Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


В.И. Макарьева,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     

     1. Какая нормативная база по составу затрат по обеспечению охраны объектов?

     
     В соответствии с Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 589, органы  вневедомственной охраны проводят на территории Российской Федерации единую техническую политику в области создания средств охранной сигнализации, обеспечивают охрану имущества, осуществляют инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций.
     
     Вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами.
     
     Как было определено в Основных положениях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях, в состав расходов по содержанию охраны в тех случаях, когда организации в установленном порядке предоставлено право иметь ведомственную охрану (что также следует из п. 3 раздела III приложения 1 к Типовым методическим рекомендациям по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденным Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7), входят:
     
     - расходы на оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) работников ведомственной охраны, включая военизированную, сторожевую;
     
     - канцелярские, почтово-телеграфные и другие расходы на содержание ведомственной охраны;
     
     - расходы на содержание и износ оборудования и спецодежды;
     
     - амортизационные отчисления, расходы на проведение всех видов ремонта и содержание караульных помещений, включая оплату труда (с отчислениями на социальные нужды) уборщиц и других рабочих, обслуживающих эти помещения.
     
     Правительством Российской Федерации в постановлении от 14.08.92 № 587 (в редакции постановлений от 22.09.93 № 951, 19.06.94 № 720, 12.08.94 № 921, 30.12.94 № 1453, 13.01.96 № 22, 11.12.93 № 1282, 14.05.96 № 580, 14.05.96 № 582, 14.05.96 № 583, 14.05.96 № 584, 14.03.97 № 299, 15.05.97 № 587) определен Перечень объектов, подлежащих государственной охране, Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности, и т.п.
     
     В затраты на обслуживание производственного процесса (п. 2 “е” Положения о составе затрат) входят расходы по обеспечению противопожарной и сторожевой охраны, учитывая предприятия, входящие в перечень объектов, подлежащих охране.
     

     Плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, как следует из п. 10 Положения о составе затрат, относится к элементу “Прочие затраты” в составе себестоимости продукции (работ, услуг).
     
     Налогоплательщикам следует принять во внимание, что в себестоимость продукции (работ, услуг) списываются расходы, имеющие отношение к ней и как определено в Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Минэкономики России от 06.12.95 № СИ-484/7-982, возмещаемые покупателями (заказчиками).
     
     Аналогично п. 54 действующего Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями расходы на содержание собственной службы охраны, включая расходы по охране сотрудников, не относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Вопросы организации охранных подразделений и предприятий регламентирует Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.
          

     2. Какие затраты списываются по добровольному страхованию имущества?

     
     Из статей 421 и 616 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
     
     Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
     
     В связи с указанным, если необходимым условием арендодателя при заключении договора аренды является страхование его имущества арендатором, то платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию списываются в порядке, определенном в п. 2 “р” Положения о составе затрат в редакции постановления Правительства РФ от 22.11.96 № 1387.
       

    3. Списываются ли арендатором на затраты производства коммунальные услуги и услуги связи, уплачиваемые арендодателю?

          
     В статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или пользование или во временное пользование, а в статье 614 Кодекса определены виды арендной платы.
     
     Основанием для целей налогообложения при формировании состава затрат у арендатора и финансовых результатов у арендодателя (при условии, что сдача в аренду основных средств не является уставной деятельностью) будет являться договор аренды.
     
     Следует при этом учесть, что арендодатель, оплачивая услуги соответствующим организациям согласно заключенным с ними договорам, является перепродавцом услуг, и по этой причине местные органы власти своими распоряжениями обязывают заключать договоры с организациями, которые непосредственно пользуются услугами коммунальных хозяйств и органов связи.
     

     4.Осуществляется ли зачет излишне начисленных сумм одного налога в счет недоплаты по другому виду налога?

          
     Как следует из ответа Департамента налоговой политики Минфина России от 17.04.98 № 04-02-04/1 и в соответствии со ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” зачет излишне начисленных сумм одного налога в счет недоплаты по другому виду налога не может быть произведен даже в тех случаях, когда эти виды налогов относятся на финансовые результаты, так как налогоплательщик несет ответственность за нарушение законодательства по каждому виду налога.
     
