсте России 11.12.97 № 1426) плата за рассмотрение документов о выдаче и оформление паспортов бартерных сделок устанавливается в размере 15 минимальных размеров оплаты труда.
          

Правила оформления паспорта бартерной сделки


     Паспорт бартерной сделки составляется на печатающем устройстве ЭВМ или пишущей машинке. Все графы формуляра паспорта сделки должны быть обязательно заполнены. Какие-либо исправления в тексте не допускаются. При оформлении паспорта сделки могут применяться лишь такие сокращения слов, которые содержатся в Общероссийском классификаторе технико-экономической информации.
     
     Каждому паспорту бартерной сделки присваивается номер-код, состоящий из четырех частей. Первая часть - это цифра “3”, означающая, что данный паспорт сделки предназначен для контроля за исполнением бартерных сделок (напомним, цифра “1” используется при формировании номера-кода паспорта сделки, применяемого в целях валютного контроля за экспортными поступлениями, а цифра “2” - для нумерации паспорта импортной сделки). Вторая часть номера-кода паспорта бартерной сделки состоит из восьми цифр идентификационного номера Управления уполномоченного МВЭС России в регионе - того Управления, которым данный паспорт был оформлен (код ОКПО). Третья часть номера “фиксирует” все случаи переоформления паспорта бартерной сделки. Три цифры в третьей части означают номер, присвоенный переоформляемому паспорту сделки при внесении изменений и/или дополнений во внешнеторговый договор. При отсутствии таковых изменений (дополнений) в данной части номера паспорта бартерной сделки проставляется “000”. Наконец, четвертая часть номера-кода паспорта состоит из десяти цифр. Две первые цифры - 00. Третья цифра - последняя цифра текущего года. Четвертая, пятая и шестая цифры соответствуют номеру печати уполномоченного МВЭС России в регионе, которой удостоверяется данный паспорт сделки. Последними четырьмя цифрами фиксируется регистрационный номер данного паспорта сделки в Управлении уполномоченного МВЭС России в регионе в порядке возрастания с начала календарного года (остается неизменным при переоформлении паспорта сделки).
     
     После номера паспорта сделки указывается дата его регистрации в МВЭС России. Эта дата остается неизменной при переоформлении паспорта бартерной сделки.
     
     Паспорт бартерной сделки состоит из семи разделов:
     

     1) реквизиты Управления уполномоченного МВЭС России в регионе;
     
     2) реквизиты российского лица;
     
     3) реквизиты иностранного лица;
     
     4) реквизиты и условия договора;
     
     5) разрешение МВЭС России;
     
     6) подписи уполномоченных лиц;
     
     7) особые отметки.
     
     Реквизиты Управления уполномоченного МВЭС России в регионе включают полное наименование и почтовый адрес Управления (Отделения) уполномоченного МВЭС России в регионе, оформившего данный паспорт бартерной сделки.
     
     Реквизиты российского лица - это полное официальное наименование российского лица, от имени и по поручению которого заключен внешнеторговый договор и который оформляет паспорт бартерной сделки, его полный юридический адрес, код, присвоенный ему в налоговых органах Российской Федерации (код налогоплательщика), а также код, присвоенный органами государственной статистики (код ОКПО). При изменении кода ОКПО в связи с перерегистрацией российского лица после оформления паспорта сделки код ОКПО, указанный в разделе “Реквизиты российского лица”, остается неизменным. Если российской стороной внешнеторгового договора является физическое лицо, которому не присвоен код ОКПО, в графе “Код ОКПО” указывается восьмизначный код: первые четыре цифры - “0000”, последние четыре цифры - учетный номер, присваиваемый физическому лицу Управлением уполномоченного МВЭС России в регионе.
                                                    

Паспорт бартерной сделки

№ 3/00000000/000/0000000000
от 00.00.00

1.Реквизиты Управления уполномоченного МВЭС России:
Наименование       _________________________________________________________________ 
Почтовый адрес     _________________________________________________________________

2.Реквизиты российского лица:
Наименование -  ____________________________________________________________________
Код налогоплательщика   ____________________________________________________________
Код ОКПО    ________________________________________________________________________
Адрес -   __________________________________________________________________________

