Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении контрольно-кассовых машин


О применении контрольно-кассовых машин


Т.И. Журавлева,
старший государственный налоговый
инспектор, г. Москва


Общие положения


     В соответствии с Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” предприятия, осуществляющие торговую деятельность или оказывающие платные услуги населению, обязаны применять контрольно-кассовые машины (далее по тексу - ККМ) для учета наличных денежных средств при расчетах с населением в целях обеспечения полного и своевременного сбора налоговых платежей, а также обеспечения защиты прав потребителей.
     
     Для производства наличных расчетов с населением предприятия обязаны:
     
     - регистрировать ККМ в налоговых органах и применять только те кассовые аппараты, которые включены в государственный реестр ККМ;
     
     - использовать только исправные кассовые аппараты;
     
     - выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный на ККМ чек за покупку (услугу);
     
     - обеспечивать работникам налоговых органов центров технического обслуживания и ремонта беспрепятственный доступ к ККМ.
     
     ККМ должны быть выставлены на видном месте, чтобы табло находилось со стороны покупателя.
     
     Ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги), которые должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы, должны вывешиваться в доступном для покупателя (клиента) месте.
     
     Постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745 (с учетом изменений и дополнений) определен перечень отдельных категорий предприятий, которым в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения разрешено производить денежные расчеты с населением без применения ККМ. К таким предприятиям, в частности, относятся:
     
     - предприятия, осуществляющие мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами несложного ассортимента через специально оборудованные приспособления для развозной и разносной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами, а также при продаже газет и журналов, торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив, табачными изделиями, произведенными на территории России;
     
     - предприятия, расположенные в труднодоступной местности;
     
     - учреждения почтовой связи в части реализации знаков почтовой оплаты;
     
     - выездные бригады бытового обслуживания, осуществляющие мелкий ремонт;
     
     - религиозные объединения в части реализации предметов культа;
     
     - предприятия по реализации билетов и талонов для проезда в общественном транспорте;
     
     - предприятия, реализующие чайную продукцию в вагонах.
     
     На практике часто встречается ситуация, когда предприятия, не относящиеся к приведенному перечню, реализуют свою продукцию населению, оформляя при этом приходный кассовый ордер, и ККМ не применяют. В связи с тем, что бланк приходного кассового ордера не является бланком строгой отчетности, он не может служить подтверждением приема денег по этой операции, даже если предприятие относится к перечню. При выявлении такой операции в ходе налоговой проверки к предприятию будут применены штрафные санкции.
     
     При осуществлении деятельности, не подпадающей под понятие предпринимательской, т.е. не ставящей своей целью извлечение прибыли (например, оказание нотариальных услуг), ККМ могут не использоваться.
     
     В соответствии с разъяснениями Госналогслужбы России от 12.02.97 № ВК-4-16/6н от обязательного применения ККМ при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, освобождаются предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров с открытых прилавков, расположенных вне крытых рыночных помещений, а также с открытых прилавков в крытых рыночных помещениях при торговле продовольственными товарами.
     
     При этом следует иметь в виду, что ранее допускавшаяся торговля сельхозпродукцией без обязательного применения ККМ должна теперь осуществляться с применением ККМ, если она ведется из палатки, киоска, павильона и т.п.
     
     Приводим толкование следующих понятий:
     
     киоск, ларек - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения;
     
     павильон - временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения;
     
     палатка - временное помещение из ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг;
     
     помещение контейнерного типа - контейнер или иная емкость, используемая для торговли или оказания услуг;
     
     автофургон - грузовой автомобиль с крытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемый для торговли или оказания услуг;
     
     прилавок - стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услугу) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товара.
     
     На граждан - физических лиц, которые не зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих торговлю и уплативших сбор за право торговли, действие Закона о применении ККМ не распространяется. Они могут торговать на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для торговли, без применения ККМ, и меры ответственности к ним не применяются.
     
