Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Учетная политика органов государственной федеральной службы занятости населения


Учетная политика органов государственной федеральной службы занятости населения

     

Е.В. Рыбчак,
аудитор-консультант аудиторской фирмы
“Арни”

     
     В настоящее время еще не разработана единая учетная политика для органов службы занятости населения, призванная учесть все особенности формирования и расходования средств Фонда занятости.
     
     При определении совокупности способов ведения и организации бухгалтерского учета департамент государственной службы занятости и его территориальные управления занятости населения руководствуются следующими нормативными документами:
     
     - Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”;
     
     - Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.94 № 170;
     
     - приказом Минфина России от 28.07.94 № 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”";
     
     - Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56 (с учетом изменений от 28.12.94, 28.07.95, 27.03.96, 17.02.97);
     
     - Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 20.04.96 № 36-ФЗ;
     
     - Положением о федеральной государственной службе занятости населения, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 № 5131-1;
     
     - Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 № 5132-1;
     
     - другими документами, регулирующими порядок осуществления конкретных направлений деятельности службы занятости в областях, регулируемых Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”.
     
     В рамках настоящей статьи остановимся на отдельных вопросах формирования учетной политики для департамента государственной службы занятости и его структурных подразделений.
     
     Органами службы занятости осуществляется аккумуляция страховых взносов работодателей и работающих граждан, учет ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств Фонда занятости в соответствии с законодательством, дотаций из вышестоящих фондов занятости и других поступлений, разработка и финансирование программ занятости, а также содержание аппарата службы занятости. Соответственно, в своей финансово-хозяйственной деятельности служба занятости несет затраты, связанные с использованием средств Фонда занятости, которые с точки зрения их целевой направленности условно можно разделить на:
     
     - затраты, связанные с деятельностью по финансированию целевых программ в области содействия занятости населения, социальной поддержке населения и других мероприятий;
     

     - затраты, направленные на содержание службы занятости и социальное развитие.
     
     Рассмотрим отдельные аспекты отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с исполнением целевых программ занятости и смет расходов на содержание службы занятости. В этих целях можно предложить ввести следующие специальные счета:
     

Наименование счета

Номер счета

Номер субсчета

Наименование субсчета

Расходы за счет средств фонда занятости на выполнение целевых программ

20

  
 

В разрезе статей сметы

Расходы за счет средств фонда занятости на содержание службы занятости

26

  
 

  
 

Расчеты с государственным и муниципальным органами

77

  
 

  
 

Взаимные расчеты с территориальными управлениями занятости

79

1.

По выделенному имуществу

  
 


 

2.

По текущим операциям

Единый фонд оплаты труда

90

  
 

  
 

Фонд производственного и социального развития

91

  
 

  
 

Кредиты банков

92

  
 

  
 

Материальные и приравненные к ним затраты

93

  
 

  
 

Фонд в основных средствах и нематериальных активах

94

  
 

  
 

Фонд в МБП

95

  
 

  
 

Централизованные фонды и финансовые резервы

96

  
 

  
 

Средства Министерства труда и социального развития РФ

97

  
 

  
 

Средства департамента областной службы занятости

98

  
 

  
 

Фонд занятости

99

  
 

  
 

          
     Остановимся подробнее на отражении в бухгалтерском учете некоторых хозяйственных операций, связанных с применением вышеназванных счетов.     
     

I. Особенности отражения в учете операций областного департамента государственной федеральной службы занятости

     
     Поступление средств из Министерства труда и социального развития Российской Федерации:
     
     Д-т 51 К-т 97.
     
     Поступление средств из территориальных управлений занятости:
     
     Д-т 51 К-т 79;
     
     Д-т 79 К-т 98.
     
     Из средств, поступивших из территориальных управлений занятости в областной департамент государственной федеральной службы занятости, формируется Фонд занятости:
     
     Д-т 98 К-т 99.
     
     В течение года фактические затраты на содержание органов службы занятости учитываются по дебету счета 26. По окончании года общая сумма произведенных за год расходов списывается с кредита счета 26 в дебет счета 99.
     
     Финансирование департаментом государственной службы занятости целевых программ по Фонду занятости отражается в зависимости от направления финансирования по дебету счетов 76 или 58 (по договорам на создание и сохранение рабочих мест). На основании предоставленных предприятиями отчетов об использовании полученных средств служба занятости закрывает счет 76 путем списания произведенных расходов по финансированию в дебет счета 20.
     
     Фактические расходы указанных средств в течение отчетного периода отражаются по дебету счета 20 в разрезе направлений финансирования, списываются по окончании отчетного периода в дебет счета 99.
     
     Согласно п. 10 Положения о федеральной государственной службе занятости населения”, утвержденного постановлением ВС РФ от 08.06.93 № 5131-1, структура, численность работников, штатное расписание и смета расходов на содержание органа службы занятости утверждаются его руководителем в пределах бюджета Фонда занятости и предельной численности работников.
     
     Следует учитывать, что средства Фонда занятости являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении органов службы занятости.
     

     В целях организации более полного учета использования средств Фонда занятости и формирования отчетов об исполнении бюджета и сметы на содержание службы занятости можно предложить следующую схему формирования сметы.
     
     За счет средств образованного за счет различных источников Фонда занятости формируются поквартально специальные фонды для учета затрат на содержание органов службы занятости.
     