3.Реквизиты иностранного лица:
Наименование   _____________________________________________________________________
Страна     _________________________________________________________________________
Адрес  _____________________________________________________________________________

4.Реквизиты и условия договора:
Номер   ____________________________     Последняя дата  ___________________________   
Дата    ____________________________     Форма расчетов  ___________________________
Сумма договора  ____________________     Срок встречной поставки  __________________
Валюта цены  _______________________
Код валюты цены  ___________________

5.Разрешение МВЭС России
Номер  _____________________________     Дата  _____________________
Отсрочка - _________________________

6.Подписи уполномоченных лиц:
От Управления уполномоченного МВЭС       От Российского лица 
России

Должность                                Должность 
И.О. Фамилия (подпись)                   И.О.Фамилия (подпись) 
М.П. Дата                                М.П. Дата

7.Особые отметки:

     Реквизитами иностранного лица являются его наименование (указывается в том виде, в котором он приведен в данном внешнеторговом договоре), страна нахождения и адрес иностранного лица.
     
     В разделе “Реквизиты и условия договора” указываются номер и дата заключения внешнеторгового договора и его основные условия:
     
     - сумма договора - общая стоимость экспортируемых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с данным внешнеторговым договором;
     
     - валюта цены и код валюты цены;
     
     - последняя дата - наиболее поздняя из двух прогнозируемых дат: дата завершения таможенного оформления последней партии товаров либо дата принятия работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, завершающих исполнение договора;
     
     - форма расчетов - указывается код применяемой формы расчетов в соответствии с условиями внешнеторгового договора. Классификатор формы расчетов по внешнеторговым бартерным сделкам с соответствующими кодами содержится в приложении № 2 к Порядку оформления и учета паспортов бартерных сделок;
     

     - срок встречной поставки - указывается код расчетного срока ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров или принятия работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, не связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, по отношению к дате осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Классификатор сроков встречной поставки с соответствующими кодами содержится также в приложении № 2 к Порядку оформления и учета паспортов бартерных сделок. Российское лицо самостоятельно рассчитывает срок встречной поставки, учитывая условия внешнеторгового договора, время движения товаров по таможенной территории Российской Федерации и другие значимые факторы. Указанный срок исчисляется от наиболее ранней из двух расчетных дат: даты таможенного оформления экспортируемых товаров либо даты передачи результатов интеллектуальной деятельности, работ, услуг, выполняемых российским лицом.
     
     Раздел “Разрешение МВЭС России” заполняется в случаях, предусмотренных в п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок”:
     
     - при превышении в соответствии с договором сроков ввоза товаров, результатов интеллектуальной деятельности, работ, услуг, срока в 180 дней, установленного валютным законодательством для совершения текущих валютных операций (в этом случае указывается предоставленная МВЭС России отсрочка встречной поставки);
     
     - при выполнении иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, результатов интеллектуальной деятельности, работ, услуг.
     
     Порядок выдачи разрешений на проведение отдельных бартерных сделок утвержден МВЭС России (13.03.97 № 10-83/897), ГТК России (04.03.97 № 01-23/4663), ВЭК России (28.02.97 № 07-26/356).
     
     Выдача разрешений осуществляется МВЭС России (Министерством промышленности и торговли РФ). С этой целью в министерстве создается Регистрационная комиссия, в состав которой, кроме представителей отдельных департаментов министерства, могут входить представители ГТК России, ВЭК России, Банка России, МВД России, ФСБ России и других заинтересованных министерств и организаций.
     
     Для оформления такого разрешения российское лицо представляет заявление, в котором содержатся сведения о российском лице (наименование, адрес, код ОКПО), о договоре (его номер, дата заключения, номера дополнений и/или изменений к договору, наименования экспортируемых и импортируемых товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, сумма договора), а также формулируется основание для оформления разрешения. К заявлению прилагаются необходимые документы (пояснительная записка с обоснованием заявления, удостоверенные копии учредительных документов и документа о государственной регистрации, оригинал договора и др.).
     

     В случае если в соответствии с условиями бартерной сделки встречное обязательство предусматривает выполнение работ, оказание услуг или предоставление результатов интеллектуальной деятельности, заявителем представляется заключение об эквивалентной стоимости подлежащих обмену товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности по экспертизе, проведенной в В/О “Союзэкспертиза”, ТПП России или в других уполномоченных на то организациях и учреждениях.
     
