Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О платежах, связанных с пользованием природными ресурсами (Ответы на вопросы)


О платежах, связанных с пользованием природными ресурсами

(Ответы на вопросы)


В.В. Ростин,

А.А. Васюков


1. Экологические платежи


     За 1995-1997 годы неоднократно производилась индексация платежей за загрязнение природной среды. Предусмотрено ли введение нового коэффициента по этим платежам в 1998 году?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” с 1 января 1998 года установлен федеральный коэффициент индексации базовых нормативов платы в размере до 48 раз (письмо Государственного комитета России по охране окружающей среды от 20.11.97 № 01-14/29-3620, согласованное с Минэкономики России и Минфином России).
     

     Как следует применять нормативы платы при расчете и уплате экологических платежей в связи с деноминацией денежных знаков и масштаба цен?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.09.97 № 1182 “ О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” соответствующие нормативы платы были пересчитаны в деноминированном масштабе цен и направлены Госкомэкологии России всем территориальным природоохранным органам, которые, в свою очередь, должны довести их до природопользователей (письмо Государственного комитета России по охране окружающей среды от 20.11.97 № 01-14/29-3621).
     

     Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” установлено четкое распределение платы за загрязнение природной среды между федеральным бюджетом и экологическими фондами в соотношении 10 % и 90 %. Однако в г. Москве это соотношение иное.
     
     Вправе ли органы исполнительной власти в других субъектах Федерации установить какие-либо изменения в указанное выше распределение платежей? На основе каких нормативных актов это можно произвести?

     
     В 1994 году было принято Соглашение между Минприроды России, Минфином России и Правительством Москвы по полному финансированию деятельности Московского городского комитета. В соответствии с этим соглашением, принятым в порядке эксперимента, в федеральный бюджет направлялась меньшая доля отчислений от платежей за загрязнение природной среды, чем предусмотренная законом. Распоряжением Правительства РФ от 11.12.97 № 1738-р подтверждены условия проведения соответствующего эксперимента и на 1997-1998 годы. Решений о проведении аналогичных экспериментов в других регионах на уровне федеральных органов не принималось. В связи с этим у органов исполнительной власти субъектов Федерации нет оснований для изменения процентных соотношений распределения указанных выше платежей, установленного упомянутым Законом.
     

      Вносят ли физические лица (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица) платежи за загрязнение природной среды в бюджет?

     

     В соответствии с Законом РФ “Об охране окружающей природной среды” и разработанным на его основе Порядком направления 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ, утвержденным Минприроды России № 4-15/61-638, Минфином России № 19 и Госналогслужбой России № ВГ-6-2/105 от 03.03.93 и зарегистрированным в Минюсте России 27.05.93 № 262, предусмотрено, что указанные платежи в доход бюджета вносят только предприятия, учреждения и организации, а также иностранные юридические и физические лица.
     

      Должны ли предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, вносить экологические платежи?

     
     Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”, не вносят плату за загрязнение природной среды, так как данные платежи не указаны в перечне налогов и других обязательных платежей, для которых сохранен действующий порядок уплаты (п. 2 ст. 1 Закона).
     

      За какие виды экологических правонарушений установлена административная ответственность в виде штрафов, налагаемых на должностных лиц?

     
     Статьей  84 Закона “Об охране окружающей природной среды” установлены следующие основные экологические правонарушения, за которые должностные лица подвергаются штрафам, налагаемым в административном порядке:
     
     - несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества охраны окружающей среды;
     
     - нарушение установленных правил и порядка добывания, сбора, заготовки объектов животного и растительного мира;
     
     - превышение установленных нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия на окружающую среду;
     
     - незаконное расходовании средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;
     
     - несвоевременная или искаженная информация, отказ от предоставления своевременной и полной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.
     

     Экологические платежи поступают в бюджет и в экологические фонды. Куда зачисляются санкции за нарушения природоохранного законодательства?

     

     Суммы средств в виде финансовых санкций за нарушения природоохранного законодательства поступают в соответствии со ст. 21 Закона “Об охране окружающей природной среды” только в государственные экологические фонды. Это отражено также в Порядке направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденном Минфином России 22.12.92 № 9-5-12 и Минприроды России 21.12.92 № 04-04/72-6344.
          

2. Платежи при пользовании недрами


     Какие санкции могут быть применены к предприятиям, ведущим безлицензионное пользование недрами?

     
      Статьей 49 Закона РФ “О недрах” установлено, что лица (в том числе предприятия) за самовольное пользование недрами несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 173 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. В соответствии со ст. 167 (часть 2) ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
     

      Должны ли налоговые органы осуществлять контроль за оформлением предприятиями соответствующих лицензий на пользование недрами?

