Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Падение мировых цен на нефть и социально-экономический кризис в нефтегазовой отрасли


Падение мировых цен на нефть и социально-экономический кризис в нефтегазовой отрасли


И.К. Выскребенцев,

Государственный советник налоговой службы II ранга
     
     В декабре 1997 года произошло падение мировых цен на нефть, которое оказалось более значительным, чем предсказывалось экспертами и аналитиками в середине года. На резкое падение цен на нефть (30-35 %) повлияло несколько факторов, имеющих циклический, конъюнктурно-спекулятивный и долговременный характер. К первым можно отнести относительно мягкую зиму в европейских странах и США, ко вторым - ожидание поступления на рынок дополнительных объемов иракской нефти по известной резолюции ООН, а также финансово-экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии, представляющих наиболее динамичный рынок потребления энергоресурсов, к третьим - постоянное совершенствование технологии и снижение удельных затрат на поиск и освоение нефтегазовых месторождений, что обусловило существенное превышение мощностей по добыче нефти над прогнозируемым спросом.
     
     К этому следует добавить серьезные разногласия, возникшие в ОПЕК относительно согласованных экспортных квот и приведшие к повышению квот добычи нефти этими странами на ноябрьской конференции в Джакарте сразу на 2,5 млн баррелей, то есть на 125 млн т в год.
     
     Производственные мощности мировой нефтяной промышленности составляли на конец 1997 года 78 млн баррелей/сут. (3900 млн т), к 2001 году они возрастут до 89 млн баррелей/сут. (4450 млн т), при этом наиболее быстрый рост, по мнению зарубежных аналитиков, будет наблюдаться в странах-членах ОПЕК (13,7 %), нефтедобывающих странах Латинской Америки (16,6 %) и Африки (16,2 %). В остальных странах, включая страны-члены ОЭСР, на которые приходится максимум потребления энергоресурсов, потенциал добычи возрастет на 9,8 %.
     
     Добыча нефти фактически равнялась в 1997 году 75,1 млн баррелей/сут. (3675 млн т), превысив на 3 млн баррелей/сут. (150 млн т/год) средний уровень 1996 года, и одновременно обеспечивалась оперативными производственными мощностями на 106 %, что позволяло с уверенностью покрыть любые кратковременные всплески спроса циклического (сезонного) и спекулятивного характера.
     
     В этих условиях мировые цены на нефть, нефтепродукты и природный газ снизились до самого низкого за последнее десятилетие уровня, а с учетом инфляции - практически сравнялись с докризисными ценами 1973 года.
     

     В период январь 1989 года - январь 1998 года самое значительное снижение цен нефти отмечалось в I-м квартале 1994 года, когда цена маркерной нефти Брент упала до 13,9 долл. за баррель (102 долл. за тонну), а российской нефти сорта “Юралз” - до 96,6 долл. за тонну (до 91 долл. в феврале 1994 года).
     
     Падение цен в начале 1998 года оказалось существенно значительнее, чем в 1994 году и, самое главное, имеет все предпосылки быть очень длительным. Некоторое повышение цены на нефть в конце марта - начале апреля на фоне консолидированного решения основных стран-экспортеров сократить добычу и объемы экспорта не имело переломного характера и, как видно из таблицы, фьючерсные контракты на июнь (14,6 долл./баррель, что эквивалентно примерно 91 долл. за тонну российской нефти), то есть на начало сезонного повышения спроса, очень незначительно превышают апрельский уровень. Опубликованный Международным энергетическим агентством в конце 1997 года прогноз движения мировых цен на нефть, основанный на сложившемся балансе спроса мировой экономики и предложения мировой нефтяной промышленностью и не учитывающий в полной мере масштаба противоречий между странами ОПЕК и последствий финансового кризиса в Юго-Восточной Азии, предусматривал стабилизацию цен нефти в 1998 году на уровне 16,5 долл./баррель, то есть примерно 110 долл. за тонну российской нефти, с последующим повышением до 17,5 долл./баррель в 1999 году.
     
