Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

На вопросы налогоплательщиков отвечает Н.Н. Шелемех, государственный советник налоговой службы III ранга, Московская область

                  

На вопросы налогоплательщиков отвечает Н.Н. Шелемех, государственный советник налоговой службы III ранга, Московская область


     Включаются ли в состав доходов медицинской страховой организации средства, полученные в виде финансовых санкций, наложенных на медицинские учреждения по результатам экспертной оценки качества медицинской помощи?

     
     Согласно п. 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, от 05.08.92 № 552 и п. 3.3.2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в страховых медицинских организациях, утвержденного приказом Росстрахнадзора от 25.07.94 № 02-02/13, в состав внереализационных доходов включаются присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий договоров.
     
     На основании вышеизложенного средства, полученные медицинскими страховыми организациями в виде финансовых санкций за некачественное оказание медицинской помощи включаются в состав прочих доходов от операций по обязательному медицинскому страхованию и учитываются при расчете налогооблагаемой базы в полном размере. При этом налоговое законодательство не предусматривает уменьшение экономии средств на ведение дела страховой медицинской организации на средства, полученные в виде штрафных санкций за некачественное оказание медицинской помощи, и, следовательно, уменьшение результата от операций по обязательному медицинскому страхованию.
     

     Кем определен состав и норматив расходов на ведение дела для страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование?

   
     Состав расходов по обязательному медицинскому страхованию изложен в п. 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Совета Министров  Правительства РФ от 11.10.93 № 1018, в соответствии с которым состав и норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию определяются территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
     
     Согласно методическим рекомендациям, утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 13.01.95 № 1-42, норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию устанавливается в договоре финансирования обязательного медицинского страхования между Фондом и страховой медицинской организацией, и его размер не может превышать 5 % средств, поступивших в страховые медицинские организации от территориального фонда.
     
     Таким образом, страховые медицинские организации на финансовый результат от операций по обязательному медицинскому страхованию (Д-т 80 К-т 20) должны относить сумму фактических расходов на ведение дела в пределах норматива, определенного территориальным фондом обязательного медицинского страхования только от суммы средств, поступивших в страховые медицинские организации от территориальных фондов.
     
     При документальной проверке страховой медицинской организации необходимо помнить, что в состав расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию включаются затраты страховой медицинской организации, которые в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с учетом изменений и дополнений), для целей налогообложения принимаются в пределах действующих норм и нормативов (расходы на командировки, на рекламу, представительские расходы и др.) и одновременно ограничены нормативом расходов на ведение дела, установленных МОФОМС от суммы поступивших от них средств. При проверке следует обращать внимание на правильность отнесения на финансовые результаты сверхнормативных затрат по указанным видам расходов, так как эти суммы относятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
     
     Поэтому следует проверять, не были ли суммы сверх вышеуказанных расходов, отраженных в разделе I ф. 2а “Отчет о финансовых результатах страховой медицинской организации”, отнесены (переброшены) в состав прочих расходов (в раздел II этой же формы), так как указанные в этом разделе расходы по операциям, не связанным с обязательным медицинским страхованием, для целей налогообложения налога на прибыль принимаются в пределах установленных норм в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с учетом внесенных изменений и дополнений), и Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщикам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.05.94 № 491, то есть не имеют второго ограничения и норматива территориального фонда (имеющегося у расходов раздела I ф. 2а).
     

     Как определяются внереализационные доходы для целей налогообложения: по мере оплаты или по начислению?

     
     Согласно Закону РФ от 10.01.97 № 13-ФЗ в инструкцию Госналогслужбы России от 10.11.95 № 37 внесены Дополнения и изменения № 3 от 18.03.97, в которых определено, что с 21 января 1997 года изменяется порядок налогообложения по п. 2.7 вышеназванной инструкции. В приложении № 2 (названного дополнения № 3) указано, что внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения, поименованные в п. 14, 15 Положения о составе затрат..., принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухучета, то есть по начислению.
          

     Правомерно ли отнесение на внереализационные расходы начисленных (но не уплаченных) пени за несоблюдение хоздоговоров при утвержденной на предприятии учетной политике по отгрузке?
     

     В части учета для целей налогообложения внереализационных доходов (расходов), к которым относятся и пени за несоблюдение хоздоговоров с 1 января 1997 года, следует руководствоваться дополнением № 3 от 18.03.97 к инструкции Госналогслужбы России от 10.05.95 № 37, то есть указанные пени учитывать по начислению.
          

     Предприятие коммунального хозяйства получает средства из бюджета и отражает эти суммы проводкой Д-т 51 К-т 96 “Целевые финансирование и поступления”. Затем от полученной суммы исчисляет 15 % на счет 88 “Фонд потребления” и делает проводку Д-т 96 К-т 88. Оставшаяся сумма со счета 96 перечисляется на счет 80 “Финансовые результаты”. Правомерно ли поступает предприятие, образуя “фонд потребления”? Следует ли включать в налогооблагаемую базу суммы, отчисленные в “фонд потребления”?
     

     Следует уточнить информацию о характере полученных бюджетных средств. Имеют ли они целевой характер? Если в бюджете города (района) не предусмотрены расходы на формирование фонда потребления, то суммы использованных бюджетных ассигнований на создание такого фонда подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов.
     

     Получен кредит в банке для выплаты зарплаты, в том числе векселями. За счет чего производить погашение процента и кредита: прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или относить на себестоимость продукции?

     
     В соответствии со ст. 4 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяются в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции...
     
     В соответствии с подпунктом “с” п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.95 № 552 (с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 661), для целей налогообложения учитываются затраты по оплате процентов по полученным кредитам банков в пределах учетной ставки Банка России, увеличенной на три пункта, кроме процентов по ссудам на приобретение основных средств, нематериальных активов, пополнение недостатка собственных оборотных средств, по просроченным ссудам.
     
     Статьей 819 ГК РФ под кредитом понимается предоставление по кредитному договору банком или кредитной организацией денежных средств (кредита), поэтому оплата процентов под краткосрочные векселя банков не может быть включена в затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     При соблюдении вышеуказанных условий проценты по ссуде, полученной для выплаты зарплаты, подлежат отнесению на себестоимость, погашение же кредита банка на эту цель на себестоимость не относится.
          

     Какой порядок применения дополнения № 3 к инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”?
     

     При применении дополнения № 3 к инструкции Госналогслужбы России от 08.06.95 № 33 следует учитывать разъяснения Госналогслужбы России от 27.10.97 № ВЗ-6-04/757, а именно:
     
     1. В перечень счетов бухгалтерского учета, используемых для определения налогооблагаемой базы, включен счет 45 “Товары отгруженные”, остатки по которому с 1 октября 1997 года необходимо учитывать при исчислении среднегодовой стоимости имущества предприятий начиная с расчетов за 9 месяцев 1997 года.
     
     Запись о счете 45 “Товары отгруженные” следует внести в расчет среднегодовой стоимости имущества предприятий по коду 01545 (приложение № 2 к инструкции), сохранив в этом расчете бухгалтерские счета, на которых учитываются “Прочие запасы и затраты”, отражаемые по коду 01700.
     

     2. Расчеты с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, учитываемую на счете 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, не являются объектом обложения налогом на имущество предприятий.
     
     3. Если по результатам работы отчетного года выручка предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову или переработке рыбы и морепродуктов составляет менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), уплата налога на имущество за отчетный год производится по годовому расчету.
     
     При определении общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) не включается выручка, полученная от реализации основных фондов и иного имущества.
     
     Кроме того, для целей обложения налогом на имущество предприятий из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключается стоимость покупных товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.