Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в отчислениях во внебюджетные фонды


Новое в отчислениях во внебюджетные фонды     

     
     Донин Ю.Л.
гл. консультант ЗАО “ГО МКПЦН

     
     По материалам Городского отделения Международного консультативно-правового центра по вопросам налогообложения доходов фирм и личных доходов граждан(“ГО МКПЦН”)
     
     Закон РФ “О федеральном бюджете на 1998 год”, опубликованный 31 марта 1998 года, содержит ряд положений, касающихся внебюджетных фондов.
     
     Так, статьей 24 Закона определены принципы реструктуризации задолженности юридических лиц и установлено, что с предприятий и организаций-исполнителей государственного оборонного заказа 1994 -1997 годов, имеющих задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, образовавшуюся по состоянию на 1 января 1998 года в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа (работ), включая работы по поддержанию мобилизационных мощностей, произведенные в соответствии с заключенными государственными контрактами (договорами), а также пеням и штрафам за несоблюдение сроков уплаты указанных обязательных платежей, начисленные пени и штрафы списываются в доле, эквивалентной удельному весу ежегодных установленных объемов указанного заказа в общем объеме производства продукции (работ) соответствующих лет. Налоговым органам и государственным внебюджетным фондам предписано произвести списание сумм указанных пеней и штрафов при подтверждении государственными заказчиками наличия задолженности по государственному оборонному заказу (работам).
     
     Не начисляются в 1998 году пени за просроченные платежи в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, возникающие по причине неплатежеспособности предприятий и организаций-исполнителей государственного оборонного заказа (работ) по заключенным государственным контрактам (договорам), при подтверждении государственными заказчиками наличия соответствующей задолженности, вызванной несвоевременной оплатой продукции (работ).
     
     Правительству РФ было дано поручение разработать и утвердить условия и порядок списания задолженностей по пеням на сумму недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.
     
     Однако несмотря на данное поручение, в постановлении Правительства РФ от 14.04.98 № 395 “О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом”, да и в самих Правилах проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом не содержится упоминаний о порядке реструктуризации задолженности по пеням, образовавшимся на сумму недоимки во внебюджетные фонды, и, соответственно, следует ожидать дополнительных решений по данной проблеме.
     

     Статьей 24 Закона РФ “О федеральном бюджете на 1998 год” установлена новая ставка пени - в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за каждый день просрочки. Однако эта норма действует в отношении налогов и не касается отчислений во внебюджетные фонды, так что по ним остается установленный ранее размер пени 0,3 % в день по отчислениям в следующие фонды: Пенсионный, Социального страхования, Занятости, и 1 % в Фонд обязательного медицинского страхования.
     
     Следует обратить внимание на несколько важных документов, появившихся в последнее время и касающихся отчислений во внебюджетные фонды. Так, Пенсионный фонд РФ разослал письмо от 18.03.98 № ЕВ-16-28/1925 “О начислении страховых взносов на выплаты по договорам добровольного страхования пассажиров от несчастного случая”. Как известно, при приобретении билетов на самолет или поезд кассиры вместе с билетом оформляют договора “добровольного” страхования. До выхода в свет указанного письма платежи по данным договорам страхования облагались подоходным налогом и отчислениями в Пенсионный фонд. Письмо ПФ РФ определило, что поскольку договор добровольного страхования относится к периоду, в котором работник выполняет служебные обязанности, страховые взносы в ПФ РФ не возникают. Это положение действует с момента выхода письма, то есть с 18 марта 1998 года.
     
     Предприятия часто сталкиваются с проблемами, связанными с проведением торжественных вечеров, посвященных праздничным датам. ПФ РФ своим письмом от 30.03.98 № ЕВ-16-24/2245 указал, что если распорядительные и бухгалтерские документы работодателя не содержат сведений о конкретных работниках, в пользу которых осуществлены расходы на проведение торжественных вечеров, страховые взносы на эти расходы не начисляются.
     
     У ряда предприятий возникали также вопросы о том, надо ли начислять страховые взносы в ПФ РФ по представительским расходам, выплачиваемым сверх сметы. ПФ РФ указал, что при наличии разрешения руководителя о размере представительских расходов сверх предусмотренной сметы, страховые взносы на них не начисляются.
     
     У индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и получивших патент, часто возникает вопрос о том, как они должны платить страховые взносы в ПФ РФ. Фонд своим письмом от 19.12.96 № ЕВ-16-11/9325-ИН определил следующий порядок расчета суммы дохода предпринимателя, с которой производится исчисление суммы страхового взноса: стоимость патента приравнивается к сумме подоходного налога, от которой “обратным счетом” рассчитывается сумма облагаемого взносом дохода в соответствии с действующей шкалой подоходного налога.
     

     Предприятиям, работающим в районах Крайнего Севера следует обратить внимание на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда от 11.11.97 № 1768/97, касающееся порядка исключения из облагаемого дохода, полученного физическими лицами, сумм страховых взносов в ПФ РФ. В постановлении рассматривается ситуация, сложившаяся по результатам проверки налоговой инспекцией АООТ "Горно-металлургический комбинат “Печенганикель”".
     
