Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Не в одиночестве, а во взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов на автоматизированной основе залог успеха в борьбе с налоговыми правонарушениями


Не в одиночестве, а во взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов на автоматизированной основе - залог успеха в борьбе с налоговыми правонарушениями


Л.Г. Черногор,
Управление Федеральной службы налоговой полиции по Астраханской области

     Развитие современных информационных технологий и их проникновение практически во все сферы человеческой деятельности видоизменяют специфику профессиональной деятельности сотрудников налоговой полиции и предъявляют новые требования к организации их профессиональной подготовки. Сущность этих требований заключается, с одной стороны, в необходимости фундаментальной подготовки в области использования в повседневной работе персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), а с другой стороны, в конкретизации подготовки с учетом профиля служебной деятельности сотрудников органов налоговой полиции.
     
     В оперативно-служебной деятельности целесообразно выделить две наиболее характерные функции: информационную и аналитическую. Использование ПЭВМ позволяет более эффективно реализовывать эти функции на практике. В частности, с помощью ПЭВМ на новом качественном уровне выполняется анализ поступающей оперативной информации о фактах уклонения от налогов юридических и физических лиц и осуществляются такие процессы, как получение, переработка, накопление, сохранение и воспроизведение информации об оперативной обстановке и динамике ее развития, что кардинальным образом изменяет саму структуру и специфику работы сотрудников налоговой полиции. Исходя из этого, сама жизнь выдвигает на первый план необходимость приобретения сотрудниками налоговой полиции знаний навыков применения ПЭВМ в оперативно-служебной деятельности.
     
     Оперативная обстановка в сфере экономики характеризуется в настоящее время дальнейшим развитием и углублением ярко выраженных криминальных тенденций. В Управлении Федеральной службы налоговой полиции (далее по тексту - УФСНП) по Астраханской области введено в практику работы проведение мероприятий во взаимодействии с органами внутренних дел, службы безопасности, таможни и налоговой инспекции. Основой взаимодействия подразделений УФСНП с правоохранительными и налоговыми органами являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также разработанные и согласованные совместные приказы и соглашения. В этих документах определены рамки взаимной работы и обмена информацией, зафиксированы права и обязанности сторон. В процессе выполнения оперативно-служебных задач уделяется большое внимание координации и организации взаимодействия подразделений Управления с иными правоохранительными органами. Однако несмотря на то, что все правоохранительные и налоговые органы стремятся к интеграции, по-прежнему существует острая проблема получения информации. Сегодня назрела необходимость сблизить информационные поля государственных налоговых инспекций (далее по тексту - ГНИ), государственного таможенного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, службы внешней разведки, прокуратуры, внешнеэкономического комитета, Росалкогольмонополии и органов федеральной службы налоговой полиции. Обмен данными между вышеупомянутыми силовыми министерствами и контролирующими ведомствами повысит на порядок эффективность координации их совместных действий.
     
     До сих пор запросы соответствующих организаций о предоставлении информации, касающейся юридических и физических лиц, необходимой для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений и правонарушений, интересующей орган налоговой полиции, выполняются с большой неохотой и приходят с опозданием. Так, на запрос УФСНП по Астраханской области передать ему базу данных о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность, от ГНИ по Астраханской области получен мотивированный отказ со ссылкой на письмо Госналогслужбы России от 05.05.97 № ИЛ-6-24/344 “О порядке предоставления сведений ограниченного распространения по запросам сторонних организаций”. Требования данного письма не предусматривают передачу баз данных внешним организациям, включая правоохранительные органы, в целях исключения возможности параллельного ведения данных на налогоплательщиков вне государственных налоговых инспекций, поставивших на налоговый учет и несущих ответственность за обеспечение конфиденциальности доверенных им сведений.
     

     Однако постановлением Правительства РФ от 10.02.98 № 169 на ФСНП России и ее территориальные органы возложена функция формирования и ведения федерального банка данных о нарушениях налогового законодательства Российской Федерации, содержащего сведения о фактах уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах. В этом случае база данных о физических лицах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Астраханской области, является непременным условием формирования вышеупомянутого федерального банка данных в части создания и пополнения информационных массивов на частных предпринимателей и псевдопред-принимателей, противоправная деятельность которых наносит ущерб государству и гражданам. По нашему мнению, назрела необходимость разработки федерального номативно-правового документа, регламентирующего процедуру передачи баз данных между ГНИ и территориальными органами ФСНП либо обеспечения удаленного доступа к базам данных региональных органов ГНИ. Кроме того, наличие баз данных о юридических и физических лицах позволит правоохранительным органам выстроить и внедрить в практику своей работы систему профилактических мер по недопущению налоговых преступлений и нарушений с учетом многолетнего опыта работы по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений в других сферах деятельности. На региональном уровне данную проблему планируется разрешить принятием согласно утвержденному Главой Администрации Астраханской области Плану первоочередных мер по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в Астраханской области в 1998 году постановления о предоставлении безвозмездного доступа заинтересованным правоохранительным органам к базам данных ведомств и организаций, сформированных за счет средств федерального и областного бюджетов.
     
     Другим немаловажным аспектом деятельности налоговой полиции является взаимодействие с органами государственного таможенного комитета. Тесный контакт с таможней позволяет своевременно вскрывать факты занижения и сокрытия юридическими и физическими лицами таможенной стоимости товаров, подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость и акцизами, получить информацию о юридических и физических лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность с нарушением таможенного законодательства и правил регистрации в Госналогслужбе России, о подозрительных фактах направления материальных ценностей в адрес конкретных юридических и физических лиц и другие сведения, затрагивающие сферу деятельности налоговой полиции.
     
     В частности, в 1996 году в результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных совместно с Астраханской таможней и УВД Астраханской области, был вскрыт факт фиктивного экспорта алкогольной продукции акционерного общества открытого типа “Астраханский ликеро-водочный завод” по контракту с фирмой “Трейдинг ЛТД” (Кипр).
     

     Анализ взаимодействия правоохранительных органов при проведении данной операции свидетельствует о том, что махинации по “псевдоэкспорту” были бы раскрыты намного раньше, если бы существовала единая информационная система “УФСНП-таможня-УВД”.
     
     Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования совместной работы с органами ГТК целесообразно:
     
     поставить на постоянную основу контакты сотрудников правоохранительных органов и региональной таможни, специализирующихся на раскрытии экономических преступлений;
     
     осуществлять регулярные совместные мероприятия по выявлению незаконных операций, проводимых через международные и национальные банки, фирмы, биржи в целях легализации доходов, получаемых преступным путем, и их сокрытия от налогообложения;
          

     проводить ежеквартальные аналитические исследования по проблемам, затрагивающим обоюдные интересы.