Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении финансовых санкций за нарушения налогового законодательства

    

О применении финансовых санкций за нарушения налогового законодательства

     

А.В. Смирнов,
советник налоговой службы I ранга

О.А.Смирнова

     

     По результатам документальной проверки, проведенной на предприятии впервые, выявлено занижение прибыли за 1996 год и I квартал 1997 года. Можно ли занижение прибыли за I квартал 1997 года считать повторным нарушением и применять повышенные финансовые санкции?

     
     Занижение прибыли считается повторным, если налогоплательщик в течение года с момента применения санкции вновь допустил аналогичное нарушение. В данном примере по первому нарушению законодательства Российской Федерации о налогах (в 1996 году) санкции применены не были, следовательно, занижение прибыли, совершенное в I квартале 1997 года, не считается повторным, и штраф в двукратном размере заниженной прибыли применить нельзя.
     

     В ходе проверки предприятия налоговый орган выявил факты занижения прибыли, полученной предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства от взимания повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод. Какая предусмотрена ответственность за указанное нарушение?

     
     Согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 30.05.90 № 179 “Об утверждении Положения о порядке взимания с предприятий, объединений и организаций повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов” и от 09.01.91 № 13 “Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения” дополнительный доход, получаемый предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства при взимании повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, относился на хозрасчетный доход (прибыль), остающийся в распоряжении предприятий.
     
     Данный порядок налогообложения прибыли действовал в 1990-1991 годах до введения в действие Закона РФ от 27.12.91 № 2116 -I “О налоге на прибыль предприятий и организаций”.
     
     С 1992 года указанные средства включаются в состав внереализационных доходов и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Принимая во внимание, что в 1992 году не был определен порядок налогообложения средств, получаемых предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства за превышение нормативов сброса производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов, за 1992 год суммы доначисленных налогов от доходов, связанных с неправильным отражением указанных средств в бухгалтерской отчетности предприятий, подлежат перечислению в доход бюджета без применения штрафных санкций до 1 января 1993 года.
     
     С 1993 года санкции за занижение прибыли, полученной предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства от взимания повышенной платы за превышение нормативов сброса производственных сточных вод, применяются в общеустановленном порядке.
     

     При проверке государственного предприятия по результатам за 1996 год государственной налоговой инспекцией установлено занижение прибыли, в связи с чем к нему были применены соответствующие финансовые санкции. После преобразования в 1997 году данного государственного предприятия в акционерное общество проводилась повторная проверка, в ходе которой было установлено аналогичное правонарушение за первое полугодие 1997 года. Имеет ли право государственная налоговая инспекция взыскать с акционерного общества как правопреемника штраф в повышенном размере за нарушение налогового законодательства, совершенное повторно?

     
     Согласно части 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 1995 года, при преобразовании юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным балансом. По существующей практике в указанном балансе отражаются в качестве долгов и неисполненные финансовые обязательства перед бюджетом и внебюджетными фондами. В то же время к налоговым и другим финансовым отношениям гражданское законодательство согласно части 3 ст. 2 названного Кодекса не применяется, а законодательством о налогах не предусмотрено правопреемство по налоговым обязательствам. Таким образом, в случае преобразования (реорганизации) предприятия в 1997 году вновь возникшее юридическое лицо не может считаться правопреемником реорганизованного в части налоговых обязательств, и применение финансовых санкций в повышенном размере как за повторное нарушение налогового законодательства неправомерно.
     

     Какие нарушения законодательства Российской Федерации о налогах следует считать аналогичными занижению прибыли (дохода) для определения наличия признака повторности?

     
     Аналогичным занижению прибыли (дохода) следует считать только такое нарушение налогового законодательства, как сокрытие прибыли (дохода).
     

     Каким образом к налогоплательщику может быть применен штраф за занижение дохода (прибыли) в пятикратном размере заниженной прибыли (дохода)?

     
     Штраф в пятикратном размере заниженной прибыли (дохода) может быть применен к налогоплательщику-нарушителю налогового законодательства в случае установления судом в ходе рассмотрения дела по иску государственной налоговой инспекции умысла в действиях этого налогоплательщика.
     

     Можно ли считать неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль как занижение прибыли и применять финансовые санкции?