     Самый последний обзор мирового рынка нефти и нефтепродуктов, подготовленный МЭА с учетом сложившейся ситуации, прогнозирует на 1998 год увеличение потребления нефти в Западной Европе, основном экспортном рынке российских компаний, всего на 1 %. Такой рост спроса с излишком может быть компенсирован ожидаемым вводом в эксплуатацию новых освоенных месторождений Норвегии, Великобритании и Дании. С учетом подготовленных к эксплуатации запасов нефти в других регионах и существенным снижением спроса на нефть в странах Юго-Восточной Азии становится очевидным, что без значительного сокращения объемов добычи нефти основными странами-экспортерами и, соответственно, сжатия рынка ожидать возврата цен к уровню 1997 года нереалистично ни в текущем, ни в 1999 году. Радикальное изменение ценовой ситуации возможно только в случае успешного разрешения противоречий между основными странами-экспортерами нефти на очередной конференции ОПЕК, назначенной на конец июня текущего года. В том случае, если членам ОПЕК и “независимым” экспортерам не удастся достичь согласия относительно объемов добычи и экспорта нефти, очень вероятен вариант одностороннего увеличения добычи нефти Саудовской Аравией с тем, чтобы посредством “обвала цен” принудить других экспортеров к сокращению объемов добычи до уровня, который обеспечит возврат цен к уровню 110-115 долл./т.
          

Динамика цен на нефть и нефтепродукты в феврале-апреле 1998 года


Дата

19.04

7.04

3.04

15.03

10.03

3.03

27.02

26.12

5.02

Сырая нефть. S/бар., ФОБ

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

Дубайская

12,83

11,89

12,03

10,66

10,57

11,82

11,71

12,59

12,91

Брент (dated)

13,95

13,17

13,44

12,50

12,25

13,43

13,41

14,04

14,81

Брент (месячный) фьючерс

14,64 (июнь)

13,98

14,19

13,05

12,93

14,18

14,06

15,05

15,37

Нефтепродукты

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

СЗЕ, срочная поставка, S/т, СИФ

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

бензин премиум

166

156

159

146

154

168

167

170

169

газойль

139

133,5

134,5

124

126,5

132

132,5

139,5

141

мазут

76

68

66

62

65

68

67

65,5

61

авиакеросин

147,5

140

141

132,5

135,5

147,5

147,5

154,5

156

аизтопливо

143,5

137,5

139,5

127

129,5

136

137

144,5

146,5

     
     По состоянию на середину марта текущего года падение ценовых показателей по нефти, нефтепродуктам и природному газу по сравнению с аналогичным периодом 1997 года характеризовалось следующими цифрами:
          

  
 

Цена, долл. за баррель

  
 

13.03.97

13.03.98

Сырая нефть, Брент

19,3

12,2 (-35 %)

  
 

Цена, долл. за тонну

  
 

26.03.97

13.03.98

Нефтепродукты


 


 

Бензин

207-213

134-138 (-36 %)

Нафта

182-190

118-131 (-34 %)

Дизтопливо

160-162

114-115 (-29 %)

Мазут

92-98

69-71 (-28 %)

Реактивное топливо

179-181

113-115

Природный газ (норвежский)*1

106,3

88,0 (-18 %)


     -----
     *1 Долл. США за тыс. кубометров.
          

     Падение цен на 35 % обусловило пропорциональное снижение валовой экспортной выручки российских нефтяных компаний, однако с учетом специфики естественно сложившегося географического размещения как добывающих, так и перерабатывающих предприятий отрасли, подавляющее большинство которых расположены на большом расстоянии от экспортных терминалов, потери нефтегазовой промышленности России оказались значительно большими, чем у других экспортеров. Затраты российских компаний только на транспортировку до экспортных терминалов (около 8-9 долл. за тонну) в отдельных случаях превышают затраты на морской фрахт большинства мировых экспортеров нефти.
     

Стоимость морского транспорта (фрахта) $/барр.:

Карибский бассейн  

- 0,62-0,82 (4,5-5,9 долл./т)  

Северная Европа - Хьюстон (нефть/дистиллят)

- 1,60-1,52  

Зап. Африка - Хьюстон (нефть)  

- 1,05 (7,6 долл./т)  

Персидский Залив - Хьюстон (нефть)  

- 1,39  

Зап. Африка - Сев. Европа  

- 0,80 (5,8 долл./т)  

Персидский Залив - Сев. Европа  

- 1,32 (9,6 долл./т)  

Персидский Залиф - Япония  

- 0,95 (6,9 долл./т)  


     Кроме того, российские нефтяные компании в меньшей степени защищены от конъюнктурных колебаний мировых цен, чем западные экспортеры, налоговая нагрузка которых начисляется на чистых доход либо предусматривает коррекцию платы за недра в зависимости от мировых цен, в то время как у российских компаний значительная часть налогового бремени исчисляется от выручки. К этому следует добавить, что, например, в Соединенных Штатах Америки которые являются крупнейшим импортером нефти и, соответственно, более всех выиграли от снижения цен на нефть, в целях защиты национальной нефтяной промышленности и компенсации потерь Конгрессом был принят ряд мер по снижению налоговой нагрузки (уменьшение платы за недра/роялти по объектам с трудноизвлекаемыми запасами, освобождение от налогов скважин, вводимых из длительно простаивающего фонда, списание на затраты поисковых работ и т.п.).
     
