Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые льготы в Подмосковье


Налоговые льготы в Подмосковье

     

Беседу вел
В. Коваленко

          
     Закон Московской области “О льготном налогообложении в Московской области”, который был принят решением Московской областной Думы 09.07.97 № 4/141, вызывает повышенный интерес у налогоплательщиков. Как создавался Закон, каким образом он регулирует взаимоотношения субъектов налогообложения и работников налоговых органов, мы попросили рассказать Сергея Ивановича Тараненко, депутата первой и второй областной Думы, председателя Комитета Думы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики, кандидата экономических наук, инициатора создания Закона.
     
     Вопрос предоставления льгот по уплате налогов и сборов в различные бюджеты вызывает до сих пор в обществе и у налогоплательщиков различные толкования и споры. С одной стороны, льготы, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков, - это средства, которые на законных основаниях не поступают в бюджеты и, соответственно, не направляются на решение общефедеральных, региональных или муниципальных задач. С другой стороны, льготы - это средства, которые, не проходя длительной финансовой цепочки, остаются у налогоплательщика и используются на поддержку и развитие производства, на решение производственных или социальных задач трудовых коллективов под соответствующим контролем финансовых органов. Таким образом, льготы являются, по своей сути, инструментом индикативного регулирования хозяйственных и социальных процессов, происходящих в обществе.
     

     Что предшествовало созданию Закона “О льготном налогообложении в Московской области”?

     
     До 1994 года в области не было единой политики в сфере предоставления льгот, и само их предоставление больше зависело от конъюнктурных моментов, пробивных способностей руководителей предприятий или корпоративных интересов отдельных групп налогоплательщиков. Именно несистемный подход, не позволявший вести анализ льгот, определять их эффективность и целевую направленность, вызывал наибольшие нарекания как финансовых органов, так и налогоплательщиков. В 1994 году насчитывалось около ста различных нормативных актов главы администрации области, Малого Совета, Мособлсовета, отдельных руководителей Правительства области по предоставлению льгот. Никто не знал, какие льготы действуют и как ими пользоваться. Получалось так, что среди организаций, относящихся к одной категории налогоплательщиков, пользовались льготами только те, кто знал об их наличии и имел соответствующие документы.
     
     Предприятие, которое знало о существовании льгот, применяло предоставленное ему право, а значит, не включало суммы определенных налогов в цену продукции или услуг, то есть меньшая цена позволяла развивать производство, сохранять рабочие места, бороться за рынки сбыта.
     
     Именно в таких условиях и родилась идея создания единого закона Московской области, который регулировал бы порядок предоставления льгот по налогам и сборам налогоплательщикам области за счет областного бюджета. Создание такого закона было воспринято неоднозначно, ведь предстояло не только кодифицировать все существовавшие нормативные акты в этой области, но и их переработать. Закон Московской области “О льготном налогообложении в Московской области” стал сводным нормативным актом, устанавливающим общий порядок предоставления и отмены налоговых льгот в Московской области; при этом любое предоставление или отмена налоговых льгот могло осуществляться исключительно в виде изменения и дополнения к этому документу. Закон 1995 года состоял из пяти разделов, каждый из которых содержал нормы, регулировавшие отдельные стороны предоставления льгот налогоплательщикам за счет областного бюджета.
     

     Прокомментируйте, пожалуйста, эти разделы, ведь каждый из них имел свое содержание?

     

     Раздел “Общие положения” содержал общие подходы к предоставлению льгот в Московской области, давал понятие “льгота”, устанавливал законодательство области о льготном налогообложении и т.д. В частности, в соответствии с Законом льгота рассматривалась как право налогоплательщика, а не обязанность, то есть налогоплательщику предоставлено право выбирать, будет он пользоваться льготами или нет, и если будет, то каким правилам он должен подчиняться. Областной закон устанавливал право использования льгот только за счет областного бюджета. Ни федеральные, ни тем более муниципальные льготы к данному Закону не имели никакого отношения. Таким образом, налогоплательщик, пользовашийся правом использования льгот по Областному закону, ассоциировался именно как организация полезная и небезразличная области с точки зрения выполняемых функций, особенностей производства и значимости для областного хозяйственного комплекса.
     
     Такой подход не умалял вместе с тем значимости других хозяйствующих субъектов.
     
