Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”


О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”


А.Н. Николаева     
     
     Федеральный закон от 26.12.95   № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту их прав и интересов. Таким образом, круг рассматриваемых в данном Федеральном законе вопросов достаточно широк, что неизбежно вызывает необходимость в разъяснении, по крайней мере, некоторых из них. Это особенно важно при возникновении спорных ситуаций в деятельности акционерных обществ. Итак, рассмотрим некоторые из них, чаще других возникающие в практической деятельности указанных организаций, а потому наиболее актуальные.
     
     Из пункта 2 ст. 1 Федерального закона “Об акционерных обществах” (далее по тексту - Закон) следует, что он распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено данным законом и другими федеральными законами. Однако отметим, что к категории организаций, которым свойственны особенности правового регулирования вопросов создания и правового положения, отнесены акционерные общества, созданные при приватизации государственных и муниципальных предприятий. Перечисленные вопросы регулируются правовыми актами о приватизации указанных предприятий (п. 5 ст. 1 Закона). Такими актами являются Федеральный закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации”, Указы Президента Российской Федерации, в том числе от 01.07.92 № 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества”, от 24.12.93 № 2284 “О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации”, от 22.07.94 № 1535 “Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”, от 18.08.96 № 1210 “О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера”, а также решения Правительства РФ по вопросам приватизации государственных и муниципальных предприятий и соответствующие нормативные акты иных федеральных органов, изданные в пределах их компетенции.
     
     Кроме того, частью 2 п. 5 ст. 1 Закона ограничен период действия особенностей правового положения указанных обществ. Это ограничение действует с момента принятия решения о приватизации до момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75 процентов принадлежащих им акций в таком акционерном обществе, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом приватизации данного предприятия. При определении срока окончания приватизации конкретных акционерных обществ необходимо руководствоваться пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 № 1210, согласно которому таким сроком следует считать послед-нюю из дат, фиксирующих срок окончания продажи акций (проведения завершающего конкурса или аукциона). Если в соответствии с законодательством о приватизации в государственной собственности закрепляется на определенный срок пакет акций создаваемого акционерного общества (51, 38 процентов или 25,5 процента), сроком завершения приватизации считается окончание периода, на который закреплен в собственности государства пакет акций. По окончании срока приватизации либо с момента, когда количество акций, принадлежащих государству или муниципальному образованию, составит не более 25 процентов их общего числа (при частичной реализации пакета акций до наступления этого срока), деятельность акционерного общества, созданного на базе приватизированного государственного или муниципального предприятия, полностью переходит в сферу регулирования Закона.
     

     Пунктами 3, 4 и 5 ст. 1 Закона предусмотрены иные исключения из сферы его действия. В категорию организаций с обособленным правовым регулированием вопросов их создания и правового положения выделены акционерные общества сферы банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также общества, созданные на базе агропромышленного комплекса, реорганизованные в соответствии с Указом Президента Российской федерации от 27.12.91 № 323 “О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР”. В соответствии с п. 3 и 4 ст. 1 Закона указанные особенности перечисленных акционерных обществ определяются федеральными законами. При этом необходимо учитывать, что акционерные общества, созданные на базе агропромышленного комплекса, до введения в действие законов, определяющих особенности их создания и правового положения, согласно п. 5 ст. 94 Закона действуют на основании принятых до введения в действие Закона правовых актов Российской Федерации, а именно - соответствующих Указов Президента Российской Федерации и решений Правительства РФ.
     
     Обращаем внимание на то, что поскольку Федеральный закон “Об акционерных обществах” относит к специальному правовому регулированию лишь особенности создания и правового положения акционерных обществ, названных в п. 3, 4 и 5 ст. 1 Закона, во всех остальных вопросах на эти общества распространяется действие Закона.
     