     
     Статьей 6 Закона РСФСР от 21.03.91 № 943-1 “О Государственной налоговой службе РСФСР” установлено, что главной задачей Государственной налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством России. Вопросы, связанные с лицензированием деятельности предприятий при пользовании недрами, не входят в компетенцию налоговых органов.
     
     Вместе с тем в соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 14 Закона “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” по фактам добычи предприятиями полезных ископаемых без наличия лицензии налоговые органы вправе возбуждать в установленном порядке ходатайства перед органами, выдающими лицензии на право пользования недрами, о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью этим предприятиям.
     

      Предоставляет ли закон возможность лишения недропользователя лицензии на право пользования недрами при неуплате им соответствующих платежей?

     

     Статьей 20 Закона РФ “О недрах” определены основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами. В число этих условий входит нарушение пользователем недр существенных условий лицензии. Поскольку в лицензии должен быть отражен порядок внесения платежей, в случае их неуплаты пользователь недр может быть лишен соответствующей лицензии. При этом хотя недропользователь и имеет право на досрочное прекращение права на пользование недрами, он должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай отказа от прав (ст. 21). В этих условиях должна быть оговорена необходимость внесения платы за добытое минеральное сырье и иные виды пользования недрами.
     

      Освобождаются ли предприятия железнодорожного транспорта от платежей при пользовании недрами в соответствии со ст. 40 Федерального закона РФ от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О недрах”"?

     
          Статьей 40 указанного Закона предусмотрено, что от платежей при пользовании недрами освобождаются собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд.
     
     Статьей 5 Федерального закона РФ от 25.08.95 № 153-ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте” установлено, что землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
     
     Таким образом, предприятия железнодорожного транспорта не являются собственниками, владельцами земельных участков и поэтому не освобождаются от платежей при пользовании недрами.
     

      Освобождаются ли от платежей при пользовании недрами предприятия и организации, являющиеся собственниками земельных участков, в соответствии с документами, выданными им до вступления в действие Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 № 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд?

     
     Согласно части 5 п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 № 1767 государственные акты и свидетельства о предоставлении земельных участков в собственность, выданные до вступления в действие настоящего Указа, являются документами постоянного действия, удостоверяющими право собственности, и имеют равную законную силу со свидетельством, выдаваемым в соответствии с Указом.
     

     Поэтому указанные предприятия освобождаются от платежей при пользовании недрами.
     

    Производится ли взимание отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по добываемым попутно с нефтью подземным водам, не реализуемым на сторону и не используемым на производственные и технологические цели?

     
      Пунктом 9 “а” инструкции Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 “О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” установлены отдельные категории пользователей недр, освобождаемые от уплаты в бюджет отчислений. При этом необходимым условием является отсутствие реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производственные и технологические цели. Иными словами, по указанным добываемым попутно с нефтью подземным водам взимание отчислений не производится.
     

     Правомерно ли применение в настоящее время понижающего коэффициента при расчете отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, если реализуются не собственно полезные ископаемые или первый товарный продукт, а продукты их переработки?

     
     В федеральных законах РФ от 03.03.95 № 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О недрах”" и от 30.12.95 № 224-ФЗ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы” применение каких-либо понижающих коэффициентов при расчете отчислений не предусмотрено. Инструкцией Госналогслужбы России от 31.12.96 № 44 применение понижающего коэффициента также не предусмотрено.
     

     Кому предоставлено право принимать решение об установлении скидки по платежам за пользование недрами (и ее размере) при истощении недр? Каковы критерии определения данного состояния недр?

     
     Такое право согласно ст. 48 Федерального закона РФ от 03.03.95 № 27-ФЗ предоставлено органам, выдающим лицензии на пользование недрами.
     
     При этом данная скидка может предоставляться пользователю недр, добывающему дефицитное полезное ископаемое при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов, а также добывающему полезное ископаемое из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
     

     Постановлением Правительства РФ от 19.09.96 № 1120 “О дополнительных мерах по реализации Федеральной программы развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации на 1994-2000 годы и стабилизации геолого-разведочных работ” был предусмотрен ряд мер по погашению задолженности по платежам добывающих предприятий. Предусмотрено ли погашение задолженности по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы по текущим платежам, направляемым в федеральный бюджет?

     

     Во исполнение данного постановления был разработан Порядок погашения задолженности нефтегазодобывающих организаций и предприятий в федеральный бюджет по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы нефтью, газовым конденсатом и нефтепродуктами с последующим перечислением средств от их реализации в федеральный бюджет для использования по целевому назначению, утвержденный МПР России 29.04.97, Минфином России 28.04.97, Минэкономики России 29.05.97, Минтопэнерго России 30.04.97, Госналогслужбой России 29.04.97.
          
     В соответствии с п. 2 указанного Порядка его действие не распространяется на текущие платежи в федеральный бюджет по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за нефть, газовый конденсат, добытые и реализованные в текущем квартале.
     

(Окончание следует)