     В статье 11 указанного выше закона сказано о том, что налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги.
     
     До налоговых органов доведены указания Госналогслужбы России от 17.04.98 № ВП-6-18/252 “О внесении изменений и дополнений в письмо Госналогслужбы России от 08.01.98 № ВП-6-11/4” в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 06.11.97 № 111-О, разъясняющего, что бесспорный порядок взыскания с юридических лиц-налогоплательщиков сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) без их согласия признан неконституционным вне зависимости от того, каким органом - налоговой полицией или налоговой инспекцией - принимается решение о взыскании.
     
     В бесспорном порядке налоговым органом производится взыскание с налогоплательщика сумм налога, а также сумм пени за несвоевременную уплату налога согласно ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” и п. 14 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”.
          

     5. Учитываются ли приналогообложении суммы убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году в результате недосписанных затрат после сдачи годовых отчетов и балансов?

          
     В п. 1.8 приложения 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 № 97 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций” установлен порядок исправления отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения), который применяется при выявлении искажений отчетных данных в ходе проверок и инвентаризаций, проводимых самой организацией и контролирующими органами.
     
     Из указанного п. 1.8 следует, что занижение доходов и финансовых результатов при отнесении на издержки производства не связанных с ним затрат в прошлые годы отражается в текущем году как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде, то есть по кредиту счета 80 “Прибыли и убытки” с дебетом соответствующих счетов, по которым допущены искажения (02 “Износ основных средств”, 05 “Амортизация нематериальных активов”, 10 “Материалы”, 08 “Капитальные вложения”, 12 “Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы”, 13 “Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 31 “Расходы будущих периодов”, 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)” и т.п.).
     
     Заниженный доход, который отражается как прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, в соответствии с п. 14 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утвержденого постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 с учетом дополнений и изменений), подлежит включению для целей налогообложения.
     
     Как убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году, согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий отражаются убытки, выявленные в отчетном году, принадлежность которых к предшествующим годам подтверждается документально (дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах, возврат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, оплаченную в прошлых годах, и прочие подобные суммы).
     
     Необходимо принять во внимание то, что следует уменьшать налогооблагаемую базу при условии, что она в прошлые годы была завышена, и были уплачены в установленном порядке налоги.
     
     Корректировка прибыли на сумму убытков прошлых лет в результате недосписания затрат или по другой вине налогоплательщика не производится, о чем свидетельствует п. 6 ответа Департамента налоговой политики Минфина России от 17.04.98 № 04-02-04/1.
     
     Аналогичное положение применимо при обеспечении выполнения п. 5 приложения к приказу Минфина России от 13.06.95 № 49 “Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств”.
     
     Списание недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, штрафов, пеней и неустоек рассматривается во всех случаях как убытки отчетного года. Не рассматриваются как убытки прошлых лет потери от брака продукции производства прошлых лет, которые включаются в состав издержек производства отчетного года на общих основаниях.
          

     6. Предоставляется ли льгота по налогу на прибыль национальным паркам и природным заказникам?

          
     В п. 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” (с учетом всех дополнений и изменений за 1992-1997 годы) определен перечень объектов, по которым не подлежит налогообложению прибыль, полученная от их основной деятельности, в том числе государственные и муниципальные музеи, библиотеки, филармонические коллективы, театры, архивные учреждения, цирки, зоопарки, ботанические сады, дендрологические парки и национальные заповедники. В перечне отсутствуют национальные парки и природные заказники.
     
     В ст. 39 Федерального закона от 26.03.98 № 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год” четко сказано о том, что налоговые льготы предоставляются исключительно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     
     В то же время учитывая п. 10 ст. 2 Федерального закона “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, а также Федеральный закон от 14.03.95 № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” национальные парки и природные заказники являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемых за счет средств федерального бюджета природоохранных учреждений.
         

     7. Как осуществляется исчисление среднего заработка в 1998 году?
     

     Порядок исчисления среднего заработка в 1998 году утвержден постановлением Минтруда и социального развития России от 16.01.98 № 1 (регистрационный номер Минюста России от 20.04.98 № 1512) согласно поручению Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года.
     