     Разделы второй и третий Закона Московской области “О льготном налогообложении в Московской области” содержали нормы, устанавливавшие порядок рассмотрения и предоставления льгот, а также условия, которые необходимо было соблюдать при предоставлении и использовании льгот за счет областного бюджета и внебюджетных фондов области. Регламентация процедур рассмотрения заявок на льготы и порядок их предоставления позволяли сделать эти процедуры известными всем налогоплательщикам области, сняли завесу таинственности и конъюнктурности в этой сфере. В настоящее время на льготы в области может претендовать любой хозяйствующий субъект, однако такое право предоставляется далеко не всем и только на определенных условиях. В частности, к таким условиям относятся следующие: льготы предоставляются только категориям налогоплательщиков, а не отдельным субъектам; за использованные льготы налогоплательщик обязан отчитаться и подтвердить правильность использования льгот. Могут быть и другие дополнительные условия, как то: направление высвобожденных средств на сохранение и развитие рабочих мест, на увеличение производственного потенциала организации и другие.
     
     В законе уделено большое внимание контролю за эффективностью предоставляемых льгот. Этому вопросу посвящен четвертый раздел Закона, в котором предусматривалось представление отчетности об использованных льготах, которая использовалась финансовыми службами городов и районов для подготовки поквартальных справок, направляемых в областной комитет по экономике. В настоящее время руководство области знает, какие, кем и с каким результатом льготы по налогам и сборам в областной бюджет использовались налогоплательщиками области. В этом же разделе устанавливались формы, порядок и сроки представления отчетности. Средства организаций, высвобожденные в результате использования льгот, направлялись ими на развитие производства, обеспечение занятости, сохранение и увеличение рабочих мест и на социальные нужды трудовых коллективов.
     

     Отличительной особенностью Закона Московской области “О льготном налогообложении в Московской области” являлось то, что в пятом разделе закона содержался перечень всех категорий налогоплательщиков, которым льготы предоставляются. При этом в отличии от федерального и муниципального уровней главным в Московской области при предоставлении льгот являлось определение категории налогоплательщика, то есть кому и для каких целей льготы предоставляются, а не суммы выпадающих из областного бюджета доходов по отдельным видам налогов и сборов.
     
     Каждая статья пятого раздела содержала в своем названии наименование льготной категории налогоплательщика. Таким образом, при создании Закона закладывался принцип удобства и практичности данного нормативного акта прежде всего для объекта льготной политики области, для конкретных хозяйствующих субъектов. Как правило, каждая статья состояла из четырех частей. В первой части давалось понятие категории налогоплательщика. Во второй части приводился исчерпывающий перечень льгот и размеров льгот по всем или отдельным видам налогов и сборов, зачислявшихся в областной бюджет. Таким образом, организация, подпадающая под действие конкретной статьи, знала, какими областными льготами она могла воспользоваться. Третья часть статьи содержала условия предоставления льгот. Срок действия статьи, если льготы предоставлялись на определенный период,  указывался в четвертой части. Новый концептуальный подход к предоставлению льгот в Московской области прошел испытание временем и доказал свою эффективность.
     

     И как это выразилось в денежном вы ражении?

     
     В 1995 году, то есть в первый год действия Закона, льготами воспользовались 534 организации, общая сумма льгот, предоставленных по Закону, была 15,5 млрд рублей, что составило 0,6 процента фактически собранных за этот период налоговых доходов.
     
     В 1997 году льготами воспользовались более 1200 организаций с суммой льгот более 100 млрд рублей. Большинство льготируемых организаций использовали высвобожденные средства на социальные нужды трудовых коллективов и развитие производства. На многих предприятиях (а перечень их известен) использование льгот способствовало развитию производства, сохранению трудовых коллективов, решению острых социальных проблем. Не обошлось, конечно, и без нарушений закона. Отдельными предприятиями льготы были заявлены необоснованно, отмечалось и нецелевое, неэффективное использование высвобождаемых средств.
     

     Неужели все льготники сразу стали законопослушными субъектами налогообложения, а буква Закона не давала повода для различного толкования?

     

     В течение первого года действия Закона была подтверждена правильность использованного при его разработке комплексного подхода. Однако на практике выявились и отдельные недостатки Закона, которые касались двояких толкований, редакционных неточностей, отсутствия процедур составления и утверждения перечней продукции (предприятий, объектов строительства и т.д.) в отдельных статьях пятого раздела Закона. И хотя Законом предусматривалась процедура учета льгот при составлении областного бюджета, однако ограничения по объемам предоставляемых льгот привели к тому, что в 1997 году Закон Московской области “О льготном налогообложении в Московской области” был пересмотрен и принят в новой редакции. Именно эта редакция является в настоящее время действующей. Однако жизнь не стоит на месте, в Московскую областную Думу поступают документы от налоговых и финансовых органов власти, от отдельных налогоплательщиков с предложениями по улучшению текста Закона. Многие из них заслуживают очень серьезного рассмотрения в комитете по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы. Так что вполне возможно, что к данному закону будут приняты дополнения и изменения.