     При решении вопросов внесения акционеров или номинальных держателей акций в реестр акционерного общества следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 44 и 45 Закона держатель реестра обязан внести в него соответствующую запись не позднее трех дней с момента обращения акционера и представления им документов, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. Перечень таких документов приведен в ст. 8 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, Указах Президента Российской Федерации от 27.10.93 № 1769 “О мерах по обеспечению прав акционеров” (п. 2) и от 18.08.96 № 1210 “О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера” (п. 6), а также в Положении о ведении реестра владельцев ценных бумаг, утвержденном постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ от 02.10.97 № 27. Отказ держателя реестра от внесения в него записи может быть обжалован акционером в суд. Отказ от внесения соответствующей записи по мотиву непредставления акционером передаточного распоряжения может быть признан обоснованным лишь тогда, когда оформление и представление таких распоряжений обязательно в силу названных выше правовых актов (при переходе права собственности на акции, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, либо по сделке, совершенной с участием профессионального участника рынка ценных бумаг). В остальных случаях достаточным основанием для внесения записи в реестр акционеров являются иные документы, перечисленные в указанных актах и подтверждающие переход права собственности на акции (надлежаще оформленный договор купли-продажи, договор дарения акций и т.д.). Если ведение реестра акционеров поручено в соответствии с п. 3 ст. 44 Закона специализированному регистратору (общество с числом акционеров-владельцев обыкновенных акций более пятисот обязано поручить ведение и хранение реестра акционеров общества специализированному регистратору), в качестве ответчиков по делу в случае возникновения разногласий должны привлекаться акционерное общество и специализированный регистратор - держатель реестра.
     
     Владелец акций вправе обратиться с требованием о том, чтобы обязать акционерное общество (держателя реестра) внести запись о нем в реестр акционеров и в том случае, если в установленный статьей 45 Закона срок такая запись не внесена и держатель реестра не направил акционеру в пятидневный срок после получения от него заявления уведомление с указанием мотивов отказа от внесения его в реестр. В случае необоснованности отказа или уклонения держателя реестра от внесения в него соответствующей записи по требованию акционера суд обязывает держателя реестра внести необходимую запись с той даты, с которой она должна быть внесена в соответствии с Законом.
     

     Статьей 26 Закона определен минимальный размер уставного капитала для открытых акционерных обществ - не менее тысячекратной суммы, а для закрытых акционерных обществ - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества. При этом возможно возникновение ситуации, когда государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, отказывает в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений, вносимых в устав общества (регистрация устава в новой редакции), в том числе в связи с приведением его в соответствие с Законом (п. 3 ст. 94 Закона). Это неправомерно, и отказ в регистрации изменений по этому основанию может быть оспорен в судебном порядке. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона акционерное общество не вправе уменьшать уставный капитал, если его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определяемого на основании Закона на дату регистрации соответствующих изменений в уставе общества.
     
     Далее следует остановиться на возможности преобразования хозяйственного общества одного вида в хозяйственное общество другого вида, которое производится в соответствии с п. 1 ст. 68 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ). При этом не исключается возможность преобразований обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ), закрытых в открытые и открытых в закрытые. При рассмотрении указанных вопросов, связанных с преобразованием акционерных обществ, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица, так как его организационно-правовая форма не изменяется, поэтому требования, предусмотренные п. 5 ст. 58 ГК РФ, п. 5 ст. 15 и ст. 20 Закона (о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества), в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе, предоставляющие в соответствии со ст. 75 Закона акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании.
     
     Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и их государственной регистрацией в установленном порядке. Отказ в регистрации таких изменений может быть обжалован в суд и признан неправомерным. Судом выносится решение о том, чтобы обязать соответствующий государственный орган провести такую регистрацию. Однако исключение составляют некоторые случаи. В частности, когда в результате преобразования открытого общества в закрытое будет нарушено требование п. 3 ст. 7 Закона, ограничивающего численность закрытого общества (не более 50 акционеров). Кроме этого, когда в результате преобразования общества будет нарушен п. 4 ст. 7 Закона, устанавливающий, что если учредителями акционерных обществ в соответствии с федеральными законами выступают Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, общества могут быть только открытыми. И наконец, когда при преобразовании закрытого общества в открытое размер уставного капитала окажется ниже минимального уровня, установленного ст. 26 Закона для открытых акционерных обществ.
     