     
     Согласно письму Госналогслужбы России и Минфина России от 01.10.92 № ИЛ-6-01/331 и № 04-01-09 неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль не рассматривается как занижение прибыли, в связи с этим финансовые санкции за неправильное исчисление льгот не применяются. В этом случае уточняется расчет по налогу на прибыль и взыскивается в бюджет причитающаяся сумма налога.
     
     В случае, когда налогоплательщик освобожден от уплаты определенного вида налога на конкретный срок, а затем он утратил право на такую льготу в проверяемом периоде и не уплачивает налог с момента утраты льготы, к нему применяются предусмотренные законом санкции в общеустановленном порядке (за период с момента прекращения льготы).
     

     Предприятие вследствие допущенных ошибок в расчете завысило сумму налога на имущество и соответственно занизило прибыль. Взыскиваются ли в данной ситуации штрафные санкции за занижение прибыли?

     
     Санкции за занижение прибыли в этом случае не применяются, а сумму завышения начисленного налога на имущество необходимо отнести на увеличение прибыли путем внесения исправительных записей в учет и отчетность.
     

     Если по отчету предприятия показан убыток в размере 20 млн рублей, а по результатам документальной проверки затраты подлежат уменьшению на 20 млн рублей, как исчисляется размер санкции за занижение прибыли?

     
     Финансовый результат в данном случае равен нулю, в связи с этим санкции за занижение прибыли к налогоплательщику не применяются.
     

     В результате проверки предприятия обнаружено занижение балансовой прибыли, в связи с этим к нему были применены в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 - I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” финансовые санкции.

     

    Должно ли предприятие одновременно перечислять в бюджет сумму налога с заниженной балансовой прибыли?

     
     За занижение балансовой прибыли с налогоплательщика взыскивается сумма заниженной прибыли и штраф в размере той же суммы.
     
     На сумму занижения балансовой прибыли в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 36 “Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации”, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, должны быть внесены изменения в бухгалтерский учет и отчетность.
     
     При этом изменения, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году (после утверждения отчетности), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения данных.
     

    По отчету за год, представленному предприятием в налоговую инспекцию, показан убыток в размере 10 млн рублей. Документальной проверкой установлено неправильное отнесение затрат на себестоимость в сумме 19 млн рублей; соответственно прибыль за отчетный год должна составить 9 млн рублей. В каком размере взыскивается санкция за занижение прибыли?

     
    В виде финансовой санкции взыскивается заниженная прибыль в размере 9 млн рублей и штраф в этом же размере.
     

     За нарушение порядка зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке предприятие было оштрафовано в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте. Указанная выручка не была отражена в бухгалтерском учете. Может ли государственная налоговая инспекция в этом случае применить к налогоплательщику также санкции за занижение прибыли?

     
     Взыскание с предприятия штрафа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части выручки и взимания экспортных пошлин” за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации не освобождает его от санкций, предусмотренных налоговым законодательством за занижение прибыли.
     

     При проведении документальной проверки многопрофильного предприятия, уплачивающего в бюджет налог на прибыль по различным ставкам, установлено занижение прибыли по одному виду деятельности и завышение суммы прибыли по другому виду. Учитываются ли при наложении санкции за занижение прибыли результаты деятельности в целом по предприятию?

     
     В соответствии с п. 2.10 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” (до 1 января 1995 года - п. 13 инструкции Госналогслужбы России от 06.03.92 № 4 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”), если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
     
     При занижении дохода (прибыли) предприятием, имеющим несколько видов деятельности, санкции за занижении объекта налогообложения применяются по каждому виду деятельности, по которому допущено нарушение, независимо от финансовых результатов по предприятию в целом.
     

    В чем выражается сокрытие (неучтение) налогоплательщиком иного объекта налогообложения?

     
     Сокрытие (неучтение) иных объектов налогообложения заключается в неотражении в бухгалтерском учете или налоговом расчете имеющегося у налогоплательщика объекта налогообложения.
     

     Какая предусмотрена финансовая ответственность за сокрытие (неучтение) иного объекта налогообложения?

     
     Согласно подпункту “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” финансовая ответственность за сокрытие (неучтение) иного объекта налогообложения заключается во взыскании суммы налога за этот объект и штрафа в размере той же суммы,
     
     При повторном совершении того же нарушения размер штрафа увеличивается в два раза.
     

