Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Таможня в механизме валютного контроля за внешнеторговыми поставками: импорт

     

Таможня в механизме валютного контроля за внешнеторговыми поставками: импорт


А.Н. Козырин,
профессор, доктор юридических наук
 

1. Цель и механизм валютного контроля за импортными операциями

     
     С того момента, когда в полном объеме “заработал” механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего использовался такой прием, как заключение фиктивного контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление товара). Широко применялась также практика авансовых платежей, означавшая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. Согласно данным Банка России, основанным на отчетности коммерческих банков, по “бестоварным” переводам, которые осуществлялись по фиктивным импортным контрактам, из России ежемесячно уходило около 400 млн долларов США.
          
     Валютный контроль за импортными поставками был введен именно для того, чтобы искоренить практику заключения фиктивных импортных контрактов, позволяющих “перекачивать” иностранную валюту за границу.
          
     Данные о произведенных платежах по импортным контрактам и ходе их погашения товарными поставками за первый год действия системы контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары приведены в таблице*1.
          

Таблица


               Наименование показателя

    Значение показателя, млрд долл. США

 Общая сумма осуществленных платежей,
 в том числе авансовых
 Общая сумма платежей:
 - подлежащих погашению поставками товаров в установленные строки
 - из них не погашенных в установленные сроки

                             20,2
                             13,6
     
                               5,6
     
                               1,2  


     -----
     *1 Таможенные ведомости. 1997. №4. С. 136.
     
     Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.
         


     
     Импортеры-резиденты, заключившие сделки, которые предусматривают перевод из России иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, или обеспечить полный возврат валюты в сроки, установленные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода, если иное не разрешено Центральным банком РФ (далее - ЦБ ФР, Банк России).
          
     Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров осуществляются только через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата импортируемого товара может производиться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт текущий валютный счет импортера, который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.
          
     Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открывает импортные аккредитивы и выдает банковские гарантии оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ на такой вид операции.
          
     Банк, не являющийся банком импортера, при выдаче кредитов в иностранной валюте для оплаты товаров по контракту, по которому уже подписан паспорт импортной сделки, обязан перечислять средства по кредиту на текущий валютный счет импортера в банке импортера.
          
     Как было разъяснено в совместном письме ЦБ РФ № 285 и ГТК России № 01-42/9482 от 28 мая 1996 года, в случае невозможности осуществления уполномоченным банком, оформившим паспорт импортной сделки, дальнейшего кредитно-расчетного обслуживания импортного контракта, взаимные обязательства по которому не завершены в связи с отзывом у банка импортера лицензии на право осуществления банковских или валютных операций либо проблемным положением банка, территориальное учреждение ЦБ РФ по месту регистрации банка импортера выдает импортеру разрешение на оформление нового паспорта сделки в другом уполномоченном банке, перевод досье*1 по импортной сделке в этот банк и проведение через него дальнейших расчетов по контракту. При этом новый паспорт сделки оформляется на полную  сумму контракта, по которому не завершены расчеты с иностранным продавцом или не полностью поставлены товары в Российскую Федерацию.
          
     -----
     *1 Досье по импортной сделке - специальная подборка документов по контролю за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Досье формируется банком импортера по каждому паспорту сделки.
          

     За выполнение функций агента валютного контроля по импортным операциям уполномоченные банки могут взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату, не превышающую 0,15 % суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль. При этом комиссия взимается не ранее первого платежа по контракту. Конкретные ставки определяются уполномоченными банками самостоятельно. В некоторых банках комиссия взимается не со всей суммы, фигурирующей в паспорте сделки, а с суммы реально произведенных платежей, что, безусловно, выгодно клиенту.
          
     Нормативно-правовая база. Введенная в действие система таможенно-банковского валютного контроля за обоснованностью платежей при импорте товаров позволяет контролировать исполнение требований, установленных российским законодательством, - Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, Таможенным кодексом РФ, Федеральным законом “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”, Указом Президента Российской Федерации от 21.11.95 № 1163 “О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации”.
          
