Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы читателей журнала отвечает О.А. Смирнова

          

На вопросы читателей журнала отвечает О.А. Смирнова

          

    В какой бюджет (местный или федеральный) зачисляются штрафы в виде меры наказания, назначенные приговорами судов, за совершения преступлений, предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации?
     

     В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” суммы штрафов, взысканные за нарушения законодательства, в том числе и установленные Уголовным кодексом Российской Федерации, зачисляются в доходы местных бюджетов.
     

     Коммерческий банк не имеет своей службы инкассации. В то же время необходимость оказания таких услуг постоянна. Для решения этого вопроса банк заключил договор с территориальным управлением инкассации Российского объединения инкассации, и все клиенты банка теперь инкассируются этим управлением. Вправе ли банк относить плату за инкассаторские услуги, оказываемые территориальным управлением, на себестоимость?
     

     В соответствии с письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 24.05.94 № 67 и № ВГ-6-01/179 “О порядке применения положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и кредитными учреждениями и положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль страховщиков” особенности отнесения расходов банковских учреждений на состав затрат, включаемых в себестоимость, регулируются Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 490.
     
     В случае отсутствия у банка собственной службы инкассации, данный банк вправе заключить договор с соответствующим территориальным управлением Российского объединения инкассации. Суммы платы данному управлению за инкассацию банкнот, монет, чеков, других расчетно-платежных документов, а также расходов по упаковке ценностей, включая комплектование наличных денег, по перевозке, пересылке и доставке ценностей, принадлежащих банку и его клиентам, согласно п. 42 указанного Положения относятся на себестоимость.
          

     В ходе проведения проверки соблюдения налогового законодательства на предприятии государственная налоговая инспекция выявила занижение прибыли. Какие меры финансовой ответственности вправе применить налоговый орган к нарушителю?
     

     В соответствии с подпунктом “а” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” при выявлении случаев занижения прибыли государственные налоговые инспекции обязаны взыскать всю сумму заниженной прибыли, а также штраф в размере 100 % заниженной прибыли.
     

     Cогласно ст. 11 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 36 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, налогоплательщик обязан в принудительном порядке повысить налогооблагаемый доход, полученный за отчетный период, в котором было выявлено нарушение, и уплатить налог с учетом этого повышения.
     
     Учитывая, что причиной выявленного занижения прибыли может быть только отсутствие бухгалтерского учета либо его ведение с нарушением установленного порядка, налоговый орган обязан применить к налогоплательщику меры ответственности, предусмотренные подпунктом “б” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, в виде штрафа в размере 10 % доначисленных сумм налога. Имеются в виду суммы налога, исчисленные в результате принудительного повышения прибыли за проверенный период.
     
     Учитывая, что принудительное повышение в проверяемом периоде привело к возникновению сумм налога, которые безусловно будут уплачены несвоевременно, на сумму налога, начисленную на прибыль, появившуюся в результате исправительной проводки, начисляется пеня в размере, установленном подпунктом “в” п. 1 ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
         

     Какие суммы, начисленные государственной налоговой инспекцией за занижение прибыли, могут быть взысканы в бесспорном порядке, а какие - в судебном?
         

     Учитывая постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.96 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" и определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 № 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда архангельской области о проверке конституционности положений ст. 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" государственная налоговая инспекция вправе взыскать в бесспорном порядке только сумму налога, исчисленного в результате исправительной проводки, и пени, начисленные за задержку перечисления этого налога. Суммы стопроцентного и десятипроцентного штрафов, а также сумма финансовой санкции в размере заниженной прибыли могут быть взысканы только в судебном порядке.
     

      Какие законодательные акты устанавливают финансовую ответственность за нарушения налогового законодательства?

          
     Применение финансовых санкций за нарушения законодательства о налогах Российской Федерации регулируется:
     

      - статьями 13 и 15 Закона РФ от 27.12.91 №2118-I “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”;
     
     - пунктом 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21.03.91 №943-I “О Государственной налоговой службе РСФСР”;
     
     - статьей 22 Закона РФ от 07.12.91 № 1998-I “О подоходном налоге с физических лиц”.
     
     Кроме законодательных норм наложение этих санкций регулируется указами Президента Российской Федерации (например,  ныне отмененным Указом Президента Российской  Федерации от 27.10.93 №1773 “О проведении налоговой амнистии в 1993 году”), актами Верховного  Совета Российской Федерации (например,  постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 №3255-I “О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации”), инструктивными и методическими письмами и рекомендациями Госналогслужбы России.
         

     Следует ли государственной налоговой инспекции составлять акт по итогам камеральной проверки, если единственная финансовая ответственность за выявленные налоговые правонарушения - пеня за несвоевременную уплату налога? Или достаточно выставить инкассовое требование?
         

     В  соответствии с п. 19 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 “О Государственной налоговой службе Российской Федерации”,  итоги проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых налоговыми органами, оформляются актом.
     
     Действующим законодательством о налогах  не делается  какого-либо различия между камеральными и документальными (с  выходом на место) проверками.
     
     Таким образом, помимо инкассового документа,  выставляемого налоговым органом на счет налогоплательщика-нарушителя, итоги камеральной проверки должны быть оформлены соответствующим актом.