     Что следует считать финансовой санкцией за сокрытие (неучтение) иного объекта налогообложения?

     
     Финансовой санкцией за сокрытие дохода (прибыли) следует считать взыскание штрафа в размере налога за иной сокрытый объект налогообложения.
     

     Что следует считать повторным сокрытием (неучтением) иных объектов налогообложения?

     
     Повторным сокрытием (неучтением) иных объектов налогообложения следует считать аналогичное нарушение налогового законодательства, совершенное тем же юридическим лицом в течение года после наложения взыскания за первое правонарушение.
     

     Какие нарушения законодательства Российской Федерации о налогах следует считать аналогичными сокрытию (неучтению) иного объекта налогообложения для установления наличия признака повторности?

     
     Аналогичным сокрытию (неучтению) объекта налогообложения следует считать сокрытие (неучтение) однородного объекта налогообложения.
     

     В ноябре 1996 года предприятие было привлечено налоговым органом к финансовой ответственности за сокрытие иного объекта налогообложения, выразившееся в неучтении стоимости реализованной партии ювелирных изделий. При повторной проверке того же предприятия государственная налоговая инспекция выявила неучтение в сентябре 1997 года таможенной стоимости ввезенной из-за рубежа партии товара. В каком размере следует применить к налогоплательщику финансовую санкцию за нарушение налогового законодательства -обыкновенную или в повышенном размере, как за повторное налоговое нарушение?

     
     Согласно Федеральному закону “Об акцизах” стоимость реализуемых ювелирных изделий, как и таможенная стоимость импортируемых товаров являются объектом обложения акцизами. Таким образом, не учтя в сентябре 1997 года таможенную стоимость импортируемого на территорию Российской Федерации товара, предприятие совершило сокрытие того же объекта налогообложения. Учитывая, что с ноября 1996 года, когда было наложено взыскание, по сентябрь 1997 года прошло менее года, государственная налоговая инспекция должна взыскать с нарушителя налог и штраф в двукратном размере этого налога.
     

     В декабре 1996 года предприятие было привлечено налоговым органом к финансовой ответственности за сокрытие прибыли. При повторной проверке было выявлено неучтение в ноябре 1997 года оборота по оказанию услуг населению. В каком размере следует применить к налогоплательщику финансовую санкцию за нарушение налогового законодательства - обыкновенную или в повышенном размере, как за повторное налоговое нарушение?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2117 -I “О налоге на прибыль предприятий и организаций” прибыль, полученная предприятием, является объектом обложения налогом на прибыль, а оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 06.12.91 № 1993-I “О налоге на добавленную стоимость” - объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, в декабре 1994 года и в июле 1995 года предприятие сокрыло различные объекты налогообложения, и государственная налоговая инспекция имеет право взыскать штраф только в однократном размере.
     

     С таможенного склада похищены хранящиеся там товары. По факту кражи возбуждено уголовное дело, через некоторое время предварительное следствие по нему приостановлено в связи с неустановлением преступников. Предприятие - владелец этого имущества списало стоимость похищенного имущества на убытки. Учитывая, что такое списание не основано на законе, могут ли налоговые органы применить финансовые санкции к этому предприятию, если это необоснованное списание не связано с сокрытием (неучтением) объектов налогообложения?

     
     Законом РСФСР от 21.03.91 №943 -I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, Законом РФ от 27.12.91 № 2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и другими актами налогового законодательства государственным налоговым инспекциям не предоставлено право применять финансовые санкции за необоснованное списание с баланса какого-либо имущества, если это не связано с сокрытием (неучтением) объектов налогообложения.
     
     При установлении при проверках подобных фактов налоговым органам следует информировать о них местные финансовые органы для привлечения виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.
     

     Какая предусмотрена финансовая ответственность за отсутствие учета объектов налогообложения?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” отсутствие учета объектов налогообложения влечет наступление финансовой ответственности в виде доначисления налога за объект налогообложения, учет которого не ведется налогоплательщиком, и взыскания штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм этого налога.
     

     Что следует считать финансовой санкцией за отсутствие учета объектов налогообложения налогоплательщиком?

     
     Собственно финансовой санкцией за отсутствие учета объектов налогообложения следует считать взыскание штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм налога.
     

     Какое условие, помимо отсутствия бухгалтерского учета имеющегося у налогоплательщика объекта налогообложения, необходимо для наступления ответственности, предусмотренной подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”?