     С 1 января 1996 года вступила в действие совместная инструкция  ЦБ РФ № 30 и ГТК России № 01-20/10538 “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые  товары” от 26 июля 1995 года.
          
     Принятая в соответствии с действующей законодательной базой инструкция стала базовым нормативным правовым актом, определившим механизм контроля за соблюдением  валютного законодательства при осуществлении импортных операций.
          
     В целях совершенствования таможенно-банковского контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары в инструкцию вносятся изменения и дополнения (одно из последних - письмо ЦБ РФ № 134-У и ГТК России № 01-23/732 от 14.01.98).
          
     Отдельные положения данной инструкции разъясняются в письмах ЦБ РФ и ГТК России (например, письмо ЦБ РФ от 15.11.95 № 208 “О введении в действие порядка осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары”), приказах, указаниях и письмах ГТК России (приказ ГТК России от 14.11.95 № 684 “Об осуществлении валютного контроля при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации”, письмо ГТК России от 17.11.95 № 01-13/16351 “О введении в действие Инструкции о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей при импорте товаров” и др.)
          
     Впоследствии некоторые положения данной инструкции были отменены, приостановлены в действии или изложены в иной редакции. Так, письмом ЦБ РФ от 16.01.96 № 229 отменен пункт 2.2, раздел 7 и некоторые другие положения, приостановлено действие раздела 6 инструкции.
          

     Особое место в системе источников права занимает приказ ГТК России от 29.12.95 № 796 “О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю”, регламентирующий действия должностных лиц при осуществлении валютного контроля.
          
     Некоторые правовые акты носят временный характер. Так, например, в письме ГТК России от 30.12.96 № 14-16/233 “Об особенностях оформления паспорта сделки, где в качестве импортера выступает уполномоченный банк” сообщается, что его предписания применяются временно, до появления особого указания ГТК России.
          
     Объект валютного контроля. Валютный контроль распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров в таможенных режимах “выпуск для свободного обращения” и “реимпорт”, по которым расчеты осуществляются в иностранной валюте и хотя бы часть требований иностранного контрагента к российскому импортеру удовлетворяется или будет удовлетворена платежами в иностранной валюте (т.е. контракт предусматривает передачу резидентом компенсации за импортируемый товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте).
          
     В совместном письме ЦБ РФ № 285 и ГТК России № 01-42/9482 от 28.05.96 уточняется, что валютный контроль распространяется на все импортные сделки, исполнение которых предполагает проведение расчетов во всех видах иностранных валют, в том числе свободно конвертируемых и замкнутых, а также в расчетных, клиринговых и условных валютах с учетом взаимных поставок на открываемых банками импортерам счетах.
          
     Из-под действия валютного  контроля выводятся следующие виды сделок:
          
     - сделки, расчеты по которым осуществляются только в российских рублях;

     - сделки, не предусматривающие проведение расчетов в денежной  форме, - товарообменные операции;

     - поставки в счет безвозмездной, в том числе гуманитарной, помощи;

     - сделки, предполагающие ввоз из государств-участников СНГ в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств*1.


     -----
     *1 Рассматривается предложение о распространении действия  Инструкции и на этот вид внешнеторговых  сделок.

     Действие совместной инструкции ЦБ РФ № 30 и ГТК России № 01-20/10538 от 26.07.95 распространяется на сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах “выпуск для свободного обращения” и “реимпорт”, по которым импорт производится в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации (письмо ЦБ РФ от 13.08.97 № 501).
          
     Действие технологии таможенно-банковского валютного контроля не распространяется на сделки, предусматривающие ввоз товаров на территорию Российской Федерации по договорам финансовой аренды (лизинга), а также ввоз оборудования и материалов иностранными фирмами-нерезидентами по договорам подряда на капитальное строительство объектов на территории Российской Федерации, когда условиями указанных договоров стоимость ввозимых товарно-материальных ценностей не определена (п. 2 письма ЦБ РФ и ГТК России от 28.05.96). В случае если условиями внешнеторгового договора подряда на строительство объекта отдельно определена стоимость ввозимого оборудования и материалов, таможенное оформление производится с представлением паспорта импортной сделки.
          