     Заявление с прилагаемыми документами рассматривается на заседаниях Регистрационной комиссии. В течение срока, не превышающего 21 рабочий день с даты подачи заявления, Регистрационная комиссия принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче такого разрешения.
     
     Раздел “Подписи уполномоченных лиц” паспорта бартерной сделки содержит подписи должностных лиц (с указанием должности), представляющих российское лицо и Управление уполномоченного МВЭС России в регионе.
     
     В разделе “Особые отметки” указываются (раздельно) суммы исполненных на дату оформления паспорта экспортной и импортной частей договора; номера и даты изменений и/или дополнений к договору при переоформлении паспорта бартерной сделки, а также иная информация, облегчающая работу контролирующих органов.
     
     Паспорт бартерной сделки сопровождается приложением, в котором дается подробное описание экспортной и импортной составляющих бартерной сделки с указанием девятизначного кода, полного наименования экспортируемых (импортируемых) товаров по ТН ВЭД СНГ (Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СНГ) и кодов работ и услуг согласно Классификатору услуг во внешнеэкономической деятельности, разработанному Статистическим комитетом СНГ. В приложении к паспорту бартерной сделки указываются также данные о количестве экспортируемых (импортируемых) товаров, базисных условиях поставки (по ИНКОТЕРМС), цене за единицу товара и стоимости товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в валюте цены договора на условиях базиса поставки.
          

Таможенное оформление бартерных поставок


     В приказе ГТК России от 10.11.96 № 680 устанавливается, что паспорт бартерной сделки является документом, необходимым для достижения таможенных целей. Он представляется таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление партии товаров, пересекающих таможенную границу в счет исполнения внешнеторгового договора мены (бартера), наряду с другими необходимыми для таможенного контроля документами (внешнеторговым договором, оригиналом ГТД, лицензией Банка России). Должностное лицо таможенного органа проверяет сведения, указанные в представленных документах.
     
     Во Временном положении о распределении компетенции по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок между таможенными органами различных уровней (приказы ГТК России от 29.12.95 № 796 и от 04.02.98 № 63) названы основные этапы контроля при таможенном оформлении внешнеторговой бартерной сделки:
     
     1) рассмотрение представляемых документов, необходимых для осуществления контроля за исполнением бартерных сделок;
     
     2) проверка соответствия паспорта бартерной сделки требованиям, предъявляемым к его форме, условиям договора, а также условий договора действующему законодательству;
     
     3) проверка соответствия данных, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в паспорте бартерной сделки, условиям договора и информации из других имеющихся документов;
     
     4) сверка соответствия оттиска печати уполномоченного МВЭС России в регионе, завершившего паспорт сделки, образцам оттисков печатей, полученным из ГТК России;
     
     5) проверка соответствия кода, указанного в третьем подразделе графы 20 ГТД, форме расчетов, предусмотренной договором.
     
     Таможенное оформление внешнеторговой бартерной сделки прекращается при выявлении несоответствия сведений, содержащихся в представленных в таможенный орган документах, сведениям, указанным в паспорте бартерной сделки. Из этого правила установлено несколько исключений. Не может служить основанием для отказа в выпуске товаров:
     
     - отсутствие в договоре сведений об общей стоимости товаров, форме расчетов (при наличии указанных данных в паспорте сделки);
     
     - расхождение данных, содержащихся в договоре и паспорте сделки, в сроках встречной поставки, вызванное объективными условиями (время движения товара и т.д.) при условии соблюдения общего срока исполнения текущих валютных операций - 180 дней;
     
     - фактическое превышение сроков ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, установленных для исполнения текущих валютных операций по отношению к дате экспортной поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности при отсутствии соответствующего разрешения МВЭС России (Министерства промышленности и торговли РФ), при условии представления паспорта сделки;
     
     - наличие в графе паспорта бартерной сделки “Последняя дата” более ранней даты, чем дата начала таможенного оформления товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения или реимпорта, если данное обстоятельство вызвано:
     
     а) предварительным помещением товаров под иной таможенный режим;
     
     б) нахождением товара на складе временного хранения;
     
     в) нарушением сроков поставки товаров иностранным лицом;
     
     - несовпадение кодов товаров по ТН ВЭД СНГ, фактически перемещаемых через российскую таможенную границу, в соответствии с условиями договора, и кодов товаров, указанных в соответствующей графе приложения к паспорту бартерной сделки (если изменение товарной номенклатуры подтверждено изменениями и/или дополнениями к соответствующему договору).
     