     
     Для наступления финансовой ответственности, предусмотренной подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, помимо отсутствия учета как такового необходимо, чтобы это бездействие повлекло за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый государственной налоговой инспекцией период.
     

     В ходе проверки государственной налоговой инспекцией налогоплательщика установлено отсутствие у него учета объекта налогообложения по налогу на имущество предприятий, но данное нарушение не повлекло за собой занижения дохода. Взыскивается ли в этом случае штраф в размере 10 процентов доначисленных сумм налога?

     
     В рассматриваемом случае штраф применять не следует, так как согласно подпункту “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №  2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” ответственность налогоплательщика в виде штрафа в размере 10 процентов доначисленных сумм налога за отсутствие учета объектов налогообложения предусмотрена только в тех случаях, когда упомянутое нарушение повлекло за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период.
     

     Каков порядок взыскания десятипроцентного штрафа за отсутствие учета объекта налогообложения по результатам проверок за 1991-1992 годы, проводимым в 1997 году?
     

     В 1991-1992 годы за отсутствие у налогоплательщика учета какого-либо имеющегося объекта налогообложения подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” была предусмотрена финансовая ответственность в виде взыскания с нарушителя штрафа в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке. Данная ответственность претерпела изменения в результате принятия 22 декабря 1992 года Закона РФ №4178 -I “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”. Этим Законом установлена финансовая ответственность за отсутствие учета объектов налогообложения, действующая в настоящее время.
     
     Однако, учитывая, что в соответствии с пунктом “ж” ст. 4 Закона РФ от 22.12.92 №4178 -I “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах” норма, устанавливающая финансовую ответственность в такой форме, введена в действие с 1 января 1993 года, государственные налоговые инспекции должны привлекать налогоплательщиков за отсутствие учета объектов налогообложения к финансовой ответственности, установленной подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” в редакции, действовавшей в 1991-1992 годах, взыскивать с нарушителя штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке.
     

     В чем выражается непредставление в налоговый орган документов?

     
     Непредставление налогоплательщиком документов в налоговый орган - это бездействие, выражающееся в игнорировании налогоплательщиком своей обязанности представлять в соответствующие государственные налоговые инспекции необходимые для исчисления, а также для уплаты налога документы.
     

     Какая предусмотрена финансовая ответственность за непредставление в налоговый орган документов?

     
     В соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” непредставление в соответствующую государственную налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, влечет наступление финансовой ответственности в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налогов.
     

     Что подразумевается под “очередным сроком” при определении размера штрафа, предусмотренного подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”?

     
     Срок уплаты очередного платежа по отношению к документу, который не был представлен в государственную налоговую инспекцию, определяется законодательным или нормативным актом по конкретному виду налога.
     

     Как определяется размер налогового платежа по очередному сроку для целей наложения финансовой санкции за непредставление в государственную налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов?

     
     Размер налогового платежа по очередному сроку следует определять по конкретному виду налога в зависимости от месячных или квартальных платежей с учетом сумм налога, подлежащих доплате по расчету этого вида налога за отчетный период, за который не представлены в государственную налоговую инспекцию соответствующие документы (бухгалтерские балансы, расчеты по видам налога и др.).
     

     Следует ли учитывать при определении размера штрафа, налагаемого в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за непредставление в государственную налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налогов, превышение фактических налоговых платежей по отношению к причитающимся по очередному сроку?

     
    При расчете штрафа за непредставление в государственную налоговую инспекцию документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, превышение фактически произведенных налоговых платежей против причитающихся бюджету по расчету не учитывается.
     

     В каком порядке исчисляется штраф за непредставление в государственную налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, в случае отсутствия причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога?

     
     Согласно подпункту “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за непредставление в государственную налоговую инспекцию документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.
     
     Поэтому в случае отсутствия причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога штраф с налогоплательщика в соответствии с указанным подпунктом не взимается.
     

     В результате проверки налогового органа на предприятие был наложен финансовый штраф в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за непредставление в 1994 году в государственную налоговую инспекцию расчета суммы выручки, полученной в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости. Является ли этот расчет документом, необходимым для исчисления, а также для уплаты налога?