     Освобождение отдельных видов внешнеторговых сделок от валютного контроля предполагает в ряде случаев установление особого порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу по таким сделкам. Так, например, в письме ГТК России от 23.02.96 № 01-15/3209 “О некоторых вопросах организации валютного контроля” определен порядок таможенного оформления товаров, поступающих в Россию по контрактам, заключенным в счет займов Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития.
          
     О всех товарных поставках, расчеты по которым производятся в иностранной валюте, оформленных по особым правилам, исключающим представление паспорта импорт-ной сделки, отделы таможенной стоимости и валютного контроля таможенных органов, проводящие таможенное оформление, ежемесячно (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) информируют Управление валютного контроля ГТК России по установленной форме (приложение № 2 к письму ГТК России от 23.02.96 № 01-15/3209).
     

2. Паспорт сделки


     Паспорт импортной сделки является базовым документом валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Он оформляется совместно импортером и уполномоченным банком в двух экземплярах на каждый внешнеторговый контракт, являющийся объектом валютного контроля.
     
     Паспорт сделки идентифицируется через присвоение ему сложного номера-кода, состоящего в свою очередь из четырех частей.
     
     Первая часть кода состоит из одной арабской цифры “2”, означающей, что данный паспорт сделки используется для валютного контроля за импортной сделкой. Вторая часть - это восемь цифр, составляющих код по ОКПО банка импортера (или его филиала, если валютный счет импортера ведется не в головной конторе, а в филиале). Третья часть кода состоит из трех цифр, означающих порядковый номер, который присваивается новому паспорту импортной сделки, оформляемому при внесении изменений и/или дополнений к внешнеторговому контракту (если изменений, дополнений к контракту не было и, соответственно, не оформлялся новый  паспорт сделки, в третьей части кода проставляется “000”). Наконец, четвертая часть кода состоит из десяти цифр, представляющих собой порядковый номер данного паспорта сделки согласно данным журнала учета входящих и исходящих документов валютного контроля*1.

Паспорт импортной сделки № 2/00000000/000/0000000000 от 00.00.00 г.


Реквизиты Банка Импортера:  

  
 

  
 

  
 

Наименование  -

____________________________________________________

Филиал  -

____________________________________________________

Почтовый адрес -  

____________________________________________________

  
 

  
 

  
 

  
 

Реквизиты Импортера:  

  
 

  
 

  
 

Наименование -  

____________________________________________________

Код ОКПО -  

____________________________________________________

Адрес -  

____________________________________________________

Номер счета -  

____________________________________________________

  
 

  
 

  
 

  
 

Реквизиты иностранной стороны:  

  
 

  
 

  
 

Наименование -  

____________________________________________________

Страна -  

____________________________________________________

Адрес -  

____________________________________________________

  
 

  
 

  
 

  
 

Реквизиты и условия контракта:  

  
 

  
 

  
 

Номер -  

______________  

  Последняя дата  -

________________  

Дата -  

______________  

  Валюта платежа -  

________________  

Сумма контракта -  

______________  

  Код валюты платежа -  

________________  

Валюты цены -  

______________  

  Форма расчетов -  

________________  

Код валюты контракта -  

______________  

  Оплата товара -  

________________  

Валютная оговорка -  

____________________________________________________

  
 

  
 

  
 

  
 

Лицензия Банка России:  

  
 

  
 

  
 

Номер -  

______________  

        Дата -

________________  

Отсрочка -  

____________________________________________________

  
 

  
 

  
 

  
 

Подписи уполномоченных лиц:  

  
 

  
 

  
 

От Банка Импортера  

  
 

  От импортера

  
 

Должность ___________________________________

  Должность ___________________________

И. О. Фамилия (подпись) _______________________

  И. О. Фамилия (подпись)_______________

М. П. Дата  

  
 

  М. П. Дата

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

Особые отметки Банка Импортера: __________________________________________________   

                                                                                                                                                                        Должность И. О. Фамилия (подпись)             
                                                                                    
     -----
     *1 Журнал учета входящих и исходящих документов валютного контроля  предназначается для отдельного учета документов валютного контроля и заводится банками в соответствии с требованиями инструкции ЦБ РФ № 19 и ГТК России № 01-20/10283 от 12.10.93.