     Наличные расчеты могут осуществляться без применения ККМ также предприятиями, которые оказывают услуги населению с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов или других приравненных к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККМ (ГМЭК).
     

Государственный реестр ККМ


     Предприятиям, осуществляющим расчеты с населением наличными деньгами, предписано использовать кассовые аппараты. ГМЭК дано право определять модели ККМ, допускаемые к использованию на территории Российской Федерации, и вносить их названия в Государственный реестр.
     
     Информацию о моделях ККМ можно узнать из средств массовой информации, а также в территориальной налоговой инспекции (ТГНИ) по месту регистрации предприятия или в центрах технического обслуживания и ремонта ККМ (ЦТО).
     
     До 1 января 1999 года  при денежных расчетах с покупателями (клиентами) разрешено использовать ККМ без фискальной памяти (электромеханические кассовые машины, электронные контрольно-регистрирующие машины) и ККМ с фискальной памятью (ККМ с буквой Ф или F в конце наименования).
     
     Фискальная память позволяет фиксировать при помощи накопителей все платежи, проходящие через ККМ, и хранить итоговую информацию в течение длительного времени.
     
     Хотелось бы особо отметить, что в фискальную память записываются только итоговые данные за день или смену, которые легко доступны пользователю из дневного или сменного отчета.
     
     По состоянию на 1 января 1998 года в Государственный реестр ККМ включены 96 моделей с фискальной памятью, предназначенных для применения в торговле, такси, ресторанах и др.
     
     Госналогслужба России (письмо от 05.02.98 № ВК-6-16/84) обязывает владельцев ККМ приобретать те модели ККМ, из числа находящихся в Госреестре, которые согласно Классификатору ККМ и Перечню моделей ККМ разрешены к применению в соответствующей сфере.
     
     Наряду с существующими моделями ККМ с фискальной памятью рекомендуется применять также компактные ККМ с автономным электропитанием (постановление Правительства РФ от 06.01.97 № 11).
     
     Распоряжением Правительства РФ от 29.09.97 № 1402-р определены  сроки замены ККМ без фискальной памяти на ККМ с фискальной памятью.
          

 Год выпуска ККМ без фискальной памяти  

 по 1993 год включительно  

 1994  

 1995

  1996  

 Год завершения замены на ККМ с фискальной памятью  

       1997  

 1998  

 1999  

  2000  

        

Регистрация ККМ в налоговых органах

     
     Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и изданными во исполнение нормативными документами предусмотрено, что ККМ должны быть поставлены на учет в налоговых органах и центрах технического обслуживания и ремонта кассовых аппаратов.
     
     Порядок регистрации ККМ в налоговых органах утвержден приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 № ВГ-3-14/36.
     
     ККМ подлежат регистрации в налоговых органах по месту нахождения предприятия-владельца аппаратов независимо от места установки ККМ. Под местом нахождения налогоплательщика-предприятия понимается адрес, указанный в учредительных документах (уставе, договоре, положении) предприятия, а налогоплательщика - физического лица - адрес места  жительства.
     
     Кассовые аппараты ставятся на учет в ЦТО при заключении договора на сервисное обслуживание и ремонт. Специалист ЦТО готовит ККМ для регистрации в налоговой инспекции (заполняет технический паспорт, проверяет исправность, программирует операцию печати на чеке названия предприятия-владельца ККМ, устанавливает средства визуального контроля - голограммы и т.п.).
     
     Для покупки подлежащий регистрации ККМ лучше всего обратиться в один из ЦТО. Это во многом упростит процедуру регистрации и дальнейшей эксплуатации ККМ.
     
     Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта ККМ в Российской Федерации предусматривает, что ЦТО фиксируют совместно с налоговыми органами показания денежных и операционных счетчиков ККМ при вводе в эксплуатацию, проводят активизацию фискальной памяти, вводят пароль налогового инспектора.
     