     Исходя из материалов дела налоговая инспекция в ходе проверки правильности исчисления и своевременности удержания подоходного налога в акционерном обществе установила, что истец при исчислении подоходного налога исключал из выплачиваемого основного заработка суммы страховых платежей, удерживаемые в ПФ РФ, относящиеся как к сумме основного заработка, так и к надбавке за работу в районах Крайнего Севера, что привело к недоплате налога. По мнению налоговой инспекции, при исчислении налога следовало из совокупного дохода раздельно исключать страховые платежи по основному заработку и по выплатам за стаж работы в районах Крайнего Севера.
     
     Президиум ВАС РФ отметил, что выводы предшествующих судебных инстанций об отсутствии в Законе условий, обязывающих предприятие осуществлять раздельное исчисление подоходного налога с учетом предварительно удержанных с выплачиваемых сумм страховых платежей, являются ошибочными.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается по указанным в этой статье дифференцированным ставкам, а с сумм коэффициентов и сумм надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, налог взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов по фиксированной ставке 12 %.
     
     В соответствии с подпунктом “а” п. 6 ст. 3 Закона совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, уменьшается на суммы страховых платежей, удержанные в ПФ РФ.
     
     Согласно п. 39 и 41 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11.11.94 № 258, страховые взносы начисляются плательщиками взносов на все виды вознаграждений за работу в денежном или натуральном выражении по всем основаниям, из которых в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в РФ” исчисляются пенсии работникам, до вычета соответствующих налогов и независимо от источников финансирования, статей бюджета и видов платежных документов (расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и т.п.), по которым произведены расчеты по оплате труда. Удержания в ПФ РФ производятся из всех доходов по ставке 1 %.
     

     Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, не учли того обстоятельства, что на суммы, выплачиваемые за работу в районах Крайнего Севера, также начисляются страховые взносы, что уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении подоходного налога с этих выплат. Соответственно, при исчислении подоходного налога с основного заработка доход уменьшается только на сумму страховых платежей, удержанных с надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера.
     
     Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187-189 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ постановил:
     
     решение Суда от 20.08.96, постановление апелляционной инстанции арбитражного суда Мурманской области и постановление Федерального арбитражного суда северо-западного округа по тому же делу в части признания недействительным решения государственной налоговой инспекции по Печенгскому району Мурманской области о взыскании неудержанного подоходного налога и штрафа отменить.
     
     В иске акционерному обществу открытого типа "Горно-металлургический комбинат “Печенганикель”" в этой части отказано.
     
     С 1998 года изменился порядок исчисления подоходного налога для работников, получающих доходы не по месту основной работы. Если в 1997 году доход совместителя на предприятии составлял 500 руб., то подоходный налог исчислялся по следующей схеме - 5 руб. уплачивалось из этого заработка в ПФ РФ, подоходный налог исчислялся с суммы 495 руб. В 1998 году схема видоизменилась: в ПФ РФ уплачиваются все те же 5 руб., но при расчете подоходного налога он исчисляется с суммы 500 руб., т.е. без уменьшения на сумму отчислений в ПФ РФ. Это положение определено дополнениями к статье 11 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” и к пункту 34 инструкции Госналогслужбы России № 35 "По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц”".
     
     Что касается отчислений во внебюджетные фонды, в проекте Налогового кодекса, принятого в первом чтении Госдумой РФ, следует отметить, что это, по нашему мнению, шаг назад по сравнению с предшествующим проектом. Там оставалось два вида отчислений: в ПФ РФ и так называемый социальный налог, который должен был контролироваться налоговыми органами. В результате могло произойти существенное упрощение учета и отчетности на предприятии. Рассматриваемый правительственный вариант проекта Налогового кодекса оставляет в силе все 4 действующих ныне фонда. В качестве базы для всех четырех фондов вводится база, действующая в настоящий период для Пенсионного фонда. С одной стороны, это упрощает ситуацию, поскольку не надо будет при расчете отчислений ориентироваться на четыре различных документа. С другой стороны, это положение в значительной степени увеличивает базу для отчислений в фонды социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования. По нашим расчетам, если исходить из данных 1997 года, увеличение отчислений составит после введения в действие Налогового кодекса примерно 20 %, что означает для предприятий весьма заметное увеличение платежей. В то же время необходимо отметить, что по двум фондам происходит постепенное снижение ставок отчислений:
     
     с 01.01.1999 - до 27 %;
     

     с 01.01.2000 - до 26 %;
     
     в Фонд социального страхования:
     
     с 01.01.1999 - до 4,9 %;
     
     с 01.01.2000 - до 4,4 %.
     
     Таковы основные изменения в порядке уплаты отчислений в государственные внебюджетные фонды в проекте Налогового кодекса.