Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок уплаты налогоплательщиками-физическими лицами сбора за право торговли и лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами


Порядок уплаты налогоплательщиками - физическими лицами сбора за право торговли и лицензионного сбора за право торговли подакцизными товарами


Н.Н. Cтельмах,
советник налоговой службы I ранга

     Согласно ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.94 № 51-ФЗ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

     Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность физических лиц, направленная на систематическое получение личного дохода от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности производится в соответствии с Законом РСФСР от 07.12.91 № 2000-1 “О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и порядке их регистрации” и Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 № 1482.
     
     Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией районного, городского, районного в городе, сельского поселкового органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица на основании заявления, составленного по установленной форме, и документа, подтверждающего уплату регистрационного сбора. Кроме заявления и квитанции об уплате регистрационного сбора, гражданин обязательно представляет паспорт или другой удостоверяющий личность документ.
     
     Статьей 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) и п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 № 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей” предусмотрено, что физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью или изъявившие желание заниматься другими видами деятельности, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту его регистрации - месту жительства.
     
     Налогообложение доходов, получаемых в течение календарного года индивидуальными предпринимателями, осуществляется в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” и разделом IV инструкции Госналогслужбы России от 29.06.95 № 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”".
     
     Осуществляя торговую деятельность, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают в течение года сбор за право торговли. Однако при заполнении декларации о полученных доходах им приходится сталкиваться с определенными трудностями в порядке определения включения или невключения сбора за право торговли в состав затрат, так как уплаченные суммы составляют значительный размер произведенных расходов.
     

     Для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, состав расходов, связанных с извлечением дохода, определяется применительно к положению “О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”, включаемых в себестоимость продукции юридическими лицами.
     
     Сбор за право торговли и лицензионный сбор за право торговли подакцизными товарами установлены в соответствии со ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и находятся в ведении органов местного самоуправления.
     
     Местным органам власти, вводящим сбор за право торговли на своей территории, предоставлено право устанавливать конкретный размер сбора за право торговли и налогоплательщиков данного сбора. Физическими лицами, в том числе занимающимися предпринимательской деятельностью и осуществляющими торговлю товарами и изделиями, сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разового талона (временного патента), порядок приобретения которого также устанавливается органами местного самоуправления.
     
     Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и табачными изделиями является одним из видов местных налогов и дает право физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, производить торговлю определенным видом товара в определенном месте. Он опосредствует возможность получения дохода от данного вида деятельности.
     
     Ответ о правильности отнесения данных сборов содержится в п. 5 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, где определено, что сбор за право торговли и лицензионный сбор за право торговли подакцизными товарами уплачиваются физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, за счет дохода, остающегося после уплаты подоходного налога, и не относятся на затраты у предпринимателей.
     
     Аналогичный порядок  предусмотрен в соответствии с Законом и для юридических лиц, которые уплачивают сбор за право торговли за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.