     Исчисление среднего заработка осуществляется из расчета трех календарных месяцев, которые предшествуют событию (предоставление отпуска работнику и другие случаи), но специфика работы отдельных организаций позволяет с согласия Минтруда и социального развития России охватывать период для расчета в 12 месяцев.
     
     Как определено в п. 4 Порядка исчисления среднего заработка в 1998 году, средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск исчисляется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на 3 и на 25, 25 при оплате отпуска исходя из рабочих дней или на 29, 60 - исходя из календарных дней. При этом необходимо принять во внимание начисление заработной платы, количество отработанного времени, изменение в оплате труда и т.п., на что обращено внимание в п. 6-11 указанного Положения.
     
     При исчислении среднего заработка учитываются выплаты, которые включаются в фонд оплаты труда и перечислены в приложении к Порядку исчисления среднего заработка в 1998 году, утвержденному постановлением Минтруда и социального развития России от 16.01.98 № 1.
     

     Особо следует обратить внимание на п.п. 11, 12, 14 и 15, в которых перечислены виды оплаты, не входящие в п. 7 Положения о составе затрат, но имеющие непосредственное отношение к оплате труда. В тех случаях, когда организациями отдельные виды выплат отнесены на фонд потребления, то приходящаяся доля при начислении среднего заработка списывается на счет 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”, субсчет “Фонды потребления”, аналогично расчетам по отчислениям в фонды социального страхования и обеспечения, так как согласно п. 8 Положения о составе затрат в элементе “Отчисления на социальные нужды” отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость по элементу “Затраты на оплату труда”.
          

     8. Какая особенность расчета выручки от реализации работ по договорам подряда и субподряда в строительстве при предоставлении льготы по налогу на прибыль?

          
     В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” в первые два года работы со дня регистрации не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     В связи с внесенными уточнениями по исчислению налога на пользователей автомобильных дорог (Изменения и дополнения № 6 от 27.03.97) в п. 21.8 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 № 30 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” о том, что строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации уплачивают налог от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами, то и наличие права у малых предприятий, осуществляющих строительство, возникает при условии наличия доли выручки от реализации продукции (работ, услуг) без доли субподрядных работ.
     
     Кроме того, в п. 5.2 Типовых методических рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России 04.12.95 № БЕ-11-260/7, указано, что прибыль (убыток) от сдачи заказчику объектов, выполненных строительных и других работ, предусмотренных договором на строительство, определяется как разница между выручкой от реализации указанных работ и услуг, выполненных собственными силами по ценам, установленным в договоре, без НДС и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на их производство и сдачу.
     

     В случае нарушения указанного выше порядка исчисления доли выручки от реализации работ (услуг), выполненных собственными силами, необходимо уточнить расчеты по налогу на прибыль начиная с расчета за 1997 год.
     
     Льготы предоставляются малым предприятиям, осуществляющим непосредственно строительство объектов, которое идентифицируется по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) кодом группы 452 “Строительство завершенных зданий и сооружений или их частей”.
     
     Работы, выполненные субподрядными организациями и оплаченные заказчиком, включаются в издержки производства подрядных организаций по данным выручки от реализации работ (услуг) и себестоимости как услуги сторонних организаций.
          

     9. Как осуществляется выполнение пунктов 3, 5, 7 и 10 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685?

          
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.04.97 № 283 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 “Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины”" с 1 января 1998 года должны быть введены в действие пункты 3, 5, 7 и 10 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 в части формирования выручки от реализации и состава затрат на производство продукции (работ, услуг), начисления амортизационных отчислений, корректировки облагаемой налогом прибыли.
     
     В связи с тем, что в настоящее время осуществляется работа по обсуждению проекта Налогового кодекса, в котором нашли отражение указанные вопросы, Минфином России, Минэкономики России, Госналогслужбой России и Госкомстатом России направлены предложения о нецелесообразности введения в 1998 году в действие пунктов 3, 5, 7 и 10 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685.
     
     В ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций” определено, что перечень затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяется федеральным законом.
     
