Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Устранение коллизии сократит количество судебных разбирательств по налоговым платежам


Устранение коллизии сократит количество судебных разбирательств по налоговым платежам


И.С. Зуйков,
кандидат экономических наук,доцент кафедры бухгалтерского учета Тверского государственного университета

Л.В. Зуйкова,
советник налоговой службы II ранга, аспирант НИФИ

     В статье 15 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”*1 (в редакции от 21.07.97) установлены обязанности банков, кредитных учреждений, а также предприятий, и с учетом всех редакций, она содержит следующие положения*2:
     
     -----
     *1. В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в “Российской газете”, № 56, 10.03.92.
     *2. Сноски в тексте статьи даны автором настоящей публикации.
             

Статья 15. Обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий

     
     Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации*1.
          
     -----
     *1. Часть дана в редакции подпункта “п” п. 11 ст. 1 Закона РФ от 16.07.92 № 3317-1 “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России”// “Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации”, 27.08.92, № 34, ст. 1976.
          
     В случае непредставления таких данных руководители указанных учреждений и предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.
     
     Банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать не перечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов. В случае установления таких фактов налоговый орган взыскивает полученный этими учреждениями доход в федеральный бюджет с привлечением руководителей этих учреждений к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пени в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает банк или кредитное учреждение от других видов ответственности.
     
     Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда*1.
         
     -----
     *1. Часть дана в редакции подпункта “з” п. 11 ст. 1 Закона РФ от 16.07.92 № 3317-1 “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России”// “Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации”, 27.08.92 № 34, ст. 1076.
          
     Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Указанные платежные поручения банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке*1.
          
     -----
     *1. Часть введена в текст Закона в соответствии с подпунктом “з” п. 11 ст. 1 Закона РФ от 16.07.92 № 3317-1 “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России”//“Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации”, 27.08.92, № 34, ст. 1976.

     Часть отредактирована в соответствии с подпунктом “д” п. 10 cт. 1 Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1 “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”//“Российская газета”, № 17, 27.01.93.
    
     Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается*1.
     
     -----
     *1. Часть введена в текст Закона в соответствии с подпунктом “з” п. 11 ст. 1 Закона РФ от 16.07.92 № 3317-1 “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России”//“Ведомости Совета Народных Депутатов и Верховного Совета Российской Федерации”, 27.08.92, № 34, ст. 1976.
     
     В части 3 вышеприведенной статьи говорится о том, что банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений только налогоплательщиков на перечисление налогов, а в части 4 сказано о том, что пеня банкам и кредитным учреждениям начисляется в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине последних платежного поручения только налогоплательщика, поэтому, по мнению некоторых правоведов, норма, установленная частями 3 и 4, не распространяется на банки и кредитные учреждения, не исполнившие платежные поручения третьих лиц на перечисление налогов.
     
     О третьих лицах говорится в частях 5 и 6 вышеприведенной статьи, где они именуются предприятиями. При этом в последнем предложении части 6 устанавливается гипотеза приведенной нормы налогового права, то есть указывается кто и когда ее должен исполнять: банки и кредитные учреждения в первоочередном порядке, и диспозиция, то есть в чем должно состоять это исполнение: исполнение платежных поручений предприятий на перечисление подоходного налога с физических лиц. Необходимо отметить, что в данном случае отсутствует важнейшая часть нормы права, а именно санкция, то есть каковы последствия неисполнения нормы.
     
     Названный пробел в законодательстве порождает массу судебных разбирательств между банками (кредитными учреждениями) и налоговыми органами, который законодатель мог бы устранить следующим образом*1:
     
     -----
     *1. Если названный пробел не устранять, то банки и кредитные учреждения будут безнаказанно использовать суммы не перечисленного подоходного налога в качестве кредитных ресурсов.
     
     1. В части 3 статьи 15 исключить слово “налогоплательщиков”.
     
     2. В части 4 статьи 15 исключить слово “налогоплательщика”.
     

     3. Часть 4 сделать последней частью статьи 15, а части 5, 6, 7 станут соответственно частями 4, 5, 6.
     
     В этом случае статья 15 примет следующий вид:
          

Статья 15. Обязанности банков, кредитных учреждений и предприятий

     
     Банки, кредитные учреждения, биржи и иные предприятия обязаны представлять соответствующим налоговым органам данные о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов этих учреждений и предприятий за истекший финансовый год в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
     
     В случае непредставления таких данных руководители указанных учреждений и предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждую неделю просрочки.
     
     Банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать не перечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов. В случае установления таких фактов налоговый орган взыскивает полученный этими учреждениями доход в федеральный бюджет с привлечением руководителей этих учреждений к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     Предприятия обязаны правильно удерживать подоходный налог с доходов, выплачиваемых ими физическим лицам, и своевременно перечислять удержанные суммы в бюджет. В случае невыполнения указанных обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет или во внебюджетные фонды. Указанные платежные поручения банками и кредитными учреждениями исполняются в первоочередном порядке.
     
     Плата за обслуживание юридических и физических лиц по таким операциям не взимается.
     

     В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. Взыскание пени не освобождает банк или кредитное учреждение от других видов ответственности.
     
     В заключение хотелось бы отметить, что ликвидация названного пробела в налоговом законодательстве сократит количество судебных разбирательств между банками (кредитными учреждениями) и налоговыми органами, а также исключит возможность безнаказанного использования банками и кредитными учреждениями сумм не перечисленного подоходного налога в качестве кредитных ресурсов до принятия Налогового кодекса.