     Очень часто из-за незнания порядка регистрации ККМ возникает путаница, приводящая иногда к весьма крупным штрафам. Вот несколько моментов, на которые следует обратить внимание:
     
     1. В торговой точке должна применяться ККМ, зарегистрированная за тем предприятием, по названию которого оформлено разрешение на право торговли или лицензия.
     
     2. Если два или более предприятий на основании договоров о сотрудничестве организуют торговлю или оказывают услуги, реализация, учет выручки должны осуществляться через одно предприятие, имеющее зарегистрированную в налоговой инспекции ККМ. При этом допускается передача ККМ в аренду, но арендатор должен зарегистрировать кассовый аппарат по месту регистрации предприятия, убедившись в том, что ККМ снята с учета по прежнему месту регистрации.
     
     3. Недопустимо, если в карточке регистрации указан один адрес места установки ККМ, а контрольно-кассовая машина установлена по другому адресу. При необходимости изменения адреса места установки ККМ следует обязательно через ТГНИ внести соответствующие коррективы в карточку регистрации.
     
     4. Недопустимо использовать ККМ, незарегистрированные в налоговой инспекции, снятые с учета, исключенные из Госреестра и запрещенные к использованию на территории Российской Федерации.
     
     В процессе эксплуатации ККМ изнашиваются или просто приходят в негодность, и у предприятия возникает необходимость в замене ККМ на новые или установке дополнительных машин. В этом случае предприятие до ввода новых ККМ в эксплуатацию подает в налоговый орган заявление о регистрации новых и снятии с учета зарегистрированных ранее машин. По заявлению предприятия налоговый орган снимает ККМ с учета, о чем делает отметку в карточке регистрации ККМ, заверяет ее подписью должностного лица налогового органа и скрепляет печатью.
     

Ответственность предприятия за нарушения закона о ККМ

     
     Работа без кассового аппарата квалифицируется как ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ и влечет штраф в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда (ММОТ).
     
     При этом необходимо иметь в виду, что штраф в 350-кратном размере взимается независимо от причины неприменения ККМ, и даже единичный факт обслуживания продавцом покупателя без использования ККМ дает основание налоговому органу применять указанные штрафные санкции, поскольку ответственность, установленная Законом, не ставится в зависимость от количества допущенных нарушений.
     
     В случае применения ККМ, не зарегистрированных в налоговых органах или не допущенных ГМЭК к использованию на территории Российской Федерации, предприятиям, а равно индивидуальным предпринимателям необходимо  иметь в виду следующее.
     
     Статья 7 Закона РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” не содержит нормы об ответственности предприятия за применение ККМ, не зарегистрированной в налоговом органе или не допущенной к использованию.
     
     Однако подобные нарушения рассматриваются налоговыми органами как неприменение предприятием ККМ с наложением на нарушителя штрафа в 350-кратном размере ММОТ. Иное толкование Закона вступает в противоречие с его общим смыслом. При этом следует иметь в виду, что ККМ является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования организациями наличной выручки.
     
     ККМ, не состоящая в Госреестре ККМ (кроме случаев, когда ее использование разрешено соответствующим решением ГМЭК) или не зарегистрированная в налоговом органе, не может служить таким инструментом (письмо Госналогслужбы России от 24.01.96 № ПВ-6-16-43).
     
     Если продавец-кассир пробивает, но не выдает кассовый чек, данное правонарушение квалифицируется как “невыдача чека лицом, обязанным выдать его покупателю” и влечет штраф в 10-кратном размере ММОТ. Непробитие чека образует состав ведения денежных расчетов без применения ККМ.
     
     В случае если “невыдача чека” явилась следствием неисправности ККМ, наступает ответственность предприятия за ведение денежных расчетов без применения ККМ. При неисправности кассовой  машины предприятие должно остановить торговлю.
     