     Формирование фондов за счет средств Фонда занятости может происходить в следующем порядке:
     
     - образование фонда заработной платы по установленному нормативу в учете отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 90.
     
     Из общей суммы средств внебюджетного фонда формируются также источники для возмещения материальных и приравненных к ним затрат; при этом дебетуется счет 99 и кредитуется счет 93. В состав материальных и приравненных к ним затрат включаются затраты по следующим статьям:
     
     “Начисления на заработную плату”;
     
     “Канцелярские и хозяйственные расходы”;
     
     “Командировки и служебные разъезды”;
     
     “Приобретение инвентаря”;
     
     “Прочие расходы” (за исключением премий и оказания материальной помощи).
     
     В состав материальных и приравненных к ним затрат включаются также оплата процентов по краткосрочным кредитам банков и суммы, уплаченные в виде экономических санкций.
     
     Из оставшихся средств образуется фонд производственного и социального развития, за счет которого производятся расходы по следующим статьям:
     
     “Приобретение оборудования и инвентаря”;
     
     “Капитальный ремонт зданий и сооружений”;
     
     “Прочие расходы” (в части расходов на социальные нужды).
     
     При этом дебетуется счет 99 и кредитуется счет 91.
     
     Если кассовые расходы по материальным и приравненным к ним затратам в конце квартала превысили начисленный размер этих затрат по смете, на сумму превышения (по согласованию с вышестоящим органом занятости) производится доначисление этих затрат за счет средств Фонда занятости до его распределения в фонд производственного и социального развития. Указанное доначисление отражается по дебету счета 99 и кредиту счета 93.
     
     По окончании квартала или года экономия по материальным и приравненным к ним затратам (по согласованию с вышестоящим органом службы занятости) зачисляется в фонд производственного и социального развития с отражением по дебету счета 93 и кредиту счета 91. Аналитический учет фондов, материальных и приравненных к ним затрат осуществляется в разрезе источников образования фондов, материальных и приравненных к ним затрат (целевые поступления, суммы экономии по соответствующим фондам, средства внебюджетного фонда).
     

     В течение года фактические затраты на содержание учреждения, выполнение работ и оказание услуг, затраты на заработную плату, материальные и приравненные к ним затраты, а также затраты за счет средств фонда производственного и социального развития в части затрат на социальные нужды учитываются по дебету счета 26 и кредиту соответствующих счетов (51, 50, 71, 70, 10 и др.).
     
     Учет фактических расходов по счету 26 ведется в разрезе статей расходов в целом за счет всех источников поступлений.
     
     По окончании года фактические расходы списываются на уменьшение соответствующих фондов, материальных и приравненных к ним затрат и отражаются соответственно по кредиту счета 26 и дебету счетов 90, 91, 93.
     
     Приобретение имущества (основных средств, нематериальных активов, МБП и пр.) и начисление амортизации (износа) в учете отражается следующим образом:
     
     Д-т 60 К-т 51 - на сумму средств, перечисленных поставщикам;
     
     Д-т 08,12 К-т 60 - на сумму затрат, связанных с приобретением имущества;
     
     Д-т 01, 04 К-т 08 - на стоимость основных средств и нематериальных активов.
     
     Одновременно делаются следующие записи:
     
     Д-т 91 К-т 94, 95 - на сумму затрат по приобретению имущества.
     
     Начисление амортизации и износа по нематериальным активам:
     
     Д-т 94 К-т 02, 05.
     
     Начисление износа по МБП:
     
     Д-т 95 К-т 13.
     

II. Отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций для территориальных управлений занятости

     
     Для территориальных управлений занятости отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций аналогично отражению их в системе учета департамента областной государственной службы занятости.
     
     А. Поступление взносов от работодателей и работающих граждан отражается по дебету счета 51 и кредиту счета 98.
     
     Б. Перечисление аккумулированных взносов в департамент областной государственной службы занятости оформляется в учете следующим образом:
     
     Д-т 79 К-т 51;
     
     Д-т 98 К-т 79.
     
     В. Из части средств, оставшихся от передачи взносов в департамент областной государственной службы занятости или из средств, поступивших от департамента областной государственной службы занятости, в целях выравнивания уровня территориальных управлений занятости формируется Фонд занятости:
     

     Д-т 98 К-т 99.
     
     Г. Формирование специальных фондов, используемых на содержание службы занятости, происходит в порядке, аналогичном указанному, для областного департамента государственной службы занятости.
     
     Д. Финансирование выполнения целевых программ и текущих расходов на содержание службы занятости отражается по дебету счетов 20 и 26 соответственно в корреспонденции со счетами учета расчетов, денежных средств, материалов и др. В конце отчетного периода счета 20 и 26 закрываются в дебет счета 99.
     
     Разумеется, это только основные принципы формирования учетной политики для департамента государственной службы занятости и его структурных подразделений. Эти принципы были сформированы нашими экспертами в процессе сотрудничества с департаментами и структурными подразделениями службы занятости как Московской области, так и других российских регионов, и носят рекомендательный характер. Однако мы полагаем, что предлагаемый нами подход к формированию учетной политики может оказаться интересным и полезным для этих организаций, а разработанные нами принципы могут применяться без изменений до выхода соответствующих нормативных документов.