     Важными являются вопросы, связанные с привлечением акционерных обществ к ответственности по обязательствам (долгам) дочерних обществ. При их разрешении необходимо руководствоваться п. 2 ст. 105 ГК РФ и п. 3 ст. 6 Закона. Согласно этим нормам основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, в том числе по договору с ним, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество может быть привлечено к субсидиарной ответственности по долгам дочернего общества, если по его вине наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества. Кроме того, акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. При этом следует учитывать, что согласно ст. 6 Закона ответственность основного общества по долгам дочернего общества при несостоятельности (банкротстве) последнего, а также в случаях причинения убытков дочернему обществу, может наступать лишь при наличии вины основного общества (ст. 401 ГК РФ).
     
     Заключаемый в соответствии с п. 5 ст. 9 Закона учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам. В связи с этим при возникновении спорных ситуаций, связанных с признанием договора о создании акционерного общества недействительным, необходимо учитывать, что оценка таких ситуаций производится в соответствии с нормами ГК РФ о недействительности сделок. В случае несоответствия такого договора требованиям закона или иным правовым актам он является ничтожным (полностью или в соответствующей части) независимо от признания его таковым судом (ст. 168 ГК РФ). Однако поскольку ГК РФ не исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо (с учетом подведомственности спора).
     
     Что касается разногласий, возникающих по поводу признания правомерности решений общего собрания акционеров, к нарушениям Закона, которые могут служить основанием для признания решения общего собрания акционеров недействительным, относятся, в частности, следующие: по п. 2 ст. 52 Закона - несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания; по п. 3 ст. 52 Закона - непредставление возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания; по п. 3 ст. 50 Закона - несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при его заочном проведении и др. Но вместе с тем в случае обжалования в суде решения общего собрания акционеров суд вправе (с учетом всех обстоятельств дела) оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков данному акционеру (п. 8 ст. 49 Закона). Если обжалование решения общего собрания акционеров мотивировано нарушениями организационного или процедурного характера, при решении вопроса о том, чтобы признать его недействительным или оставить в силе, необходимо иметь в виду, что порядок принятия решений общего собрания акционеров определяется ст. 49 Закона и уставом общества. Если устав не приведен в соответствие с Законом, то на основании п. 3 ст. 94 Закона он применяется в части, не противоречащей Закону.
     
     Возможны случаи, когда при рассмотрении разногласий в суде стороны обосновывают свои требования или возражения по иску решением общего собрания акционеров, в то время как судом установлено, что данное решение принято с нарушением компетенции общего собрания акционеров, при отсутствии кворума, предусмотренного Законом, либо с иным существенным нарушением законодательства. При этом суд будет исходить из того, что такое решение не имеет юридической силы (в целом или в соответствующей части) независимо от того, было оно оспорено кем-либо из акционеров или нет. При этом следует иметь в виду, что общее собрание акционеров согласно ст. 48 и п. 6 ст. 49 не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции, не включенным в повестку дня собрания и изменять повестку дня.
     

     Далее хотелось бы обратить внимание на вопрос, связанный с правомерностью решений, принимаемых советом директоров акционерного общества, и совершения обществом крупных сделок. Акционеры при несогласии с решением совета директоров (наблюдательного совета) либо исполнительного органа акционерного общества (единоличного или коллегиального) могут оспорить его в судебном порядке как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (ст. 53, 55 и др.), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера.
     