     Внутренние транспортные затраты (железнодорожные тарифы) по экспорту нефтепродуктов становятся запретительными для большинства российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), в то время как западные НПЗ, ориентированные на экспорт, располагаются обычно в непосредственной близости к экспортным терминалам. Так, транспортировка нефтепродуктов с НПЗ Карибского бассейна до Нью-Иорка обходится в 4,5-6 долларов за тонну, а железнодорожный транспорт ярославского НПЗ до черноморских портов в 36-38 долларов за тонну, не считая перевалки, прочих портовых сборов (24 долл./т) и морского фрахта до зарубежного потребителя. С учетом стоимости сырья и процессинга (около 25-30 долларов за тонну) экспортная цена нефтепродуктов, поступающих с НПЗ Центрального региона, не говоря уже о более удаленных от экспортных терминалов, оказывается в зависимости от нефтепродукта на 15-70 долл. за тонну выше сложившихся на мировом рынке цен. В этих условиях значительные мощности по переработке нефти необходимо будет вывести из эксплуатации, поскольку внутренний платежеспособный спрос даже при некотором снижении цен не сможет покрыть образовавшийся избыток продукции на рынке.
     
     Расчеты показывают, что снижение цен на нефть и нефтепродукты как на внешнем, так и на внутреннем рынках сократит объем выручки в нефтяном комплексе с соответствующим уменьшением налоговых начислений в бюджеты всех уровней.
     

     Основной вывод аналитического обзора по среднесрочной перспективе нефтяного мирового рынка International Energy Outlook 1998 - IEO 98, подготовленный Агентством по энергетической информации (IEA) Министерства внутренних дел США (DOE), - нет оснований для прогноза роста цен на нефть исходя даже из оптимистического прогноза потребления.
     
     Согласно вышеуказанному обзору имеются три варианта прогноза изменения мировых цен на нефть до 2015 года в IEO 98 аналогичны прогнозу, содержавшемуся в IEO 97. Прогноз цен по-прежнему отражает мнение о том, что объем мировой добычи нефти может значительно возрасти, но это не будет сопровождаться существенным ростом мировых цен на нефть. Согласно среднему варианту прогноза после 2015 года произойдет постепенное повышение цен на нефть - с 21,48 долл. США за баррель (в ценах 1996 года) в 2015 году до 22,32 долл. в 2020 году. В текущих ценах по среднему варианту прогноза цены на нефть достигнут 47 долл. США за баррель.
     
     В 2020 году разница между средним вариантом и вариантом, предусматривающим низкий уровень цен, прогнозируется в размере примерно 8 долл. США за баррель, а разница между средним вариантом и вариантом высокого уровня цен - 6 долл. за баррель. В IEO 97 лаг между тремя вариантами прогноза был одинаков. Вариант высокого уровня цен IEO 98 базируется на том, что альтернативные или нетрадиционные источники энергии станут экономически жизнеспособными лишь в случае, если мировые цены на нефть достигнут примерно 28 долл. США за баррель; маловероятно, что в течение длительного периода времени цены на нефть превысят этот уровень.
     
     При разработке вариантов высокого и низкого уровня цен авторы IEO 98 исходили из различных оценок уровня добычи нефти в странах ОПЕК. Прогноз низкого уровня цен предполагает существенный рост производственных мощностей в странах ОПЕК и приток инвестиций извне в расширение этих мощностей. Прогноз высокого уровня предполагает более умеренный рост добычи нефти и финансирование этого роста самими странами ОПЕК за счет поступлений от экспорта нефти.
     
     В журнале Futures была опубликована статья г-на Филда, который до 1993 года являлся директором Управления энергетических программ Стэнфордского исследовательского института. Базируясь на волновой теории Эллиотта, г-н Филд полагает, что “пик цен А (в свою очередь состоящий из трех пиков) закончился на отметке 38 долл. в 1980 году. Пик В завершился 13 годами позднее (декабрь 1993 года) на отметке 14 долл. В настоящее время наблюдается первый пик более общего пика С, который в течение ближайших трех-четырех лет должен довести цены по индексу WTI до 40-50 долл. Фундаментальные законы рынка нефти подтверждают приведенную выше интерпретацию волнового характера (динамики цен)”.