     Как следует из п. 2.3 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.95 № 37 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций” до принятия федерального закона о составе затрат и формирования финансовых результатов следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом последующих изменений и дополнений от 01.07.95 № 661, 20.11.95 № 1133, 14.10.96 № 1211, 22.11.96 № 1387, 11.03.97 № 273, 31.12.97 № 1672.
     

     В п. 13 указанного Положения сказано, что для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (при безналичных расчетах - по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - по поступлению средств в кассу), либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. Из п. 9 указанного Положения о составе затрат следует, что в элементе “Амортизация основных фондов” отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, исчисленная исходя из балансовой стоимости и утвержденных в установленном порядке норм, включая ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.
     
     В п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.97 № 1672 “О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений” указано, что Минэкономики России совместно с Минфином России, Госкомитетом России по жилищной и строительной политике и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должно представить в Правительство РФ предложения о порядке разработки экономически обоснованного перечня групп амортизируемого имущества, а также об изменении действующих норм амортизационных отчислений.
          

     10. На основании чего торговые организации считают издержки обращения и покупную стоимость товаров исходя из метода расчета выручки по оплате?

          
     Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий определен единый метод расчета торговыми, снабженческими и сбытовыми организациями данных по выручке от реализации продукции.
     
     По кредиту счета 46 “Реализация продукции (работ, услуг)” отражается продажная стоимость реализованных товаров в корреспонденции со счетами по учету денежных средств и расчетов, а по дебету счета 46 - их учетная стоимость в корреспонденции с кредитом счета 41 “Товары” с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к реализованным товарам (в корреспонденции со счетом 42 “Торговая наценка” - при учете товаров по продажным ценам).
     
     Торговые, снабженческие и сбытовые организации на счете 46 отражают также операции по реализации товаров транзитом с участием в расчетах за эти товары: по дебету счета 46 отражается стоимость товаров согласно расчетным документам поставщиков (в корреспонденции со счетом 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”), а по кредиту - продажная стоимость этих товаров (в корреспонденции со счетом 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”). По кредиту счета 46 отражается также валовой доход от реализации товаров транзитом без участия в расчетах за эти товары (который учитывается внесистемно).
     

     В тех случаях, когда у торговых, снабженческих и сбытовых организаций метод расчета для целей налогообложения принят по оплаченным товарам, то и стоимость покупных товаров, и издержки обращения следует учесть те, которые приходятся на оплаченные товары, что следует из п. 13 Положения о составе затрат, п. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, п. 3 приложения к информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.97 № 22.
          

     11. Что является основанием для операций в учете?

          
     Как следует из ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы.
     
     Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
     
     Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 № 835 “О первичных учетных документах” на Госкомстат России были возложены функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации.
     
     Формы первичной учетной документации согласованы с Минфином России и Минэкономики России и утверждены постановлениями Госкомстата России от 29.09.97 № 68, 30.10.97 № 71а, 28.11.97 № 78.
     
     При этом, как сообщил Госкомстат России, авторские права на унифицированные формы первичной учетной документации принадлежат НИПИстатинформ Госкомстата России, изменения форм без согласия Госкомстата России не допускаются, тиражирование форм на коммерческой основе возможно только при заключении договора с НИПИстатинформ России. В то же время допускается тиражирование отдельных форм организациями для внутреннего использования в количестве, необходимом для оформления хозяйственных операций.
          

     12. Можно ли относить на затраты производства арендную плату при аренде объектов жилищной сферы?

          
     Как следует из пунктов 9 и 10 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, на затраты производства относится арендная плата в случае аренды основных производственных фондов или их отдельных объектов.
     
     Объекты жилищно-коммунального хозяйства относятся к непроизводственной сфере в соответствии с действующим Классификатором отраслей народного хозяйства.
     

     На основании этого в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 сообщено, что сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным в статьях 168 и 288 этого Кодекса.
     
     В ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации четко определено, что размещение промышленных предприятий в жилых домах не допускается, так как жилые дома (помещения) предназначены для проживания граждан, а размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством.
          