     
     В соответствии с п. 8 инструкции Госналогслужбы России от 06.03.92 № “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций”, действовавшей до 1 января 1995 года, расчет суммы выручки, полученной в результате прямого обмена или реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости, является документом, необходимым для исчисления, а также для уплаты налога, и его непредставление в госналогинспекцию влечет наступление ответственности в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №  2118_I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     

     Правомерно ли применение штраф ной санкции в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 №2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” за непредставление в государственную налоговую инспекцию справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли?

     
     В соответствии с письмом Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам и Госналогслужбы России от 20.07.93 № №5.1/1035 и ВГ-4-01/105н “О неприменении штрафных санкций за несвоевременное представление справок об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли” применение штрафной санкции неправомерно.
     

     Каков порядок исчисления штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога?

     
     При применении этой санкции штраф исчисляется в соответствии с подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в размере 10 процентов причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. Срок уплаты очередного платежа по отношению к документу, который был несвоевременно представлен в налоговый орган, определяется инструкцией по конкретному виду налога.
     
     Размер платежа по очередному сроку следует определять по конкретному виду налога в зависимости от месячных или квартальных платежей с учетом сумм налога, подлежащих доплате по расчету этого вида налога за отчетный период, за который несвоевременно представлены налоговому органу соответствующие документы (бухгалтерские балансы, расчеты по видам налога и др.)
     
     Превышение фактических платежей налога против причитающихся бюджету по расчету не учитывается.     
 

    Срок уплаты платежей в бюджет по налогу на прибыль по годовому отчету за 1996 год -10 марта 1997 года. Предприятие представило в госналогинспекцию годовую бухгалтерскую отчетность и расчет 4 марта 1997 года. Следует ли применять штраф за несвоевременное представление расчета налога на прибыль?

     
     Да, следует, так как расчеты сумм налога на прибыль должны быть представлены налоговым органам в сроки, установленные для представления бухгалтерских отчетов и балансов (для отчетности за 1996 год срок представления - 1 марта 1997 года).
     

     Применяется ли 10-процентная финансовая санкция за несвоевременное представление платежных поручений в банк на уплату налога в 1992 году за случаи, выявленные при проверках 1993 года?

     
     В этих случаях санкция не применяется. О неприменении санкции за несвоевременную сдачу в банк поручения на уплату налога сообщено письмом Госналогслужбы России от 03.03.93 № ВГ-6-14/104.
     

     Имеет ли Государственная налоговая служба Российской Федерации право изменить сроки представления отчетности по налогам?

     
     Законом РФ от 27.12.91 №2118 -I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, Законом РСФСР от 21.03.91 № 943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации” и другими законодательными и нормативными актами Государственной налоговой службе Российской Федерации не предоставлено право изменять сроки представления отчетности по налогам.
     

     Какой орган вправе изменить сроки представления отчетности по налогам?

     
     Право изменения сроков представления отчетности по налогам находится в компетенции Министерства финансов Российской Федерации.
     

     Относятся ли суммы пени, начисляемые за несвоевременную уплату налоговых платежей и сборов, к санкциям за нарушение налогового законодательства, и как они отражаются в бухгалтерском учете?

     
     Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства установлена ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации “, первым пунктом которой определен перечень взыскиваемых финансовых санкций (сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штрафов, пени за задержку уплаты налога и других санкций, отражаемых налогоплательщиком по строке 390 “Экономические санкции” формы 2 годового бухгалтерского отчета предприятия.
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть должны отражаться по дебету счета 81.
     

     В каком порядке и в каком размере начисляется пеня за задержку уплаты налоговых платежей?

     
     В соответствии с подпунктом “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” пеня взыскивается с налогоплательщика в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.
     
     В случае задержки уплаты налоговых платежей по вине банка или кредитного учреждения с них взыскивается пеня в размере 0,2 процента (0,7 процента - с 22.12.93 ) в порядке, установленном частью четвертой ст. 15 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
     

     Взыскивается ли пеня в случае за держки уплаты штрафных санкций?

     

     Пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства не начисляется.
     

     Срок уплаты налога 5 октября, акционерное общество уплатило налог 12 октября; 7 и 8 были выходными днями. Исключаются ли выходные дни при подсчете дней просрочки платежа?

     
     Нет, не исключаются. Только в случае, если срок, установленный для уплаты налога, совпадает с выходным или праздничным днем, он переносится на следующий рабочий день.