     Для идентификации паспорта сделки, наряду со сложным номером-кодом, используется дата регистрации паспорта в журнале учета документов валютного контроля.

     В паспорте сделки содержатся реквизиты банка импортера, самого импортера, иностранной стороны, а также реквизиты и условия импортного контракта.
     
     Реквизиты банка импортера включают полное наименование и почтовый адрес банка, от имени которого подписан данный паспорт. Если валютный счет импортера ведется в филиале, в реквизитах банка указывается полное наименование и почтовый адрес филиала.

     Реквизиты импортера - это полное официальное наименование, восьмизначный код, присвоенный импортеру органами государственной статистики (код ОКПО), номер налогоплательщика (ИНН), полный юридический адрес, а также номер текущего валютного счета, с которого оплачиваются товары, импортируемые по внешнеторговому контракту, соответствующему данному паспорту, списывается покрытие по импортному аккредитиву или банковской гарантии, либо на который должны поступить средства, ранее переведенные в качестве предоплаты, при непоставке товара.
     
     Реквизитами иностранной стороны являются наименование, адрес и страна нахождения иностранного продавца в соответствии с внешнеторговым контрактом, код страны*1.
     
     -----
     *1 Указывается цифровой код страны регистрации контракта по импортной сделке в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК 025  95, введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 27.12.95 № 641.
     
     К реквизитам внешнеторгового контракта относятся номер и дата подписания. При оформлении нового паспорта сделки в результате внесения изменений и/или дополнений в контракт после номера основного контракта через запятую указывается номер и дата изменений и/или дополнений, повлекших оформление данного паспорта сделки.
     
     В паспорте сделки содержатся сведения об основных условиях внешнеторгового контракта: общая стоимость импортируемого товара в соответствии с данным контрактом (сумма контракта); наименование и код валюты, в которой определена сумма контракта (валюта цены); наименование и код валюты, в которой по условиям контракта предполагается оплата импортируемых товаров (валюта платежа); способ расчета курса валюты цены по контракту к валюте платежа в той форме, в какой он указан в контракте (валютная оговорка); код формы расчета, предусмотренной контрактом. Классификатор форм расчетов содержится в приложении № 1 к совместной инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 26.07.95 “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары” и совпадает с аналогичным классификатором, содержащимся в совместной инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 12.10.93 “О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров”.
     

     Особое внимание следует обратить на две графы паспорта импортной сделки - “последняя дата” и “оплата товара”. Содержащаяся в них информация носит расчетный характер.
     
     Так, в графе “последняя дата” указывается наиболее поздняя из следующих двух прогнозируемых дат, рассчитываемых импортером самостоятельно исходя из условий импортного контракта:
     
     - первая - дата последнего платежа за импортируемые по данному контракту товары;

     - вторая - дата завершения таможенного оформления*1 на территории Российской Федерации в отношении последней партии товара в соответствии с таможенным режимом “выпуск для свободного обращения” или “реимпорт”.
     
     -----
     *1 Под датой таможенного оформления  импортируемого товара понимается дата принятия грузовой таможенной декларации, указанная таможенным органом, который осуществлял таможенное оформление.
     
     При этом завершение таможенного оформления в случае заявления иных таможенных режимов (таможенный склад, временный ввоз и т.д.) не учитывается при определении последней даты (п. 4 совместного письма ЦБ РФ №285 и ГТК России № 01-42/9482 от 28.05.96).
          
     Завершение таможенного оформления последней партии товаров, ввозимых по данному внешнеторговому контракту и заявленных к таможенному режиму “выпуск для свободного обращения” или “реимпорт”, может производиться и позднее завершения исполнения иностранной стороной всех своих обязательств по контракту. В таком случае в графе “последняя дата” паспорта сделки указывается дата более поздняя, чем предусмотренные контрактом сроки исполнения сторонами своих взаимных обязательств.
          