     При этом в случае использования неисправной ККМ (например, ККМ пробивает чеки не полностью, с плохо различимыми цифрами) ответственность предприятия меньше: штраф составит 200-кратный размер ММОТ. Если кассир при этом выдает чеки покупателям, ответственность за невыдачу чека не наступает.
     
     Следует упомянуть еще о таком виде ответственности, как штраф в 100-кратном размере ММОТ, налагаемый на предприятие, не вывесившее ценник на продаваемый товар (прейскурант на оказываемую услугу).
     
     Штрафы за нарушение правил применения ККМ установлены в фиксированной форме, то есть налоговые органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить их размер.
     
     Исключение составляет штраф за невыдачу чека, составляющий 10-кратный размер, но не менее 20 процентов стоимости покупки (услуги).
     
     Закон РФ  от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” не запрещает налагать на предприятия штраф за повторное нарушение Закона. Следовательно, если на предприятие наложен штраф за одно из нарушений, указанных в ст. 7 Закона, и оно вновь допустило нарушение Закона, налоговый орган вправе наложить на него установленный за соответствующее нарушение штраф, а также обратиться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением деятельности предприятия в части денежных расчетов с населением.
     

Адаптация ККМ

     
     В связи с введением в платежный оборот в Российской Федерации денежных знаков нового образца Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ разработала мероприятия по адаптации контрольно-кассовых машин к изменению масштаба цен и обеспечению использования ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
     
     С 1 января 1998 года по 30 июня 1998 года все кассовые аппараты должны быть адаптированы, т.е. переведены на работу на новый масштаб цен, а начиная с 1 июля 1998 года все ККМ должны работать только в новом масштабе цен. Следует отметить, что не следует откладывать эту операцию на последний день, иначе к предприятию будут применены штрафные санкции за ведение денежных расчетов с населением на неисправном кассовом аппарате.
     
     До проведения адаптации кассир-продавец предприятия в рамках данной торговой точки независимо от предъявляемых купюр (нового или старого образца) должен пробивать кассовые чеки только в старом масштабе цен, после проведения адаптации - в новом масштабе цен. Пробитие кассовых чеков одновременно в разных масштабах цен недопустимо.
     
     В документах строгой  отчетности (квитанциях, путевках, билетах, талонах, знаках почтовой оплаты и др.), приравненных к чекам, стоимость товаров или платных услуг проставляется начиная с 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен.
     
     Адаптацию кассовых аппаратов осуществляет ЦТО, с которым предприятие заключило договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ.
     
     Владелец ККМ после адаптации своих кассовых аппаратов обязан в 3-дневный срок представить следующие документы в  налоговый орган по месту нахождения предприятия для перерегистрации ККМ:
     
     - заявление владельца;
     
     - технический паспорт ККМ с отметками ЦТО об адаптации ККМ к новому масштабу цен и установлении средства визуального контроля (голограммы);
     
     - акты по форме № 26-Д и № 27-Д с прилагаемым к ним соответствующим отчетом, распечатанным с ККМ;
     
     - договор с ЦТО о постановке ККМ на техническое обслуживание;
     
     - книгу кассира-операциониста с записью о показаниях за день (по итогам последнего рабочего дня 1997 года) и общей суммы выручки за период эксплуатации ККМ, заверенной подписями кассира (продавца) и руководителя предприятия (предпринимателя) и печатью предприятия (при наличии печати печатью предпринимателя);
     
     - карточку регистрации ККМ.
     
     Налоговые органы вносят в карточку регистрации контрольно-кассовых машин запись “адаптирована” с указанием даты и номера акта по форме № 27-Д, которая заверяется подписью должностного лица и печатью или штампом налоговой инспекции.
     
     Начиная с 1 января 1998 года в государственных налоговых инспекциях не принимаются к регистрации ККМ, не обеспечивающие работу в новом масштабе цен.
     
     Ответственность за своевременный и правильный перевод ККМ на режим работы в новом масштабе цен возлагается на владельцев ККМ, центры технического обслуживания и заявителей (генеральных поставщиков).