     Кроме случая обнаружения несоответствия в документах, представленных в таможенный орган, таможенное оформление внешнеторговой бартерной сделки прекращается и в некоторых других случаях - например, в случае представления внешнеторгового бартерного договора, оформленного с нарушением установленных требований; отсутствия номера и даты разрешения, выдаваемого МВЭС России (Министерством промышленности и торговли РФ), в соответствующей графе паспорта сделки, если его наличие обязательно исходя из условий договора; несоответствия оттиска печати уполномоченного МВЭС России в регионе на паспорте бартерной сделки (его копии) соответствующим образцам оттисков печатей, полученным из ГТК России, и т.д.
     
     Причины отказа в оформлении сделки фиксируются актом произвольной формы, который в течение рабочего дня, следующего за днем составления акта, представляется в отдел таможенной стоимости и валютного контроля таможни.
     
     По завершении таможенного оформления бартерных поставок в ГТД проставляются соответствующие отметки. Копия паспорта бартерной сделки вместе с экземпляром ГТД хранится в делах таможни в течение срока, установленного для хранения ГТД.
     
     В соответствии с п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок” контроль за исполнением устанавливаемых этим нормативным правовым актом требований в части совершения бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров, осуществляют таможенные органы Российской Федерации. Именно они с помощью паспорта бартерной сделки отслеживают факт ввоза товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, а также контролируют зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в установленном порядке.
          

Ответственность за нарушение правил совершения внешнеторговых бартерных сделок


     В Указе Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1209 “О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок” содержится уже упоминавшееся положение, предлагающее исходить из того, что обязательный ввоз товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление валютной выручки в установленном порядке на счета в уполномоченных банках, является требованием таможенного режима экспорта наряду с иными требованиями, установленными ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации. В письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.09.96 № С1-7/03-572 это положение рекомендовано иметь в виду при применении статьи 273 Таможенного кодекса Российской Федерации (“Неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим, изменение их состояния, пользование и распоряжение ими”). Об этом же говорится в письме ГТК России от 04.09.96 № 06-10/16092. Нарушения, предусмотренные ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации, влекут наложение штрафа в размере от 100 до 200 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, а также одного из трех дополнительных взысканий: конфискация, взыскание стоимости таких товаров и транспортных средств, отзыв лицензии или квалификационного аттестата.
     
     В случае привлечения к ответственности лиц за неисполнение требований таможенного режима экспорта, предъявляемых при вывозе товаров в соответствии с этим таможенным режимом в счет исполнения внешнеторговых бартерных сделок, может использоваться порядок определения стоимости товаров, установленный в письме ГТК России от 24.03.97 № 01-15/5334 “Об особенностях определения стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом нарушения таможенных правил”.
     
     При вынесении постановления о наложении взыскания по делу о нарушении таможенных правил, которое исчисляется исходя из стоимости товаров, являющихся непосредственным объектом такого правонарушения, стоимость товаров может определяться как цена этих товаров, указанная сторонами внешнеэкономических договоров, в соответствии с которыми эти товары были вывезены из Российской Федерации в случаях, когда одновременно выполняются следующие условия:
     
     - договор действует на момент обнаружения должностными лицами таможенных органов нарушения таможенных правил;
     
     - между сторонами договора до указанного момента не возник гражданско-правовой спор о цене товаров либо относительно иных условий договора, разрешение которого может прямо или косвенно повлиять на цену товаров;
     
     - цена товаров определена договором и в соответствии с его условиями она не может быть определена или изменена в зависимости от каких бы то ни было действий, событий или иных обстоятельств, кроме возможности изменения цены товаров сторонами договора;
     
     - товары не могут быть изъяты при производстве или рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в связи с их вывозом из Российской Федерации.