     Для заполнения графы “оплата товара” импортер самостоятельно определяет расчетный срок оплаты импортируемого товара как время между планируемыми датами оплаты товара и завершения таможенного оформления с учетом времени транспортировки грузов, времени “пробега” банковских документов, условий платежа по контракту и других факторов. В графе “оплата товара” указывается лишь код рассчитанного срока оплаты согласно классификатору, который содержится в приложении № 1 к совместной инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 26.07.95.
     
     Раздел “Лицензия Банка России” заполняется в тех случаях, когда срок между датой оплаты товара и датой ввоза товара на российскую таможенную территорию превышает 180 календарных дней; оплата импортируемых товаров осуществляется за счет средств на счете в банке-нерезиденте, открытом по лицензии Банка России, а также в иных случаях, когда требуется специальное разрешение ЦБ РФ.
     
     В разделе “Лицензия Банка России” указывается номер лицензии и дата ее выдачи, дата окончания действия лицензии и стоимость отсроченной поставки.
     

     Для получения лицензии по валютным операциям, связанным с движением капитала (так в соответствии с п. 10 ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” квалифицируются импортные сделки с более чем полугодовым разрывом между датой оплаты товара и датой его перемещения через российскую таможенную границу), импортер представляет в территориальное учреждение Центрального банка РФ (если общая сумма платежей по контракту не превышает сумму, эквивалентную 10 млн долл. США) или в Главное  управление валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ необходимые документы по основному и дополнительному перечням.
     
     Основной перечень таких документов уже приводился в предыдущей статье по валютному контролю за экспортными операциями*1. Дополнительно к основному списку документов импортер направляет для получения лицензии на рассрочку платежа на срок более 180 дней до момента исполнения договора нотариально заверенную копию импортного контракта. Для получения лицензии в процессе исполнения импортного контракта дополнительно представляются:
     
     - копии договоров между российским предприятием и иностранным контрагентом (с дополнениями и изменениями) на русском языке и языке оригинала;

     - копии грузовых таможенных деклараций, подтверждающих ввоз товаров;

     - информация из уполномоченного банка о фактически переведенных средствах в рамках договоров (с приложением копий платежных документов).
     
     -----
     *1 См. "Налоговый вестник", № 5, 1998. С. 139 - 151.
   

     Отметим некоторые особенности оформления паспорта сделки. Если импортером выступает сам уполномоченный банк, паспорт импортной сделки оформляется банком самостоятельно в соответствии с требованиями инструкции ЦБ РФ и ГТК России от 26.07.95 (письмо ГТК России от 30.12.96 № 14-16/233). В разделе “Реквизиты банка импортера” указываются наименование, почтовый адрес уполномоченного банка, заключившего внешнеторговый контракт, а в разделе “Реквизиты импортера” - наименование, код ОКПО и юридический адрес того же уполномоченного банка. При этом в графе “номер счета” записывается номер корреспондентского счета данного уполномоченного банка, через который будут производиться расчеты по данному контракту.


     Паспорта сделок по внешнеторговым договорам, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах “выпуск для свободного обращения” и “реимпорт”, по которым ввоз товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации, оформляются с учетом следующих особенностей (письмо ЦБ РФ от 13.08.97 № 501):
     
     - в графе “Номер счета” раздела “Реквизиты импортера” указывается номер счета в уполномоченном банке, на котором учитывается задолженность по соответствующему государственному кредиту;

     - в разделе “Особые отметки Банка Импортера” указываются наименование и дата межправительственного соглашения, во исполнение которого заключен данный контракт.

     Паспорт импортной сделки на каждый внешнеторговый контракт оформляется в двух экземплярах. Оба экземпляра скрепляются печатями импортера и банка импортера и подписываются от имени импортера - лицом, имеющим право первой подписи по счету импортера в банке импортера, от имени банка импортера - одним из ответственных лиц банка (это сотрудники банка, уполномоченные подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка импортера как агента валютного контроля). Порядок регистрации ответственных лиц в Банке России установлен инструкцией ЦБ РФ и ГТК России от 12.10.93.
     