     При совершении акционерным обществом крупных сделок, указанных в ст. 78 Закона, следует исходить из того, что в соответствии со ст. 79 Закона их совершение обществом возможно лишь при наличии единогласного решения совета директоров (наблюдательного совета) - при стоимости приобретаемого или отчуждаемого по сделке имущества от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия такого решения, либо по решению общего собрания акционеров - при стоимости имущества, являющегося предметом сделки, свыше 50 процентов балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о ее совершении. На основании решения общего собрания акционеров заключаются также сделки, связанные с приобретением или отчуждением обществом имущества стоимостью от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, если совет директоров (наблюдательный совет) не достиг единогласия относительно совершения такой сделки и передал этот вопрос на рассмотрение общего собрания акционеров. Сумма (размер) крупной сделки определяется исходя из стоимости реально отчуждаемого или приобретаемого имущества (имущества, передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный капитал другого общества и т.д.) в сопоставлении с данными последнего утвержденного баланса общества. В случае совершения крупной сделки генеральным директором (директором) акционерного общества или уполномоченным им лицом при отсутствии необходимого решения совета директоров (наблюдательного совета) или общего собрания акционеров такая сделка является недействительной. Однако она может считаться имеющей юридическую силу и создающей для общества вытекающие из нее права и обязанности, если в последующем данная сделка была одобрена соответственно советом директоров (наблюдательным советом) либо общим собранием акционеров. Установленные ст. 78 и 79 Закона нормы, определяющие порядок заключения акционерным обществом крупных сделок, не распространяются на сделки, совершаемые обществом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности (связанные с приобретением сырья, материалов, реализацией готовой продукции и т.д.), независимо от стоимости имущества, приобретаемого или отчуждаемого по такой сделке.
     
     На основании ст. 75 Закона акционеры - владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях реорганизации общества, совершения крупной сделки, решение о совершении которой принимается в соответствии с п. 2 ст. 79 Закона, а также внесения изменений или дополнений в устав общества либо принятия устава в новой редакции, ограничивающего их права, если они голосовали против принятия соответствующего решения либо не участвовали в голосовании по этим вопросам. Перечень оснований для выкупа акций, предусмотренных ст. 75 Закона является исчерпывающим. Порядок и сроки выкупа акций определены ст. 76 Закона. При отказе или уклонении общества от выкупа акций в случаях, порядке и в сроки, предусмотренные ст. 75 и 76 Закона, акционер вправе обратиться в суд с требованием обязать общество выкупить акции. При этом следует иметь в виду, что с подобными исками могут обращаться как владельцы обыкновенных акций, так и владельцы привилегированных акций, если в соответствии с п. 3 - 5 ст. 32 и п. 1 ст. 49 Закона они имеют право участвовать в общем собрании с правом голоса.
     

     При возникновении спорных ситуаций, связанных с использованием акционерами закрытого общества (обществом) преимущественного права приобретения акций, отчуждаемых другими акционерами данного общества, необходимо иметь в виду следующие моменты. Норма части 4 п. 3 ст. 7 Закона, закрепляющая за акционерами закрытого общества такое право, носит императивный характер, в связи с чем это право не может быть ограничено договором о создании общества либо его уставом; преимущественное право закрытого общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, действует в случаях, когда оно предусмотрено уставом общества. При этом общество может воспользоваться указанным правом лишь при условии, если акционеры данного общества не используют принадлежащее им преимущественное право на приобретение акций. Акционеры закрытого общества, а в надлежащих случаях само общество могут осуществлять преимущественное право приобретения акций, продаваемых акционерами данного общества при условии, если они согласны приобрести эти акции по цене предложения другому лицу. Если цена, по которой акционеры закрытого общества (общество) изъявляют готовность приобрести акции, ниже цены предложения другому лицу, акционер вправе продать их другому лицу.
     
     Не применяется указанное преимущественное право приобретения акций закрытого акционерного общества в случаях безвозмездного отчуждения их акционером (по договору дарения) либо перехода акций в собственность другого лица в порядке универсального правопреемства. В случае отчуждения акционером закрытого общества принадлежащих ему акций другому лицу по цене, которую готовы были уплатить акционеры данного общества (общество), акционеры или общество, чье право на преимущественное приобретение акций нарушено, могут обратиться в суд с требованием о переводе прав и обязанностей покупателя этих акций на соответствующее заинтересованное лицо.