Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает А.М. Ус, советник налоговой службы I ранга, Московская обл.

     

На вопросы налогоплательщиков отвечает
А.М. Ус,
советник налоговой службы I ранга, Московская обл.

     
     
     Можно ли предъявлять меры экономического воздействия к юридическому лицу за отсутствие лицензии на право торговли алкогольной продукцией как подакцизного товара при наличии у него патента на право торговли и лицензии на розничную торговлю, выдаваемую в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.08.96 № 987?

     
     На основании письма Госналогслужбы России от 18.11.96 № ВК-01/798 “О порядке налогообложения и взимания платы за выдачу лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям”, согласованного с Минфином России, в соответствии с Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ “О Государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”, Указом Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1213 “Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции”, розничная торговля алкогольной продукцией осуществляется при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.
     
     Порядок выдачи лицензий, предоставляющих юридическим и физическим лицам право осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией, установлен Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.96 № 987 “О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией”.
     
     Этими документами предусмотрено, что рассмотрение и выдача лицензий на розничную торговлю алкогольной продукцией производятся органами местного самоуправления на платной основе. За рассмотрение заявления взимается плата в размере 1/10 минимального размера оплаты труда, а за выдачу лицензии - в размере 3-х минимальных размеров оплаты труда. Указанные платы - за рассмотрение заявлений и выдачу лицензий - поступают в доход бюджета, за счет которого содержится орган лицензирования.
     
     При этом следует иметь в виду, что выдача лицензий на платной основе в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией от 19.08.96 № 987 не должна рассматриваться как налоговый платеж, установленный п. 1 “л” ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” или п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.10.92 № 1311 “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции”.
     
     Так, п. 1 “л” ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” установлен лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, уплачиваемый юридическими лицами в размере 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, а физическими лицами - 25 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год.
     

     Указом Президента Российской Федерации от 29.10.92 № 1311 “О мерах по защите прав покупателей и предотвращении спекуляции” с 1 декабря 1992 года введено лицензирование торговли продовольственными и непродовольственными товарами, облагаемыми в установленном порядке акцизами, к числу которых относятся и винно-водочные изделия. Местным органам власти было рекомендовано устанавливать размер платы за торговлю подакцизными товарами в соответствии с объявленным доходом от их реализации.
     
     В целях избежания двойного налогообложения на торговлю винно-водочными изделиями в регионах может вводиться лицензионный сбор на этот вид продукции исходя из одного из вышеперечисленных нормативных документов.
     

     Объясните порядок списания затрат на приобретение лицензий.

     
     В соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 01.11.93 № 119/НП-4-04/172н расходы по приобретению лицензии на право осуществления уставной деятельности подлежат отражению организациями по дебету счета 04 “Нематериальные активы” и кредиту счета 51 “Расчетный счет” со списанием через счет 05 “Амортизация нематериальных активов” на затраты производства. Этот порядок действует при выдаче организациям лицензий на срок свыше года.
     
     В случае приобретения предприятием (организацией) лицензии на срок до 1 года стоимость лицензии учитывается на счете 31 “Расходы будущих периодов” с последующим отнесением на затраты производства ежемесячно равными долями.
     
     При принятии органами местного самоуправления решения о введении сбора на право торговли подакцизными товарами (в том числе винно-водочными изделиями) в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” расходы по уплате этого сбора (в том числе плата за приобретение лицензии) относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, и отражаются на счете 81 “Использование прибыли”.
     

     Объясните лицензирование деятельности в области связи.

     
     Лицензирование деятельности в области связи в Российской Федерации определено Указом Президента Российской Федерации от 31.07.92 № 810 “О связи в Российской Федерации”, постановлением Правительства РФ от 05.06.94 № 642 “Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации”, а с 22 февраля 1995 года - Федеральным законом от 16.02.95 № 15-ФЗ “О связи”.
     
     В соответствии со ст. 15 данного закона деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, а именно, электрической связи (всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам) осуществляется на основании лицензии, которая выдается Минсвязи России.
     

     Лицензии не требуется в случаях, если деятельность имеет внутрипроизводственное или технологическое назначение; используется для предоставления услуг связи исключительно для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации; сосредоточена в одном комплексе помещений или нескольких комплексах, примыкающих друг к другу, либо установлена на автотранспорте, самолете или на другом транспорте.
     
     Физические и юридические лица, занимающиеся деятельностью в области связи без лицензии или с нарушением порядка ее использования несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
     

     Какой порядок выдачи лицензий в системе образования?

     
     Подпунктом “г” п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с учетом изменений и дополнений) определено, что при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 33 Федерального закона от 12.01.96 № 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”" лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образования или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта Российской Федерации, на основании заключения экспертной комиссии.
     
     Кроме того, постановлением Правительства РФ определен Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, и органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
     
     Согласно указанному Перечню Государственный комитет РФ по высшему образованию выдает лицензии на образовательную деятельность в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования, в том числе дополнительного к полному среднему.