     Паспорт импортной сделки, при которой в качестве импортера выступает уполномоченный банк, подписывается от имени импортера - лицом, наделенным соответствующими полномочиями, приказом по банку (подпись заверяется круглой печатью банка), от имени банка импортера - одним из ответственных лиц банка (подпись заверяется печатью банка, используемой для целей валютного контроля).
     

     Если оплата импортируемого товара производится со счета в иностранном банке, открытого в соответствии с лицензией Банка России, паспорт сделки подписывается территориальным учреждением Банка России по месту нахождения импортера.
     
     Один экземпляр паспорта сделки остается в банке импортера и служит основанием для открытия досье валютного контроля, другой - возвращается импортеру.
     
     Представление паспорта сделки в банк импортера означает принятие на себя импортером ответственности перед органами и агентами валютного контроля за:
     
     - полное соответствие сведений, содержащихся в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный паспорт;
     
     - поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер возлагает на себя ответственность за возврат в установленные в контракте сроки суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу. Означенные суммы возвращаются на указанный в паспорте сделки текущий валютный счет импортера;
     
     - своевременное информирование банка импортера о всех случаях внесения изменений и/или дополнений, затрагивающих информацию, которая использовалась при составлении паспорта сделки. Не позднее даты платежа в пользу иностранного контрагента по контракту или его приказу либо представления таможенному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изменения и/или дополнения, импортер представляет в банк импортера оригиналы или надлежащим образом заверенные копии дополнений и/или изменений к контракту, а также новый паспорт сделки, заполненный с учетом измененных условий контракта.
     
     Банк импортера проверяет соответствие паспорта сделки условиям контракта, соответствие подписи на паспорте сделки образцу в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету импортера.
     
     Основанием для отказа в подписании паспорта сделки является наличие одного из следующих обстоятельств:
     
     - несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям в паспорте сделки;
     

     - несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций предписаниям действующего законодательства;
     
     - оформление паспорта сделки с нарушением установленных требований;
     
     - наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров со счетов лиц, не являющихся импортерами по данному контракту;
     
     - наличие в контракте условий, предусматривающих оплату импортируемых товаров в наличной форме при отсутствии соответствующего разрешения (лицензии) ЦБ РФ;
     
     - отсутствие в контракте (дополнениях к нему) сведений, необходимых для составления паспорта сделки;
     
     - отсутствие в контракте конкретных сроков поступления товаров на российскую таможенную территорию или отгрузки товаров в Россию;
     
     - отсутствие в контракте конкретных сроков возврата иностранной валюты, переведенной в оплату импортируемых товаров на счет импортера в банке импортера при непоставке товаров в случае, если контракт предусматривает оплату товара до его ввоза на территорию Российской Федерации.
     
     При отказе подписать паспорт сделки банк импортера возвращает импортеру представленные документы с рекомендациями по оформлению паспорта сделки и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением паспорта сделки.
     
     Работа по оформлению паспорта сделки может быть приостановлена из-за представления в банк импортера контракта, составленного на иностранном языке, которым не владеют ответственные лица банка импортера. В этом случае работа возобновляется после предоставления надлежащим образом заверенного перевода контракта на русский язык.
     
     Подписание паспорта сделки банком импортера означает, во-первых, принятие контракта на расчетное обслуживание, а во-вторых, принятие банком обязательства по выполнению функций контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые по этому контракту товары.

     В случае реорганизации юридического лица - участника внешнеэкономической деятельности, ранее оформившего паспорт сделки, происходит переоформление паспорта сделки (письмо ГТК России от 01.08.97 № 01-15/14671). Для оформления нового паспорта сделки предоставляются:
     
     - нотариально удостоверенная копия решения о реорганизации;
     

     - нотариально удостоверенная копия передаточного акта;
     
     - заверенная копия текста дополнений и изменений, внесенных в контракт (если такие дополнения и изменения вносятся в контракт реорганизованным юридическим лицом).
          