     13. На какие счета бухгалтерского учета относятся проценты по кредитам банков, взятым на приобретение основных средств?

          
     В соответствии с п. 43 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 26.12.94 № 170, основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления.
     
     Из п. 3.2 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 08.09.97 № 65н, следует, что фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление могут быть в том числе и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
     
     Учитывая п. 3.11 приложения 2 к приказу Минфина России от 12.11.96 № 97 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций” (до внесения изменений и дополнений), ответ Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России от 10.10.97 № 16-00-14-709 следует, что до момента ввода объектов основных средств и постановки их на учет расходы по уплате процентов по кредитам банков при осуществлении капитальных вложений относятся на счет 08 “Капитальные вложения” (учитывается и письмо Минфина России от 30.12.93 № 160), а после постановки на учет основных средств проценты по кредитам списываются на счет 88 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.
       

     14. Какими документами руководствоваться при оплате суточных по краткосрочным командировкам на территории иностранных государств?

          

     Для целей налогообложения, учитывая п. 2 “и” Положения о составе затрат, размер и порядок выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств определены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.12.93 № 1261 “О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств” (с учетом внесенных изменений в него постановлением Правительства РФ от 21.03.98 № 325), из которого следует:
     
     - с 1 декабря 1993 года размеры суточных в иностранной валюте при краткосрочных командировках на территории иностранных государств определены в приложении № 1 к указанному постановлению;
     
     - размеры надбавок к суточным в иностранной валюте для отдельных категорий работников указаны в приложении № 2 указанного постановления;
     
     - Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел разрешено в случае необходимости вносить изменения в размеры суточных, предусмотренные постановлением от 01.12.93 № 1261, а также устанавливать размеры суточных в иностранной валюте при краткосрочных командировках на территории иностранных государств в тех случаях, когда размеры суточных не были установлены;
     
     - в тех случаях, когда работники, направленные в краткосрочную командировку за границу, в период командировки обеспечиваются иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных этим лицам не производит. Если принимающая сторона не выплачивает указанным лицам иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет им за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает им суточные в размере 30 процентов нормы, включая надбавки, предусмотренные в приложении № 2 к постановлению от 01.12.93 № 1261;
     
     - работникам, выехавшим в командировки за границу и возвратившимся из-за границы в Россию в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50 процентов нормы;
     
     - Минфину России по согласованию с МИД России разрешено устанавливать предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения за границей для лиц, находящихся в краткосрочных командировках на территории иностранных государств, исходя из стоимости однокомнатного (одноместного) номера в гостиницах среднего разряда.
     
     Следует при этом также учесть указания Минтруда России и Минфина России от 17.05.96 № 1037-ИХ, в которых сказано:
     

     - работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу, суточные выплачиваются за каждый день пребывания в командировке. При этом, со дня пересечения государственной границы при выезде из Российской Федерации суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направлялся, а со дня пересечения государственной границы при въезде в Российскую Федерацию - по норме, установленной при командировках в пределах Российской Федерации;
     
     - если работник в период командировки находился в нескольких зарубежных странах, то со дня выбытия из одной страны в другую (определяется по отметке в паспорте) суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направляется.
          

     15. Куда относятся затраты, связанные с монтажом охранно-пожарной сигнализации?

          
     Пожарно-охранная сигнализация по своей сути является объектом основных средств, что следует из пунктов 41 и 45 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; по этой причине затраты, связанные с ее монтажом, на затраты производства не относятся.
     
     Установленный порядок по приобретению основных фондов свидетельствует о том, что все расходы по приобретению, доставке и установке охранно-пожарной сигнализации первоначально списываются на счет 08 “Капитальные вложения”, а затем путем начисления износа переносятся на себестоимость продукции.
     
     На себестоимость продукции (работ, услуг) могут быть списаны расходы по содержанию и обслуживанию средств сигнализации согласно п. 2 “и” Положения о составе затрат, то есть затраты на электроэнергию, профилактический осмотр, на оплату услуг пожарной охраны и другие аналогичные расходы.
     
     Указанное подтверждено п. 7 приложения к информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.11.97 № 22.