3. Таможенное оформление и механизм валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары


     В соответствии с п. 2.2.1 Временного положения о распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней (приложение № 2 к приказу ГТК России от 29.12.95 № 796) документами, представляемыми при таможенном оформлении в целях осуществления валютного контроля, являются:
     
     - внешнеторговый договор;
     
     - оригинал ГТД;
     
     - один экземпляр копии ГТД (в виде ксерокопии);
     
     - копия паспорта импортной сделки;
     
     - лицензия ЦБ РФ (в случае осуществления валютных операций, связанных в движением капитала, расчетами со счетов в иностранных банках);
     
     - иные документы, необходимые для контроля заявляемых сведений.
     
     Ксерокопию паспорта импортной сделки импортер получает в банке импортера заблаговременно до представления товаров к таможенному оформлению. Ксерокопия паспорта заверяется подписью ответственного лица банка и скрепляется печатью банка импортера.
     
     К числу иных документов, требуемых для осуществления валютного контроля, относится, например, справка уполномоченного банка, подтверждающая наличие у участника внешнеэкономической деятельности клирингового счета и осуществление расчетов в клиринговой валюте в счет конкретного межправительственного соглашения, а также указывающая применяемый курс клиринговой валюты к рублю. Такая справка необходима при поставках с расчетами в клиринговой валюте, не котируемой ЦБ РФ. Если расчеты за импортные поставки ведутся в клиринговой валюте, котируемой Банком России, наличие справки уполномоченного банка не требуется.
     
     Контроль, осуществляемый должностными лицами таможенного органа при оформлении импортных поставок, производится по следующим основным направлениям:
     
     - проверка соответствия сведений, заявленных в ГТД и содержащихся в других документах, условиям внешнеторгового договора и действующему законодательству;
     
     - проверка соответствия представленного паспорта импортной сделки требованиям, предъявляемым к его оформлению, и условиям внешнеторгового договора;
     
     - проверка соответствия данных, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в паспорте импортной сделки;
     
     - проверка соответствия кода характера сделки (графа 24 ГТД) валюте платежа, предусмотренной внешнеторговым договором (графа “код валюты платежа” паспорта импортной сделки);
     
     - сверка соответствия подписи ответственного лица банка, заверившего копию паспорта импортной сделки, и оттиска печати банка образцам подписей ответственных лиц банков и оттисков печатей.
     
     При проверке соответствия представленного паспорта импортной сделки условиям внешнеторгового договора может быть выявлено отсутствие в последнем сведений об общей стоимости товаров, валюте платежа, форме расчетов. Это не может служить основанием для отказа в выпуске товаров при наличии указанных данных в паспорте импортной сделки. Не может быть отказано в выпуске товаров и по причине расхождения данных внешнеторгового договора и паспорта импортной сделки во времени между оплатой и таможенным оформлением товаров, вызванного объективными условиями (время пересылки банковских документов, время движения товаров и др.), при условии соблюдения максимального срока исполнения текущей валютной операции (в 180 дней).
     
     Дальнейшее таможенное оформление прекращается, если в результате проводимых проверок обнаруживаются факты нарушений установленного порядка оформления ГТД и паспорта импортной сделки, несоответствия данных ГТД и паспорта сделки условиям внешнеторгового договора, несоответствия условий внешнеторгового договора действующему законодательству, несоответствия подписи ответственного лица банка, заверившего копию паспорта сделки, оттиска печати банка образцам, а также отсутствия в таможенном органе образцов подписей ответственных лиц банка и оттисков печатей. Следует отметить, что в случае отсутствия в таможенном органе образцов подписей ответственных лиц банка и оттисков печатей таможенное оформление товаров может быть продолжено на основании разрешения Управления валютного контроля ГТК России или в связи в представлением банком в отдел таможенной стоимости и валютного контроля (далее по тексту - ОТС и ВК) регионального таможенного управления копии заверенного ЦБ РФ перечня образцов подписей ответственных лиц и оттисков печатей.
     
     Все выявленные в ходе проверок нарушения фиксируются в акте произвольной формы, который в течение раб